ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-79/20 от 19.08.2020 Тегульдетского районного суда (Томская область)

УИД 70RS0021-01-2020-000193-19

№ 2-79/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 августа 2020 года с. Тегульдет

Тегульдетский районный суд Томской области в составе председательствующего судьи Красова А.В., секретаре судебного заседания Яковлевой О.И., при помощнике судьи Викторовой Л.Н., с участием истца ФИО1, в отсутствие ответчика, представителя Администрации Тегульдетского района Томской области, ответчика, представителя Департамента архитектуры и строительства Томской области, третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации Тегульдетского района Томской области, Департаменту архитектуры и строительства Томской области о признании права на получение государственного жилищного сертификата, возложении обязанности по восстановлению в списках очередности граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с для переселения из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с датой постановки на учет /...../ возложении обязанности выдать на ее имя государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на территории Томской области,

у с т а н о в и л :

ФИО1 обратилась в Тегульдетский районный суд Томской области с иском к Администрации Тегульдетского района Томской области, Департаменту архитектуры и строительства Томской области, в котором просит признать за ней право на получение государственного жилищного сертификата в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, федеральной целевой программы «Жилище на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153, в порядке очередности с датой постановки на учет /...../, обязать Администрацию Тегульдетского района восстановить ее в списках очередности граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с для переселения из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с даты постановки на учет /...../, обязать Департамент архитектуры и строительства Томской области оформить на ее имя государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на территории Томской области, в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» с выдачей указанного государственного жилищного сертификата Администрацией Тегульдетского района.

Как следует из искового заявления, истец состояла на учете в Администрации Тегульдетского района как гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с /...../.

Из письма от /...../ следует, что Администрацией Тегульдетского района отказано истцу в оформлении государственного жилищного сертификата в связи с наличием стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей менее пятнадцати календарных лет. Из сведений Администрации следует, что при определении права на получение жилищной субсидии в отношении граждан, проработавших на территории Тегульдетского района, необходимо учитывать период трудовой деятельности с даты отнесения указанного района к местности, приравненной к районам Крайнего Севера - с 01.06.1985 года, т.е. до 01.06.1985 года стаж работы в /...../ не должен учитываться как стаж работы в районе приравненном к районам Крайнего Севера, в связи с тем, что территория Тегульдетского района Томкой области включена в перечень приравненных к районам Крайнего Севера с 01.06.1985 года (Постановление Совета Министров СССР от 28.06.1985 года № 593). Согласно сведениям ГУ ОПФР истец имеет общий стаж работы в Тегульдетском районе(местности приравненной к районам Крайнего Севера) по состоянию на /...../. Тогда как, на момент постановки истца на учет 29 ноября 1999 года, как гражданина имеющего право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, она имела стаж работы, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (по мнению работников Администрации Тегульдетского района) за период /...../, в связи с чем по мнению должностных лиц у нее отсутствует право на получение жилищной субсидии в рамках Федерального закона от /...../ № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях» выезжающим из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей».

Постановлением Администрации Тегульдетского района Томской области /...../, решением жилищной комиссии Администрации Тегульдетского района Томской области /...../, она была снята с учета на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в связи с неправомерными действиями должностных лиц при решении вопроса о постановке на учет и изменениями других условий, исчезли основания для признания гражданина нуждающимися в переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющим право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета.

С данными выводами должностных лиц истец не согласна по следующим основаниям:

она проживает длительное время /...../, ее поставили на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий /...../, т.е. до принятия Федерального закона от 25.10.2002 года № 125 -ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». В связи с чем полагает, что по отношению к ее ситуации должны применяться нормы законодательства, действующие до принятия Федерального закона от 25.10.2002 года № 125 -ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», а именно, Закон Российской Федерации от 19.02.1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», а так же положения абзаца 4 п. 5 «Положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретения жилья», утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 10.12.1993 года № 1278; абзаца 3 п. 3 «Положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретения жилья», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.08.1999 года № 937 и ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 17.08.1996 года «О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями в 1996 года». Данные нормативные правовые акты, действовавшие до вступления в силу Федерального закона № 125-ФЗ, предоставляли право на получение за счет средств федерального бюджета безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера, не менее 10 лет и состоявшим на учете по улучшению жилищных условий. Таким образом, право на жилищную субсидию сохранено действующим законодательством за гражданами, вставшими на жилищный учет до принятия Федерального закона № 125-ФЗ, имеющими соответствующий стаж не менее 10 лет, и продолжающими стоять на данном учете, поскольку до вступления в силу указанного Федерального закона № 125-ФЗ не успели реализовать свое право на улучшение жилищных условий.

