К делу №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Темрюк 26 июля 2017 года
Темрюкский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Назаренко С.А.,
при секретаре Статных И.А.,
с участием: истца ФИО1,
представителя ответчика – администрации МО Темрюкский район, ФИО2, действующей по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации МО <адрес> и администрации Фонталовского сельского поселения Темрюкского района о признании договора аренды недействительным, взыскании неосновательного обогащения, убытков и процентов за пользование чужими денежными средствами,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском, в котором просит:
1) признать договор № аренды земельного участка, заключенный по результатам торгов в форме открытого аукциона от ДД.ММ.ГГГГ, с кадастровым номером № общей площадью 1226 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - индивидуальное жилищное строительство, расположенный по адресу: <адрес>, недействительным с момента заключения;
2) взыскать с администрации муниципального образования <адрес> в пользу истца денежные средства в качестве неосновательного обогащения в размере 113 000 (сто тринадцать тысяч) рублей, убытки в размере 9000 (девять тысяч) рублей, проценты за пользование чужими денежными средствами (ст. 395 ГК РФ) в размере 10 314 (десять тысяч триста четырнадцать) рублей 34 копейки, судебные расходы по составлению искового заявления для предъявления иска в суд в размере 3000 (три тысячи) рублей, расходы по оплате государственной пошлины при подаче искового заявления в суд в размере 4206 (четыре тысячи двести шесть) рублей.
В обоснование своих требований, истица указала, что на основании протокола о признании торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, несостоявшимися от ДД.ММ.ГГГГ (Лот №), с ФИО1 (единственным претендентом на участие в тогах) был заключен договор № аренды земельного участка, заключаемого по результатам торгов в форме открытого аукциона от ДД.ММ.ГГГГ (далее по тексту - договор аренды). Арендодателем по договору аренды является администрация Фонталовского сельского поселения <адрес>.
В соответствии с договором аренды арендодатель предоставлял, а арендатор принимал во временное пользование за плату земельный участок из земель населенных пунктов, с кадастровым номером № общей площадью 1226 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, предназначенный для индивидуального жилищного строительства, в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, являющегося приложением к договору аренды и его неотъемлемой частью (п. 1.1 договора аренды). Срок договора аренды установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (п. 7.2 договора аренды).
В соответствии с п. 2.1 договора аренды годовой размер арендной платы составлял 113 000 рублей, которые были оплачены арендатором (истцом) в полном объёме.
Однако, в дальнейшем, после оформления градостроительного плана земельного участка, было установлено, что участок расположен на землях, относящихся памятнику археологии федерального значения, на земельном участке расположены объекты, включенные в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятник истории и культур народов РФ № «Городище» на основании Решения исполнительного комитета <адрес>вого Совета народных депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ№, государственный номер в реестре № от ДД.ММ.ГГГГ).
В силу закона, строительство на земельных участках, расположенных на памятниках археологии запрещено, что в дальнейшем послужило основанием для отказа в выдаче истицы разрешения на строительство жилого дома на предоставленном ей в аренду земельном участке, который и предоставлялся ей для указанных целей.
Таким образом, действиями ответчиков истице причинены убытки, которые подлежат взысканию в её пользу, наряду с процентами за пользование чужими денежными средствами, расчет которых представлен истцом.
В судебном заседании, истица ФИО1 предъявленный иск поддержала, заявленные требования уточнила, в уточненных требованиях просит:
1) признать договор № аренды земельного участка, заключенный по результатам торгов в форме открытого аукциона от ДД.ММ.ГГГГ, с кадастровым номером №, общей площадью 1226 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - индивидуальное жилищное строительство, расположенный по адресу: <адрес>, недействительным с момента заключения;
2) взыскать с администрации муниципального образования <адрес> и администрации Фонталовского сельского поселения <адрес>, солидарно, в пользу истца денежные средства в качестве неосновательного обогащения в размере 113 000 (сто тринадцать тысяч) рублей, убытки в размере 9000 (девять тысяч) рублей, проценты за пользование чужими денежными средствами (ст. 395 ГК РФ) в размере 13 381 (тринадцать тысяч триста восемьдесят один) рубль 87 копеек, судебные расходы по составлению искового заявления для предъявления иска в суд в размере 3000 (три тысячи) рублей, расходы по оплате государственной пошлины при подаче искового заявления в суд в размере 4141 (четыре тысячи сто сорок один) рубль.
