ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-799/2017 от 25.04.2017 Моршанского районного суда (Тамбовская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Моршанск 25 апреля 2017 года

Моршанский районный суд Тамбовской области в составе:

федерального судьи Моисеевой О.Е.

с участием прокурора прокуратуры <адрес>П.О.И.

при секретаре К.А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, в том числе <адрес> к <адрес><адрес><адрес><адрес> и администрации <адрес> об обязании обеспечить системой видеонаблюдения структурное подразделение данной образовательной организации – <адрес>, расположенный в <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <адрес>, действующий в интересах неопределенного круга лиц, в том числе <адрес> обратился в суд с иском к <адрес><адрес><адрес> и администрации <адрес> об обязании обеспечить системой видеонаблюдения структурное подразделение данной образовательной организации – <адрес>, расположенный в <адрес>.

В обоснование заявленных требований прокурор <адрес>, действующий в интересах неопределенного круга лиц, в том числе <адрес> указал, что прокуратурой города в соответствии с приказом Генеральной прокуратуры РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» проведена проверка исполнения законодательства в части соблюдения требований о безопасности образовательных учреждений района.

В ходе проведенной проверки установлено, что на территории района функционирует <адрес><адрес>, имеющее в своей структуре <адрес>, расположенный в <адрес>, где обучаются несовершеннолетние.

В соответствии со ст. 28 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации. Причем в силу ст. 41 данного Закона, охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Учредителем и собственником имущества <адрес> является муниципальное образование - <адрес> в лице администрации <адрес>.

В силу ст. 2 ФЗ РФ № -ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О безопасности» основными принципами обеспечения безопасности являются 1) соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина; 2) приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму является приоритет мер по предупреждению терроризма, который выражается в заблаговременном принятии профилактических мер, направленных на предупреждение террористической деятельности в различных формах и проявлениях. В первую очередь речь идет о мерах, связанных с выявлением и последующим устранением причин и условий, способствующих терроризму. Причем в силу ст. 3 данного Закона противодействовать терроризму должны органы местного самоуправления, физические и юридические лица.

Кроме того, в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества принят ДД.ММ.ГГГГ ФЗ РФ № -ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Данный Федеральный закон распространяется на все этапы жизненного цикла здания или сооружения. Согласно ст. 3 данного закона жизненный цикл здания или сооружения - период, в течение которого осуществляется эксплуатация здания или сооружения.

Согласно п. 13 ст.30 ФЗ РФ в зданиях образовательной организации должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

На обязательной основе в обеспечение соблюдения требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил). В указанный перечень входит Свод правил СП «Общественные здания и сооружения». В соответствии с п.6.48 свода правил «СНиП «Общественные здания и сооружения», утвержденного приказом Министерства регионального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел или ситуационные центры «Службы 112».

Однако, как показала проверка, на протяжении длительного времени в <адрес><адрес> отсутствует система видеонаблюдения.

Вместе с тем, в данных образовательных организациях проводятся занятия с несовершеннолетними детьми. Данный контингент в силу своих физических и психологических данных при возникновении угрозы террористического акта не сможет оценить опасность сложившейся ситуации и принять конкретные меры по ее устранению. Следовательно, отсутствие охранного видеонаблюдения в <адрес><адрес> дает возможность беспрепятственного доступа посторонних лиц на территорию образовательных организаций, что может привести к совершению противоправных действий с последующими непредсказуемыми последствиями.

Между тем администрацией образовательного учреждения и администрацией <адрес> меры к надлежащей безопасности указанных филиалов <адрес> должным образом не принимаются, чем нарушаются права и охраняемые законом интересы детей на сохранение и укрепление здоровья во время образовательного процесса.

Прокурор <адрес> просит обязать администрацию <адрес> и <адрес><адрес> обеспечить системой видеонаблюдения структурное подразделение данной образовательной организации - <адрес>, расположенный в <адрес>.

В судебном заседании прокурор прокуратуры <адрес>П.О.И. исковые требования поддержала, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, уточнив их, просила обязать администрацию <адрес> и <адрес><адрес> обеспечить системой видеонаблюдения структурное подразделение данной образовательной организации - <адрес>, расположенный в <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель администрации <адрес>Ч.Н.В., действующий по доверенности, в судебном заседании исковые требования с учетом уточнений признала.

