ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-7987/2022 от 06.09.2022 Вахитовского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

... Дело № 2-7987/2022

16RS0046-01-2022-012883-30

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

6 сентября 2022 года г. Казань

Вахитовский районный суд г. Казани Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Я.В. Малковой, при секретаре судебного заседания Б.З. Нургалиеве, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ГУ-Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан о признании решения незаконным, включении периодов работы в специальный стаж трудовой деятельности, возложении обязанности

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ по РТ о признании решения незаконным, включении периодов работы в специальный стаж трудовой деятельности, возложении обязанности, указав в обоснование требований, что обращался в отделение ПФР по РТ в Ново-Савиновском районе г. Казани с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением ПФР по РТ от ... в назначении досрочной страховой пенсии по старости ему было отказано ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ 12 лет 6 месяцев. Так, в специальный стаж не были включены следующие периоды деятельности истца:

1) период обучения с ... г. в Таллинской мореходной школе в качестве курсанта в группе матросов,

2)период работы с .... в должности матроса, с ... г. в должности повара, с ... г. в должности матроса в Эстонском производственном объединении рыбной промышленности «Эстрыбпром», проходившие на территории ЭССР и Эстонии,

3) период работы в качестве печатника в газетном цехе ГУП «ПИК «Идель-Пресс» с ... г.

Истец считает отказ включить указанные выше периоды его деятельности в специальный стаж неправомерным по следующим основаниям.

Согласно Договору о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от ... года (далее Договор), ратифицированному Российской Федерацией Федеральным законом от 31 января 2012 года N 1-ФЗ и вступившим в силу с 1 апреля 2012 года (временно применялся с 16 октября 2011 года), на Российскую Федерацию возлагается обязанность исчисления и выплаты пенсии только за стаж, приобретенный лицами на территории Российской Федерации.

Распоряжением Правления ПФ РФ от 22.06.2004 N 99р (ред. от 28.01.2005) "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" были утверждены Рекомендации для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с Российской Федерацией (Азербайджан, Латвия, Эстония), согласно которым учитывается страховой (трудовой) стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 1 января 1991 г., независимо от уплаты страховых взносов (письмо Минтруда России от 15 января 2003 г. N 88-16). Периоды работы после указанной даты включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Как следует из решения Экономического суда СНГ № 01-1/6-04 от 7 апреля 2005г по делу о толковании применения пункта 2 статьи 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - Участников СНТ в области пенсионного обеспечения от 13марта 1992 года. РФ при рассмотрении дела была выражена позиция, согласно которой при назначении пенсий гражданам, прибывшим на территорию РФ из государств, не являющихся участниками Соглашения от 13 марта 1992 года, засчитывается трудовой стаж, приобретенный на территории государств за время до 01 декабря 1991 г. Таким образом, период работы истца до 01 декабря 1991 года действующим Российским законодательством включается в трудовой стаж независимо от выполнения работы за пределами РФ.

Кроме того, из смысла положений пункта 3 статьи 5 Договора также следует, что суммирование пенсионного стажа, приобретенного на территориях Договаривающихся Сторон, производится в том случае, если при решении вопроса о праве лица на пенсию по российскому законодательству или законодательству Эстонской Республики пенсионного стажа, приобретенного на территории Российской Федерации или территории Эстонской Республики, недостаточно.

Учитывая изложенное, периоды трудовой деятельности в Эстонском производственном объединении рыбной промышленности «Эстрыбпром», проходившие на территории ЭССР и Эстонии, по мнению истца, подлежат включению в специальный стаж трудовой деятельности.

Что касается периода обучения с ... г. в Таллинской мореходной школе в качестве курсанта в группе матросов, то согласно п. 1 Разъяснения от 17 октября 2003 г. № 4 о некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федердерации» Постановление Минтруда РФ от 17.10.2003 №70, при исчислении продолжительности страхового стажа (абзац 3 статьи 2 Закона от 17 декабря 2001 г.) и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (статьи 27, 28 Закона от 17 декабря 2001 г.), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).

