РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 января 2019 года
Раменский городской суд Московской области
в составе председательствующего судьи Шендеровой И.П.,
при секретаре Жуковой Т.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-79/19 по иску ФИО1 к ГУ –УПФР №15 по г. Москве и Московской области об обязании произвести перерасчет пенсии, взыскании судебных расходов, -
установил:
Истец- ФИО1 обратился в суд с иском к ГУ –УПФР №15 по г. Москве и Московской области об обязании произвести перерасчет пенсии с учетом льготного стажа за период с <дата> по <дата>, взыскании стоимости юридических услуг 40 000рублей ( л.д.4-8). В обоснование заявленных требований в иске ссылается на то, что с <дата> ему была назначена пенсия по старости. В качестве оснований для назначения пенсии указана ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Размер пенсии составил 13 455 руб. Считает, что размер пенсии необоснованно занижен, поскольку не учтен период его работы с <дата> по <дата> в Раменском РПО «Сельхозхимия» в должности машиниста экскаватора при осуществлении погрузки пестицидов. Его профессия включена в Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 "Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение", код обобщенный 23502000 (хранение пестицидов), код профессии 2350200а-14002(машинисты погрузочных машин). В случае представления после назначения страховой пенсии страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за период после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в отношении периодов работы и (или) иной деятельности, имевших место до назначения страховой пенсии, влекущих увеличение индивидуального пенсионного коэффициента, производится перерасчет размера страховой пенсии со дня назначения указанной пенсии без истребования от пенсионера заявления о перерасчете размера страховой пенсии. При этом размер страховой пенсии определяется в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона ( п.7 ст. 18). Как предусмотрено п.5 ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" размеры страховых пенсий лиц, которым до дня вступления в силу настоящего Федерального закона установлены трудовые пенсии, в том числе доля страховой части трудовой пенсии, с 1 января 2015 года подлежат уточнению по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на основании сведений о сумме страховых взносов, которые не были учтены при определении величины суммы расчетного пенсионного капитала для исчисления размеров указанных трудовых пенсий, в том числе доли страховой части трудовой пенсии, по состоянию на 31 декабря 2014 года в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Указанное уточнение производится до 1 августа 2015 года. Среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 года в течение трудовой деятельности за период после регистрации застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета. В том случае, если этот среднемесячный заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов. Он направил в пенсионный орган заявление о пересчете пенсии, но ответа не получил. Для разрешения данного спора и составления искового заявления, ему пришлось обратиться за юридической помощью, расходы составили 40 000руб ( л.д. 4-8). В судебном заседании истец доводы иска поддержал.
Ответчик- ГУ –УПФР №15 по г. Москве и Московской области иск не признало, представило подробные письменные возражения. В судебном заседании представитель ответчика указанные возражения поддержала.
Суд, выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, полагает, что иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Со дня вступления в силу Федерального Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Федеральный закон №173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 N 173-ФЗ не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону (п.3 ст.36 Федерального Закона № 400-ФЗ).
В связи с изменением порядка исчисления трудовых пенсий, в том числе по старости, с даты вступления в силу Федерального закона №173-Ф3, предусматривающего расчет пенсии исходя из размера страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный Фонд Российской Федерации, уплаченных за застрахованное лицо, начиная с 1 января 2002 года, законодатель в статье 30 Федерального закона №173-Ф3 установил для граждан, осуществлявших трудовую деятельность до указанной даты, преобразование их пенсионных прав путем конвертации в расчетный пенсионный капитал по определенной формуле, составным элементом которой является исчисляемый в установленном порядке расчетный размер трудовой пенсии.