Представитель ответчика – администрации МО <адрес>, ФИО2, в судебном заседании с предъявленным иском не согласилась, в удовлетворении заявленных требований к администрации МО <адрес> просила отказать полностью, относительно требований к администрации Фонталовского сельского поселения <адрес> полагалась на усмотрение суда, пояснила, что истица, приобретая земельный участок в аренду, знала о том, что он располагается в зоне памятников архитектуры.
Представитель надлежащим образом извещенного о времени и месте слушания дела ответчика – администрации Фонталовского сельского поселения <адрес>, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду неизвестно.
Представитель третьего лица – Управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации <адрес>, в судебное заседание не явился, от представителя по доверенности ФИО3 поступили письменные пояснения с изложением позиции Управления и просьбой о принятии решения суда с учетом этих пояснений.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, находит иск ФИО1 подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, на основании протокола о признании торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, несостоявшимися от ДД.ММ.ГГГГ (лот №), между администрацией Фонталовского сельского поселения <адрес> (арендодатель) и ФИО1 (арендатор, единственный претендент на участие в тогах), был заключен договор № аренды земельного участка, заключаемого по результатам торгов в форме открытого аукциона от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с указанным договором аренды, арендодатель предоставлял, а арендатор принял во временное пользование за плату земельный участок из земель населенных пунктов, с кадастровым номером № общей площадью 1226 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, предназначенный для индивидуального жилищного строительства, в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, являющегося приложением к договору аренды и его неотъемлемой частью (п. 1.1 Договора аренды).
Срок договора аренды установлен с ДД.ММ.ГГГГ по № (п. 7.2 Договора аренды).
В соответствии с п. 2.1 договора аренды, годовой размер арендной платы составлял 113 000 рублей, которые были оплачены арендатором (истцом) в следующем порядке:
- внесение задатка для участия в торгах по продаже права аренды земельного участка в размере 79 100 рублей, что подтверждается платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ№, зачтенной в счет платы за участок (п. 3 Протокола о признании торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка несостоявшимися от ДД.ММ.ГГГГ (Лот №));
- внесение арендной платы за право аренды по договору в размере 33 900 рублей, что подтверждается платежным поручением от 14.04.2017 №.
Таким образом, арендатором (истцом) обязательства по оплате годового размера арендной платы исполнены в полном объеме.
Земельный участок предоставлялся для индивидуального жилищного строительства, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка.
Согласно п. 4.1.6 Договора аренды, арендатор обязуется использовать земельный участок в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, указанным в п. 1.1 Договора аренды.
Пунктом ДД.ММ.ГГГГ Договора предусмотрено обязательство арендатора (истца) до начала строительных работ получить соответствующие разрешения на строительство.
Согласно п. 4.2.4 Договора, арендатор имеет право возводить здания, строения и сооружения в соответствии с целевым назначением арендуемого земельного участка и его разрешенные использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных установленных уполномоченным органом правил и нормативов.
Разрешенное использование земельного участка - индивидуальное жилищное строительство, участок приобретался истцом с целью использования для индивидуального жилищного строительства - строительства жилого дома для личных целей.
Земельный участок расположен в территориальной зоне Ж1 - Зона жилой застройки, что подтверждается Выпиской из Правил землепользования и застройки Фонталовского сельского поселения <адрес> (градостроительные регламенты) от ДД.ММ.ГГГГ.
Договор аренды зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, номер регистрационного округа 23, запись регистрации №.
Постановлением администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден градостроительный план земельного участка (далее – ГПЗУ) с кадастровым номером №, o6щей площадью 1226 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> и истице выдан ГПЗУ №.
