ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-7985/17 от 04.12.2017 Советского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

Дело №2-7985/17

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Краснодар 04 декабря 2017 г.

Советский районный суд г. Краснодара в составе

судьи Скрипка О.В.

при секретаре Шереметьевой Р.А.,

с участием:

помощника прокурора КАО г. Краснодара Крупновой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Карасунского административного округа г. Краснодара в защиту интересов неопределенного круга лиц к ИП ФИО1 о признании бездействия незаконным,

установил:

Прокурор Карасунского административного округа г. Краснодара обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к ИП ФИО1 о признании бездействия незаконным.

В обоснование требований указано, что прокуратурой Карасунского округа города Краснодара рассмотрена информация управления социальной защиты населения Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края в Карасунском округе города Краснодара, в части обеспечения беспрепятственного доступа для инвалидов и других маломобильных групп граждан к торговому помещению магазина «<данные изъяты>», расположенного по адресу: г. Краснодар, <адрес> в городе Краснодаре. 29.08.2017 года ведущим специалистом - экспертом управления социальной защиты населения в Карасунском округе города Краснодара ФИО5 составлен паспорт доступности для инвалидов общественного здания (магазина «<данные изъяты>», ИП ФИО6) по адресу: г. Краснодар, <адрес> В результате мониторинга указанного объекта выявлены нарушения СП 59.13330.2012 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, а именно в нарушение п.4.1.14 СП 59.13330.2012 лестница при входе в торговое помещение не оборудована пандусом, либо подъемным устройством, что затрудняет доступ для инвалидов колясочников; кнопка вызова персонала не согласована с Всероссийским обществом инвалидов; высота поручня установленного на лестнице превышает 90 см.; высота порога входной двери превышает 1,5 см.; отсутствует контрастная маркировка на первой и последней ступенях лестницы, пути движения в торговых галереях менее установленных законодательством 1.5 м.; в нарушение п. 5.5.8 СП 59.13330.2012 информация об объекте тактильными знаками не продублирована. Постановлением мирового судьи судебного участка № 33 Карасунского округа города Краснодара Апель А.Е. от 19 сентября 2017 года ИП ФИО1 был освобожден от административной ответственности, предусмотренной ст. 9.13 КоАП РФ, ограничившись устным замечанием, однако, до настоящего времени указанные нарушения не устранены. В связи с тем, что данные правоотношения затрагивают интересы неопределенного круга лиц, выразившееся в необеспечении условий для беспрепятственного доступа неопределенного круга лиц инвалидов индивидуальный предприниматель ФИО6 нарушает права инвалидов на обеспечение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, гарантированных ст. 17 Конституции РФ, истец вынужден обратиться в суд.

Просит суд признать бездействие индивидуального предпринимателя ФИО1, выразившееся в уклонении от исполнения требований доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, в части оборудования незаконным. Обязать индивидуального предпринимателя ФИО1 обеспечить условия для инвалидов, а именно: установить пандус, либо подъемное устройство дублирующий лестницу при входе, согласовать кнопку вызова с Всероссийским обществом инвалидов; уменьшить высоту поручня до 90 см.; уменьшить высоту порога входной двери до 1,5 см.; разместить контрастную маркировку на первой и последней ступенях лестницы, расширить пути движения в торговых галереях, информацию об объекте продублировать тактильными знаками.

В судебном заседании помощник прокурора КАО г. Краснодара Крупнова А.О. поддержала исковые требования, настаивала на их удовлетворении.

Ответчик в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о месте и времени слушания дела, о причинах неявки суду не сообщил.

В силу ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд, выслушав истца, исследовав материалы дела, пришел к следующему.

В силу ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Статьей 15 Федерального закона РФ № 181 от 24 ноября 1995 года (в редакции 29.06.2015) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлены меры по обеспечению доступа инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и иным учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналамисветовых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Прокуратурой Карасунского округа города Краснодара рассмотрена информация управления социальной защиты населения Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края в Карасунском округе города Краснодара, в части обеспечения беспрепятственного доступа для инвалидов и других маломобильных групп граждан к торговому помещению магазина «Гранат», расположенного по адресу: г. Краснодар, <адрес> в городе Краснодаре. 29.08.2017 года ведущим специалистом - экспертом управления социальной защиты населения в Карасунском округе города Краснодара ФИО5 составлен паспорт доступности для инвалидов общественного здания (магазина «Гранат», ИП ФИО6) по адресу: г. Краснодар, <адрес>

В результате мониторинга указанного объекта выявлены нарушения СП 59.13330.2012 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, а именно в нарушение п.4.1.14 СП 59.13330.2012 лестница при входе в торговое помещение не оборудована пандусом, либо подъемным устройством, что затрудняет доступ для инвалидов колясочников; кнопка вызова персонала не согласована с Всероссийским обществом инвалидов; высота поручня установленного на лестнице превышает 90 см.; высота порога входной двери превышает 1,5 см.; отсутствует контрастная маркировка на первой и последней ступенях лестницы, пути движения в торговых галереях менее установленных законодательством 1.5 м.; в нарушение п. 5.5.8 СП 59.13330.2012 информация об объекте тактильными знаками не продублирована.

Обеспечение доступности для инвалидов регулируется Сводом Правил СП

59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001».

В соответствии с п. 5.1.2 СП - наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.

Для акцентирования внимания инвалидов с нарушением зрения на необходимой информации следует активно использовать тактильные (рекомендуемая высота размещения горизонтально или под наклоном на витринах и полках на высоте от 0,7 до 1,4 м. от уровня пола), световые указатели, табло и пиктограммы. Система средств информации зон помещений должна обеспечивать непрерывность информации, своевременное ориентирование и однозначное опознавание объектов и мест посещения. Она должна предусматривать возможность получения информации об ассортименте предоставляемых услуг (п.5.5.3 СП 59.13330.2012).

В удобном для посетителя - инвалида по зрению месте и в доступной для него форме должна располагаться информация (тактильная мнемосхема) об объекте.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 33 Карасунского округа города Краснодара Апель А.Е. от 19 сентября 2017 года ИП ФИО1 был освобожден от административной ответственности, предусмотренной ст. 9.13 КоАП РФ, ограничившись устным замечанием, однако, до настоящего времени указанные нарушения не устранены.

Отсутствие условий для беспрепятственного доступа инвалидов нарушает права инвалидов на обеспечение равных с другими гражданами возможностей в

реализации их прав и свобод, гарантированных Конституцией Российской Федерации и иным законодательством.

При таких обстоятельствах, оценив в совокупности доказательства по делу, суд приходит к выводу, что исковые требования являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования прокурора Карасунского административного округа г. Краснодара в защиту интересов неопределенного круга лиц к ИП ФИО1 о признании бездействия незаконным удовлетворить.

Признать бездействие индивидуального предпринимателя ФИО1, выразившееся в уклонении от исполнения требований доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, в части оборудования, незаконным.

Обязать индивидуального предпринимателя ФИО1 обеспечить условия для инвалидов, а именно: установить пандус, либо подъемное устройство дублирующий лестницу при входе, согласовать кнопку вызова с Всероссийским обществом инвалидов; уменьшить высоту поручня до 90 см.; уменьшить высоту порога входной двери до 1,5 см.; разместить контрастную маркировку на первой и последней ступенях лестницы, расширить пути движения в торговых галереях, информацию об объекте продублировать тактильными знаками.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Советский районный суд г. Краснодара в течение 30-ти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.

Судья Советского

районного суда г. Краснодара О.В. Скрипка