Дело № 2-7985/2013
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
27 ноября 2013 года
город Архангельск
Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе:
председательствующего судьи Калашниковой А.В.,
при секретаре Поповой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании незаконными действий Управления Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу по приостановлению государственной регистрации сделки, отказу в ее регистрации,
установил:
ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий Управления Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу по приостановлению государственной регистрации договора субаренды от ДД.ММ.ГГГГ №.
В обоснование требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ представил в Управление заявление о государственной регистрации договора субаренды от ДД.ММ.ГГГГ №, по которому заявитель является субарендатором. Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ государственная регистрация договора была приостановлена для представления документов, позволяющих проверить соблюдение субарендатором ФИО1 требований ст. 35 Семейного кодекса Российской Федерации. Заявителю предложено представить в Управление нотариально удостоверенное согласие супруга на совершение сделки. Полагает такие действия незаконными и нарушающими его права и законные интересы, поскольку гражданским законодательством не предусмотрена обязанность предоставления нотариально удостоверенного согласия супруга для государственной регистрации сделки.
В ходе рассмотрения дела заявитель требования увеличил. Поскольку сообщением от ДД.ММ.ГГГГ Управление отказало в государственной регистрации договора субаренды от ДД.ММ.ГГГГ №, просит также признать незаконными действия Управления по отказу в государственной регистрации по тем же основаниям.
В судебном заседании представитель заявителя ФИО2 требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении. Дополнительно указала на отсутствие необходимости получать нотариальное согласие супруга на совершение сделки по передаче имущества в субаренду, поскольку перехода права собственности на объект не происходит, общим имуществом супруг в данном случае не распоряжается. Кроме того, о совершении данной сделки представитель заявителя, являющаяся супругом заявителя, знает, оспорить ее в дальнейшем не сможет.
Представитель Управления Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу ФИО3 в судебном заседании требования не признала. Указала, что в силу ст. 35 Семейного кодекса Российской Федерации для совершения одним из супругов сделки, требующей государственной регистрации в установленном законом порядке, необходимо получить нотариально удостоверенное согласие другого супруга. Такое согласие входит в перечень дополнительных документов, представление которых необходимо для государственной регистрации, обязанность по представлению такого согласия возложена на заявителя. Поскольку у регистрирующего органа есть право проведения правовой экспертизы представленных на регистрацию документов, а необходимого пакета документов для регистрации спорной сделки заявителем не представлено, Управлением правомерно отказано в регистрации, о чем уведомлен заявитель.
Заслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Управление с заявлением о государственной регистрации договора субаренды земельного участка, стороной по которому (субарендатор) является заявитель.
Согласно расписке в получении документов на государственную регистрацию им представлены заявление, договор субаренды от ДД.ММ.ГГГГ №, письмо ООО <данные изъяты>, чек.
Сторонами не оспаривается, что договор субаренды заключен на 10 лет, в связи с чем в соответствии со ст. 615, 609 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит государственной регистрации.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ № государственная регистрация была приостановлена до ДД.ММ.ГГГГ для устранения препятствий к проведению государственной регистрации, в частности, для представления заявителем нотариально удостоверенного согласия супруга на совершение сделки.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу принято решение № об отказе в государственной регистрации сделки, о чем заявитель уведомлен посредством направления сообщения.
Не согласившись с указанными решениями, ФИО1 обратился в суд с настоящим заявлением.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям(бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Пунктом 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к решениям отнесены акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.
В соответствии с п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия;
соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
По правилам п. 5 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом или судебным приставом-исполнителем в суд.
Как следует из положения абз. 3 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки, являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ в ходе проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество производятся правовая экспертиза документов, представленных на государственную регистрацию, и проверка законности сделки в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления.
Согласно п. 2 ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем.
Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
Основаниями для государственной регистрации прав являются документы, необходимые для ее проведения и предусмотренные ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ.
Пунктом 29 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Приказом Минюста Российской Федерации от 01.07.2002 № 184, предусмотрено, что согласно п. 2 ст. 17 Закона о регистрации в установленных законодательством Российской Федерации случаях на государственную регистрацию могут представляться дополнительные документы, необходимые для государственной регистрации, в частности, нотариально удостоверенное согласие супруга для совершения одним из супругов сделки по распоряжению совместно нажитой недвижимостью и сделки, требующей нотариального удостоверения или государственной регистрации (п. 3 ст. 35 Семейного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 3 ст. 35 Семейного кодекса Российской Федерации для совершения одним из супругов сделки по распоряжению недвижимостью и сделки, требующей нотариального удостоверения и (или) регистрации в установленном законом порядке, необходимо получить нотариально удостоверенное согласие другого супруга. Супруг, чье нотариально удостоверенное согласие на совершение указанной сделки не было получено, вправе требовать признания сделки недействительной в судебном порядке в течение года со дня, когда он узнал или должен был узнать о совершении данной сделки.
