ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-7996/2021 от 24.02.2022 Красногорского городского суда (Московская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 февраля 2022 года

Красногорский городской суд <адрес> в составе:

Председательствующего судьи Пушкиной А.И.,

При секретаре ФИО2,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к РФ в лице ФССП России, ГУФССП России по <адрес> о взыскании незаконно удержанного исполнительского сбора, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с исковыми требованиями к РФ в лице ФССП России, ГУФССП России по <адрес> о взыскании незаконно удержанного исполнительского сбора, компенсации морального вреда.

В обоснование заявленных требований указал, что 30.12.2019г в Дмитровском РОСП ГУФССП России по <адрес> его супруга ФИО3 получила на руки постановление о возбуждении исполнительного производства -ИП от 29.11.2019г. Сумма долга по исполнительному производству составляла 1 097 430 руб. В тот же день, 30.12.2019г сумма долга была полностью оплачена в добровольном порядке, квитанция об оплате предъявлена судебному приставу-исполнителю.

30.01.2020г исполнительное производство окочено в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа.

Однако, 03.02.2020г в личном кабинете на портале Госуслуг истец увидел задолженности в сумме 76 820,10 руб, что составляло исполнительский сбор в размере 7% от суммы долга по исполнительному листу.

04.02.2020г истец позвонил судебному приставу-исполнителю по вопросу в связи с чем начислен исполнительский сбор, если сумма долга уплачена в течение 5 дней с момента получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства. Судебный пристав-исполнитель заверила истца, что данное является ошибкой, которая будет исправлена.

05.02.2020г в личный кабинет портала Госуслуг истцу пришло уведомление от ФССП России о том, что изменилась сумма судебной задолженности, начисление аннулировано, его невозможно оплатить.

В связи с тем, что сумма долга перестала отображаться в личном кабинете на портале Госуслуг, истец решил, что ошибка исправлена, задолженности по исполнительскому сбору не имеется.

Однако, 21.01.2021г при обращении в ПАО Банк Возрождение по окончании срока вклада, истцу стало известно, что с его счета списана сумма в размере 76 820,10 руб.

28.01.2020г истец обратился в Дмитровский РОСП ГУФССП России с заявлением о возврате незаконно удержанных денежных средств.

10.02.2021г истец обратился в Дмитровский РОСП ГУФССП России по с жалобой на бездействие судебного пристава-исполнителя, так как незаконно удержанные денежные средства не возвращены.

12.02.2021г истец обратился в Дмитровскую городскую прокуратуру с жалобой на бездействие Дмитровского РОСП.

23.04.2021г истец получил информационное письмо от Дмитровской прокуратуры, согласно которого доводы его обращения нашли свое подтверждение и в адрес руководителя УФССП России по <адрес> внесено представление об устранении нарушений исполнительного законодательства.

Однако, до настоящего времени денежные средства истцу не возвращены, в связи с чем он обратился в суд с настоящим иском.

В судебное заседание истец явился, заявленные требования поддержал.

Представитель ответчиков в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении.

Выслушав объяснения сторон, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующему.

В силу статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

В силу статьи 112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

Как следует из методических рекомендаций по порядку взыскания исполнительского сбора, утвержденных ФССП России ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированных в Министерстве юстиции Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ N 0001/16, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Также в методических рекомендациях отмечено, что в силу требований Закона для принятия решения о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель или руководитель группы принудительного исполнения устанавливает наличие одновременно следующих обстоятельств: истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа; документальное подтверждение факта получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию за неисполнение исполнительного документа (мерой административной ответственности), следовательно, налагается на правонарушителя при доказанности факта совершения соответствующего правонарушения и с учетом степени вины правонарушителя и характера совершенного правонарушения.

Судебный пристав-исполнитель на момент вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора обязан иметь бесспорное доказательство того, что должник уведомлен о возбуждении исполнительного производства, получил копию соответствующего постановления, уклонился от исполнения требований, в нем указанных.

Пунктом 2.4.1 Методических рекомендаций о порядке взыскания исполнительского сбора, утвержденных Федеральной службой судебных приставов ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что уведомление должника о возбуждении в отношении него исполнительного производства является основным доказательством наличия его вины в неисполнении требований исполнительного документа, в том числе в добровольном порядке, и основанием для применения штрафной санкции - взыскания исполнительского сбора.

