ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-7987/2021 от 24.11.2021 Вахитовского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

Дело №2-7987/2021г.

16RS0046-01-2021-018762-31

РЕШЕНИЕ (заочное)ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 ноября 2021 года Вахитовский районный суд города Казани в составе:

председательствующего судьи Е.В.Зыбуновой,

при секретаре С.Д. Кадучевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Татарского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Волга-Флотъ» о признании действий незаконными, запрете эксплуатации судна до устранения нарушений,

установил:

Татарский транспортный прокурор в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Волга-Флотъ» о признании действий незаконными, запрете эксплуатации судна до устранения нарушений. В обоснование иска указано, что в Татарскую транспортную прокуратуру из Казанской инспекции государственного портового контроля поступила информация об эксплуатации ООО «Волга-Флоть» теплохода «Окский-43И» при наличии предписания о запрете его эксплуатации. Проведенной транспортной прокуратурой проверкой установлено, что на основании приказа Капитана Волжского бассейна внутренних водных путей от 31.07.2021 ... сформировано плановое (рейдовое) задание о проведении проверки судна «Окский-43И», проведение проверки поручено инспектору государственного портового контроля ФИО4

По результатам проведенной инспектором государственного портового контроля проверкой установлены нарушения законодательства о безопасности плавания в целях устранения, которых судовладельцу судна «Окский-43И» - обществу с ограниченной ответственностью «Волга-Флотъ» выдано предписание ..., а судно было задержано.

В ходе проведения проверки было установлено, что срок действия свидетельства о классификации судна «Окский-43И» и срок действия свидетельства о предотвращении загрязнения окружающей среды с судна закончился 14.05.2021, что свидетельствует о фактическом их отсутствии на судне, что влечет за собой нарушение положений ст. 14 КВВТ РФ, 35 КВВТ РФ, п. 216 постановления Правительства РФ от 12.08.2010 N623 "Об утверждении технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта", требований приказа Минтранса России от 14.04.2016 N102.

Кроме того, при проведении проверки установлено, что в период с 29.07.2021 по 31.07.2021 судном осуществлялась перевозка щебня массой 1885 т., что превышает грузоподъемность судна (1800 т.) с затоплением грузовой марки и влечет за собой нарушение п. 271 216 постановления Правительства РФ от 12.08.2010 N623 "Об утверждении технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта".

Более того, установлено, что срок нахождения сточных вод в сборных цистернах судна превышает установленную автономность плавания судна «Окский- 43И», поскольку последняя сдача сточных вод на момент проверки осуществлялась 20.07.2021, что влечет за собой нарушение ст. 35 КВВТ РФ, п. 41, 71, 75 приказа Минтранса России от 14.04.2016 N102, Правил предотвращения загрязнения окружающей среды с судов (ППЗС), утвержденных приказом ФАУ «Российский речной регистр» от 12.10.2015 № 38-п.

Вышеперечисленные нарушения требований законодательства о безопасности плавания послужили основанием для задержание судна «Окский-43И», о чем в предписании от 31.07.2021 № 30-04/988 был проставлен код «30».

Кроме того, в ходе проведения 31.07.2021 проверки установлены и иные нарушения требований действующего законодательства.

Так, у помощника электромеханика ФИО5 установлено отсутствие удостоверения о пройденной проверке знаний по охране труда, техники безопасности, а наждачный станок на судне не был оборудован блокирующим пусковым устройством, соединенным с защитным экраном, что влечет за собой нарушение ч. 4 ст. 28 КВВТ РФ, п.п. 4, 10, 11, 283, 284, 381 Правил по охране труда на морских судах и судах внутреннего водного транспорта, утвержденных приказом Минтруда России от 11.12.2020 N886н.

Более того, в нарушение п. 323 постановления Правительства РФ от 12.08.2010 N623 "Об утверждении технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта" установлено, что тумба леерного ограждения на судне завалена, а само леерное ограждение порвано.

При этом, 20.09.2021 в Татарскую транспортную прокуратуру поступила информация от 17.09.2021 ... за подписью начальника Казанской инспекции государственного портового контроля, согласно которой в ходе проведения проверки барж «Пионер-2» и «Пионер-3» установлен факт выгрузки с этих барж груза на теплоход «Окский-43И», при этом судна с задержания не снималось и продолжает эксплуатироваться судовладельцем без устранения допущенных нарушений, выявленных ....

Таким образом, учитывая комплекс установленных нарушений при эксплуатации теплохода «Окский-43И», он не может считаться годным к плаванию.

Просит признать незаконными действия ООО «Волга-Флотъ» (ИНН ...) по эксплуатации судна «Окский-43И».Запретить ООО «Волга-Флотъ» (ИНН ...) эксплуатировать судно «Окский-43И» с регистровым номером ..., в том числе передавать его другим лицам для эксплуатации, до устранения нарушений, перечисленных в исковом заявлении.

Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал.

Представитель ответчика ООО «Волга-Флоть» в судебное заседание не явился, извещен.

С согласия представителя истца дело рассмотрено в порядке заочного производства.

Представитель третьего лица в суд не явился, представив отзыв.

Заслушав объяснения участника процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст.1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда.

Судом установлено, что в Татарскую транспортную прокуратуру из Казанской инспекции государственного портового контроля поступила информация об эксплуатации ООО «Волга-Флоть» теплохода «Окский-43И» при наличии предписания о запрете его эксплуатации.

Как следует, на основании приказа Капитана Волжского бассейна внутренних водных путей от 31.07.2021 ... сформировано плановое (рейдовое) задание о проведении проверки судна «Окский-43И», проведение проверки поручено инспектору государственного портового контроля ФИО4

По результатам проведенной инспектором государственного портового контроля проверкой установлены нарушения законодательства о безопасности плавания в целях устранения, которых судовладельцу судна «Окский-43И» - обществу с ограниченной ответственностью «Волга-Флотъ» выдано предписание ..., а судно было задержано.

В соответствии со ст.3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее –КВВТ РФ), внутренний водный транспорт Российской Федерации – один из видов транспорта, представляющего собой производственно-технический комплекс с входящими в него организациями, осуществляющими судоходство и иную связанную с судоходством деятельность на внутренних водных путях Российской Федерации, под которыми понимаются пути сообщения внутреннего водного транспорта, определяемые Правительством Российской Федерации.

Судоходством является деятельность, связанная с использованием на внутренних водных путях судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа, почтовых отправлений, буксировки судов и плавучих объектов, проведения поиска, разведки и добычи полезных ископаемых, строительных, путевых, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ.

Под судном понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, предназначенное для использования в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода.

Согласно ст. 7 КВВТ РФ, внутренние водные пути и расположенные на них судоходные гидротехнические сооружения находятся в федеральной собственности и используются в целях судоходства любыми юридическими и физическими лицами. Перечень внутренних водных путей утверждается Правительством Российской Федерации.

Перечень внутренних водных путей включает в себя перечень внутренних водных путей федерального значения и перечень внутренних водных путей регионального значения.

Распоряжением Правительства РФ от 19.12.2002 №1800-р утвержден Перечень внутренних водных путей Российской Федерации, в который включена река Волга.

В соответствии со ст. 34 КВВТ РФ судно считается годным к плаванию, если должным образом обеспечено укомплектование экипажа судна и оно удовлетворяет требованиям обеспечения безопасности судоходства, экологической, санитарной и пожарной безопасности, установленным законодательством в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации. Безопасность судоходства обеспечивается в соответствии с настоящим Кодексом, правилами плавания судов по внутренним водным путям, правилами движения и стоянки судов в бассейнах внутренних водных путей, правилами пропуска судов через шлюзы внутренних водных путей, правилами диспетчерского регулирования движения судов и управления движением судов на внутренних водных путях, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, а также правилами радиосвязи подвижной службы и подвижной спутниковой службы на внутренних водных путях, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области связи.

В ст.14 КВВТ РФ перечислены судовые документы, которое должны
находиться на подлежащих государственной регистрации судах.

Согласно ст. 35 КВВТ РФ подлежащие государственной регистрации суда, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, подлежат классификации и освидетельствованию на возмездной основе за счет судовладельцев организациями, которые уполномочены федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов и которые могут создаваться в организационно-правовой формефедеральныхавтономныхучреждений,атакжеиностраннымиклассификационными обществами, уполномоченными федеральныморганомисполнительнойвластивобластитранспортанаклассификациюиосвидетельствование судов.

В ходе проведения проверки было установлено, что срок действия свидетельства о классификации судна «Окский-43И» и срок действия свидетельства о предотвращении загрязнения окружающей среды с судна закончился 14.05.2021.

При проведении проверки было установлено, что в период с 29.07.2021 по 31.07.2021 судном осуществлялась перевозка щебня массой 1885 т., что превышает грузоподъемность судна (1800 т.) с затоплением грузовой марки и влечет за собой нарушение п. 271 216 постановления Правительства РФ от 12.08.2010 N623 "Об утверждении технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта".

Установлено, что срок нахождения сточных вод в сборных цистернах судна превышает установленную автономность плавания судна «Окский- 43И», поскольку последняя сдача сточных вод на момент проверки осуществлялась 20.07.2021, что влечет за собой нарушение ст. 35 КВВТ РФ, п. 41, 71, 75 приказа Минтранса России от 14.04.2016 N102, Правил предотвращения загрязнения окружающей среды с судов (ППЗС), утвержденных приказом ФАУ «Российский речной регистр» от 12.10.2015 № 38-п.