Согласно п. 109 Постановления Совмина СССР от 03.08.1972 N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий", кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также:

з) обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации;

и) обучение в высших учебных заведениях, средних специальных учебных заведениях (техникумах, педагогических и медицинских училищах и т.д.), партийных школах, совпартшколах, школах профдвижения, на рабфаках; пребывание в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре.

Данный документ применяется и в настоящее время, в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации с учетом Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N665.

Таким образом, в случае включения в специальный стаж периодов работы истца в трудовой деятельности в Эстонском производственном объединении рыбной промышленности «Эстрыбпром», включению также подлежат периоды в Таллинской мореходной школе в качестве курсанта в группе матросов.

В связи с этим, общий период специального стажа составляет более семи лет и семи месяцев - то есть, не менее половины установленного срока в размере 12 лет 6 месяцев. Ввиду наличия у истца необходимой продолжительности страхового стажа, страховая пенсия должна быть назначена истцу с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы, т. е. на три года раньше установленного законом срока для выхода на пенсию по старости для лиц ДД.ММ.ГГГГ года рождения. При таких обстоятельствах, досрочная пенсия по старости должна быть назначена истцу с 01.12.2021 г. Истцом была подана жалоба на решение от 21.04.2022 №32880/22 в Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан, однако решение об отказе было оставлено без изменения.

На основании изложенного истец просит признать решение ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан об отказе включить период обучения с ... г. в Таллинской мореходной школе в качестве курсанта в группе матросов, период работы с ... г. в должности матроса, с ... г. в должности повара, с ... г. в должности матроса в Эстонском производственном объединении рыбной промышленности «Эстрыбпром», проходившие на территории ЭССР и Эстонии, в специальный стаж трудовой деятельности незаконным, включить период обучения с ... в Таллинской мореходной школе в качестве курсанта в группе матросов, период работы с .... в должности матроса, с ... в должности повара, с ... г. в должности матроса в Эстонском производственном объединении рыбной промышленности «Эстрыбпром», проходившие на территории ЭССР и Эстонии, в специальный стаж трудовой деятельности, обязать ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан назначить ФИО1 страховую пенсию по старости с даты возникновения права.

Истец в судебном заседании исковые требования поддрежал по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, ходататйствовал о рассмотрении иска в его отутствие, представил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что ответчик исковые требования не признает, поскольку Договор между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14 июля 2011 года, в части пенсионного обеспечения лиц, проживающих на территориях Договаривающихся Сторон, базируется на пропорциональном принципе: полное разделение ответственности за периоды пенсионного стажа, приобретенного на территории Договаривающихся Сторон, не только после распада СССР, но и в период его существования; за периоды стажа, приобретенного на территориях бывших РСФСР и ЭССР, каждая Договаривающаяся Сторона начисляет и выплачивает пенсию, соответствующую стажу, приобретенному на ее территории, согласно своему законодательству. Поскольку оспариваемые периоды работы Истца, протекали на территории Эстонской Республики, данные периоды не могут быть учтены в специальный стаж по законодательству РФ. Согласно Формуляру уведомлению об установлении пенсии № 6-3/12027, ФИО1 право на получение пенсии на льготных условиях не имеет, поскольку отсутствует требуемый стаж, который дает право для назначения пенсии на льготных условиях. Право на получение пенсии по старости в соответствии с законодательством Эстонской Республики у истца возникнет по достижении 65 лет. Оспариваемые периоды с .... и период с ...., согласно формуляра уведомления, учитываются в пенсионный стаж по законодательству Эстонской Республики. При назначении досрочной пенсии по российскому законодательству специальный стаж, приобретенный на территории Эстонской Республики не суммируется к специальному стажу, выработанному в Российской Федерации, при этом данный стаж суммируется только как страховой и общий трудовой стаж. Таким образом, учитывая вышеизложенное, оспариваемые периоды истца не могут быть включены в специальный стаж в соответствии с п.9 ч1 ст.30 Закона №400-ФЗ. Данные оспариваемые периоды только учитываются при назначении страховой пенсии по старости.

