ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-799/2013 от 31.10.2013 Смирныховского районного суда (Сахалинская область)

Гражданское дело №2-799/2013

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 октября 2013 года                             пгт.Смирных

    Смирныховский районный суд Сахалинской области в составе

председательствующего судьи Михайловой О.А.

при секретаре Карташовой О.Ю.

с участием помощника прокурора Смирныховского района Константиновой Е.О.

ответчика – представителя администрации МО ГО «Смирныховский» ФИО1, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Смирныховского района Сахалинской области, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования городской округ «Смирныховский» о возложении обязанности принять меры по организации и осуществлению на территории муниципального образования городской округ «Смирныховский» муниципального контроля: разработать административные регламенты осуществления муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, муниципального контроля в области исполнения и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения, муниципального лесного контроля, муниципального контроля на территории особой экономической зоны

УСТАНОВИЛ:

    Прокурор Смирныховского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации МО ГО «Смирныховский» о возложении обязанности принять меры по организации и осуществлению на территории муниципального образования городскому округ «Смирныховский» муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского круга, муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения, муниципального лесного контроля, муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей, муниципального контроля на территории особой экономической зоны, муниципального жилищного контроля. В обоснование заявленных требований указал о том, что в нарушение положений ст.16, ст.17.1 федерального закона от 06.10.2003 года №13-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», положений ч.1 ст.7 Устава МО ГО «Смирныховский», ч.4 ст.2, ст.6 Федерального закона от 26.12.2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», ответчиком не разработаны и не приняты административные регламенты, которым не определены конкретные структурные подразделения и должностные лица, уполномоченные его осуществлять. Данное обстоятельство свидетельствует об отсутствии на территории МО ГО «Смирныховский» муниципального контроля, что создает благоприятные условия для совершения правонарушений, утрате и порче муниципальной собственности, и влечет нарушение прав и свобод неопределенного круга лиц, для защиты интересов которых прокурор обратился в суд с данным иском.

    В ходе рассмотрения гражданского дела прокурор отказался от исковых требований к администрации МО ГО «Смирныховский» о возложении обязанности принять меры по организации и осуществлению на территории МО ГО «Смирныховсикй» муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей, муниципального жилищного контроля, и определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в данной части прекращено.

    Также в ходе рассмотрения гражданского дела истец уточнил требования и просил обязать администрацию МО ГО «Смирнрыховский» принять меры по организации и осуществлению на территории МО ГО «Смирныховский» муниципального контроля, разработав административные регламенты осуществления муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения, муниципального лесного контроля, муниципального контроля на территории особой экономической зоны.

    В судебном заседании прокурор настаивал на удовлетворении исковых требований, дал пояснения соответствующие обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении. Истец не оспаривал факт отсутствия земель лесного фонда находящихся в муниципальной собственности МО ГО «Смирныховский», а также отсутствия на территории МО ГО «Смирныховский» территорий особой экономической зоны, особо охраняемых природных территорий местного значения. Полагал необходимым разработать административные регламенты в отношении данных сфер муниципального контроля, с целью возможного нарушения прав граждан в будущем, в случае создания на территории МО ГО « Смирныховский» особой экономической зоны, особо охраняемых природных территорий местного значения, муниципального лесного фонда.

    В судебном заседании представитель ответчика ФИО1, действующая на основании доверенности, исковые требования признала в части возложения обязанности разработать административный регламент осуществления муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, в остальной части требования не признала в связи с отсутствием объекта муниципального контроля, так как на территории МО ГО «Смирныховский» отсутствуют особо охраняемые природные территории местного значения, леса, находящиеся в муниципальной собственности, а также МО ГО «Смирныховский», так же как и вся Сахалинская область не относятся к территории особой экономической зоны.

    Суд, выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.17.1 Федерального закона от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе организовывать и осуществлять муниципальный контроль по вопросам, предусмотренным федеральными законами. К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Согласно ст.16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, жилищного контроля, земельного контроля за использованием земель муниципального образования, контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения, лесного контроля и контроля за проведением муниципальных лотерей.

Частью 4 статьи 2 Федерального закона от 26.12.2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» определено, что муниципальным контролем является деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.

В соответствии со ст.6 Федерального закона от 26.12.2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных уполномоченных органов местного самоуправления и их полномочий осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования и иным муниципальным правовым актом.К полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся: организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории; организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора), полномочиями по осуществлению которого наделены органы местного самоуправления; разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; организация и проведение мониторинга эффективности муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, показатели и методика проведения которого утверждаются Правительством Российской Федерации; осуществление иных предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий.

