ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-799/2013 от 12.08.2013 Добрянского районного суда (Пермский край)

Дело №2-799/2013

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 августа 2013 года, г. Добрянка

Добрянский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Дьяченко М.Ю.

при секретаре Захарове Е.В.

с участием прокурора Щанникова О.С., представителя заявителя Русакова В.А., действующего на основании доверенности, кандидата в депутаты Щурко С.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению кандидата в депутаты Думы Полазненского городского поселения по одномандатному избирательному округу №3 Грачевой Анастасии Юрьевны о признании незаконным и отмене решения территориальной избирательной комиссии о регистрации кандидата в депутаты,

установил:

Кандидат в депутаты Думы Полазненского городского поселения по одномандатному избирательному округу №3, зарегистрированная решением территориальной избирательной комиссии Добрянского муниципального района №22/44 от 29.07.2013г., Грачева А.Ю. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным и отмене решения территориальной избирательной комиссии Добрянского муниципального района №22/04 от 29.07.2013г. о регистрации кандидата в депутаты Думы Полазненского городского поселения третьего созыва по одномандатному избирательному округу №3 Щурко С.М. Свои требования заявитель мотивирует тем, что в нарушение требований ч.1 ст.32 Закона Пермского края «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермскому крае» кандидатом в депутаты Щурко С.М.» в комплекте документов для выдвижения не был представлен документ, подтверждающий сведения о том, что он является депутатом и осуществляет свои полномочия на постоянной основе. Такой документ был представлен им дополнительно в комплекте документов для регистрации, тогда как, по мнению заявителя, кандидат не вправе дополнительно представлять документы, необходимые для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, если они не были представлены в сроки, установленные законом соответственно для уведомления о выдвижении и для регистрации кандидата. В нарушение ч.1 ст.36 Закона Пермского края №525-ПК, требований Инструкции «О порядке и формах учета и отчетности кандидата, избирательного объединения о поступлении средств в избирательные фонды и расходовании этих средств при проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований на территории Добрянского муниципального района», утвержденной Решением территориальной избирательной комиссии Добрянского муниципального района №06/02 от 04.08.2010г., кандидат в депутаты Щурко С.М. в пакете документов для регистрации не представил «учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата при проведении выборов депутатов в представительный орган муниципального образования» по форме, приведенной в приложении №1 и Инструкции ТИК Добрянского муниципального района, а также не представил банковскую справку, подтверждающую остаток средств фонда на дату сдачи первого финансового отчета кандидата. Количество достоверных подписей избирателей представленных кандидатом Щурко С.М. недостаточно для его регистрации в качестве кандидата. Количество подписей необходимое для регистрации кандидата в депутаты Думы Полазненского городского поселения по одномандатному избирательному округу составляет 10 подписей избирателей. Для регистрации в качестве кандидата Щурко С.М. представил 11 подписей избирателей. При проверке подписных листов кандидата Щурко С.М. рабочей группой территориальной избирательной комиссии Добрянского района не были учтены и отражены в ведомостях проверки подписных листов и итоговом протоколе проверки подписных листов все недостоверные (недействительные) подписи избирателей, и именно: в подписном листе 1 имеются исправления в данных лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, специально им не оговоренные, исправления в даны кандидата, специально им не оговоренные; в подписном листе 2 имеются исправления в данных лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, специально им не оговоренные, исправления в данных кандидата, специально им не оговоренные; в подписном листе 3 имеются исправления в данных лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, специально им не оговоренные, исправления в дате заверения подписного листа лицом, осуществлявшего сбор подписей избирателей, специально им не оговоренные, исправления в данных кандидата, специально им не оговоренные; в подписном листе 4 имеются исправления в данных лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, специально им не оговоренные, исправления в дате заверения подписного листа лицом, осуществлявшего сбор подписей избирателей, специально им не оговоренные, исправления в данных кандидата, специально им не оговоренные; в подписном листе 5 имеются исправления в данных лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, специально им не оговоренные, исправления в данных кандидата, специально им не оговоренные; подписной лист 6 имеются исправления в данных лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, специально им не оговоренные, исправления в данных кандидата, специально им не оговоренные, исправления в дате заверения подписного листа кандидатом, специально им не оговоренные; в подписном листе 7 имеются исправления в данных лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, специально им не оговоренные, исправления в данных кандидата, специально им не оговоренные, исправления в дате заверения подписного листа кандидатом, специально им не оговоренные; в подписном листе 8 имеются исправления в данных лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, специально им не оговоренные, исправления в данных кандидата, специально им не оговоренные, исправления в дате заверения подписного листа лицом, осуществлявшего сбор подписей избирателей, специально им не оговоренные, исправления в дате заверения подписного листа кандидатом, специально им не оговоренные; в подписном листе 9 имеются исправления в данных лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, специально им не оговоренные, исправления в дате заверения подписного листа лицом, осуществлявшего сбор подписей избирателей, специально им не оговоренные; в подписном листе 10 имеются исправления в данных лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, специально им не оговоренные, исправления в дате заверения подписного листа лицом, осуществлявшего сбор подписей избирателей, специально им не оговоренные; в подписном листе 11 имеются исправления в данных лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, специально им не оговоренные, исправления в дате заверения подписного листа лицом, осуществлявшего сбор подписей избирателей, специально им не оговоренные. Заявитель считает, что при таких обстоятельствах у территориальной избирательной комиссии Добрянского муниципального района отсутствовали законные основания для регистрации Щурко С.М. Несоблюдение кандидатом Щурко С.М. требований избирательного законодательства в части предоставления необходимого пакета документов для регистрации в качестве кандидата, а также незаконные действия территориальной избирательной комиссии, выразившиеся в принятии обжалуемого решения, нарушают ее избирательные права.

