Дело №2-79/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Город Луза Кировской области 18 июля 2019 года
Лузский районный суд Кировской области:
в составе председательствующей судьи Захаровой С.Н.,
при секретаре Чушовой Н.Б.,
с участием истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к акционерному обществу «Волго-Вятская пригородная пассажирская компания» о защите прав потребителей,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО1 обратился в суд с иском к акционерному обществу «Волго-Вятская пригородная пассажирская компания» о защите прав потребителя.
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ в нарушение п.17 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.03.2005 №111 «Об утверждении Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности», предусматривающего право перевозчика отказать пассажиру поезда в продаже проездного документа (билета) при отсутствии свободных мест в поезде (за исключением поездов пригородного сообщения, в которых места не предоставляются), а также ст.83 Федерального закона от 10.01.2003 №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», предусматривающей право пассажира при проезде в поездах дальнего следования занять в пути следования свободное место в вагоне более высокой категории, кассиром поезда при наличии свободных мест в поезде сообщением ст.ФИО2-ст.Луза, истцу было отказано в приобретении проездного билета в вагон, имеющий свободные места для лежания.
Указанными действиями ответчика нарушены права истца как потребителя, в результате чего последнему причинены нравственные и физические страдания.
Истец просит суд обязать ответчика продавать билеты в вагоны повышенной комфортности, при наличии свободных мест для лежания, в
поезд сообщением ст.ФИО2 - ст.Луза, при посадке на остановках, не оборудованных билетными кассами, у кассира поезда, а также взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей.
В судебном заседании истец ФИО1 поддержал заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Просит суд обязать ответчика продавать билеты в вагоны повышенной комфортности, при наличии свободных мест для лежания, в поезд сообщением ст.ФИО2 - ст.Луза, при посадке на остановках, не оборудованных билетными кассами, у кассира поезда, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей и штраф в размере 50% от удовлетворенных исковых требований.
Акционерное общество «Волго-Вятская пригородная пассажирская компания», надлежащим образом извещенная о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направила, ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя в адресованном суду заявлении. Согласно отзыву просит отказать истцу в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям: нормы действующего законодательства РФ, регулирующие перевозку пассажиров в поездах дальнего следования, на которые ссылается истец в обоснование исковых требований, не подлежат применению к правоотношениям истца и ответчика, поскольку поезда №6626 ФИО2-Мураши, маршрут следования 118 км, №6636 Мураши-Пинюг, маршрут следования 123 км, №6644 Пинюг-Луза, маршрут следования 57 км, являются пригородными, что подтверждается соответствующей лицензией. Вагоны, входящие в состав пригородных поездов №6626 ФИО2-Мураши, №6636 Мураши-Пинюг, №6644 Пинюг-Луза, на которых ехал истец, делятся на две категории: - вагоны с местами для сидения, продажа билетов в которые осуществляется без указания мест; - вагоны с местами для лежания, продажа билетов в которые осуществляется с указанием мест. Нормативными правовыми актами РФ не установлена обязанность перевозчика по организации стационарной кассы на всех станциях (остановочных) пунктах, расположенных по маршруту движения пригородного поезда. Работа билетной кассы станции ФИО2-Котласский была приостановлена согласно приказу ОАО «ВВППК» от 15.01.2015 №15/29 в связи с отсутствием пассажиропотока, работа которой не возобновлена до настоящего времени. В соответствии с п.26 Правил перевозок пассажиров, ответчик осуществляет оформление билетов с указанием мест на пригородные поезда:№6626 ФИО2-Мураши, №6636 Мураши-Пинюг, №6644-Пинюг-Луза в стационарных кассах, а также посредством терминалов самообслуживания и в мобильном приложении «Пригород». Кроме того, отсутствует возможность передачи данных об оформленных проездных документах (билетах) с указанием мест ввиду отсутствия устойчивой телекоммуникационной связи на маршруте указанных пригородных поездов. Во избежание конфликтных ситуаций,
связанных с предоставлением одного и того же места нескольким пассажирам одновременно, реализация проездных документов (билетов) с указанием мест производится только в стационарных билетных кассах, терминалах самообслуживания или посредством мобильного приложения
«Пригород». В пути следования билетные кассиры уполномочены оформлять только проездные документы (билеты) без указания мест. Истец не был
лишен возможности приобрести проездной документ (билет) с указанием места на пригородные поезда от ст.ФИО2 до ст.Луза в билетной кассе вокзала ст.ФИО2, находящейся в непосредственной близости от ст.ФИО2-Котласский, а также используя мобильное приложение «Пригород». На основании изложенного просят в удовлетворении иска ФИО1 отказать.
При таких обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела.
Заслушав истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу п.1 ст.421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается.