Из объяснений представителя заявителя следует, что она и заявитель ФИО1 состоят в зарегистрированном браке с ДД.ММ.ГГГГ
Из имеющихся в деле документов усматривается, что договор субаренды от ДД.ММ.ГГГГ заключен ФИО1 в период брака.
Сторонами не оспаривается, что сделка - договор субаренды от ДД.ММ.ГГГГ, требует государственной регистрации, при этом нотариально удостоверенного согласия на совершение такой сделки заявитель от супруга не получал, в Управление не представлял.
Таким образом, в силу приведенных выше норм и исходя из названных документов государственная регистрация сделки не могла быть произведена, поскольку нотариально удостоверенное согласие супруги ФИО1 на совершение им сделки, требующей государственной регистрации, представлено не было.
Ссылка представителя заявителя на то, что сделка по предоставлению имущества в субаренду не связана с отчуждением общего имущества супругов, в связи с чем получение согласия на ее совершение в данном случае не требуется, несостоятельна.
Пунктом 3 ст. 35 Семейного кодекса Российской Федерации прямо установлено, что получение нотариально удостоверенного согласия другого супруга необходимо для совершения одним из супругов сделки не только по распоряжению недвижимостью, но и любой другой сделки, требующей регистрации в установленном законом порядке.
Не влияют на выводы суда и доводы представителя заявителя о том, что в данном случае ей как супругу известно о совершении ФИО1 сделки, в том числе и посредством ее участия в судебных заседаниях по данному делу, поскольку законом предусмотрены равные для всех участников правоотношений обязанности, в том числе и обязанность представить необходимый пакет документов для осуществления государственной регистрации.
Согласно п. 1 ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений. В день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав государственный регистратор обязан подготовить в письменной форме уведомление о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения и выдать или направить его заявителю (заявителям) в порядке, установленном пунктом 5 настоящей статьи. Заявитель (заявители) вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений. В случае, если государственная регистрация прав приостановлена по причине непредставления необходимых для государственной регистрации прав документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам, заявитель (заявители) уведомляется (уведомляются) о его (об их) праве представить такие документы по собственной инициативе.
Согласно п. 2 ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ государственная регистрация прав может быть приостановлена не более чем на месяц. Если в течение указанного срока не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, государственный регистратор обязан отказать заявителю в государственной регистрации прав и сделать об этом соответствующую запись в книге учета документов.
Статьей 20 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ определены основания для отказа в государственной регистрации прав, к числу которых отнесены, в том числе, непредставление документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, в уведомлении о приостановлении государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ государственный регистратор обоснованно предложил заявителю предоставить нотариально удостоверенное согласие его супруги. Указание в уведомлении на необходимость представления согласия супруга на совершение сделки по распоряжению недвижимостью не влияет на существо возникших правоотношений, поскольку исходя из буквального толкования всего текста уведомления и объяснений представителя заинтересованного лица речь идет именно о сделке, требующей государственной регистрации.
Поскольку ФИО1 своевременно не устранил причины, препятствующие государственной регистрации, у регистрирующего органа имелись предусмотренные ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ основания для отказа в такой регистрации.
Поскольку в силу Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457, Управление Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу является уполномоченным территориальным органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, он вправе принимать решения, в том числе, об отказе в государственной регистрации сделки при наличии достаточных для этого оснований.
В соответствии с п. 3 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ при принятии решения об отказе в государственной регистрации прав заявителю направляется в письменной форме сообщение о причинах отказа с обязательной ссылкой на положения настоящей статьи, послужившие основанием для принятия такого решения, в срок не более чем пять дней после окончания срока, установленного для рассмотрения заявления, и копия указанного сообщения помещается в дело правоустанавливающих документов.
Управлением Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу ДД.ММ.ГГГГ в адрес заявителя направлено сообщение об отказе в государственной регистрации.
В соответствии с ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Поскольку при принятии решений о приостановлении, а впоследствии об отказе в государственной регистрации сделки Управление Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу действовало в рамках предоставленных ему полномочий и в соответствии с действующим законодательством, оснований для удовлетворения требований ФИО1 о признании таких решений незаконными у суда не имеется.
Руководствуясь статьями 194-198, 258 ГПК РФ, суд
решил:
отказать в удовлетворении заявления ФИО1 о признании незаконными действий Управления Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу по приостановлению государственной регистрации сделки, отказу в ее регистрации.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.
Мотивированное решение изготовлено 02 декабря 2013 года
Председательствующий А.В. Калашникова