Кандидат в депутаты Грачева А.Ю. в судебное заседание не явилась, представила в суд заявление о рассмотрении дела без ее участия.

Представитель кандидата в депутаты Грачевой А.Ю. в судебном заседании на требованиях настаивает, в своих объяснениях подтвердил доводы, изложенные в заявлении.

Кандидат в депутаты Щурко С.М. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласен, пояснил, что документ, подтверждающий сведения о том, что он является депутатом, был представлен им 23.07.2013г., то есть до принятия решения о регистрации его в качестве кандидата в депутаты Думы Полазненского городского поселения третьего созыва. Банковская справка об остатке денежных средств фонда на дату сдачи первого финансового отчета кандидата была представлена им на обозрение в территориальную избирательную комиссию также 23.07.2013г., но так ему сообщили, что данный документ в качестве приложения к комплекту документов для выдвижения и регистрации кандидата не требуется, поэтому банковскую справку он не приложил. Данные учета поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата при проведении выборов депутатов в полном объеме отражены в первом финансовом отчете, следовательно, необходимость в предоставлении дополнительной формы отсутствует. Он самостоятельно осуществлял сбор подписей избирателей. Все подписные листы, представленные им в территориальную избирательную комиссию, соответствуют предъявляемым к ним требованиям, имеющиеся в них исправления в данных кандидата и лица, осуществлявшего сбор подписей, заверены его подписью.

Территориальная избирательная комиссия Добрянского муниципального района Пермского края в судебное заседание своего представителя не направила, представила в суд заявление о рассмотрении дела без его участия, а также отзыв, в котором изложила о несогласии с заявленными требованиями.

Дума Полазненского городского поселения в судебное заседание своего представителя не направила, представила в суд заявление о рассмотрении дела без его участия.

По заключению прокурора, заявленные требования подлежат удовлетворению по тому основанию, что кандидатом в депутаты Щурко С.М. не представлен учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата по требуемой форме, который является составной частью первого финансового отчета кандидата, а также банковская справка, подтверждающая остаток денежных средств фонда на дату сдачи первого финансового отчета.