Выслушав истца, исследовав письменные материалы дела, отзыв ответчика, суд приходит к следующему.

Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с данным Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в данный Федеральный закон.

В силу ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные данным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

В ч. 1 ст. 8 названного Федерального закона установлено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Пунктом 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: 2) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

В соответствии с пунктом 2 Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516, при досрочном назначении гражданам трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, суммируются периоды следующих работ: работы с тяжелыми условиями труда (пп. 2); работа в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) (пп. 9).

Суммирование периодов работ, указанных в пункте 2 настоящих Правил, осуществляется в следующем порядке путем прибавления: к периодам работ, указанных в подпункте 2, - периодов работ, указанных в подпункте 1, а также периодов работ, указанных в подпунктах 5 - 7, 9, 12, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с абзацем первым подпункта 2 пункта 1 ст. 27 Федерального закона.

... г. был подписан Договор между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения (далее - Договор), ратифицированный Российской Федерацией Федеральным законом от 31 января 2012 г. N 1-ФЗ и вступивший в силу с 1 апреля 2012 г. (временно применялся с 16 октября 2011 г.).

Договор распространяется на отношения, относящиеся: 1) в Российской Федерации - к трудовым пенсиям по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца; социальным пенсиям; 2) в Эстонской Республике - к государственному пенсионному страхованию, включая народную пенсию (статья 2 Договора).

В силу статьи 3 Договора он применяется к лицам, проживающим на территориях Договаривающихся Сторон и являющимся их гражданами или лицами без гражданства, на которых распространяется или ранее распространялось действие законодательства каждой из Договаривающихся Сторон в соответствии со статьей 2 данного договора.

При назначении пенсии в соответствии с названным договором учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР. Если право на назначение пенсии согласно законодательству одной Договаривающейся Стороны возникает без учета пенсионного стажа, приобретенного согласно законодательству другой Договаривающейся Стороны, то соответствующая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию только за пенсионный стаж, учитываемый на основании своего законодательства, вне зависимости от того, на территории какой Договаривающейся Стороны проживает лицо. Данное правило применяется и в том случае, если при назначении пенсии в Российской Федерации согласно Договору пенсионный стаж, приобретенный на территории Российской Федерации, учитываемый при конвертации пенсионных прав, составляет не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин соответственно. При этом подсчет и подтверждение пенсионного стажа осуществляются согласно законодательству той Договаривающейся Стороны, которая назначает пенсию (пункты 1, 2 статьи 5 Договора).

В силу пункта 1 статьи 6 Договора каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства. Периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории бывшего СССР, кроме территорий бывших РСФСР и ЭССР, не учитываются при определении размера пенсии.

Под пенсионным стажем понимаются: в Российской Федерации - период, учитываемый согласно законодательству Российской Федерации при определении права на пенсии и их размеров, а также конвертация пенсионных прав по законодательству Российской Федерации; в Эстонской Республике - период, учитываемый согласно законодательству Эстонской Республики при определении права на пенсии и их размеров (подпункт 4 пункт 1 статьи 1 Договора).

В судебном заседании установлено, что истец обратился в ГУ ОПФР по РТ для назначения досрочной страховой пенсии в соответствии с п.9 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ГУ ОПФР по РТ № .... истцу было отказано в досрочном назначении пенсии ввиду отсутствия необходимого стажа 12 лет 6 месяцев.

Из решения ОПФР по РТ № .... следует, что стаж истца на соответствующих работах составил 0 дней. Страховой стаж, выработанный на территории РСФСР и России составляет 28 лет 09 месяцев 09 дней, величина индивидуального пенсионного коэффициента составила 23,4.