Судом установлено, что 29.11.2019г судебным приставом-исполнителем Дмитровского РОСП ГУФССП России по <адрес> возбуждены исполнительные производства в отношении солидарных должников ФИО4, ФИО3, ФИО1, предмет исполнения – взыскание суммы неосновательного обогащения в размере 1 097 430 руб в пользу Министерства обороны Российской Федерации.

Постановлением судебного пристава-исполнителя от 30.01.2020г исполнительные производства окончены в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа.

Как следует из представленных стороной истца доказательств, долг по исполнительному производству уплачен 31.12.2019г в полном объеме. Однако, 30.01.2020г судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с должника ФИО1 в размере 76 820,10 руб, который списан со счета истца, открытого в ПАО Банк Возрождение, о чем истец узнал 21.01.2021г.

Несмотря на то обстоятельство, что ответчиком не опровергнуты доводы истца об исполнении требований исполнительного документа в пятидневный срок с момента получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства, суд полагает, что оснований к удовлетворению заявленных требований не имеется, а позиция ответчика, изложенная в письменных возражениях, заслуживает внимая, учитывая следующее.

Взысканный исполнительский сбор перечислен в доход федерального бюджета, что соответствует Приказу Минфина России и Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ. Письмом Центрального банка России от ДД.ММ.ГГГГ-Т и Минфина РФ предусмотрено, что возврат налогоплательщику излишне уплаченных или взысканных налогов и иных обязательных платежей в федеральный бюджет осуществляется расчетными чеками или поручениями органов Федерального казначейства.

Пунктом 11 Положения о Федеральном казначействе Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции Постановления от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ) возврат из республиканского бюджета РФ излишне уплаченных и других платежей возложен на органы Федерального казначейства.

В рамках взаимоотношений между органами Минюста России и Минфина России неправомерно взысканный исполнительский сбор следует считать ошибочным платежом, возврат такого платежа органами казначейства осуществляется за счет плательщика. Плательщиком части исполнительского сбора в федеральный бюджет является служба судебных приставов-исполнителей.

Ошибочно зачисленный в доходы федерального бюджета исполнительский сбор подлежит восстановлению на счет, с которого он поступил в бюджет (счет Отдела), а затем со счета Отдела выплачивается должнику. Обязанность органов Федерального казначейства состоит в восстановлении ошибочно поступившего платежа на счет Отдела.

Таким образом в случае признания незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, обязанность по возврату денежных средств возлагается на ГУФССП России по <адрес> в лице Отдела, являющегося его структурным подразделением.

В соответствии с п. 3 Правил возврата должнику исполнительского сбора, утвержденных постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении правил возврата должнику исполнительского сбора» возврат исполнительского сбора осуществляется на основании заявления, представляемого должником в структурное подразделение территориального органа Федеральной службы судебных приставов, в котором был взыскан исполнительский сбор.

При этом, в соответствии с п. 2 правил, исполнительский сбор возвращается должнику в полном объеме в случае отмены судебного акта, акта другого органа или должностного лица, на основании которых был выдан исполнительный документ, исполнительного документа, постановления судебного пристава- исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Исполнительский сбор также возвращается должнику частично в размере излишне взысканной с него суммы при вынесении судом решения об уменьшении размера исполнительского сбора.

Между тем, истцом постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора не обжаловалось, в настоящему времени не отменено, требований об оспаривании данного постановления в настоящем иске не заявлено, в связи с чем суд полагает, что у Дмитровского РОСП ГУФССП России по <адрес> не возникло обязанности возвратить истцу взысканную сумму исполнительского сбора.

При этом, суд полагает, что истец не лишен возможности в установленном законом порядке обжаловать постановление судебного пристава-исполнителя, а в случае признания данного постановления незаконным и его отмене, обратиться в ГУФССП России по <адрес> с заявлением о возврате суммы взысканного исполнительского сбора.

Учитывая, что к настоящему времени постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора не отменено, незаконным не признано, суд полагает, что данное обстоятельство является основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований.

Руководствуясь ст.ст. 193-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к РФ в лице ФССП России, ГУФССП России по <адрес> о взыскании незаконно удержанного исполнительского сбора, компенсации морального вреда – оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд через Красногорский городской суд в месячный срок.

Судья А.И. Пушкина