Судом установлено, что решением Думы Полазненского городского поселения №546 от 10.06.2013г. назначены выборы депутатов Думы Полазненского городского поселения на 08.09.2013г. Данное решение опубликовано в газете «Вести Полазны» №21 (320) от 13.06.2013г.

Щурко С.М. 09.07.2013г. обратился в территориальную избирательную комиссию Добрянского муниципального района с заявлением о согласии баллотироваться в порядке самовыдвижения кандидатом в депутаты Думы Полазненского городского поселения по одномандатному избирательному округу №3. К заявлению он представил следующие документы: копии паспорта, документов об образовании, трудовой книжки.

23.07.2013г. Щурко С.М. представил в территориальную избирательную комиссию Добрянского муниципального района для регистрации следующие документы: первый финансовый отчет о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата, подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата в количестве 11 листов, протокол об итогах сбора подписей избирателей, уведомление о реквизитах избирательного счета, справка представительного органа.

Решением территориальной избирательной комиссии Добрянского муниципального района №22/04 от 29.07.2013г. Щурко С.М. зарегистрирован кандидатом в депутаты Думы Полазненского городского поселения по одномандатному избирательному округу №3.

Заслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.2-3 ст.33 Федерального закона от 12.06.2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным на то уставом политической партии, иного общественного объединения постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения. Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.

Вместе с заявлением, указанным в пункте 2 настоящей статьи, в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом. Федеральным законом может быть предусмотрена необходимость представления сведений о размере и об источниках доходов и имуществе супруга кандидата. Кандидат на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) также представляет сведения о размере и об источниках доходов и имуществе своих супруга и несовершеннолетних детей в порядке, предусмотренном законом.

В силу положений ст.38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата. Наличие необходимого количества подписей участников референдума, собранных в поддержку инициативы проведения референдума, выдвинутой инициативной группой по проведению референдума, является основанием для назначения референдума в порядке, предусмотренном законом.

При выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, участников референдума), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.

Избирательная комиссия в течение установленного законом срока, который не должен превышать десять дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям закона и принять решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации.

Основаниями отказа в регистрации кандидата является, в том числе, отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.

Те же положения содержатся в Законе Пермского края от 09.11.2009г. №535-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае».

Согласно ч.1 ст.36 Закона Пермского края №525 от 09.11.2009г. для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному и(или) многомандатному избирательному округу, кандидат не позднее чем за 45 дней до дня голосования (до 18 часов по местному времени) представляет в окружную избирательную комиссию:

а) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, и протокол об итогах сбора подписей избирателей в двух экземплярах по форме, установленной Избирательной комиссией Пермского края (если в поддержку выдвижения кандидата проводился сбор подписей избирателей);

б) первый финансовый отчет кандидата (за исключением случая, установленного частью 1 статьи 58 настоящего Закона);

в) сведения об изменениях в сведениях о кандидате, ранее представленных.

Как установлено судом и не оспаривается лицами, участвующими в деле, для выдвижения и регистрации кандидата в депутаты Думы Полазненского городского поселения Щурко С.М. в установленный законом срок предоставлены следующие документы: заявлении с согласием баллотироваться в порядке самовыдвижения кандидатом в депутаты Думы Полазненского городского поселения по одномандатному избирательному округу №3, копии паспорта, документов об образовании, трудовой книжки, первый финансовый отчет о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата, подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата в количестве 11 листов, протокол об итогах сбора подписей избирателей, уведомление о реквизитах избирательного счета, справку представительного органа о том, что он является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе.

Из материалов дела следует, что в результате проверки рабочей группой достоверности представленных Щурко С.М. сведений нарушений не выявлено.

Обстоятельство того, что документ, подтверждающий сведения о том, что кандидат является депутатом отсутствовал в комплекте документов для выдвижения, а доставлен дополнительно, до рассмотрения вопроса о регистрации кандидатов, по мнению суда, не может являться основанием для отказа в регистрации кандидата, так установленный действующим законодательством срок для представления в избирательную комиссию документов кандидата соблюден.