В указанном ГПЗУ, в разделе «Чертеж градостроительного плана и линий градостроительного регулирования» содержится информация о том, что земельный участок с кадастровым номером № расположен на землях, относящихся к памятнику археологии федерального значения. Согласно разделу 3.2 ГПЗУ, на земельном участке расположены объекты, включенные в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятник истории и культур народов РФ № «Городище» на основании Решения исполнительного комитета <адрес>вого Совета народных депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ№, государственный номер в реестре - № от ДД.ММ.ГГГГ).
Из раздела 2.2.4 ГПЗУ, содержащего информацию об ограничениях земельного участка и объектов капитального строительства, расположенных на территории зон охраны объектов культурного наследия, следует, что согласно письму управления государственной охраны объектов культурного наследия <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, по данным государственного реестра памятников истории и культуры, списка выявленных объектов культурного наследия <адрес>, материалам архива управления, земельный участок с кадастровым номером № распложен на территории памятника археологии федерального значения - «Городище» (гос. №). Памятник археологии принят на государственную охрану решением исполнительного комитета <адрес>вого Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ№.
Согласно ст. 49 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ, собственник либо пользователь земельного участка, в пределах которого расположен объект археологического наследия, владеет, пользуется или распоряжается таким земельным участком с соблюдением условий, установленных для обеспечения сохранности объекта культурного наследия. Объект археологического наследия и земельный участок, в пределах которого он расположен, находятся в гражданском обороте отдельно. Все объекты археологического наследия находятся в государственной собственности и отчуждению из государственной собственности не подлежат. Физические и юридические лица, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность на территории объекта культурного наследия, обязаны соблюдать режим использования данной территории, установленный действующим законодательством.
На территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик, существующих на территории памятников или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия (п. 1 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ).
С учетом расположения земельного участка на территории памятника археологии, истице было рекомендовано: провести детальное археологическое обследование участка методом шурфов в целях установления наличия, глубины залегания и мощности культурного слоя памятника, толщины насыпных грунтов; по результатам археологического обследования участка методом шурфов, в случае необходимости разработать и провести полный комплекс спасательных археологических полевых работ (раскопок). До проведения раскопок использование земельного участка для индивидуального жилищного строительства не представляется возможным.
ДД.ММ.ГГГГ истицей был заключен договор №р на проведение археологической разведки с ООО «КубаньАрхСпас» методом шурфов на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>.
ООО «КубаньАрхСпас» разработало план проведения мероприятий по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, расположенного на земельном участке.
Согласно исторической справке исследования Таманского полуострова, археологические исследования на полуострове ведутся с первой половины 18 века и до настоящего времени. Собрано значительное количество трудов, картографических изображений, проведено сплошное исследование полуострова с обследованием поселений. В 2001 году в <адрес> была проведена плановая привязка выявленных на тот момент памятников археологии на картографические материалы (объект истицы включен в реестр объектов культурного наследия в 1975 году). На территории современного поселка Волна Революции проведены специальные археологические раскопки, позволяющие выявить и уточнить границы памятников археологии. При проведении исследования методом шурфов были выявлены признаки археологических памятников (останки животных, орудия, предметов быта древних поселений). Рекомендовано проведение археологических раскопок.
ООО «КубаньАрхСпас» подтвердило расположение спорного земельного участка полностью на территории объекта архитектурного наследия.
Таким образом, строительство индивидуального жилья на данном земельном участке недопустимо в силу прямого указания закона.
Истица, в сентябре 2016 года, посредством электронной почты обратилась в администрацию МО <адрес> с заявлением о выдаче разрешения на строительство.
Ответом от ДД.ММ.ГГГГ № № истице отказано в выдаче разрешения на строительство по причине расположения на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес> памятника археологии - «Городище» гос. № и с целью принятия решения о возможности хозяйственного освоения земельного участка рекомендовано предоставить результаты археологических исследований (разведок) на территории земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ, на основании результатов археологических исследований (разведок) на территории земельного участка Управлением государственной охраны объектов культурного наследия администрации <адрес> за № предоставлено Заключение, согласно выводам которого, Управление государственной охраны объектов культурного наследия <адрес> не согласовывает хозяйственное освоение земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1258 кв.м., для строительства жилого дома по адресу: <адрес>, до выполнения требований действующего законодательства.
