ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 мая 2021 года г. Тверь
Пролетарский районный суд г. Твери в составе:
председательствующего судьи Виноградовой И.В.,
при секретаре Григорян О.С.,
с участием представителя истца по доверенности ФИО1,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом к ФИО2 о возложении обязанности разработать проект рекультивации земельного участка и проведении рекультивации земельного участка,
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области обратилось в суд с иском ФИО2 с требованием обязать ответчика ФИО2, разработать в соответствии с Правилами проведения рекультивации и консервации земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от дата № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель», проект рекультивации земельного участка с кадастровым номером №, площадью 190911 кв. м., местоположение: <адрес>; обязать ответчика ФИО2 провести рекультивацию земельного участка с кадастровым номером №, площадью 190911 кв. м., местоположение: <адрес> в соответствии с проектом рекультивации земель в течение шести месяцев после вступления постановления суда в законную силу.
В обоснование исковых требований указано, что согласно сведениям ЕГРН на земельный участок и строения, расположенные по адресу <адрес>, кадастровый номер №, общей площадью 190911 кв.м, 24.12.2009 зарегистрировано право собственности РФ. Договором аренды № 56 от 16.02.2007 сроком по 16.02.2056 ТУ Росимущества и ФГУП «Опытно-производственное хозяйство «Редкинское» предоставлен земельный участок по адресу: <адрес> с кадастровым номером № для использования в целях сельскохозяйственного производства. В результате межевания указанного земельного участка и заключения соглашений о передаче прав по договору аренды права на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 190 911 кв.м., местоположение: <адрес>, с видом разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства переданы ФИО5. Согласно п. 5.4.3. Договора аренды Арендатор обязан использовать земельный участок в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, а также способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. В соответствии с п. 5.1.1. Договора аренды Арендодатель вправе требовать от Арендатора устранения нарушений, связанных с использованием земельного участка не по целевому назначению и использованием, не отвечающим виду разрешенного использования. ТУ Росимущества проведена плановая проверка федерального земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, площадью 190911кв. м., местоположение: <адрес>, с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства. В результате проверки, проведенной ТУ Росимущества 22.05.2019 было выявлено, что на земельном участке выкопан карьер. Таким образом, арендатор земельного участка в процессе своей деятельности использовал земельный участок не в соответствии с условиями Договора аренды земельного участка, произведено снятие почвенного слоя и выемка грунта. ФИО8 обязанность, предусмотренная договором аренды и положениями действующего законодательства не исполнена. Согласно сведениям из единого государственного реестра юридических лиц ФИО9 ликвидировано, 12.03.2019, учредителем юридического лица являлась ФИО2, и директором ФИО7 Бездействие ответчика, как учредителя и руководителя ФИО6 по неисполнению обязанностей ФИО10 свидетельствует о неразумности его действий. Письмом № 5530-02 от 26.11.2019 ТУ Росимущества сообщило ответчику о необходимости проведения работ по рекультивации земель с целью предотвращения деградации земель и восстановления их плодородия, посредством приведения земель в состояние пригодное для их использования в соответствии с разрешенным использованием земельного участка с кадастровым номером №. 14.10.2020 ТУ Росимущества в Тверской области был проведен осмотр земельного участка и установлено, что работы по рекультивации не проведены. До настоящего моменты работы по рекультивации не проведены, проект рекультивации на согласование ТУ Росимущества ответчиком не представлен.
В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО1 поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила суд удовлетворить их, не возражала против вынесения по делу заочного решения.
В судебное заседание ответчик ФИО2 не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, об уважительности причин неявки суд не уведомила.
В связи с изложенным, на основании статей 117, 167, 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом при наличии согласия истца определено рассматривать дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Из положений статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Из буквального толкования указанных норм права следует, что защите подлежит нарушенное право гражданина или юридического лица.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции РФ и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно положениям статьи 42 Конституции Российской Федерации, статьи 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» и статьи 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В силу положений статьи 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Согласно статье 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационально использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Статьей 13 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса (п. 1).
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия (пункт 2).
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе, меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу положений статьи 6 ФЗ «Об охране окружающей среды» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся: участие в определении основных направлений охраны окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации; участие в реализации федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации; принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в области охраны окружающей среды в соответствии с федеральным законодательством, а также осуществление контроля за их исполнением; право принятия и реализации региональных программ в области охраны окружающей среды; участие в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в осуществлении государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации, являющихся частью единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды); осуществление регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору; утверждение перечня должностных лиц органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный экологический надзор (государственных инспекторов в области охраны окружающей среды субъекта Российской Федерации); установление нормативов качества окружающей среды, содержащих соответствующие требования и нормы не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне; право организации и развития системы экологического образования и формирования экологической культуры на территории субъекта Российской Федерации; обращение в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды; предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды; ведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих региональному государственному экологическому надзору; ведение Красной книги субъекта Российской Федерации; право образования особо охраняемых природных территорий регионального значения, управление и контроль в области охраны и использования таких территорий; участие в обеспечении населения информацией о состоянии окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации; право организации проведения экономической оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, осуществления экологической паспортизации территории.
В соответствии с пунктами 1, Приказа Росимущества от 29.09.2009 № 278 (ред. от 19.12.2016) «О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом», ТУ Росимущества в Тверской области осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, по организации продажи приватизируемого федерального имущества, по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений. В число осуществляемых ТУ Росимущества в Тверской области функций входит контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленною в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.