Более того, из приведенных выше норм закона не следует, что до решения вопроса о регистрации кандидат не вправе предоставлять документы, требуемые законом.

В этой связи у территориальной избирательной комиссии не имелось причины для отказа в регистрации кандидата по этому основанию.

В соответствии со ст.37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в поддержку выдвижения кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 настоящей статьи, но не может составлять менее 10 подписей. Количество подписей, которое необходимо собрать в поддержку инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, устанавливается законом и не может превышать 2 процента от числа участников референдума, зарегистрированных на территории проведения референдума в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона; количество подписей, которое необходимо собрать в поддержку инициативы проведения местного референдума, устанавливается законом и не может превышать 5 процентов от числа участников референдума, зарегистрированных на территории проведения референдума в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, но не может быть менее 25 подписей.

Установленное законом субъекта Российской Федерации количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), не может составлять менее 0,5 процента и более 2 процентов от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона.

Согласно положениям ст.38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ч.1 ст.36 Закона Пермского края от 09.11.2009г. №525-ПК для регистрации в качестве кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу, кандидат должен представить в избирательную комиссию в том числе подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, и протокол об итогах сбора подписей избирателей в двух экземплярах.

В соответствии с положениями ч.2 ст.38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и ч.2 ст.35 Закона Пермского края от 09.11.2009г. №525-ПК, принимая во внимание численность избирателей, зарегистрированных на территории одномандатного избирательного округа, количество подписей, необходимое для регистрации кандидата в депутаты Думы Полазненского городского поселения по одномандатному избирательному округу составляет 10 подписей избирателей.

Как следует из представленных суду документов, для регистрации в качестве кандидата в депутаты Щурко С.М., согласно протоколу об итогах сбора подписей избирателей, представил 11 подписей избирателей. 23.07.2013г. рабочая группа территориальной избирательной комиссии Добрянского района по проверке подписей избирателей проверила подписные листы кандидата в депутаты Щурко С.М. и не выявила недостоверных, недействительных подписей. По результатам проверки был составлен итоговый протокол проверки подписных листов кандидата Щурко С.М.

В судебном заседании исследованы подписные листы, представленные в избирательную территориальную комиссию кандидатом в депутаты Щурко С.М. В них содержатся типографический текст, сообщающий о выборах депутата Думы Полазненского городского поселения Добрянского муниципального района Пермского края, дата голосования, данные о кандидате в депутаты Щурко С.М. (фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, адрес места жительства), источник финансирования, а также рукописный текст о данных избирателей, дата проставления подписей, подписи избирателей, запись лица, удостоверяющего подписной лист. Как пояснил в судебном заседании Щурко С.М., сбор подписей избирателей осуществлялся им самостоятельно, без привлечения других лиц. В подписных листах №№2, 9 имеются исправления в дате рождения лица, осуществлявшего сбор подписей, оговоренные данным лицом; в подписном листе №3 содержатся исправления в дате рождения и в дате выдачи паспорта лица, осуществлявшего сбор подписей, оговоренные данным лицом; в подписных листах №№4, 8, 10 имеются исправления в дате выдачи паспорта лица, осуществлявшего сбор подписей, оговоренная указанным лицом.

Вместе с тем в представленных подписных листах отсутствуют сведения об осуществлении полномочий депутата на непостоянной основе, что свидетельствует и является основанием для признания подписей недействительными.

В ч.8 ст.37 Федерального закона №67-ФЗ установлено, что подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования изготавливаются и оформляются по форме согласно приложению 8 к данному Федеральному закону.

Аналогичные требования закреплены в части 3 статьи 35 Закона Пермского края от 09.11.2009г. №525-ПК, согласно которой подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования изготавливаются за счет средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения по форме согласно приложению 8 к Федеральному закону № 67-ФЗ в редакции Федерального закона от 2 мая 2012 г. N 41-ФЗ.

