ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-79/19 от 18.02.2019 Усти-катавского городского суда (Челябинская область)

Дело № 2- 79/2019 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 февраля 2019 года г. Усть-Катав

Усть-Катавский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего Писаревой Л.Ф.,

при секретаре Бабкиной О.А.,

с участием помощника прокурора г.Усть-Катава Звонарев А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора г.Усть-Катава Челябинской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Усть-Катавского городского округа Челябинской области о возложении обязанности устранить нарушения законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Усть-Катава обратился в суд с иском к администрации Усть-Катавского городского округа о возложении обязанности устранить нарушения законодательства РФ, в котором просит обязать администрацию Усть-Катавского городского округа надлежащим образом и с использованием надлежащих материалов и средств произвести работы по ремонту дорожного покрытия по адресу: г.Усть-Катав, «Новый мост» в соответствии п.п. 5.2.3 ГОСТ 50597-2017, произвести работы по установке дорожных знаков 3.11 «Ограничение массы» в соответствии с требованиями п.п. 5.4.8. ГОСТ Р 52289-2004 в течение 5 месяцев со дня вступления решения в законную сил.

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой г.Усть-Катава совместно с сотрудниками ОГИБДД ОМВД России по Усть-Катавскому городскому округу проведена проверка организации органами местного самоуправления надлежащего эксплуатационного состояния дорожного покрытия и обеспечения безопасности дорожного движения на территории Усть-Катавского городского округа. В ходе проверки установлено, что на участке автодороги по адресу: г.Усть-Катав, «Новый мост» на покрытии проезжей части имеются многочисленные ямы и сквозные выбоины, что не соответствует требованиям п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, а также отсутствует дорожный знак «Ограничение массы», что не соответствует п.5.4.8 ГОСТ Р 52289-2004 и свидетельствует о ненадлежащей эксплуатации дороги. Наличие просадок, выбоин и ям на автомобильных дорогах общего пользования, отсутствие необходимых дорожных знаков не позволяет участникам дорожного движения полноценно выполнять требования Правил дорожного движения, вызывает опасность дорожно-транспортных происшествий, что создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан, а также детей, число которых установить невозможно. Неисполнение своих обязанностей администрацией Усть-Катавского городского округа по организации содержания автомобильных дорог приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц.

В судебном заседании помощник прокурора г.Усть-Катава Звонарев А.И. исковые требования поддержал, по основаниям изложенным в исковом заявлении.

Ответчик- представитель администрации Усть-Катавского городского округа Титенок Я.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В письменном ходатайстве не отрицает наличие дефекта дороги и отсутствие знака. Для их устранения необходим комплекс работ, затрагивающий несущие элементы мостового сооружения, что требует проведения инженерных исследований, получения заключения по состоянию моста, составление сметы на капитальный ремонт и её государственная экспертиза. Выявление предельной грузоподъемности моста также возможно только по итогам проведения инженерного исследования. В бюджете Усть-Катавского городского округа отсутствуют свободные денежные средства на столь объемные мероприятия. Ввиду необходимости подачи заявки на финансирование ремонта, и продолжительный процесс выделения средств, ходатайствует об увеличении срока исполнения судебных решений. Просит рассмотреть дело в своё отсутствие.

Определением от 22 января 2019 года в качестве 3- его лица привлечен Функциональный орган администрации Усть-Катавского городского округа «Управление инфраструктуры и строительства», представитель которого в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Суд, заслушав прокурора, исследовав представленные материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу пп. 5, 25, 27 п. 1 ст. 16 Федерального закона РФ от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об основных принципах организации местного самоуправления" к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах городского округа.

Согласно ст. 13 Федерального закона РФ от 08.11.2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения: осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

В силу ст. 3 данного Закона дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены Федеральным законом РФ от 10.12.1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".

Согласно ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяются актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения установлены Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 50597-2017 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", принятым Постановлением Росстандарта РФ от 26.09.2017 N 1245-ст (далее - ГОСТ Р 50597-2017).

Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

В соответствии с п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительством Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.

Ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог (пункт 1 статьи 18 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 установлено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.

Предельные размеры отдельных повреждений (выбоина, просадка, пролом) согласно п. 5.3 ГОСТ Р 50597-2017 не должны превышать 15 см и более в длину, 5 см и более в глубину, площадь равную 0.06 м2, или более.

Пунктом 6.2 ГОСТ Р 50597-2017 установлено, что дороги и улицы должны быть обустроены дорожными знаками по ГОСТ 32945, изображения, символы и надписи, фотометрические и колометрические характеристики которых должны соответствовать ГОСТ Р 52290, знаками переменной информации (далее - ЗПИ) - по ГОСТ 32865. Знаки должны быть установлены по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения.

Пунктом 5.4.8. ГОСТ Р 52289-2004, установлено, что знак 3.11 "Ограничение массы" применяют для запрещения движения транспортных средств, в том числе составов транспортных средств, общая фактическая масса которых больше указанной на знаке.

Значение допустимой массы, указываемой на знаке, установленном перед мостовым сооружением (мосты, путепроводы и т.п.), определяют с учетом грузоподъемности сооружения по результатам специальных обследований и испытаний.

Состояние дорог, недостаточное развитие дорожной инфраструктуры и несоответствие между количеством эксплуатируемого автомобильного транспорта и качеством дорог, являются одной из основных причин, приводящих к дорожно-транспортным происшествиям.

Как установлено в судебном заседании, в ходе проверки 14 декабря 2018 года выявлено отсутствие дорожного знака 3.11 «Ограничение массы», а также неудовлетворительное состояние проезжей части участка автодороги по адресу: г.Усть-Катав, Новый мост. Из представленной фототаблицы следует, что на проезжей части имеются выбоины размером от 10 до 20 см, сквозная выбоина по всей ширине полосы движения, разрушение края пешеходной дорожки (л.д.5-10), что не соответствует требованиям ГОСТ Р 50597-2017 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения".

Ненадлежащее качество автомобильных дорог нарушает права и свободы неопределенного круга лиц, в том числе, ввиду повышения риска возникновения дорожно-транспортных происшествий и причинения вреда жизни и здоровью граждан, что является недопустимым.

Однако до настоящего времени указанные нарушения не устранены, ремонт дорожного покрытия не произведен.

Уставом администрации Усть-Катавского городского округа Челябинской области, предусмотрено, что к вопросам местного значения относится содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования.

Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований. Судебная защита прокурором интересов неопределенного круга лиц является одной из форм осуществления надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, исполнения законов, действующих на территории РФ в целях пресечения любых фактов нарушения законности.

Кроме того, в соответствии с п. 4 ст. 27 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в случае нарушения прав и свобод значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств, если нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Данное требование гражданского процессуального законодательства, направленное на исполнение решения суда, которое имеет значение для большого круга лиц, в разумный срок

Суд считает, что необходимо установить срок для устранения допущенных нарушений в течение семи месяцев со дня вступления решения в законную силу, учитывая объем работ, которые необходимо выполнить, сроки проведения конкурсных процедур. Выполнить работы по приведению автомобильной дороги в состояние, которое соответствует требованиям стандартов, в указанный срок, суд считает разумным и позволит администрации Усть-Катавского городского округа устранить допущенные нарушения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.14, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать администрацию Усть-Катавского городского округа в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда провести ремонтные работы по приведению дорожного покрытия на участке автодороги по адресу: г. Усть-Катав, «Новый мост» в соответствии с требованиями п.п 5.2.3 ГОСТ Р 50597-2017. «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", принятым Постановлением Росстандарта РФ от 26.09.2017 N 1245-ст

и провести работы по установке дорожных знаков 3.11 «Ограничение массы» в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденным Приказом Ростехрегулирования от 15 декабря 2004 г. N 120-ст.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение месяца через Усть-Катавский городской суд со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий: подпись Л.Ф. Писарева

Решение не вступило в законную силу.