В судебном заседании установлено, что 26.02.2019 между истцом и ответчиком был заключен договор перевозки пассажиров, истцом приобретен проездной билет на проезд (серийный №, № документа 03615) железнодорожным транспортом от станции ФИО2-Котласский до станции Луза, стоимостью 636,00 рублей, без указания места (л.д.3).
Ответчик — акционерное общество «Волго-Вятская пригодная пассажирская компания» (далее по тексту АО «ВВППК») осуществляет организацию транспортного обслуживания населения в пригородном сообщении на территории Кировской области в соответствии с соглашением о предоставлении из областного бюджета субсидии АО «ВВППК» на возмещение недополученных доходов в связи с государственным регулированием тарифов от 15.01.2019 (далее по тексту Соглашение о предоставлении субсидии) (л.д.85-96, 111-133).
Подпунктом 12 п.12 ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта
Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в том числе, решение вопросов организации транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении.
В соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18.07.2007 №99 «О критериях определения категорий поездов
для перевозки пассажиров в зависимости от скорости их движения и расстояния следования» в редакции, действовавшей по состоянию на 26.02.2019, к пригородным поездам относятся поезда следующие на расстояние не более 200 км, состоящие из вагонов с местами для сидения. Согласно действующей редакции указанного приказа к пригородным поездам относятся поезда, следующие на расстоянии не более 200 км или в границах одного субъекта Российской Федерации, состоящие из вагонов с местами для сидения.
Пунктом 2.2.3 Соглашения о предоставлении субсидии установлено, что АО «ВВППК» осуществляет объем движения пригородных поездов по территории Кировской области по маршрутам и в количестве вагонов, определенных в приложении №1 к соглашению.
В приложении №1 к Соглашению о предоставлению субсидии указаны поезда: №6626 ФИО2-Мураши, маршрут следования 118 км, №6636 Мураши-Пинюг, маршрут следования 123 км, №6644 Пинюг-Луза, маршрут следования 57 км.
Учитывая указанные выше положения подп.12 п.2 ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 18.07.1999 «О критериях определения категорий поездов для перевозки пассажиров в зависимости от скорости их движения и расстояния следования», а также Соглашения о предоставлении субсидий, поезда №6626 ФИО2-Мураши, маршрут следования 118 км, №6636 Мураши-Пинюг, маршрут следования 123 км, №6644 Пинюг-Луза, маршрут следования 57 км, являются пригородными.
В отсутствии установленной законодательством Российской Федерации обязанности обеспечить указанные пригородные поезда вагонами с местами для лежания, ответчик включает в состав указанных поездов вагоны с местами для лежания в целях организации комфортного проезда пассажиров.
Вагоны, входящие в состав пригородных поездов №6626 ФИО2-Мураши, №6636 Мураши-Пинюг, №6644 Пинюг-Луза, делятся на две категории:
- вагоны с местами для сидения, продажа в которые осуществляется без указания мест;
- вагоны с местами для лежания, продажа билетов в которые осуществляется с указанием мест.
Пунктом 20 приказа Минтранса России от 19.12.2013 №473 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом (далее по тексту Правила перевозок пассажиров) предусмотрено, что оформление проездных документов (биле -
тов) на поезда пригородного сообщения производится в билетной кассе автоматизированным способом или при помощи ручной технологии, через терминалы самообслуживания, через веб-ресурс, а также путем валидации безконтактных смарт-карт (в том числе социальных карт), транспортных карт, платежных карт (в том числе с использованием технологии проведения безконтактного платежа) или электронных устройств с использованием автоматизированных систем. В случаях, предусмотренных указанными Правилами, допускается оформление проездного документа (билета) в поезде.
Пунктом 22 Правил перевозок пассажиров установлено, что при отсутствии билетной кассы, терминала самообслуживания на станции (остановочном пункте) гражданин может осуществлять посадку в поезд пригородного сообщения без проездного документа (билета). Перевозчик оформляет его проезд и провоз ручной клади, превышающий установленную норму, непосредственно в поезде пригородного сообщения или на станции назначения без взимания дополнительной платы.
Учитывая изложенное суд приходит к выводу, что нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлена обязанность перевозчика по организации стационарной билетной кассы на всех станциях (остановочных пунктах), расположенных по маршруту движения пригородного поезда.
Работа билетной кассы на станции ФИО2-Котласский была приостановлена согласно приказу ОАО «ВВППК» от 15.01.2015 №15/29 в связи с отсутствием пассажиропотока (л.д.97,138).
До настоящего времени АО «ВВППК» не возобновлена работа данной билетной кассы.
