ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-79/20 от 22.05.2020 Тугулымского районного суда (Свердловская область)

УИД 66RS0058-01-2020-000040-72

Решение в окончательной форме изготовлено 22 мая 2020 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п.г.т. Тугулым 19 мая 2020 года

Тугулымский районный суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Субботина В.Н.,

при секретаре Ибраевой А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-79/2020 по иску Управления Роспотребнадзора по Свердловской области к МУП ЖКХ «Луговское», администрации Тугулымского городского округа о возложении обязанности поставлять жителям <...> холодную (питьевую) воду надлежащего качества,

УСТАНОВИЛ:

Управление Роспотребнадзора по Свердловской области в лице ФИО1 обратилось в суд с исковым заявлением к МУП ЖКХ «Луговское» о признании действий по поставке некачественной холодной воды (питьевой воды) противоправными, возложении обязанности поставлять холодную (питьевую) воду надлежащего качества.

В обоснование своих требований указывает, что МУП ЖКХ «Луговское» оказывает услуги по холодному водоснабжению неограниченному кругу лиц - жителям <...> на основании Акта № 13 от 16 сентября 2013г. «О приеме - передачи групп объектов основных средств во временное пользование».

Также МУП ЖКХ «Луговское» является гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения, в том числе на территории п. ФИО2 Тугулымского района, Свердловской области на основании Постановления администрации Тугулымского городского округа Свердловской области от 20.04.2016 г. № 127.

МУП ЖКХ «Луговское», как организация, осуществляющая деятельность по водоснабжению населения питьевой водой по возмездным договорам, в силу Закона РФ «О защите прав потребителей» (абз.5 преамбулы ФЗ РФ № 2300-1 от 07.02.1992 г.) и абз.6 п.2 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам жилья» является исполнителем услуг. Жители <...>, пользующиеся или имеющие намерение воспользоваться услугой для личных нужд являются потребителями (абз. 3 преамбулы ФЗ РФ «О защите прав потребителей», абз.14 п.2 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам жилья» утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 от 06 мая 2011 г).

Согласно п.1 ст. 19 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», п.3.1 СанПиН 2.1.4.1074-01 питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства.

Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в Талицком, Байкаловском, Тугулымском, Камышловском, Пышминском районах, городе Камышлов, зарегистрирована жалоба от потребителей коммунальной услуги по ХВС, проживающих в <...> за № 921/ж-2019 от 21.03.2019 г. о предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества выражающаяся в поставке холодного водоснабжения ненадлежащего качества для хозяйственно-бытовых нужд населения.

В соответствии с этим Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора было вынесено Определение № 66-14-15/13-1044-2019 от 27.03.2019 о назначении экспертизы воды в централизованной системе водоснабжения по объекту <...> до ввода в дом на соответствие санитарно-эпидемиологическим нормам, согласно которого были произведены лабораторные испытания отобранной пробы воды из сети централизованного водоснабжения до ввода в дом поступающей с открытого водоема (р. Пышма).

По результатам исследований составлено Экспертное заключение № 02-14-15/651 от 01,04.2019 г., согласно которого проба - вода централизованных систем питьевого водоснабжения - инженерные коммуникации до ввода в дом расположенный по адресу: Свердловская область. <...>, не соответствуют требованиям п.3.3, п.3.4, п.3.5 СанПиНа 2.1.4.1074-01: по химическому показателю Железо - превышение по Железу, при норме не более 0.3 мг/дм результат составил 0,90 мг/дм; по органолептическому показателю Мутность - превышение по мутности (по калиону), при норме не более 1,5 мг/дм результат составил 4.4 мг/дм; по бактериологии - общие Колиформные и Термотолерантные бактерии при норме отсутствие, обнаружено 9 и 2 соответственно бактерии в 100 мл.

Таким образом, действиями Ответчика были нарушены требования санитарного законодательства и требовании законодательства по защите прав потребителей на предоставление коммунальной услуги надлежащего качества (Питьевая вода), поскольку техническая вода не должна поставляться в централизованную сеть общего пользования, тем более при наличии общих колиформных и термотолерантных бактерий.

На действия МУП ЖКХ «Луговское» было выдано предписание о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий в срок до 10.04.2019 г. В ответ на данное предписание МУП ЖКХ «Луговское» представлена объяснительная согласно которой, в связи с низким качеством воды в реке Пышма, предприятием был заключен договор с Министерством природных ресурсов на добор воды с реки Пышма для технических целей, для работы котельных, пожарных целей и хозяйственных нужд населения. На данном водозаборе с реки Пышма принадлежащей Администрации Тугулымского городского округа нет очистных сооружений. Администрацией Тугулымского городского округа ведутся работы по реконструкции и разработке очистных сооружений для обеспечения питьевой водой жителей поселка ФИО2.

В связи с чем, просит признать действия МУП ЖКХ «Луговское» выразившиеся в поставке населению <...> некачественной питьевой воды с даты лабораторных исследований 01.07.2019 года по настоящее время противоправными. Обязать МУП ЖКХ «Луговское» поставлять до ввода в жилой дом <...> холодную (питьевую) воду надлежащего качества, соответствующую требованиям пп. 3.3, 3.4, 3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества». Решение суда исполнить в срок до 31.12.2020 г. Довести до сведения потребителей решение суда в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу через средства массовой информации.