Кроме этого, на дату вступления в силу Федерального закона от 25.10.2002 года № 125 -ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», т.е. по состоянию на 31.12.2001 года, она не воспользовалась правом на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Она продолжала стоять на данном учете вплоть до 03.06.2020 года, т.е. до принятия Постановления Администрации Тегульдетского района Томской области № 252 от 03.06.2020 года. При этом, с момента постановки на учет /...../ она не вышла на пенсию, и продолжала работать /.....//...../ что подтверждается трудовой книжкой и вкладышем к ней. На /...../, т.е. на момент /...../, она имела стаж работы в /...../ более пятнадцати лет, и право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не воспользовалась. В последующем она продолжила работать /...../.

Истец ссылается на положения ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей», и считает, что вынесение постановления Администрации Тегульдетского района Томской области о снятии ее с учета как гражданина, имеющего право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и отказе в оформлении государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения на территории Томской области, в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» нарушает ее права на получение указанной социальной выплаты.

Из распоряжения Губернатора Томской области № 310-р от 04.10.2011 «О мерах по реализации на территории Томской области основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» следует, что Департаменту архитектуры и строительства Томской области поручено осуществлять реализацию мероприятий, предусмотренных правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 года № 153, в том числе оформление и выдачу органам местного самоуправления муниципальных образований Томской области государственных жилищных сертификатов. Т.е. на территории Томской области, полномочия по выдаче государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, относятся к полномочиям Департамента архитектуры и строительства Томской области. Согласно ст. 3 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» постановка на учет данных граждан, и определение размера жилищных субсидий осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ по месту жительства этих граждан. Согласно закону Томской области от 13.04.2006 года № 73-03 ( в ред. от 05.05.2016) «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением, орган местного самоуправления муниципальных образований Томской области «Тегульдетский район» наделен государственными полномочиями по регистрации и учету граждан, выезжающих из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей и имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125 ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Таким образом, полномочия по регистрации и учету граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера им приравненных к ним местностей и имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125 ФЗ обладает Администрация Тегульдетского района.

В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчиков Администрации Тегульдетского района Томской области, Департамента архитектуры и строительства Томской области, представителя третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Из письменных возражений ответчика, представителя Администрации Тегульдетского района Томской области /...../ изложенных в отзыве на исковое заявление /...../ следует, что в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года и имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет. Тегульдетский район с 01 июня 1985 года отнесен и включен в перечень местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, Постановлением Совета Министров СССР от 28 июня 1985 года № 593. Период работы ФИО1 на территории /...../.

Нормативные правовые акты, действующие до вступления в силу Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», а также Федерального закона от 25 июля 1998 г. № 131-ФЗ "О жилищных субсидиях граждан, выезжающим из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей", предоставляли право на получение за счет средств федерального бюджета безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, не менее 10 лет и состоящим на учете по улучшению жилищных условий (абзац 4 пункта 5 Положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья, утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 10 декабря 1993 г. № 1278; абзац 3 пункта 3 Положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. № 937). Граждане, у которых продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностях составляет не менее 10 лет, сохраняют право на получение жилищной субсидии в том случае, если они состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также были поставлены на учет на получение жилищной субсидии до вступления в силу (31 июля 1998 года) Федерального закона от 25 июля 1998 г. № 131-Ф3 «О жилищных субсидиях граждан, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

ФИО1 не стояла по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Администрация Тегульдетского района не имеет возможности восстановить ФИО1 в список очередности граждан, имеющих право на получение государственной жилищной субсидии, так как продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях у ФИО1 менее /...../ лет и в списках по месту жительства в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий на территории /...../ отсутствует.

Из письменных возражений ответчика, представителя Департамента архитектуры и строительства Томской области /...../, следует, что Департамент архитектуры и строительства Томской области поддерживает позицию Администрации Тегульдетского района, изложенную в отзыве на исковое заявление (/...../).

Представитель третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, /...../., действующая на основании доверенности /...../, полагает требования не подлежащими удовлетворению, как заявленные к ненадлежащему ответчику в лице Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, по следующим основаниям: право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, устанавливаются и регулируются Федеральным законом от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее - Федеральный закон № 125-ФЗ).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от № 125-ФЗ, право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшем законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Несоблюдение требований статьи 1 Федерального закона № 125-ФЗ является основанием для снятия с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в соответствии с подпунктом «а» пункта 12(1) постановления Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года № 879 «Об утверждении положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее - Положение № 879),

Согласно пункту 12(1) Положения № 879 основанием для отказа в постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, является несоответствие гражданина требованиям, указанным в статье 1 Федерального закона № 125-ФЗ, непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 9 либо пункте 9 (1) настоящего Положения; недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах.

Из прямого содержания данной нормы следует, что периоды работы в районах и местностях, не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, не могут учитываться в стаже работы, дающем право на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ.

