РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Тюмень 09 апреля 2014 года
2-799/2014
Тюменский районный суд Тюменской области в составе:
председательствующего судьи Кригер Н.В.,
при секретаре Водзинской М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рехаловой ФИО7 к Администрации <данные изъяты> муниципального образования <адрес> о признании отказа в выдаче разрешения на строительство незаконным и обязании выдать разрешение на строительство жилого дома,
третье лицо : Администрация <данные изъяты> муниципального района,
УСТАНОВИЛ:
Рехалова И.М. обратились в суд с иском к ФИО2 муниципального образования <адрес> о признании отказа в выдаче разрешения на строительство № № от ДД.ММ.ГГГГ. незаконным и обязании выдать разрешение на строительство жилого дома, по адресу: <адрес>, <адрес> участок № №
Мотивирует требования тем, что является собственником указанного земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ. Администрацией <данные изъяты> муниципального образования было вынесено распоряжение об утверждении градостроительного плана земельного участка. Для строительства жилого дома на указанном земельном участке истец обратились в Администрацию <данные изъяты> МО с заявлением о выдаче разрешения на строительство. ФИО2 в выдаче разрешения на строительство отказала, мотивировав свой отказ тем, что земельный участок находиться в двух зонах: Ж2п – зона перспективной застройки малоэтажными многоквартирными домами А.т. – зона автомобильного транспорта. Истец считает отказ главы Администрации незаконным, поскольку она является собственником земельного участка целевое назначение участка позволяет его использовать для строительства дома поэтому отказ не позволяет ей реализовать в полном объеме свои права.
Истец Рехалова И.М. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.
Представитель истца, Розанова М.С., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании требования поддержала в полном объеме, суду пояснила, что не имеется ограничений для строительства индивидуального жилого дома на названном участке. Споров по земельному участку не имеется, на кадастровый учет участок был поставлен в ДД.ММ.ГГГГ году, категория земель- земли населенных пунктов, с разрешенным использованием – для ведения личного подсобного хозяйства. На участке у истца не имеется никаких строений. Участок занимает зону застройки площадью <данные изъяты> кв.м. и зону автомобильного транспорта- <данные изъяты> кв.м., что не препятствует использовать участок под строительство дома.
Ответчик, Администрация <данные изъяты> МО <адрес> в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, согласно телефонограмме, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Третье лицо, Администрация <данные изъяты> муниципального района, в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд представила отзыв, в котором просили дело рассмотреть в отсутствие представителя третьего лица, вынести решение на усмотрение суда.
Суд, заслушав представителя истца, изучив представленные доказательства, пришел к убеждению, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям:
На основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ г., Рехалова И.М. приобрела право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, участок № №, что подтверждается договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ г.
Право собственности Рехаловой И.М. было зарегистрировано в Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ г., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации № №
Согласно Свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, ст. Туринская, участок № имеет категорию земель: земли населенных пунктов, разрешенное использования: для ведения личного подсобного хозяйства, площадь - <данные изъяты> кв.м..
Согласно распоряжения № № от ДД.ММ.ГГГГ. выданного Администрацией <данные изъяты> муниципального образования был утвержден градостроительный план названного земельного участка.
Приобретая земельный участок, истица полагала, что сможет в будущем возвести на нем жилой дом, тем самым решить свой жилищный вопрос.
С целью получения разрешения на строительство индивидуального жилого дома на вышеуказанном земельном участке Рехалова И.М. обратилась в Администрацию <данные изъяты> муниципального образования <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ на заявление истца Администрация <данные изъяты> МО <адрес> отказала в выдаче разрешения на строительство на названном земельном участке, так как земельный участок расположен в двух зонах: Ж2п – зона перспективной застройки малоэтажными многоквартирными домами, А.т. – зона автомобильного транспорта.
Согласно ч.1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка (ч.4 ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган исполнительной власти отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Таким образом федеральным законом установлен исчерпывающий перечень необходимых для получения разрешения на строительство, и исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство, которые не подлежат расширительному толкованию.
В соответствии с частью 9 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрен перечень документов, которые необходимо представить для получения разрешения на строительство, в частности, к ним относятся правоустанавливающие документы на земельный участок, его градостроительный план, а также схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
Как усматривается из материалов дела и не оспаривается администрацией, истец обратилась за разрешением на строительство жилого дома, предоставив необходимый перечень документов. Единственным основанием для отказа в выдаче разрешения послужил факт нахождения земельного участка в двух зонах.
Разрешение на строительство необходимо истцу для использования земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, осуществлять свои права на спорный земельный участок.
Вид разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> участок № - для ведения личного подсобного хозяйства был установлен с ДД.ММ.ГГГГ г., что подтверждается свидетельством на право собственности на землю прежнего владельца серии № № выданным комитетом по земельным ресурсам <адрес> ДД.ММ.ГГГГ и кадастровым паспортом земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ года. Данный вид разрешенного использования указанного земельного участка существовал на момент совершения сделки купли-продажи земельного участка, равным образом и на момент оформления права собственности, получения заявительницей свидетельства о праве собственности на земельный участок.