В последующем представитель истца ФИО1 в соответствии со статьей 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неоднократно уточняла заявленные исковые требования, по последним уточненным требованиям просила обязать Администрацию Тугулымского городского округа в срок до 31.03.2021 г. организовать подачу потребителям п. ФИО2, Тугулымского района, холодной питьевой воды, соответствующей требованиям Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» и санитарными правилами СанПиН 2.1.4..1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно - эпидемиологические правила и нормативы». Обязать Муниципальное унитарное предприятие Тугулымского городского округа жилищно-коммунального хозяйства «Луговское» до 31.03.2021г. обеспечить подачу потребителям п. ФИО2, Тугулымского района, холодной питьевой воды, соответствующей требованиям Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» и санитарными правилами СанПиН 2.1.4.. 1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно - эпидемиологические правила и нормативы». Довести до сведения потребителей решение суда в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу через средства массовой информации.

Уточненные требования судом приняты.

Определением суда от 19.02.2020 года администрация Тугулымского городского округа привлечена к участию в деле в качестве соответчика.

Представитель истца ФИО1, действующая на основании доверенности (л.д.38) в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила суду ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствии, на уточненных исковых требованиях настаивает.

Представитель ответчика МУП ЖКХ «Луговское» ФИО3, действующий на основании приказа №19 от 14.05.2020 года в судебном заседании пояснил, что при заключении договоров с жильцами указывалось, что вода для бытовых нужд. Все жильцы об этом знали, и они знают, что пить эту воду нельзя. Для организации поставки питьевой воды нет технической возможности, скважин соответствующих СанПину нет, нет денежных средств.

Представитель ответчика Администрации Тугулымского городского округа Лазарева О.А. действующая на основании доверенности (л.д.63), в судебном заседании пояснила, что возложенные в силу закона и Устава городского округа полномочия по организации холодного водоснабжения в пределах муниципального образования администрация Тугулымского городского округа исполнила. В настоящее время МУП ЖКХ «Луговское» не находится на стадии банкротства либо ликвидации, следовательно, хозяйствующий субъект обязан самостоятельно обеспечить качество питьевой воды санитарно-эпидемиологическим требованиям. Администрация Тугулымского городского округа может предоставить субсидию юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, то есть компенсировать МУП ЖКХ «Луговское» фактические расходы, понесенные при приобретении оборудования для очистки воды, либо иные расходы, направленные на проведение мероприятий по поставке воды надлежащего качества. Субсидии предоставляются из местного бюджета, в связи с чем в исковых требованиях к администрации Тугулымского городского округа просила отказать.

Заслушав доводы сторон, изучив материалы гражданского дела и представленные доказательства, суд считает, что заявленные исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения защиты прав потребителей и потребительского рынка, в соответствии с п.п. 1, 3 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004г. №322.

С учетом ст. 40 Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 "О защите прав потребителей", контроль и надзор в области защиты прав потребителей осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными органами).

Согласно Постановлению Правительства РФ "Вопросы Федеральной Службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" от 06.04.2004г. № 154 федеральная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. На территории Свердловской области служба представлена Управлением. В соответствии с п.8.4.6. Типового положения об Управлении Роспотребнадзора, Управление имеет право обращаться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга потребителей. Данное полномочие закреплено и в ст.40 Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 "О защите прав потребителей".

Предмет настоящего иска затрагивает интересы неопределенного круга потребителей, так как определяет права и обязанности граждан п. ФИО2, имеющих намерение и уже использующих услуги указанного исполнителя исключительно для личных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (Закон РФ "О защите прав потребителей").

Судом установлено, что услуги по холодному водоснабжению неограниченного круга лиц жителей <...> оказывает МУП ЖКХ «Луговское», что подтверждается постановлением Администрации Тугулымского городского округа №127 от 20.04.2016 г., которым МУП ЖКХ «Луговское» наделено статусом гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения, в числе других территорий, на территории р.п. Тугулым (л.д.36-37).

В Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в Талицком, Байкаловском, Тугулымском, Камышловском, Пышминском районах, городе Камышлов поступила жалоба от граждан <...>, о поставке холодного водоснабжения ненадлежащего качества (л.д.8-10).

Истцом проведены лабораторные испытания проб воды из сети централизованного водоснабжения до ввода в дом в <...>, поступающей с открытого водоема (р. Пышма).

Согласно результатам экспертного заключения № 02-14-15/651 от 01.04.2019 года, проба №2129 вода централизованных систем питьевого водоснабжения - инженерные коммуникации до ввода в дом расположенный по адресу: <...>, не соответствует требованиям п.3.3, п.3.4, п.3.5СанПиНа 2.1.4.1074-01: по химическому показателю Железо - превышение по Железу, при норме не более 0,3 мг/дм3 результат составил 0,90 мг/дм3; по органолептическому показателю Мутность - превышение по мутности (по калиону), при норме не более 1,5 мг/дм результат составил 4,4 мг/дм; по бактериологии - общие Колиформные и Термотолерантные бактерии при норме отсутствие, обнаружено 9 и 2 соответственно бактерии в 100 мл (л.д.11-14).