В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 28 июня 1985 г. № 593 Тегульдетский район Томской области включен в Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с 1 июня 1985 г.

Следовательно, стаж работы для приобретения права на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ подлежит исчислению с 1 июня 1985 г.

Из поступившего в адрес Минстроя России искового заявления и приложенных к нему документов следует, что ФИО1 в период /...../.

/...../ решением жилищной комиссии администрации Тегульдетского района Томской области, постановлением администрации Тегульдетского района Томской области /...../ ФИО1 снята с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, поскольку трудовой стаж на дату постановки на учет составил менее /...../ лет.

Вместе с тем на момент постановки истца на учет действовали положения Федерального закона от 17 августа 1996 г. № 116-ФЗ «О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями в 1996 году» (далее - Федеральный закон № 116-ФЗ), согласно статье 5 которого минимальный требуемый трудовой стаж составлял 10 лет.

Как следует из абзаца второго статьи 1 Федерального закона № 125-ФЗ, право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации в постановлении от 24 мая 2001 г. № 8-П «По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в связи с жалобами граждан ФИО2 и ФИО3» распространение предписания о минимальном 15-летнем стаже работы (времени проживания) как условии приобретения права на получение жилищных субсидий на лиц, которым такое право уже было предоставлено при наличии стажа работы не менее 10 лет, и тем самым придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, означающее, по существу, отмену для этих лиц права на получение жилищной субсидии, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимо с требованиями, вытекающими из статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации.

Таким образом, на дату постановки ФИО1 на учет /...../. трудовой стаж составлял более /...../ лет, что соответствует требованию статьи 5 Федерального закона № 116-ФЗ.

Между тем, согласно подпункту «г» пункта 21 Положения № 879 граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о постановке на учет.

Минстрой не согласен с предъявленными к нему иском по следующим основаниям: в соответствии с подпунктом «г» пункта 18 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153 (далее - Правила № 153) выдача сертификатов осуществляется в рамках реализации мероприятия по обеспечению жильем граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, ведомственной целевой программы - гражданам, указанным в подпунктах «з» и «и» пункта 5 настоящих Правил, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого указанные граждане состоят в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органе местного самоуправления) на учете в качестве имеющего право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ.

Принятие па учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях отнесено к полномочиям органов местного самоуправления в соответствии с пунктом 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 24 Правил № 153 орган местного самоуправления, осуществляющий учет граждан, до 1 августа года, предшествующего планируемому году, формирует списки граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году и представляет их в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует в отношении граждан, указанных в подпунктах «е» и «ж» пункта настоящих Правил, сводный список граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году, утверждает его и в течение 10 рабочих дней после утверждения представляет его ответственному исполнителю государственной программы (пункт 26 Правил № 153).

Таким образом, являясь ответственным исполнителем государственной программы, Минстрой России полномочиями по постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, формированию списков граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе, и выдаче государственных жилищных сертификатов не наделен.

Следовательно, Минстрой России своими действиями (бездействием) не мог нарушить права и законные интересы истца, а также не обладает полномочиями по их восстановлению.

С учетом изложенного, исковые требования к Минстрою России являются необоснованными, и имеются правовые основания для замены Минстроя России как ненадлежащего ответчика надлежащим.

Кроме того, исковые требования ФИО1 в части возложения обязанности на Департамент архитектуры и строительства Томской области оформить государственный жилищный сертификат и выдать его администрации Тегульдетского района Томской области противоречат порядку выпуска государственных жилищных сертификатов, утвержденному Правилами № 153.

В соответствии с пунктом 3 Правил № 153, сертификаты выпускаются государственным заказчиком основного мероприятия в соответствии с графиком выпуска и распределения сертификатов па соответствующий год, утверждаемым Правительством Российской Федерации, в пределах средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

Распределение объема финансирования между федеральными органами осуществляется пропорционально представленным ими в соответствии с пунктом 27 Правил № 153 сведениям о необходимом количестве сертификатов на планируемый год.

Согласно пункту 29 Правил № 153 сводный список получателей сертификатов формируется на основании списков граждан, указанных в подпунктах «з» и «и» пункта 5 Правил № 153, подтвердивших свое участие в основном мероприятии в планируемом году, представленных в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 24 Правил № 153.

Таким образом, сводные списки формируются исходя из очередности с учетом пределов финансирования, предусмотренных государственным органам и органам местного самоуправления на планируемый год средств на предоставление социальных выплат. Необходимо учитывать, что сводные списки формируются до 1 сентября года, предшествующего планируемому, из граждан, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, иной порядок нарушает как положения Правил № 153, так и принципы бюджетного планирования.