Как следует из содержания указанного приложения к поименованному Закону, в подписных листах кандидат обязан указать не только место работы, занимаемую должность или род занятий, но и сведения о том, что является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе (при наличии такого обстоятельства), записав наименование соответствующего представительного органа.

Как установлено судом и никем не оспаривается, в представленных Щурко С.М. подписных листах, содержащих 11 подписей, не содержится указаний о том, что он исполняет полномочия депутата Думы Полазненского городского поселения округа №3 второго созыва на непостоянной основе, как это указано в справке управляющего делами Думы Полазненского городского поселения Добрянского муниципального района Пермского края.

Согласно п. "и" ч. 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ признаются недействительными все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям приложений 5, 6, 8, 9, 10 к данному Федеральному закону.

Пункт "д" части 24 приведенной нормы в качестве основания для отказа в регистрации кандидата предусматривает недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки.

Таким образом, у окружной избирательной комиссии, неправомерно признавшей факт предоставления достаточного количества подписей в поддержку выдвижения кандидата Щурко С.М., отсутствовали правовые основания для регистрации его кандидатом в депутаты.

В силу пункта 9 статьи 59 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" законом может быть предусмотрено, что кандидат, избирательное объединение одновременно с представлением документов для регистрации представляют первый финансовый отчет.

Согласно п.а ч.1 ст.36 Закона Пермского края от 09.11.2009 года № 525 для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному и(или) многомандатному избирательному округу, кандидат не позднее чем за 45 дней до дня голосования (до 18 часов по местному времени) представляет в окружную избирательную комиссию:

подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, и протокол об итогах сбора подписей избирателей в двух экземплярах по форме, установленной Избирательной комиссией Пермского края (если в поддержку выдвижения кандидата проводился сбор подписей избирателей);

первый финансовый отчет кандидата (за исключением случая, установленного частью 1 статьи 58 настоящего Закона);

сведения об изменениях в сведениях о кандидате, ранее представленных в соответствии с частями 1-2 статьи 32 либо частью 18 статьи 33 настоящего Закона (если такие изменения имеются).

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 60 Закона Пермского края "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае" кандидат, выдвинутый по одномандатному или многомандатному избирательному округу, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, представляют в соответствующую избирательную комиссию финансовые отчеты о размере своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств своего избирательного фонда, со следующей периодичностью:

первый финансовый отчет - одновременно с представлением в соответствующую избирательную комиссию документов, необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов, при этом, в отчет включаются сведения по состоянию на дату, которая не более чем на пять дней предшествует дате сдачи отчета.

Согласно предоставленным территориальной избирательной комиссии документам, 23.07.2013 года Щурко С.М. для регистрации кандидатом в депутаты в территориальную избирательную комиссию представлен первый финансовый отчет о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата.

Согласно ч. 7 ст. 58 Закона Пермского края "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае" порядок и формы учета и отчетности о поступлении средств избирательных фондов и расходовании этих средств устанавливаются избирательной комиссией муниципального образования (территориальной избирательной комиссией, осуществляющей полномочия избирательной комиссии муниципального образования).

Порядок и формы учета и отчетности кандидатов о поступлении средств избирательных фондов и расходовании этих средств при проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований на территории Добрянского муниципального района определены Инструкцией «О порядке и формах учета и отчетности кандидатов о поступлении средств избирательных фондов и расходовании этих средств при проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований на территории Добрянского муниципального района», утвержденной решением ТИК Добрянского муниципального района от 04.08.2010 года № 06\02 (в ред. от 22.12.2010 года).

Согласно п.6.5. указанной Инструкции первый и второй финансовые отчеты предоставляются по форме, приведенной в Приложениях № 5, 5а,6, 6а к настоящей Инструкции, с приложением сведений согласно разделам финансового отчета, приведенным в приложениях № 1, 1а, 2, 2а к настоящей Инструкции.

Приложение N 5, 5а,6, 6а поименовано как "Финансовый отчет", а приложение N 1,1а, 2, 2а - как "Учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата при проведении выборов депутатов в представительный орган муниципального образования».