Пунктом 26 Правил перевозок пассажиров установлены требования к продаже билетов на поезда пригородного сообщения с указанием мест, так, для проезда в поезде пригородного сообщения с указанием мест пассажиру оформляется проездной документ (билет) с указанием отдельного места до любой станции (остановочного пункта), включенных в маршрут следования данного поезда. Оформление проездных документов (билетов) на поезда пригородного сообщения с указанием мест начинает осуществляться в билетной кассе, через терминал самообслуживания, а также через веб-ресурс не менее чем за 10 суток до даты отправления поезда с первоначальной или промежуточной станции отправления поезда. Оформление проездного документа (билета) на поезд пригородного сообщения с указанием мест производится на основании сведений о документе, удостоверяющем личность пассажира (паспорт, военный билет или иной документ, удостоверяющий личность пассажира), а для лиц, имеющих право оплаты стоимости проезда со скидкой или бесплатного проезда, кроме того, - на основании документов, подтверждающих указанное право. В проездном документе (билете) для разовой поездки на поезде пригородного сообщения с
указанием мест указывается наименование перевозчика, дата поездки, стоимость проезда, фамилия пассажира, наименование и номер документа, удостоверяющего его личность, и иная информация.
Обязанность перевозчика по оформлению проездных документов на поезда пригородного сообщения с указанием мест непосредственно в пригородном поезде не установлена Правилами перевозок пассажиров.
Таким образом, АО «ВВППК» осуществляет оформление билетов с указанием мест на пригородные поезда №6626 ФИО2-Мураши, №6636 Мураши-Пинюг, №6644 Пинюг-Луза в стационарных кассах, а также посредством терминалов самообслуживания и в мобильном приложении «Пригород».
АО «ВВППК» для оформления проездных документов на поезда пригородного сообщения непосредственно в пути следования используется контрольно-кассовая техника программно-технический комплекс «МК-35Ф» (далее ПТК «МК-35Ф»), являющаяся частью общей системы учета продаж проездных документов (билетов) АО «ВВППК» - автоматизированная система управления пригородной пассажирской компании (АСУ ППК), правообладателем которой является АО «Свердловская пригородная компания» (л.д.82,110).
Согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ№/СПК АО «Свердловская пригородная компания» (л.д.84,136-137) оформление проездных документов с местами на комфортные поезда в пути следования средствами ПТК «МК-35Ф» в системе АСУ ППК не производится, так как ПТК «МК-35Ф» в систему АСУ ППК работает в оффлайн- режиме. Оформление проездных документов с местами на комфортные поезда подразумевает онлайн-режим связи с сервером АСУ ППК для получения информации о свободных местах в режиме реального времени. Процесс оформления проездного документа с местами в комфортные поезда осуществляется на клиентских устройствах АСУ ППК: программный модуль «АРМ-кассира» (стационарные кассы), программный модуль «Терминал самообслуживания» (билетопечающий автомат), мобильное приложение «Пригород».
Постановлением Правительства Кировской области от 31.01.2017 №43/52 утвержден перечень местностей, удаленных от сетей связи, в которых организации и индивидуальные предприниматели могут применять контрольно-кассовую технику в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных.
Согласно указанному перечню на маршруте движения пригородных поездов №6626 ФИО2-Мураши, №6636 Мураши-Пинюг, №6644 Пинюг-Луза местностями, в которых имеется устойчивая подвижная радиотелефонная связь и (или) средства коллективного доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», позволяющие передавать данные
об оформленных проездных документах (билетах) с указанием мест, являются: г.ФИО2, г.Луза.
Продажа билетов посредством билетопечатающего автомата у билетного кассира с указанием места ввиду неустойчивой связи за пределами ст.ФИО2 может повлечь за собой продажу билетов с предоставлением одного и того же места нескольким пассажирам.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения исковых требований истца у суда не имеется.
Кроме того, истец не был лишен возможности приобрести проездной документ (билет) с местом для лежания в поезда дальнего следования, следующие через станцию ФИО2 до станции Луза, позволяющий ему также занять в пути следования свободное место в вагоне более высокой категории в порядке, установленном правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом.
Согласно ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические и нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, посягающие на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность компенсации указанного вреда.
В силу статьи 15 Федерального закона "О защите прав потребителей", моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Принимая во внимание, что нарушений прав ФИО1 как потребителя судом со стороны АО «ВВППК» не установлено, у суда отсутствуют основания для взыскания в пользу истца с ответчика компенсацию морального вреда.
В соответствии с п. 6 ст. 13 Федерального закона "О защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Учитывая, что судом истцу отказано в удовлетворении исковых требований к ответчику, у суда отсутствуют основания для взыскания с
с ответчика в пользу истца штрафа.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1
А.В. к акционерному обществу «Волго-Вятская пригородная пассажирская компания» о защите прав потребителей, отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Кировский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме (22 июля 2019 года), с подачей жалобы через Лузский районный суд Кировской области.
Судья С.Н.Захарова
Мотивированное решение составлено 22 июля 2019 года.
Судья С.Н.Захарова