Государственный заказчик основного мероприятия в месячный срок после вступления в силу федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год представляет в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект графика выпуска и распределения сертификатов по категориям граждан - участников основного мероприятия, после утверждения и на основании которого издает приказ о выдаче бланков сертификатов и направляет соответствующее количество бланков сертификатов в органы исполнительной власти (пункты 33 и 35 Правил № 153),

В соответствии с пунктом 36 Правил № 153 органы исполнительной власти до 20-го числа последнего месяца квартала, в котором был издан в соответствии с положениями пунктов 35 и 41(5) Правил № 153 приказ о выпуске сертификатов, производят их оформление на имя граждан - участников ведомственной целевой программы.

Сертификаты, оформленные гражданам, указанным, в том числе в подпунктах «з» и «и» пункта 5 Правил № 153, передаются федеральными органами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации соответственно подразделениям и органам местного самоуправления для вручения таким гражданам.

Одновременно с сертификатами федеральные органы и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации передают соответственно в подразделения и органы местного самоуправления ведомость вручения сертификатов гражданам - участникам ведомственной целевой программы.

В свою очередь, органы исполнительной власти вправе выдавать сертификаты только в пределах размера социальных выплат, установленного приказом государственного заказчика основного мероприятия для этого органа в отношении соответствующих категорий граждан, что закреплено в пункте 39 Правил № 153.

Необходимо учитывать, что ни издание актов Правительством Российской Федерации, пи бюджетное планирование и расходование средств федерального бюджета, ни изменение условий для участия в государственных программах, равно как и наделение граждан правом на получение жилого помещения либо сертификата вопреки закрепленным в законодательстве Российской Федерации положениям на основании судебного решения не предусмотрено и не допускается.

Таким образом, оформление и передача органам местного самоуправления сертификатов осуществляется на основании соответствующих актов органов власти, принятых в порядке, установленном Правилами № 153.

В связи с изложенным, учитывая установленный порядок выпуска сертификатов, их серийность и особенности изготовления, а также то, что каждый сертификат является именным, в случае удовлетворения исковых требований, ФИО1, сможет получить сертификат на приобретение (строительство) жилья в порядке очередности и при наличии сертификатов в уполномоченном органе исполнительной власти Томской области.

В судебном заседании истец ФИО1 поддержала свои требования в полном объеме и пояснила, что согласно справки, представленной Администрацией Тегульдетского района, она состояла в списках, как гражданка, имеющая право на получение социальных выплат для приобретения жилья в очереди пенсионеров по /...../, а по заявлению о предоставлении сертификата на приобретение жилого помещения на 2020 год под /...../. До 2020 года она ежегодно отмечалась в Администрации района, предоставила весь необходимый пакет документов, как от нее потребовал ФИО4, который непосредственно и ведет учет граждан в Администрации. Может так же пояснить, что она вставала ранее в /...../ на учет в качестве нуждающейся, однако списки, были потеряны. В связи с чем, она повторно встала на учет /...../, каких либо сведений, о том, что она не подходит по каким либо критериям к категории «нуждающихся» для получения сертификата на переселение, ей не объявлялось, в том числе не и по стажу работы /...../. После постановки на учет, продолжала работать, указанная льгота в период /...../, ей не предоставлялась, с учета она не снималась. Трудовая деятельность ее началась с /...../. /...../, в том числе и на /...../, перерывов в работе, не было. В связи с чем, считает, что ее неправомерно сняли с учета, и просит по выше изложенным основаниям, и по основаниям изложенным в исковом заявлении принять решение в ее пользу, удовлетворив исковые требования.

Суд, заслушав истца ФИО1, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему:

право на предоставление за счет федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, устанавливаются и регулируются Федеральным законом от 25.10.2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Из положений ст. 1 Федерального закона N 125-ФЗ от 25.10.2002 "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" установлено, что жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели.

Согласно ст. 3 ФЗ N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.

Осуществление государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления.

Порядок регистрации и учета граждан РФ, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" установлен Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 N 879 "Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".

Порядком установлено, что регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья (ст. 2, 3 Порядка).13.04.2006 данные полномочия переданы Администрации Тегульдетского района Законом Томской области №73-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".

Таким образом, Администрация Тегульдетского района осуществляет регистрацию и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Распоряжением Губернатора Томской области от 04.10.2011 №310-р "О мерах по реализации на территории Томской области основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" Департамент архитектуры и строительства Томской области определен органом исполнительной власти Томской области, осуществляющим реализацию указанного основного мероприятия в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153, в отношении граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".