Решением ОПФР по РТ № .... в специальный стаж не включены :

1) период обучения с .... в Таллинской мореходной школе в качестве курсанта в группе матросов,

2) период работы с .... в должности матроса, с .... в должности повара, с .... в должности матроса в Эстонском производственном объединении рыбной промышленности «Эстрыбпром», проходившие на территории ЭССР и Эстонии.

Как следует из вышеприведенных положений Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14 июля 2011 г. (далее - Договор), данный международный договор в части пенсионного обеспечения лиц, проживающих на территориях Договаривающихся Сторон, базируется на принципе пропорциональности: полное разделение ответственности за периоды пенсионного стажа, приобретенного на территории Договаривающихся Сторон, не только после распада СССР, но и в период его существования; за периоды стажа, приобретенного на территориях бывших РСФСР и ЭССР, каждая Договаривающаяся Сторона начисляет и выплачивает пенсию, соответствующую стажу, приобретенному на ее территории, согласно своему законодательству.

В соответствии с приведенными нормами Договора на Российскую Федерацию возлагается обязанность исчисления и выплаты пенсии за стаж, приобретенный лицами на территории Российской Федерации, обязанность же исчисления и выплаты пенсии за стаж, приобретенный на территории ЭССР и Эстонской Республики, возлагается на Эстонскую Республику.

Поскольку Договор распространяется на отношения, связанные с назначением трудовой пенсии по старости, в том числе досрочной трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями трудовой деятельности, указанный выше порядок исчисления и выплаты пенсии за стаж, приобретенный на территории ЭССР и Эстонской Республики, в равной мере подлежит применению и к отношениям по назначению трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста, установленного в Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 5 Договора, если право на назначение пенсии на основании законодательства одной Договаривающейся Стороны возникает в результате суммирования пенсионного стажа, приобретенного на основании законодательства обеих Договаривающихся Сторон, то при определении права на пенсию согласно законодательству Договаривающихся Сторон и при конвертации пенсионных прав согласно законодательству Российской Федерации учитывается пенсионный стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения.

Пунктом 3 статьи 5 Договора также установлено, что если право на пенсию не возникает в результате трудовой деятельности по определенной специальности или на определенной должности, или в определенных условиях, то пенсионный стаж, приобретенный на территориях Договаривающихся Сторон, суммируется как общий пенсионный стаж.

Из смысла положений пункта 3 статьи 5 Договора также следует, что суммирование пенсионного стажа, приобретенного на территориях Договаривающихся Сторон, производится в том случае, если при решении вопроса о праве лица на пенсию по российскому законодательству или законодательству Эстонской Республики пенсионного стажа, приобретенного на территории Российской Федерации или территории Эстонской Республики, недостаточно.

Суммирование специального стажа условиями Договора не предусмотрено.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что поскольку истец приобрел спорный трудовой стаж на территории ЭстонскойССР, он не подлежит включению в льготный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в РФ, в связи с чем оснований для удовлетворения иска не имеется.

Доводы истца о включении периода работы на территории Эстонской ССР в трудовой стаж для назначения российской пенсии по старости на основании положения пункта 2 статьи 6 Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", является несостоятельной, поскольку Эстонская Республика не является страной - участником Соглашения от 13 марта 1992 г.

Ссылка истца о применении к спорным отношениям рекомендаций, содержащихся в распоряжении Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N 99р, противоречит положениям специального международного акта - Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, заключенного 14 июля 2011 г., правила которого в силу ч. 3 статьи2 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», имеют приоритет в регулировании спорных отношений.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 к ГУ-Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан (ОГРН <***>) о признании решения незаконным, включении периодов работы в специальный стаж трудовой деятельности, возложении обязанности оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан через Вахитовский районный суд города Казани в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

...

...

Судья Я.В. Малкова

Решение05.10.2022