Как следует из свидетельства о государственной регистрации права серии 72 № выданного Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> каких-либо ограничений (обременении) права в Управлении федеральной государственной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> не зарегистрировано. В порядке, установленном действующим земельным законодательством, спорный земельный участок у заявителя не изъят.
В соответствии со ст.ст. 2,18,51 Градостроительного кодекса РФ возведение индивидуального жилого дома возможно только при наличии разрешения на строительство, выдаваемого уполномоченными органами, в строгом соответствии с генеральными планами поселений и на их основе разработанных Правил застройки и градостроительных регламентов, установивших зонирование территории.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 07.07.2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).
В соответствии ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 07.07.2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка "для ведения личного подсобного хозяйства" предусматривает возведение на нем жилого дома и иных капитальных построек.
Согласно ст. 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием.
Согласно статье 8 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся в том числе утверждение правил землепользования и застройки поселений; выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.
Как указывалось выше, основным мотивом отказа в предоставлении разрешения на строительство индивидуального жилого дома явилось расположение земельного участка, принадлежащего на праве собственности заявительнице, в соответствии с градостроительным планом № № от ДД.ММ.ГГГГ утвержденным распоряжением администрации <данные изъяты> муниципального образования ДД.ММ.ГГГГ № № в зонах: Ж2п - зона перспективной застройки малоэтажными многоквартирными жилыми домами (не выше 4 этажей), А.т - зона автомобильного транспорта, данные зоны не предусматривают строительство индивидуального жилого дома, не предназначенных для размещения индивидуальных жилых домов.
Согласно градостроительному плану земельного участка Ж2п основным видом разрешенного использования относятся многоквартирные жилые дома секционного типа не выше четырех этажей; аптеки, отдельно стоящие магазины, магазины повседневного спроса, многопрофильные учреждения дополнительного образования, спортивные площадки.
Условно разрешенными видами использования являются среднеэтажные многоквартирные дома не выше четырех этажей без приквартирных участков; блокированные двухквартирные жилые дома с приквартирными участками; одноквартирные жилые дома не выше четырех этажей с приквартирными участками и так далее.
В силу п. 3 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ, правила землепользования и застройки разрабатываются в целях обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 34 Градостроительного кодекса РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе и с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
В соответствии со ст. 56 Земельного кодекса РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда. Ограничения прав на землю устанавливаются бессрочно или на определенный срок и сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу. Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии со ст. 280 ГК РФ собственник земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, с момента государственной регистрации решения об изъятии участка до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе участка может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование участка в соответствии с его целевым назначением. Однако собственник несет риск отнесения на него при определении выкупной цены земельного участка затрат и убытков, связанных с новым строительством, расширением и реконструкцией зданий и сооружений на земельном участке в указанный период.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что ограничение прав собственника земельного участка подлежит регистрации, но и это ограничение не запрещает собственнику пользоваться и владеть своей собственностью по своему усмотрению, только возлагает на собственника риск отнесения на него бремени расходов и невключение их в выкупную цену, при строительстве, расширении и реконструкции зданий и сооружений, совершенных после регистрации ограничения.
Согласно справки администрации <данные изъяты> МО от ДД.ММ.ГГГГ. со ссылкой на градостроительный план от ДД.ММ.ГГГГ.( утвержденный после постановки участка на кадастровый учет и оформления правоустанавоивающих документов стицей) участок истицы занимает зону застройки площадью <данные изъяты> кв.м. и зону автомобильного транспорта- <данные изъяты> кв.м., однако эти параметры не препятствует использовать участок под строительство дома, а могут влиять на уточнение границ участка.
С учетом совокупности представленных доказательств, суд пришел к выводу о том, что администрацией не представлено достаточных доказательств наличия оснований для отказа, предусмотренных п.13 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Спорный участок используется истцом по назначению, ограничений обременений участок не имеет, разрешение на строительство не нарушает разрешенное использование земельного участка - для ведения личного подсобного хозяйства и не нарушает права других лиц. Отказ в выдаче разрешения на строительство дома создает истцу препятствия к осуществлению прав собственника на земельный участок, в связи с чем, требования об обязании администрацию <данные изъяты> муниципального образования выдать истцу разрешение на строительство подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 12, 280 ГК РФ, ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, ст. 12, 56, 194-199, 256 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Иск Рехаловой ФИО8 – удовлетворить.
Признать незаконным отказ главы Администрации <данные изъяты> муниципального образования <адрес> в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес>, участок № №
Обязать Администрацию <данные изъяты> муниципального образования <адрес> выдать Рехаловой ФИО9 разрешение на строительство жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, участок № №
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Тюменский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Тюменский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья Кригер Н.В.