В связи с чем Департаменту архитектуры и строительства Томской области поручено осуществлять реализацию мероприятий, предусмотренных Правилами, в том числе оформление и выдачу органам местного самоуправления муниципальных образований Томской области государственных жилищных сертификатов.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" следует, что при определении норматива предоставления жилищных субсидий гражданам, имеющим право на получение жилищных субсидий, для инвалидов I и II групп, пенсионеров, безработных учитывается стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, за который также принимается время нахождения на пенсии по старости или пенсии по инвалидности либо время проживания граждан, признанных в установленном порядке безработными, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Согласно сведениям, представленными Администрацией Тегульдетского района Томской области и учетного дела на ФИО1, следует, что ФИО1, на основании ее заявления от 29.11.1999 года, зарегистрирована и поставлен на учет с 29.11.1999 года как гражданин, имеющий право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Из выписки протокола заседания жилищной комиссии б/н от 14.03.2008 года подтверждено право регистрации и постановки ФИО1 на учет с 29.11.1999 года как лица, имеющего право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 года № 879 "Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи в переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".

Из уведомления секретаря жилищной комиссии Администрации Тегульдетского района Томской области от 2019 года следует, что ФИО5 состояла на учете в Администрации Тегульдетского района как гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с /...../ числилась в очереди пенсионеров под № /...../ по заявлении о предоставлении сертификата на приобретение жилого помещения на 2019 год /...../.

Из уведомления секретаря жилищной комиссии Администрации Тегульдетского района Томской области от 2020 года следует, что ФИО5 состоит на учете в Администрации Тегульдетского района как гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с /...../ числится в очереди пенсионеров под № /...../; по заявлении. о предоставлении сертификата на приобретение жилого помещения на 2020 год под № /...../.

Из удостоверения /...../ следует, что ФИО1 назначена трудовая пенсия по старости /...../.

Из справки ГУ-ОПФРФ в Тегульдетском районе Томской области от /...../ следует, что ФИО1 имеет стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера по состоянию на /...../

Согласно справке Пенсионного фонда Российской Федерации ГУ-УПФ РФ в Асиновском районе Томской области (межрайонное) /...../ следует, что ФИО1 имеет стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера по состоянию на /...../. Общий стаж работы ФИО1 также подтверждается трудовой книжкой, заполненной /...../, на имя ФИО1.

Из сведений Администрации Тегульдетского сельского поселения следует, что ФИО1 проживает /...../. Справка дана на основании записи похозяйственной книги /...../, похозяйственной книги /...../.

Из справки Администрации Тегульдетского сельского поселения /...../ следует, что ФИО1 действительно проживает в /...../.

Согласно Уведомлению об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений /...../ следует, что у ФИО1 отсутствуют объекты недвижимости.

Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержден постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 г. № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967 г. «о расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера». Тегульдетский район включен в указанный перечень на основании Постановления Совета Министров СССР от 28.06.1985 года № 593 с 01.06.1985 года.

Из письма Администрации Тегульдетского района /...../ направленного ФИО1 следует, что в соответствии с решением комиссии по жилищным вопросам Администрации Тегульдетского района от /...../ она (ФИО1) снята с регистрационного учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, на основании подпункта «г» и подпункта «и» п. 21 Постановления Правительства РФ от 10.12.2002 года № 879 "Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи в переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", так как /...../ она (ФИО1) была поставлена на учет в связи с неправомерными действиями должностных лиц, а так же изменениями других условий, в результате чего, исчезли основания для признания ФИО1 нуждающейся в переселении из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей и имеющей право на получение социальных выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, а именно, стаж работы в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностей, начиная с 01.06.1985 года и до постановки на учет составляет менее пятнадцати календарных лет.

Постановлением Администрации Тегульдетского района № 252 от 03.06.2020 года, на основании решения жилищной комиссии Администрации Тегульдетского района Томской области № 13 от 03.06.2020 года, Федерального закона от 25.10.2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей, п. 21 Положения ор регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением правительства Российской Федерации от 10.12.2002 года № 879, Закона Томской области от 13 апреля 2006 года № 73-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей» ФИО1 /...../ снята с учета в связи с отсутствием необходимого стажа для получения социальной выплаты для приобретения жилья, как имеющая трудовой стаж с даты отнесения Тегульдетского района к местности, приравненной к районам Крайнего севера, с 01.06.1885 года и на момент постановки на учет менее /...../ лет, а именно /...../.

Как установлено судом, на получение рассматриваемых жилищных субсидий могут претендовать граждане, выезжающие из районов Крайнего севера или приравненных к ним местностей в случае соответствия их критериям, определяемым ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ, в числе у которых наличие общей продолжительности стажа работы в районах крайнего Севера или приравненных к ним местностях не менее 15 лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшем законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Из буквального толкования указанной нормы следует, что периоды работы в районах и местностях не относящихся к районам Крайнего севера и местностям, приравненных к ним не могут учитываться в стаже работы, дающим право на получение жилищной субсидии. Тегульдетский район Томской области включен в перечень местностей, приравненных к районам Крайнего севера с 01.06.1985 года, следовательно, именно с этой даты периоды в данной местности могут учитываться в качестве стажа работы, дающем право на получение жилищной субсидии.