<адрес><адрес>З.Т.В., действующая по доверенности, в судебном заседании исковые требования с учетом уточнений признала.Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора прокуратуры <адрес>П.О.И., полагавшей исковые требования удовлетворить, суд приходит к следующему.

В ходе проведенной проверки установлено, что на территории района функционирует <адрес><адрес>, имеющее в своей структуре <адрес>, расположенный в <адрес>, где обучаются несовершеннолетние.

В соответствии со ст. 28 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации. Причем в силу ст. 41 данного Закона, охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Согласно ст. 123.21 ГК РФ учреждение создается собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с настоящим Кодексом.

В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Учредителем и собственником имущества <адрес> является муниципальное образование - <адрес> в лице администрации <адрес>.

Федеральный Закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в сфере образования отнёс обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий (ст.9).

В силу ст. 2 ФЗ РФ № ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О безопасности» основными принципами обеспечения безопасности являются 1) соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина; 2) приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму является приоритет мер по предупреждению терроризма, который выражается в заблаговременном принятии профилактических мер, направленных на предупреждение террористической деятельности в различных формах и проявлениях. В первую очередь речь идет о мерах, связанных с выявлением и последующим устранением причин и условий, способствующих терроризму. Причем в силу ст. 3 данного Закона противодействовать терроризму должны органы местного самоуправления, физические и юридические лица.

Кроме того, в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества принят ДД.ММ.ГГГГ ФЗ РФ № -ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Данный Федеральный закон распространяется на все этапы жизненного цикла здания или сооружения. Согласно ст. 3 данного закона жизненный цикл здания или сооружения - период, в течение которого осуществляется эксплуатация здания или сооружения.

Согласно п. 13 ст.30 ФЗ РФ в зданиях образовательной организации должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

На обязательной основе в обеспечение соблюдения требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил). В указанный перечень входит Свод правил СП «Общественные здания и сооружения». В соответствии с п.6.48 свода правил «СНиП «Общественные здания и сооружения», утвержденного приказом Министерства регионального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел или ситуационные центры «Службы 112».

Однако, как показала проверка, на протяжении длительного времени в <адрес><адрес> отсутствует система видеонаблюдения.

Вместе с тем, в данных образовательных организациях проводятся занятия с несовершеннолетними детьми. Данный контингент в силу своих физических и психологических данных при возникновении угрозы террористического акта не сможет оценить опасность сложившейся ситуации и принять конкретные меры по ее устранению. Следовательно, отсутствие охранного видеонаблюдения в <адрес> дает возможность беспрепятственного доступа посторонних лиц на территорию образовательных организаций, что может привести к совершению противоправных действий с последующими непредсказуемыми последствиями.

Между тем администрацией образовательного учреждения и администрацией <адрес> меры к надлежащей безопасности указанных филиалов <адрес> должным образом не принимаются, чем нарушаются права и охраняемые законом интересы детей на сохранение и укрепление здоровья во время образовательного процесса.

Суд приходит к выводу, что отсутствие системы видеонаблюдения в вышеуказанном образовательном учреждении отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая устойчивость объекта, так как не позволяет обеспечивать постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данных образовательных учреждений, может способствовать совершению противоправных действий в отношении лиц, находящихся в учреждении.

Учитывая, что установка системы видеонаблюдения в образовательной организации является обязательной в силу закона, суд считает, что исковые требования прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, в том числе <адрес> к <адрес><адрес> и администрации <адрес> об обязании обеспечить системой видеонаблюдения структурное подразделение данной образовательной организации – <адрес>, расположенный в <адрес> подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, в том числе <адрес> к <адрес><адрес> и администрации <адрес> об обязании обеспечить системой видеонаблюдения структурное подразделение данной образовательной организации – <адрес>, расположенный в <адрес> - удовлетворить.

Обязать администрацию <адрес> и <адрес><адрес> обеспечить системой видеонаблюдения структурное подразделение данной образовательной организации - <адрес>, расположенный в <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в <адрес> суд в апелляционном порядке через <адрес> суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме: ДД.ММ.ГГГГ.

Федеральный судья: О.Е. Моисеева