В соответствии с нормами действующего законодательства, применяются следующие варианты подсчета трудового стажа с целью оценки пенсионных прав застрахованных лиц:
Вариант №1 – в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ расчетный размер пенсии определяется исходя из продолжительности трудового стажа и размера среднемесячного заработка (данный порядок совпадает с порядком подсчета общего трудового стажа при определении размера пенсии с применением индивидуального коэффициента пенсионера, действовавшим до 01.01.2002 года). В указанный стаж включаются периоды работы и иной деятельности в календарном порядке, при этом не включаются периоды учебы, периоды ухода за детьми в возрасте до 3 лет и иные периоды;
Вариант №2- в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Федерального закона №173-Ф3 (по нормам законодательства, действовавшим до 01.01.2002 года) при определении размера пенсии без применения индивидуального коэффициента пенсионера. В общий трудовой стаж включаются периоды работы и иной деятельности, предусмотренные ранее действовавшим издательством, в том числе периоды учебы и ухода за детьми в возрасте до 3 лет и иные периоды, с применением к соответствующим периодам в необходимых случаях льготного порядка подсчета стажа (год за полтора, год за два). В этом случае имеются ограничения при исчислении расчетного размера пенсии - он не может превышать 555 руб. 96 коп, если стаж до 01.01.2002 г. у женщин составляет 20 лет, а у мужшш-25 лет. За каждый год сверх этого стажа указанная сумма повышается на 1 %, но не более чем на 20 %.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, ФИО1, <дата> года рождения, является получателем страховой пенсии старости в соответствии со статьей 8 Федерального Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с <дата>. Пенсия по старости была установлена ФИО1 с применением первого варианта трудового стажа, то есть в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального Закона № 173-ФЗ, с учетом заработка с января 1997 г. по декабрь 2001 г. на основании сведений индивидуального лицевого счета застрахованного лица. Отношение среднемесячного заработка ФИО1 за указанный период к среднемесячному заработку по Российской Федерации за аналогичный период составляет 4,683. Однако, согласно пункту 3 статьи 30 Федерального Закона № 173-ФЗ и статье 15 Федерального закона №400-ФЗ исчисление расчетного размера трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может быть произведено с учетом отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации не свыше 1,2. Так как отношение среднемесячных заработков уже учтено в максимальном размере - 1,2, суд находит обоснованными доводы ответчика о том, что перерасчет установленной ФИО1 страховой пенсии по старости с учетом его трудовой деятельности за другие периоды, в частности, за период с <дата> по <дата>, не повлияет на увеличение размера пенсии.
При назначении страховой пенсии по старости ФИО1 в подсчет страхового стажа были учтены все периоды работы согласно записям трудовой книжки, а также отраженные на индивидуальном лицевом счете истца. Общий стаж работы ФИО1 до <дата>, учтенный при назначении пенсии в Федеральному закону №173-Ф3, составляет 29 лет 06 месяцев и 08 дней. Стаж работы, выработанный, начиная с 01.01.2002 г., на размер пенсии не влияет, однако, при определении размера пенсии учитываются суммы страховых взносов, начисленные работодателем, начиная с 01.01.2002 года. Сумма страховых взносов, учтенных на индивидуальном лицевом счете ФИО1 после <дата>. составляет 655499,57 руб. Все плановые индексации страховой и базовой частей пенсии в соответствии с Установлением Правительства РФ были произведены своевременно.
В настоящее время суммарный размер страховой пенсии по старости (9733,83 руб.) и фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (4383,59 руб.) составляет 14117,42руб.
<дата>, <дата>, <дата>ФИО1 обращался в ГУ УПФР №15 по г. Москве и Московской области с заявлениями о перерасчете пенсии. В ответ на указанные обращения <дата> пенсионный орган сообщил заявителю, что к заявлению не приложены документы, с учетом которых возможно произвести перерасчет размера пенсии, кроме того, представление справок о заработной плате за период работы с <дата> по <дата> не повлечет за собой увеличение размера пенсии, так как отношение заработков уже учтено в максимальном размере 1,2 ( л.д. 75-76).