Несоблюдение требований статьи 1 Федерального закона № 125-ФЗ является основанием для снятия с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в соответствии с подпунктом «а» пункта 12(1) постановления Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года № 879 «Об утверждении положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее - Положение № 879),

Согласно пункту 12(1) Положения № 879 основанием для отказа в постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, является несоответствие гражданина требованиям, указанным в статье 1 Федерального закона № 125-ФЗ, непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 9 либо пункте 9 (1) настоящего Положения; недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах.

Как установлено судом, в том числе и из материалов учетного дела Администрации Тегульдетского района на ФИО1, ФИО1 /...../ состояла на учете в Администрации Тегульдетского района, как гражданин, имеющий право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Протоколом заседания жилищной комиссии б/...../ было подтверждено право регистрации и постановки ФИО1 на учет с /...../ как лица, имеющего право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 года № 879 "Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи в переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".

Таким образом, судом установлено, что оснований, предусмотренных п. 12 (1) Положения № 879 для снятия с учета ФИО1 жилищной комиссией Администрацией Тегульдетского района /...../, установлено не было.

Судом, так же установлено, согласно записи в трудовой книжке и вкладыша к ней ФИО1 начала свою трудовую деятельность /...../

На момент постановки на учет в Администрацию Тегульдетского района как гражданина, имеющего право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей ФИО1 имела трудовой стаж работы в /...../

Так же, судом установлено, что в 2020 году ФИО5 состояла на учете в Администрации Тегульдетского района как гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей /...../ числилась в очереди /...../; по заявлению о предоставлении сертификата на приобретение жилого помещения на /...../.

Данные обстоятельства сторонами, не спаривались.

Из положений из абзаца второго статьи 1 Федерального закона от 25.10.2002 года № 125-ФЗ в действующей редакции, установлено, что право на жилищную субсидию сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в районах Крайнего севера не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

На основании абзаца 4 п. 5 «Положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретения жилья», утвержденного Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 10.12.1993 года № 1278; абзаца 3 п. 3 «Положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретения жилья», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.08.1999 года № 937 и ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 17.08.1996 года «О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями в 1996 года» следует, что данные нормативные правовые акты, действовавшие до вступления в силу Федерального закона № 125-ФЗ, предоставляли право на получение за счет средств федерального бюджета безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера, не менее 10 лет и состоявшим на учете по улучшению жилищных условий.

То есть, право на жилищную субсидию сохранено действующим законодательством за гражданами, вставшими на жилищный учет до принятия Федерального закона № 125-ФЗ, имеющими соответствующий стаж не менее 10 лет, и продолжающими стоять на данном учете, поскольку до вступления в силу указанного Федерального закона № 125-ФЗ не успели реализовать свое право на улучшение жилищных условий.

Как установлено судом, истец ФИО1 состояла на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с /...../, т.е. до принятия Федерального закона от 25.10.2002 года № 125 –ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», имела стаж работы на территории Тегульдетского района в период /...../.

Постановлением Администрации Тегульдетского района Томской области № 252 от 04.06.2020 года, на основании решения жилищной комиссии администрации Тегульдетского района Томской области от 03.06.2020 года, ФИО1 снята с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, поскольку трудовой стаж на дату постановки на учет составил менее 15 календарных лет.

Вместе с тем на момент постановки истца на учет действовали положения Федерального закона от 17 августа 1996 г. № 116-ФЗ «О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями в 1996 году» (далее - Федеральный закон № 116-ФЗ), согласно статье 5 которого минимальный требуемый трудовой стаж составлял 10 лет.

Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации в постановлении от 24 мая 2001 г. № 8-П «По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в связи с жалобами граждан ФИО2 и ФИО3» распространение предписания о минимальном 15-летнем стаже работы (времени проживания) как условии приобретения права на получение жилищных субсидий на лиц, которым такое право уже было предоставлено при наличии стажа работы не менее 10 лет, и тем самым придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, означающее, по существу, отмену для этих лиц права на получение жилищной субсидии, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимо с требованиями, вытекающими из статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации.

Из содержания указанного Постановления следует, что право гражданина на получение жилищной субсидии, приобретенное им до вступления в силу Федерального закона от 25 июля 1998 года, не может быть ограничено принятыми в дальнейшем законодательными актами. Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, означает, по существу, отмену для этих лиц права на получение жилищной субсидии, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, что несовместимо с требованиями, вытекающими из статей 1, 2, 18, 54, 55 и 57 Конституции Российской Федерации.