Таким образом, финансовый отчет включает два самостоятельных документа: "Финансовый отчет" согласно приложению N 5, 5а,6, 6а, содержащий графу «остаток средств фонда на дату сдачи отчета» (заверяется банковской справкой), "Учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата при проведении выборов депутатов в представительный орган муниципального образования» согласно приложению N 1,1а, 2, 2а.

Кандидатом в депутаты Щурко С.М. не представлен документ "Учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата при проведении выборов депутатов в представительный орган муниципального образования», а также банковская справка к документу: "Финансовый отчет" согласно приложению № 5, 5а.

Доводы Щурко С.М. о том, что банковская справка, подтверждающая остаток средств фонда на дату сдачи первого финансового отчета кандидата, предоставлялась им территориальную избирательную комиссию своевременно, однако из-за бездействия ТИК Добрянского муниципального района не была принята и зарегистрирована не принимаются судом во внимание, поскольку доказательств в обоснование данных возражений суду не представлено.

Обязательность применения порядка и форм учета и отчетности о поступлении средств избирательных фондов и расходовании этих средств, установленных территориальной избирательной комиссией Добрянского муниципального района,  обусловлена положениями ч. 7 ст. 58 Закона Пермского края "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае".

Согласно п.«в» ч.4 ст.37 Закона Пермского края от 09.11.2009 года № 525 –ПК основаниями для отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Законом для уведомления о выдвижении и(или) регистрации кандидата.

Аналогичная норма содержится в под.«в» п.24 ч.1 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ, согласно которой основанием отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.

Пунктом 18 ст.38 Федерального закона № 67-ФЗ на избирательную комиссию возложена обязанность по проверке соответствия порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям закона и принятия решения регистрации кандидатов, списка кандидатов либо об отказе в регистрации.

Аналогичная норма содержится в ч.4 ст.36 Законом Пермского края от 09.11.2009 года № 525–ПК, согласно которой соответствующая избирательная комиссия проверяет соблюдение требований настоящего Закона при выдвижении каждого кандидата, единого списка кандидатов. До принятия решения о регистрации кандидат вправе вносить уточнения в сведения о себе, представленные в соответствии с частями 1 и 2 статьи 32, частями 12 и 18 статьи 33 настоящего Закона (за исключением сведений о судимостях).

Положения ч. 1.1 ст. 38 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" применяются в случаях выявления недостатков в оформлении представленных для регистрации документов, а не в случае непредставления таких документов.

Указанные обстоятельства в совокупности позволяют сделать вывод о непредставлении Щурко С.М. финансового отчета, в связи с чем территориальная избирательная комиссия должна была отказать в регистрации кандидата.

Согласно ч.6 ст.76 Федерального закона от 12.06.2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что при регистрации кандидата Щурко С.М. в депутаты Думы Полазненского городского поселения третьего созыва по одномандатному избирательному округу №3 территориальной избирательной комиссией были нарушены нормы действующего избирательного законодательства, приведшие к нарушению принципа равенства кандидатов, установленного ст.39 Федерального закона №  67-ФЗ, решение территориальной избирательной комиссии Добрянского муниципального района от 29.07.2013 года № 22\04 «О регистрации кандидата в депутаты Думы Полазненского городского поселения третьего созыва по одномандатному избирательному округу №3 Щурко С.М.» подлежит отмене.

Руководствуясь ст.ст.261, 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление кандидата в депутаты Думы Полазненского городского поселения по одномандатному избирательному округу №3 Грачевой Анастасии Юрьевны удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение территориальной избирательной комиссии Добрянского муниципального района №22/04 от 29.07.2013г. о регистрации кандидата в депутаты Думы Полазненского городского поселения третьего созыва по одномандатному избирательному округу №3 Щурко Сергея Михайловича.

На решение суда в течение пяти дней с момента изготовления решения суда в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Добрянский районный суд Пермского края.

Судья М.Ю. Дьяченко