Вместе с тем, выполнение требований действующего законодательства по проведению мероприятий по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, расположенного на земельном участке, являются для истицы невыполнимыми, не соответствуют разрешенному использованию земельного участка и его целевому назначению.
В связи с этим, ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в администрацию Фонталовского сельского поселения <адрес> с заявлением о расторжении договора № аренды земельного участка, заключенного по результатам торгов в форме открытого аукциона от ДД.ММ.ГГГГ и возврате уплаченной суммы денег в размере 113 000 рублей.
Ответом от ДД.ММ.ГГГГ№ администрация Фонталовского сельского поселения <адрес> сообщила истице, что в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» с ДД.ММ.ГГГГ осуществление полномочий в сфере земельных отношений, в т.ч. заключение, изменение и расторжение договоров аренды земельных участков к вопросам местного значения сельских поселений не отнесены. Указанные полномочия переданы в ведение органов местного самоуправления муниципальных районов (ч. 4 ст. 14 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ).
Администрация муниципального образования <адрес> ответом от ДД.ММ.ГГГГ № № на обращение истицы отказом в расторжении договора и возврате денежных средств.
Как указывалось выше, решением исполнительного комитета <адрес>вого Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ № б3 памятник археологии федерального значения «Городище» (поселение «Волна-революции-1»), расположенный на западной окраине <адрес> революции) за государственным номером № включен в реестр памятников истории и культуры с ДД.ММ.ГГГГ и с этой даты находится под охраной государства.
В соответствии со ст. 3.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ границы территории объекта культурного наследия, за исключением границ территории объекта археологического наследия, определяются проектом границ территории объекта культурного наследия на основании архивных документов, в том числе исторических поземельных планов и научных исследований с учетом особенностей каждого объекта культурного наследия, включая степень его сохранности и этапы развития. Границы территории объекта археологического наследия определяются на основании археологических полевых работ (п. 3).
Проект границ территории объекта культурного наследия оформляется в графической форме и в текстовой форме (в виде схемы границ) (п. 4).
Границы территории объекта культурного наследия, включаемого в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, утверждаются в составе акта федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством РФ в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, о включении указанного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ - для объекта культурного наследия федерального значения, в составе акта органа исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченного в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, о включении указанного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ - для объекта культурного наследия регионального значения и объекта культурного наследия местного (муниципального) значения.
Границы территории выявленного объекта культурного наследия утверждаются актом органа исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченного в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в порядке, установленном законодательством субъекта РФ (п. 5).
Сведения о границах территории объекта культурного наследия, подлежащие включению в акты соответствующих органов охраны объектов культурного наследия, должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ территории объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра объектов недвижимости (п. 7).
Сведения о границах территории объекта культурного наследия, об ограничениях использования объекта недвижимого имущества, находящегося в границах территории объекта культурного наследия, вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений, указанных в настоящем пункте, не является основанием для несоблюдения требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, установленных земельным законодательством Российской Федерации и статьей 5.1 настоящего Федеральная закона (п. 7).
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ в Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурной наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, содержащий сведения об объектах культурного наследия.
Сведения, содержащиеся в реестре, являются основными источниками информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия при формировании и ведении информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) данную информацию (п. 3 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ).
В соответствии с п. 2 ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ регистрация объекта культурного наследия в реестре представляет собой присвоение объекту культурного наследия регистрационного номера в реестре и осуществляется актом федерального органа охраны объектов культурного наследия, в котором указываются: сведения о наименовании объекта; сведения о времени возникновения или дате создания объекта, датах основных изменений (перестроек) данного объекта и (или) датах связанных с ним исторических событий; сведения о местонахождении объекта (адрес объекта, или при его отсутствии - описание местоположения объекта); сведения о категории историко-культурного значения объекта; сведения о виде объекта.