Таким образом, на дату постановки ФИО1 на учет /...../ ее трудовой стаж составлял более /...../ лет, что соответствует требованию статьи 5 Федерального закона № 116-ФЗ.

Как установлено судом, ФИО1 состояла в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства в /...../ она право на получение жилищной субсидии не использовала. Произвольное снятие ФИО1 с такого учета постановлением главы Администрации Тегульдетского района Томской области от /...../ при тех же обстоятельствах и в отсутствие каких-либо изменений, влияющих на возможность получения жилищной субсидии, нельзя признать законным, как не отвечающим требованиям закона.

Кроме этого, судом установлено, что ФИО1, после постановки ее на учет /...../, трудовую деятельность не прекратила и продолжила проживать на территории /...../, в том числе и на момент принятия Федерального закона N 125-ФЗ от 25.10.2002 "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", что подтверждается сведениями трудовой книжки ФИО1 от /...../, сведениями Администрации Тегульдетского сельского поселения, сведениями Пенсионного фонда Российской Федерации ГУ-УПФ РФ в Асиновском районе Томской области (межрайонное) и на момент вступления в силу выше названного принятия закона 01.01.2003 года, трудовой стаж истца ФИО1 составлял /...../, т.е. более пятнадцати лет. Таким образом, /...../ у истца возникло право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии (единовременной социальной выплаты) на приобретение или строительство жилого помещения.

Анализируя доводы истца о возникновении у нее такого права по ранее действующему законодательству, суд приходит к следующему.

Так действовавший до 01.01.2003 года Федеральный закон от 25.078.1998 года № 131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей» предусматривал, что правом на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, обладают граждане, имеющие стаж работы или проживающие в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации ( ч. 1 ст. 1).

По сведениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в Едином государственном реестре недвижимости информация о правах ФИО1 на объекты недвижимости на территории Российской Федерации, отсутствуют.

Как установлено судом, ФИО1 право на получение жилищной субсидии до вынесения постановления Администрации Тегульдетского района Томской области от 03 июня 2020 г. N 252, не использовала, была поставлена на учет в период действия Федерального закона от 25.07.1998 года № 131 ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей», не ограничивающего граждан временными рамками для реализации имевшегося у них права на получение жилищных субсидий.

Кроме этого, судом установлено, что исчисляемый с 01.06.1985 года трудовой стаж истца и ее проживание в местности, приравненной к районам Крайнего севера, составил /...../, то есть в период действия Федерального закона от 25.07.1998 года № 131 ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей», который не ограничивал граждан временными рамками для реализации имевшегося у них права на получение жилищных субсидий, в связи с чем последующее введение правового регулирования не может свидетельствовать об утрате истцом этого права.

По смыслу положений ст. 1, 2, 6, 18 и 55 Конституции РФ, изменение законодателем ранее установленных условий предоставления жилищных субсидий, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение лиц, нуждающихся в этих субсидиях и рассчитывающих на их получение, должно осуществляться таким образом, что бы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а так же предоставления гражданам в случае необходимости возможности, в частности посредством установления временного регулирования, в течении некого разумного переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям, в том числе при решении вопроса о выборе места жительства и работы. Увеличение для этих граждан минимально необходимого стажа работы (времени проживания) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающего право на получение жилищных субсидий, не согласуется, кроме того, с требованиями статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, поскольку такое увеличение, даже если оно и обусловлено недостаточностью финансовых ресурсов, выделяемых на решение проблем переселения граждан из указанных районов и местностей, не может служить адекватным правовым средством обеспечения баланса между правами этих граждан и правомерными интересами общества и государства ( постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 г. № 8-П).

Таким образом, право на жилищную субсидию сохранено действующим законодательством за гражданами, вставшими на жилищный учет до принятия Федерального закона № 125-ФЗ, имеющими соответствующий стаж не менее 10 лет, и продолжающими стоять на данном учете, поскольку до вступления в силу указанного Федерального закона № 125-ФЗ не успели реализовать свое право на улучшение жилищных условий.

Вместе с тем, оформление и передача органам местного самоуправления сертификатов осуществляется на основании соответствующих актов органов власти, принятых в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153 (далее - Правила № 153).

В соответствии с подпунктом «г» пункта 18 Правил № 153 выдача сертификатов осуществляется в рамках реализации мероприятия по обеспечению жильем граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, ведомственной целевой программы - гражданам, указанным в подпунктах «з» и «и» пункта 5 настоящих Правил, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого указанные граждане состоят в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органе местного самоуправления) на учете в качестве имеющего право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ.