Таким образом, сравнительный анализ данных лабораторных испытаний показал не соответствие качества воды централизованной системы холодного (питьевого) водоснабжения, обслуживаемой МУП ЖКХ «Луговское» требованиям СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», что сторонами не оспаривается.

Согласно п. 1 ст. 19 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», п.3.1 СанПиН 2.1.4.1074-01 питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства.

Исходя из положений п. 31 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам жилья», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 от 06 мая 2011 года исполнитель обязан: а) предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

В силу п. 5 ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей», и подпункта «д» п. 3 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам жилья» - «качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям, приведенным в приложении № 1 к настоящим Правилам».

Согласно п. 2 ч. 1 Приложения № 1 Правил - постоянное соответствие состава и свойств холодной воды требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.1074-01), отклонение состава и свойств холодной воды от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании не допускается.

Исполнитель коммунальных услуг обязан в соответствии с п.31 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам жилья», предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, обеспечивая таким образом строгое соблюдение требований санитарного законодательства.

При несоответствии состава и свойств воды санитарным нормам и правилам плата не вносится за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета).

Таким образом, действиями МУП ЖКХ «Луговское» были нарушены требования санитарного законодательства и требования законодательства по защите прав потребителей на предоставление коммунальной услуги надлежащего качества (Питьевая вода), поскольку техническая вода не должна поставляться в централизованную сеть общего пользования, тем более при наличии общих колиформныхи, термотолерантных бактерий.

Также из материалов дела следует, что МУП ЖКХ «Луговское» было выдано предписание №66-14-15/07-1324-2019 от 08.04.2019 года о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий в срок до 10.04.2019 года (л.д.15-16). Как следует из объяснительной записки на вышеуказанное предписание и.о. директора МУП ЖКХ «Луговское» ФИО8 в связи с низким качеством воды в реке Пышма, предприятием был заключен договор с Министерством природных ресурсов на добор воды с реки Пышма для технических целей, для работы котельных, пожарных целей и хозяйственных нужд населения. На данном водозаборе с реки Пышма принадлежащей Администрации Тугулымского городского округа нет очистных сооружений. Администрацией Тугулымского городского округа ведутся работы по реконструкции и разработке очистных сооружений для обеспечения питьевой водой жителей поселка ФИО2 (л.д.17).

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения относятся вопросы организации в границах муниципального образования электро-, тепло-, газо-, и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Данные полномочия органов местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечения нормальных условий существования.

В соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения.

В соответствии со ст. 30 Устава Тугулымского городского округа администрация городского округа - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения, предусмотренных статьей 6 настоящего Устава, и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Свердловской области.

Согласно ст. 6 Устава Тугулымского городского округа к вопросам местного значения городского округа относиться в том числе организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Администрация городского округа обладает правами юридического лица в соответствии с гражданским законодательством, с особенностями, предусмотренными для органов местного самоуправления федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, и указанным Уставом.

Таким образом, администрация Тугулымского городского округа является ответственным органом за организацию холодного водоснабжения в пределах муниципального образования, в связи с чем, обязанность организовать подачу потребителям п. ФИО2, Тугулымского района, холодной питьевой воды надлежащего качества должна быть возложена на администрацию Тугулымского округа.

Таким образом, суд, установив указанные обстоятельства, приходит к выводу, о том, что в результате несоответствия качества питьевой воды, осуществляемой деятельностью по холодному водоснабжению МУП ЖКХ «Луговское» нарушаются права неопределенного круга лиц жителей <...>.

В силу ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Определяя срок для исполнения возложенной на ответчиков обязанности, суд считает определенный срок в исковом заявлении до 31.03.2021 года обоснованным.

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что с МУП ЖКХ «Луговское» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Управления Роспотребнадзора по Свердловской области к МУП ЖКХ «Луговское», администрации Тугулымского городского округа о возложении обязанности поставлять жителям <...> холодную (питьевую) воду надлежащего качества - удовлетворить.

Обязать Администрацию Тугулымского городского округа в срок до 31.03.2021 г. организовать подачу потребителям п. ФИО2, Тугулымского района, холодной питьевой воды, соответствующей требованиям Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» и санитарными правилами СанПиН 2.1.4..1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно - эпидемиологические правила и нормативы».

Обязать Муниципальное унитарное предприятие Тугулымского городского округа жилищно-коммунального хозяйства «Луговское» до 31.03.2021г. обеспечить подачу потребителям п. ФИО2, Тугулымского района, холодной питьевой воды, соответствующей требованиям Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» и санитарными правилами СанПиН 2.1.4.. 1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно - эпидемиологические правила и нормативы».

Обязать МУП ЖКХ «Луговское» в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда довести его через средства массовой информации до потребителей.

Взыскать с МУП ЖКХ «Луговское» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Тугулымский районный суд Свердловской области.

Председательствующий судья Субботин В.Н.