Памятники истории и культуры, принятые на государственную охрану в установленном законом порядке, отнесенные к памятникам истории и культуры и включаемых в реестр соответствующих памятников (ст. 64 Федерального закона) подлежат в порядке ст. 20.1 и 20.2 Федерального закона внесению в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено Положение «О зонах объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ», в соответствии с которым, в обязательном порядке утверждаются зоны охраны объект памятника истории и культуры, подлежащие внесению в государственный кадастр недвижимости. Информация об утвержденных границах зон охраны объекта культурного наследия (объединенной зоны охраны), режимах использования земель и требованиях к градостроительным регламентам в границах данных зон в обязательном порядке размещается органом государственной власти, утвердившим границы зон охраны объекта культурного наследия (объединенной зоны охраны), в федеральной государственной информационной системе территориального планирования, a также направляется им в орган кадастрового учета для внесения в государственный кадастр недвижимости.
Утвержденные границы зон охраны объекта культурного наследия (объединенной зоны охраны), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон обязательно учитываются и отображаются в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки, документации по планировке территории (в случае необходимости в указанные документы вносятся изменения в установленном порядке) (п. 18).
Земельные участки, на территории которых расположены памятники истории и культуры, в том числе памятники археологии, отнесены законодателем к особой категории земельных участков.
Согласно ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ, земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством РФ и настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 94 Земельного кодекса РФ, к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим (п. 1).
К землям особо охраняемых территорий относятся, в том числе, и земли историко-культурного назначения (п. 2).
Земли особо охраняемых природных территорий, земли, занятые объектами культурного наследия РФ, используются для соответствующих целей. Использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами (п. 9).
Согласно ст. 99 Земельного кодекса РФ, в состав земель историко-культурного назначения относятся земли объектов культурного наследия народов РФ (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия (п. 1).
Земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением (п. 2).
Законодателем установлено, что изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются (п. 2 ст. 99 Земельного кодекса РФ).
Законодателем введен прямой запрет на изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения.
Более того, на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия (п. 1 ст. 5.1 Федерального закона от 25.06.2002г. № 73-ФЗ).
В соответствии с указанной правовой нормой проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ допускается с целью сохранения объекта культурного наследия, его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
Разрешенное использование земельного участка по условиям проведенного аукциона (торгов) по продаже права на заключение договора аренды земельного участка - индивидуальное жилищное строительство, подразумевающее в соответствии с Правилами землепользования и застройки Фонталовского сельского поселения <адрес> для зоны Ж-1 (зона жилой застройки) в качестве основных видов разрешенного использования размещение индивидуальных жилых домов, многоквартирных жилых домов, объектов дошкольного образования: детские сады и ясли; объекты общеобразовательного назначения: школы, гимназии и лицеи; объектов временного пребывания граждан: гостиницы, кемпинги, мотели, отели, общежития, гостевые дома, шале.
Указанный вид разрешенного использования земельного участка (целевое назначение) не соответствует статусу указанного земельного участка и его назначению. Указанный земельный участок, в границах которого расположен памятник археологии, с учетом вышеприведенных правовых норм не может быть объектом гражданских прав и объектом гражданско-правовых договоров.
Таким образом, земельный участок не может быть использован по назначению – для строительства жилого дома.
Из изложенного следует, что договор аренды земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1226 кв.м., по адресу: <адрес>, не мог быть заключен в силу прямого запрета Земельного кодекса РФ и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ. Указанный договор аренды противоречит правовым положениям указанного Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ и Земельному кодексу РФ. Следовательно, администрация Фонталовского сельского поселения <адрес> незаконно распорядилась земельным участком.
В соответствии с п. 1 ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Таким образом, договор аренды в силу вышеуказанных правовых норм и в соответствии со ст. 161 ГК РФ является недействительной сделкой.
В силу п. 1 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с её недействительностью, и недействительна с момента её совершения.
Согласно п. 2 ст. 167 ГК РФ, при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
В соответствии с п. 1 ст. 1102 ГК РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имуществе (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Правила о взыскании неосновательного обогащения подлежат применению к требованиям о возврате исполненной, но недействительной сделки (пп. 1 п. 1 ст. 1103 ГК РФ).
Если предметом аукциона (торгов) есть право на заключение договора аренды, которое подлежало оплате, то при признании договора аренды недействительным, такое право утрачивается и в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 1103 ГК РФ, уплаченные денежные средства должны быть возвращены в полном объеме.