ТУ Росимущества в Тверской области в установленном порядке и в пределах своей компетенции имеет право обращаться в суды с исками в защиту имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации по вопросам приватизации, управления и распоряжения федеральным имуществом, а также признания движимого имущества бесхозяйным.
В ходе рассмотрения дела установлено, что земельный участок с кадастровым номером № площадью 190917+/- 0 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности Российской Федерации. Указанные обстоятельства также подтверждены выпиской из ЕГРН от 27.08.2020 (л.д. 38-40).
По договору аренды № 56 от 16.02.2007 сроком до 16.02.2056, заключенному между ТУ Росимущества и ФИО11 земельный участок по адресу: <адрес> с кадастровым номером № предоставлен для использования в целях сельскохозяйственного производства (л.д. 16-17).
В результате межевания вышеуказанного земельного участка и заключения соглашений о передаче прав по договору аренды права на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 190 911кв.м., расположенному по адресу: <адрес> с видом разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, переданы ФИО13 (л.д. 36-37).
В рамках реализации возложенных на истца полномочий на основании Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области (далее - Территориальное управление), утвержденного Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом № 278 от 29,09.2009, Распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области № 122-р от 24.04.2019 во исполнение плана-графика проведения проверок использования имущества, находящегося в федеральной собственности, Федерального агентства по управлению государственным имуществом на 2019 год, утвержденного Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 31.10.2018 № 369 «Об утверждении плана-графика проведения проверок использования имущества, находящегося в федеральной собственности на 2019 год», с Приказом Росимущества от 26.03.2018 № 70 «О внесении изменений в приказ Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 31.10.2018 № 369 «Об утверждении плана-графика проведения проверок использования имущества, находящегося в федеральной собственности, на 2019 год», 16.05.2019 рабочей группой была проведена проверка и осмотр территории земельного участка с кадастровым номером № площадью 190911кв. м., местоположение: <адрес>
В ходе поверки установлено, что на земельном участке с кадастровым номером № расположен пруд и карьер. Не занятая прудом и карьером часть участка заросла кустарной растительностью. Земельный участок с кадастровым номером № зарастает сорной травой, на поле не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы, сенокошение и выпас скота на земельном участке не производится (л.д. 44-47).
Письмом № 5530-02 от 26.11.2019 г. ТУ Росимущества сообщило ответчику о необходимости проведения работ по рекультивации земель с целью предотвращения деградации земель и восстановления их плодородия, посредством приведения земель в состояние пригодное для их использования в соответствии с разрешенным использованием земельного участка с кадастровым номером № (л.д. 41).
14.10.2020 ТУ Росимущества в Тверской области был проведен осмотр земельного участка и установлено, что работы по рекультивации не проведены, а именно: обнаружено углубление, наполненное водой, визуально связи с водными объектами не имеет. Земельный участок не используется, частично зарастает кустарниковой растительностью. На некоторых частях участка нарушен почвенный слой (л.д. 48-49).
Таким образом, учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд расценивает имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, как объективные, убедительные и достоверные.
Каких-либо доказательств о том, что на указанном земельном участке, проводятся или проведены работы по рекультивации, разработан проект рекультивации и передан на согласование ТУ Росимущества в Тверской области, ответчиком не представлено.
Доказательств устранения вышеуказанных нарушений своими силами и за свой счет ответчиком суду также не представлено. Данное обстоятельство позволяет суду сделать вывод о том, что работы по устранению допущенных нарушений, указанных в исковом заявлении не проводились.
Следовательно, ответчиком не приняты в полной мере действия по организации рекультивации вышеуказанного земельного участка.
При таких обстоятельствах, суд считает требования ТУ Росимущества в Тверской области обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Как следует из положений статьи 78 ФЗ «Об охране окружающей среды» компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
Учитывая вышеизложенные положения закона, суд приходит к выводу о том, что на ответчика должна быть возложена обязанность по проведению работ по рекультивации земельного участка с кадастровым номером 69:15:0000014:249, площадью 190911 кв. м., местоположение: Тверская обл., р-н Конаковский, с/п Старомелковское, в соответствии с соответствующим проектом восстановительных работ и за счет собственных средств.
В порядке статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
С учетом положений действующих нормативных актов, в связи с необходимостью дополнительных временных и финансовых затрат на осуществление указанных мероприятий, суд считает возможным установить ответчику срок для устранения нарушений действующего законодательства в сфере охраны окружающей среды в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 193, 194-198, 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом к ФИО2 о возложении обязанности разработать проект рекультивации земельного участка и проведении рекультивации земельного участка - удовлетворить.
Обязать ФИО2 разработать в соответствии с Правилами проведения рекультивации и консервации земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель», проект рекультивации земельного участка с кадастровым номером №, площадью 190 911 кв. м., местоположение: <адрес>
Обязать ФИО2 провести рекультивацию земельного участка с кадастровым номером №, площадью 190 911 кв. м., местоположение: <адрес> в соответствии с проектом рекультивации земель в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Пролетарский районный суд г. Твери в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Пролетарский районный суд г. Твери в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья И.В. Виноградова
Решение в окончательной форме принято 24 мая 2021 года.
Судья И.В. Виноградова
1версия для печатиДело № 2-799/2021 ~ М-712/2021 (Решение)