В ходе проведения 31.07.2021 проверки установлены и иные нарушения требований действующего законодательства, а именно:

у помощника электромеханика ФИО5 установлено отсутствие удостоверения о пройденной проверке знаний по охране труда, техники безопасности, а наждачный станок на судне не был оборудован блокирующим пусковым устройством, соединенным с защитным экраном, что влечет за собой нарушение ч. 4 ст. 28 КВВТ РФ, п.п. 4, 10, 11, 283, 284, 381 Правил по охране труда на морских судах и судах внутреннего водного транспорта, утвержденных приказом Минтруда России от 11.12.2020 N886н.

Более того, в нарушение п. 323 постановления Правительства РФ от 12.08.2010 N623 "Об утверждении технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта" установлено, что тумба леерного ограждения на судне завалена, а само леерное ограждение порвано.

20.09.2021 в Татарскую транспортную прокуратуру поступила информация от 17.09.2021 № 14-1/48 за подписью начальника Казанской инспекции государственного портового контроля, согласно которой в ходе проведения проверки барж «Пионер-2» и «Пионер-3» установлен факт выгрузки с этих барж груза на теплоход «Окский-43И», при этом судна с задержания не снималось и продолжает эксплуатироваться судовладельцем без устранения допущенных нарушений, выявленных 31.07.2021.

В силу ч. 1 ст. 38.1 КВВТ РФ государственный портовый контроль за судамииплавучими объектами на внутренних водных путях (далее – государственныйпортовый контроль) осуществляется должностными лицами инспекцийгосударственного портового контроля, входящих в состав администрацийбассейноввнутренних водных путей (далее - лица, осуществляющие государственныйпортовый контроль).

Государственный портовый контроль включает в себя проверку соблюдениянасудах и плавучих объектах, находящихся в бассейне внутренних водныхпутей,требований к оборудованию, конструкциям, машинам, механизмамсудов,спасательным и иным средствам, требований обеспечения безопаснойэксплуатациитаких судов и плавучих объектов, профессиональных иквалификационныхтребований к членам экипажей судов, установленных настоящимКодексомивсоответствии с настоящим Кодексом (обязательные требования)(ч.3ст.38.1КВВТРФ).

В соответствии с п.п. 6 ч. 6 ст. 38.1 КВВТ РФ капитан бассейна внутренних водных путей и лица, осуществляющие государственный портовый контроль, являются государственными транспортными инспекторами и имеют право принимать решения о временном задержании судна или плавучего объекта до устранения нарушений обязательных требований, выявленных и создающих угрозу безопасной эксплуатации судна или плавучего объекта и (или) безопасности судоходства. Перечень нарушений обязательных требований, служащих основаниями для временного задержания судна или плавучего объекта, и предельные сроки этого задержания устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Во исполнение указанной правовой нормы приказом Минтранса России от 06.11.2020 N464 утвержден Перечень нарушений обязательных требований, служащих основаниями для временного задержания судна или плавучего объекта, и предельных сроков этого задержания (далее - Перечень).

В силу п. 2 Перечня основанием для временного задержания судна является отсутствие на судне следующих документов:

свидетельства о предотвращении загрязнения окружающей среды с судна; свидетельства о классификации.

Основанием для временного задержания судна является отсутствие и неисправность оборудования по предотвращению загрязнения с судов требованиям по предотвращению загрязнения окружающей среды с судов (и. 11 Перечня), а так же превышение установленных в соответствии с судовыми документами пассажировместимости и/или грузовместимости судна и соответствующую им установленную в соответствии с районом и/или условиями плавания грузовую марку (затопление грузовой марки) (п. 15 Перечня).

При указанных обстоятельствах, учитывая комплекс установленных нарушений при эксплуатации теплохода «Окский-43И», он не может считаться годным к плаванию, а потому суд удовлетворяет исковые требования в полном объеме.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в бюджет муниципального образования «город Казань» по 300 рублей с каждого.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198, 233-237 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Иск удовлетворить.

Признать незаконными действия Общества с ограниченной ответственностью «Волга-Флотъ» по эксплуатации судна «Окский-43И».

Запретить Обществу с ограниченной ответственностью «Волга-Флотъ» эксплуатировать судно «Окский-43И», в том числе передавать его другим лицам для эксплуатации, до устранения нарушений, указанных в предписании Инспекции государственного портового контроля Казанского района водных путей и судоходства- филиала ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» ... от 31.07.2021г.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Волга-Флотъ»государственную пошлину в бюджет муниципального образования «город Казань» в размере 6000 рублей.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья: Зыбунова Е.В.

Решение30.11.2021