Судом установлено, что истцом оплачены по договору аренды денежные средства в сумме 113 000 рублей.
Договор аренды ничтожен с момента его заключения, поэтому денежные средства, оплаченные в качестве арендной платы, являются неосновательным обогащением, так как истец земельным участком по целевому назначению не пользовался.
Согласно правовым положениям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» полномочия в сфере земельных правоотношений, в том числе заключение, изменение и расторжение договора аренды земельных участков с ДД.ММ.ГГГГ переданы в ведение органов местного самоуправления муниципальных районов. Согласно ответу администрации Фонталовского сельского поселения <адрес> денежные средства по договору аренды поступили на счет муниципального образования <адрес>.
Таким образом, взыскание неосновательного обогащения в размере 113 000 рублей необходимо производить с администрации муниципального образования <адрес>, как с получателя денежных средств.
Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (п. 1 ст. 15 ГК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которое лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановление нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которое это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
ДД.ММ.ГГГГ истицей был заключен договор №р на проведение археологической разведки с ООО «КубаньАрхСпас».
Предметом договора было проведение археологической разведки методом шурфов 10 земельных участков, в составе которых был земельный участок с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>.
Стоимость работ определялась исходя из количества земельных участков в составе 10 земельных участков, в сумме 90 000 рублей.
Таким образом, расходы истца составили 9000 рублей и эти расходы являются для истца убытками, понесенными в результате незаконных действий администрации Фонталовского сельского поселения <адрес>, с которой и должны быть взысканы в пользу истца, как с причинителя вреда.
Договор аренды ничтожен в силу закона с момента его заключения, поэтому у администрации Фонталовского сельского поселения не имелось правовых оснований для получения и удержания денежных средств, уплаченных истцом в качестве исполнения по ничтожной сделке.
Согласно п. 2 ст. 1107 ГК РФ на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.
Следовательно, поскольку администрация Фонталовского сельского поселения <адрес> допустила неправомерное пользование денежными средствами истца, требование о взыскании процентов на основании ст.ст. 395 и 1107 ГК РФ является правомерным и обоснованным.
Истцом уплачены денежные средства в размере 79 100 рублей ДД.ММ.ГГГГ и 33 900 рублей - ДД.ММ.ГГГГ.
Договор аренды заключен сторонами ДД.ММ.ГГГГ.
Расчет процентов по ст. 395 ГК РФ произведен истцом с даты заключения договора аренды, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, на сумму договора аренды в размере 113 000 рублей и до дня обращения истца с исковым заявлением в суд, то есть по ДД.ММ.ГГГГ.
Сумма процентов составила 10 047 рублей 59 копеек.
Суд принимает указанный расчет, поскольку он выполнен в соответствии с требованиями закона и не противоречит ему.
Истец для обращения в суд с целью составления искового заявления воспользовался квалифицированной юридической помощью - заключил договор на оказание юридических услуг № от ДД.ММ.ГГГГ и произвел оплату стоимости услуг в размере 3000 рублей. Предмет договора - составление искового заявление в суд с требованием о признании договора № аренды земельного участка, заключаемого по результатам торгов в форме открытого аукциона от ДД.ММ.ГГГГ с кадастровым номером №, общей площадью 1226 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, взыскании неосновательного обогащения, убытков и процентов за пользование чужими денежными средствами.
В соответствии со ст. 94 и 100 ГПК РФ, суммы затраченные сторонами на услуги представителя подлежат взысканию в разумных пределах.
С учетом изложенного, суд считает необходимым снизить размер взыскиваемых в пользу истца судебных расходов на оплату юридических услуг до 1500 рублей, что будет соответствовать требованиям разумности взыскиваемых сумм, установленным ст. 100 ГПК РФ.
При подаче искового заявления истцом была уплачена государственная пошлина в размере 4141 рубль (300 рублей и 3841 рубль).
Размер оплаченной государственной пошлины подлежит взысканию с ответчика в пользу истца в полном размере.
Доводы, изложенные в возражениях администрации МО Темрюкский район, суд находит несостоятельными по следующим основаниям.