В числе оснований иска о перерасчете пенсии ФИО1 ссылается на п. 7 ст. 18 закона N 400-ФЗ ( л.д.6). Пунктом 7 статьи 18 закона N 400-ФЗ предусмотрено, что в случае представления после назначения страховой пенсии страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за период после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в отношении периодов работы и (или) иной деятельности, имевших место до назначения страховой пенсии, влекущих увеличение индивидуального пенсионного коэффициента, производится перерасчет размера страховой пенсии со дня назначения указанной пенсии без истребования от пенсионера заявления о перерасчете размера страховой пенсии. При этом размер страховой пенсии определяется в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона.
Суд полагает, что в данном случае не применим указанный пункт, поскольку заявленный истцом период работы ( <дата>-<дата>) имел место до вступления в законную силу Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", и соответственно до регистрации ФИО1 в качестве застрахованного лица. Обстоятельства, приведенные в п. 7 статьи 18 Закона N 400-ФЗ РФ не наступили. Страхователем не представлены сведения индивидуального персонифицированного учета за период после регистрации ФИО1 в качестве застрахованного лица.
Относительно доводов истца о неправомерности применения ответчиком в представленных расчетах коэффициента 1,2, суд отмечает, что в связи с обращением граждан в Конституционный суд РФ по вопросу конституционности положений статьи 30 Федерального Закона №173-Ф3 вынесены Определения Конституционного Суда об отказе в принятии к рассмотрению жалоб: Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 №405-О, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24.12.2013 —№1947-О. Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в Определении от 24.12.2013 №1947-0, правовое регулирование, предусмотренное оспариваемой нормой, направлено на сохранение прав, приобретенных гражданами, до введения в действие Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и может рассматриваться как нарушающие их конституционные права. При этом законодатель с целью обеспечения баланса интересов частных лиц и публичных интересов государства, а также иных лиц, получающих пенсии, установил в абзаце 10 пункта 3 статьи 30 названного Федерального закона отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к месячной заработной плате в Российской Федерации в размере не свыше 1,2. Это ограничение распространяется в равной мере на всех пенсионеров, а потому не может рассматриваться как нарушающее конституционный принцип равенства всех перед законом.
Из представленных пенсионных органом расчетов оптимального варианта пенсионного капитала ( л.д. 90-92) следует, что при расчете указанного истцом периода льготного стажа с <дата> по <дата> ( 7 лет 4 месяца 17 дней), расчетная пенсия - 1122, 91 руб ( вариант, указанный под №3-л.д. 90), в то время как при назначении пенсии ФИО1 был выбран оптимальный вариант ( вариант, поименованный под №4), согласно которого расчетная пенсия больше- 1183, 07руб. Согласно представленных пенсионных органом расчетов, которые не опровергнуты истцом, суммарный размер страховой пенсии по старости и фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с <дата> ( дата назначения пенсии) по предложенному истцу варианту составил бы 12871, 38 руб ( л.д.85), в то время как по оптимальному варианту -13 557, 35 руб ( л.д.86). Следовательно, заявленный истцом перерасчет повлек бы уменьшение назначенной ему пенсии, а следовательно права на пенсионное обеспечение.
Учитывая изложенное, суд считает, что пенсионным органом правомерно было отказано в перерасчете пенсии.
На основании изложенного, суд пришел к выводу о том, что иск не подлежит удовлетворению.
В силу ст. 98 ГПК РФ, в виду отказа в иске, отсутствуют правовые основания для взыскания с ответчика в пользу истца понесенных по делу судебных расходов –заявленных расходов на оплату юридических услуг в размере 40 000руб.
Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении иска ФИО1 к ГУ –УПФР №15 по г. Москве и Московской области об обязании произвести перерасчет пенсии с учетом льготного стажа за период с <дата> по <дата>, взыскании стоимости юридических услуг 40 000рублей - отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в течение месяца в апелляционном порядке в Московский областной суд через Раменский городской суд.
Судья
Мотивированное решение изготовлено 18.01.2019г