Принятие па учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях отнесено к полномочиям органов местного самоуправления в соответствии с пунктом 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 24 Правил № 153 орган местного самоуправления, осуществляющий учет граждан, до 1 августа года, предшествующего планируемому году, формирует списки граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году и представляет их в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует в отношении граждан, указанных в подпунктах «е» и «ж» пункта настоящих Правил, сводный список граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году, утверждает его и в течение 10 рабочих дней после утверждения представляет его ответственному исполнителю государственной программы (пункт 26 Правил № 153).

В соответствии с пунктом 3 Правил № 153, сертификаты выпускаются государственным заказчиком основного мероприятия в соответствии с графиком выпуска и распределения сертификатов па соответствующий год, утверждаемым Правительством Российской Федерации, в пределах средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

Распределение объема финансирования между федеральными органами осуществляется пропорционально представленным ими в соответствии с пунктом 27 Правил № 153 сведениям о необходимом количестве сертификатов на планируемый год.

Согласно пункту 29 Правил № 153 сводный список получателей сертификатов формируется на основании списков граждан, указанных в подпунктах «з» и «и» пункта 5 Правил № 153, подтвердивших свое участие в основном мероприятии в планируемом году, представленных в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 24 Правил № 153.

Таким образом, сводные списки формируются исходя из очередности с учетом пределов финансирования, предусмотренных государственным органам и органам местного самоуправления на планируемый год средств на предоставление социальных выплат. Необходимо учитывать, что сводные списки формируются до 1 сентября года, предшествующего планируемому, из граждан, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, иной порядок нарушает как положения Правил № 153, так и принципы бюджетного планирования.

Государственный заказчик основного мероприятия в месячный срок после вступления в силу федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год представляет в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект графика выпуска и распределения сертификатов по категориям граждан - участников основного мероприятия, после утверждения и на основании которого издает приказ о выдаче бланков сертификатов и направляет соответствующее количество бланков сертификатов в органы исполнительной власти (пункты 33 и 35 Правил № 153).

В соответствии с пунктом 36 Правил Ш 153 органы исполнительной власти до 20-го числа последнего месяца квартала, в котором был издан в соответствии с положениями пунктов 35 и 41(5) Правил № 153 приказ о выпуске сертификатов, производят их оформление на имя граждан - участников ведомственной целевой программы.

Сертификаты, оформленные гражданам, указанным, в том числе в подпунктах «з» и «и» пункта 5 Правил № 153, передаются федеральными органами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации соответственно подразделениям и органам местного самоуправления для вручения таким гражданам.

Одновременно с сертификатами федеральные органы и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации передают соответственно в подразделения и органы местного самоуправления ведомость вручения сертификатов гражданам - участникам ведомственной целевой программы.

В свою очередь, органы исполнительной власти вправе выдавать сертификаты только в пределах размера социальных выплат, установленного приказом государственного заказчика основного мероприятия для этого органа в отношении соответствующих категорий граждан, что закреплено в пункте 39 Правил № 153.

Принимая во внимание, что предусмотренная указанными Правилами процедура выпуска на имя истца государственного жилищного сертификата, являющегося именным свидетельством, устанавливающим право гражданина на получение социальной выплаты, не соблюдена, в установленный нормативным актом срок свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году истец не подтвердила, на Департамент архитектуры и строительства Томской области не может быть возложена обязанность выдать сертификат на приобретение жилья на имя ФИО1.

Процессуальным законом в качестве общего правила закреплена процессуальная обязанность каждой из сторон доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом (часть 1 статьи 56 ГПК РФ).

Установленные судом факты подтверждаются совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, которые суд, оценивая в порядке статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, признает относимыми, допустимыми и достоверными, а в своей совокупности достаточными для разрешения дела.

Прочие исследованные доказательства, не опровергают выводы суда.

Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования ФИО1 к Администрации Тегульдетского района Томской области, Департаменту архитектуры и строительства Томской области о признании права на получение государственного жилищного сертификата, возложении обязанности по восстановлению в списках очередности граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с для переселения из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с даты постановки на учет /...../, возложении обязанности выдать на ее имя государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на территории Томской области, подлежат удовлетворению частично.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

р е ш и л:

Исковые требования ФИО1 к Администрации Тегульдетского района Томской области, Департаменту архитектуры и строительства Томской области о признании права на получение государственного жилищного сертификата, возложении обязанности по восстановлению в списках очередности граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с для переселения из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с даты постановки на учет /...../, возложении обязанности выдать на ее имя государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на территории Томской области, удовлетворить частично.

Признать за ФИО1, /...../ право на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей.

Возложить на Администрацию Тегульдетского района обязанность восстановить ФИО1, /...../ на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с для переселения из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с учетом даты первоначального обращения и постановки на учет /...../.

В остальной части в удовлетворении исковых требований, отказать.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Тегульдетский районный суд Томской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 23.08.2020 года

Председательствующий подпись А.В. Красов