Согласно представленным суду пояснениям Управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации <адрес>, по данным единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, перечня выявленных объектов культурного наследия, списка объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, материалам архива Управления, в границах спорного земельного участка с кадастровым номером № находящегося по адресу: <адрес>, расположен памятник археологии - «Городище» («Поселение «Волна Революции-1») (гос. №) (западная окраина <адрес>)). Памятник археологии поставлен на государственную охрану решением исполнительного комитета <адрес>вого совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ№.
Управление заключением от ДД.ММ.ГГГГ№ не согласовало хозяйственное освоение вышеуказанного земельного участка до выполнения требований действующего законодательства (проведение полного комплекса охранно-спасательных археологических мероприятий). Копия данного заключения представлена в суд с сопроводительным письмом управления от ДД.ММ.ГГГГ№.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ по настоящему делу представитель администрации муниципального образования <адрес> представил в качестве доказательства светокопию письма управления от ДД.ММ.ГГГГ№.
В связи с требованием суда о даче управлением оценки данной светокопии, а также в связи с ранее уже имевшими место фактами предоставления подложных копий документов с реквизитами управления по поводу земельных участков в <адрес>, управление провело анализ исходящей корреспонденции за 2014 год и сообщает, что под номером № было зарегистрировано письмо управления от ДД.ММ.ГГГГ, направленное в адрес иного лица. Следовательно, светокопия письма управления от ДД.ММ.ГГГГ№ является подложным и недопустимым доказательством по делу. По данному факту управление направило информацию в прокуратуру <адрес>.
Доводы представителя администрации муниципального образования <адрес> о том, что у администрации муниципального образования <адрес> не имелось сведений о наличии в границах спорного земельного участка объекта культурного наследия, не соответствуют действительности. В составе Схемы территориального планирования муниципального образования <адрес> и генеральных планов поселений <адрес> в обязательном порядке присутствует раздел «Охрана историко-культурного наследия», в котором содержится полная информация об объектах культурного наследия и зонах их охраны на соответствующих территориях. Для <адрес> и Фонталовского сельского поселения такие разделы подготовлены ОАО (ранее - ГУП КК) «Наследие Кубани» в 2006 и 2011 годах. Для муниципального образования <адрес> - в 2012 году. По информации администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № №, в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) муниципального образования <адрес> включены сведения о границах объектов культурного наследия и зонах их охраны; при формировании ИСОГД муниципального образования <адрес> использованы генеральные планы городского и сельских поселений и Правила землепользования и застройки городского и сельских поселений муниципального образования <адрес>, содержащие сведения о границах объектов культурного наследия и зонах их охраны.
Таким образом, требования истца законны и обоснованны.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО1 к администрации МО <адрес> и администрации Фонталовского сельского поселения <адрес> о признании договора аренды недействительным, взыскании неосновательного обогащения, убытков и процентов за пользование чужими денежными средствами удовлетворить частично.
Признать договор № аренды земельного участка, заключенный по результатам торгов в форме открытого аукциона от ДД.ММ.ГГГГ, с кадастровым номером №, общей площадью 1226 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - индивидуальное жилищное строительство, расположенный по адресу: <адрес>, недействительным с момента заключения.
Взыскать с администрации муниципального образования <адрес> в пользу ФИО1 денежные средства в качестве неосновательного обогащения в размере 113 000 (сто тринадцать тысяч) рублей.
Взыскать с администрации Фонталовского сельского поселения <адрес> в пользу ФИО1 убытки в размере 9000 (девять тысяч) рублей, проценты за пользование чужими денежными средствами (ст. 395 ГК РФ) в размере 13 381 (тринадцать тысяч триста восемьдесят один) рубль 87 копеек, судебные расходы по составлению искового заявления для предъявления иска в суд в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей, расходы по оплате государственной пошлины при подаче искового заявления в суд в размере 4141 (четыре тысячи сто сорок один) рубль, а всего – 28 022 (двадцать восемь тысяч двадцать два) рубля 87 копеек.
В удовлетворении остальной части заявленных ФИО1 исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 31.07.2017г.
Председательствующий: С.А. Назаренко