В силу ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов населения.

Постановлением Правительства Сахалинской области от 24 июля 2013 года №369 утвержден Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Сахалинской области административных регламентов исполнения муниципальных функций контроля в соответствующих сферах деятельности. В соответствии с п.1.3, 1.6 данного порядка административные регламенты исполнения муниципальных функций разрабатываются органами местного самоуправления муниципальных образований Сахалинской области, к сфере деятельности которых относится исполнение муниципальной функции.

Анализируя изложенные нормы законодательства, суд приходит к выводу о том, что для реализации полномочия по муниципальному контролю необходимо принятие соответствующих административных регламентов.

В судебном заседании установлено, и не оспаривалось сторонами, что администрацией МО ГО «Смирныховский» административный регламент проведения проверок при осуществлении муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов МО ГО «Смирныховский» не принят.

Непринятие административного регламента осуществления муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа свидетельствует о незаконном бездействии администрации МО ГО «Смирныховский» и нарушает права неопределенного круга лиц при осуществлении муниципального контроля в данной сфере.

При таких обстоятельствах, суд находит требования прокурора в части требований о возложении обязанности принять меры по организации и осуществлению на территории МО ГО «Смирныховский» муниципального контроля, разработав административный регламент осуществления муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа подлежащими удовлетворению.

Суд не находит оснований для удовлетворения требований о возложении обязанности принять меры по организации и осуществлению на территории МО ГО «Смирныховский» муниципального ленного контроля, основываясь на следующем. В соответствии со ст.98 Лесного кодекса РФ на территории муниципального образования органами местного самоуправления осуществляется муниципальный лесной контроль в соответствии со статьей 84 настоящего Кодекса и с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Согласно п.5 ч.1 ст.84 Лесного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относится осуществление муниципального лесного контроля и надзора только в отношении таких лесных участников. Согласно п.32 ч.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществление муниципального лесного контроля отнесено к вопроса местного значения, только в отношении лесных участников, находящихся в муниципальной собственности. В судебном заседании установлено, что на территории муниципального образования городскому округ «Смирныховский» отсутствуют земли муниципального лесного фонда, что подтверждается справкой главы МО ГО «Смирныховский» от 14.10.2013 года №2122. Административный регламент проведения проверок при осуществлении муниципального лесного контроля администрацией МО ГО «Смирныховский» не разработан и не принят.     Поскольку на территории МО ГО «Смирныховский» отсутствуют земли лесного фонда находящиеся в муниципальной собственности, т.е. отсутствует предмет муниципального контроля, проведение муниципального контроля в данной сфере, в том числе путем разработки административного контроля не требуется.     Также суд не находит оснований для удовлетворения требований о возложении обязанность принять меры по организации и осуществлению на территории МО ГО «Смирныховский» муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения по следующим основаниям.     В соответствии с ч.6, ч.7 ст.2 Федерального закона РФ №33-ФЗ от 14 марта 1995 года «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Особо охраняемые природные территории местного значения являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления. Особо охраняемые природные территории федерального и регионального значения определяются соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Особо охраняемые природные территории местного значения определяются в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.     В соответствии со ст.33 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» в зависимости от значения особо охраняемой территорий контроля за ними осуществляется органами соответствующего уровня, и на особо охраняемых природных территориях местного значения уполномоченными органами местного самоуправления осуществляется муниципальный контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий. В соответствии со ст.8 Закона Сахалинской области «Об особо охраняемых природных территориях Сахалинской области» от 21 декабря 2006 года N 120-ЗО лечебно-оздоровительные местности и курорты, а также особо охраняемые природные территории иных категорий, установленные нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, признаются особо охраняемыми природными территориями местного значения органом местного самоуправления по согласованию с органом исполнительной власти Сахалинской области, осуществляющим государственное управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий. В судебном заседании установлено, что на территории МО ГО «Смирныховский» отсутствуют особо охраняемые природные территории местного значения, что следует из Кадастра особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, находящегося в свободном доступе. Административный регламент проведения проверок при осуществлении муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения администрацией МО ГО «Смирныховский» не разработан и не принят.     В связи с отсутствием предмета муниципального контроля, оснований для его проведения, в том числе путем разработки соответствующего административного регламента, по выводу суда не имеется. Также суд не находит оснований для удовлетворения требований прокурора о возложении обязанности на администрации МО ГО «Смирныховский» принять меры по организации и осуществлению муниципального контроля на территории особой экономической зоны, основываясь на следующем. В соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона от 22 июля 2005 года №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» под особой экономической зоной понимается часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны. В соответствии со ст.11 Федерального закона от 22 июля 2005 года №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» федеральный государственный контроль (надзор), региональный государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль на территории особой экономической зоны в отношении резидентов особой экономической зоны осуществляют соответственно уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. На территории Сахалинской области, в том числе и территории МО ГО «Смирныховский» отсутствуют территории особой экономической зоны, постановлением Правительства РФ Сахалинская область к таковым не отнесена. Административный регламент проведения проверок при осуществлении муниципального контроля на территории особой экономической зоны администрацией МО ГО «Смирныховский» не разработан.     Поскольку территория МО ГО «Смирныховский» не относится к особой экономической зоне, суд не находится оснований для удовлетворения требований прокурор о проведении муниципального контроля в отношении данного предмета, в связи с его отсутствием. Отказывая в удовлетворении требований в указанной части суд также принимает во внимание, что в соответствии со ст.40 Федерального закона от 22 июля 2005 года №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» Постановление Совета Министров РСФСР от 26 июня 1991 г. N 359 «О первоочередных мерах по развитию свободной экономической зоны "Сахалин" (СЭЗ "Сахалин") утратил свое действие. Также отказывая в удовлетворении исковых требований в части возложения обязанности на ответчика принять меры по организации и осуществлению на территории МО ГО «Смирныховский» муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения, муниципального лесного контроля, муниципального контроля на территории особой экономической зоны, суд учитывает следующее.

Порядоком разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Сахалинской области административных регламентов исполнения муниципальных функций контроля в соответствующих сферах деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Сахалинской области от 24 июля 2013 года №369 определено, что в административном регламенте должны содержаться указания на предмет муниципального контроля (п.2.3.4), порядок информация об исполнении муниципальной функции по контролю (п.2.4.1.), срок исполнения муниципального контроля (п.2.4.3.), порядок получения информации заинтересованными лицами по вопросам исполнения муниципальной функции, сведений о ходе исполнения муниципальной функции (п.2.5.4.). Однако, в связи с отсутствием на территории МО ГО «Смирныховский» предмета муниципального контроля, ответчик лишен возможности разработать административный регламент с учетом требований действующего законодательства.

Кроме того, в соответствии со ст.11 ГК РФ, ст.2, 3 ГПК РФ судебной защите подлежат нарушенные или оспоренные права граждан.

Как установлено в судебном заседании, такие предметы муниципального контроля как муниципальный лесной фонд, особо охраняемые природные территории местного значения, территории особой экономической зоны, отсутствуют на территории МО ГО «Смирныховский», и следовательно, отсутствие в отношении них муниципального контроля не может привести к нарушению прав и свобод граждан, проживающих или пребывающих на территории муниципального образования.

Таким образом, требования прокурора следует удовлетворить частично.

В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ в случае, если действия, совершить которые обязан ответчик по решению суда, могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом времени необходимого для разработку административного регламента, а также исходя из общеправовых принципов справедливости и разумности, в силу которых исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, суд считает необходимым установить до ДД.ММ.ГГГГ срок для добровольного устранения выявленных нарушений действующего законодательства, т.е. срок для исполнения решения суда.

Руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Смирныховского района Сахалинской области - удовлетворить частично.

    Обязать администрацию муниципального образования городской округ «Смирныховский» в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по организации и осуществлению на территории муниципального образования городской округ «Смирныховский» муниципального контроля - разработать административный регламент осуществления муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа.

    В удовлетворении требований прокурора Смирныховского района Сахалинской области к администрации муниципального образования городской округ «Смирныховский» о возложении обязанности принять меры по организации и осуществлению на территории муниципального образования городской округ «Смирныховский» муниципального контроля: разработать административные регламенты осуществления муниципального контроля в области исполнения и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения, муниципального лесного контроля, муниципального контроля на территории особой экономической зоны – отказать.

Решение может быть обжаловано и/или на него может быть подано представление прокурора в Сахалинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Смирныховский районный суд Сахалинской области.

Судья      О.А. Михайлова

Решение в окончательной форме принято 05 ноября 2013 года.

Судья О.А. Михайлова