ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-79/2013 от 06.02.2013 Илекского районного суда (Оренбургская область)

Дело № 2-79/2013

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

село Илек 06 февраля 2013 года

Илекский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Волобоевой Л.К.,

при секретаре судебных заседаний ФИО1,

с участием: прокурора Илекского района Оренбургской области Гущина В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Илекского района, действующего в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к главе администрации муниципального образования Кардаиловский сельсовет В. о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Илекского района Оренбургской области Гущин В.В., действующий в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к главе администрации муниципального образования Кардаиловский сельсовет В. о понуждении к совершению действий.

В обосновании заявленных требований истец указал, что прокуратурой Илекского района в январе .... года проведена проверка исполнения федерального законодательства о противодействии коррупции в деятельности органов местного самоуправления сельских поселений района.

Проведенной проверкой установлено, что в нарушении п.п. 2, 10 ч. 1 ст. 12 Федерального Закона от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», ст. 7, ч. 1 ст. 8, ч. 1 ст. 8.1, ч. 1, ст. 9, ст. 11 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» должностные инструкции муниципальных служащих администрации поселения не содержат отражения вышеуказанных основных служебных обязанностей муниципальных служащих, предусмотренных законодательством о противодействии коррупции, нарушение которых влечет увольнение со службы.

Должностная инструкция работника - это основной организационно-правовой документ, регламентирующий место и значение конкретной должности в структуре организации, производственные полномочия, обязанности и ответственность работника при осуществлении им трудовой деятельности согласно занимаемой должности, в которой согласно статье 7 Федерального закона № 273-ФЗ должны четко отражаться, в том числе и обязанности муниципального служащего.

Изучение должностных инструкций муниципальных служащих администрации поселения показало, что в нарушении требований законодательства о противодействии коррупции в них не отражены основные служебные обязанности муниципального служащего.

Не отражение в должностных инструкциях муниципальных служащих основных обязанностей, установленных законодательством о противодействии коррупции, свидетельствует о непринятии со стороны руководителя администрации поселения надлежащих мер по противодействию коррупции, нарушает основные принципы противодействия коррупции, снижает эффективность проводимой государством политики в указанной сфере правоотношений, может способствовать возникновению коррупционных проявлений, что нарушает права и интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц.

Статьей 45 ГПК РФ прокурору предоставлено право обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Просит суд обязать главу администрации муниципального образования Кардоиловский сельсовет В. привести должностные инструкции специалиста .... категории .... администрации Кардаиловского сельсовета, специалиста .... категории администрации Кардаиловского сельсовета, специалиста .... категории .... администрации Кардаиловского сельсовета, которые в настоящее время занимают муниципальные служащие соответственно Г., П. и М. в соответствие с требованиями Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», путем включения в указанные должностные инструкции муниципальных служащих обязанности

- по представлению представителю нанимателя (работодателю) сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей,

- по представлению сведений о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случаях и порядке, которые установлены Федеральным законом "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

- по уведомлению представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений;

- по принятию мер по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

В судебном заседании прокурор Илекского района Оренбургской области Гущин В.В. настаивал на требованиях, изложенных в исковом заявлении по основаниям, изложенным в нем. Дополнительно указал, что проведенной прокуратурой проверкой исполнения федерального законодательства о противодействии коррупции в деятельности органов местного самоуправления сельских поселений района, установлено, что в должностных инструкциях муниципальных служащих МО Кардаиловский сельсовет не возложено обязанности на специалиста .... категории .... администрации МО Кардаиловского сельсовета, специалиста .... категории администрации МО Кардаиловского сельсовета, специалиста .... категории .... администрации Кардаиловского сельсовета, в соответствие с требованиями Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» по представлению представителю нанимателя (работодателю) сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; по представлению сведений о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случаях и порядке, которые установлены Федеральным законом "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; по уведомлению представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений; по принятию мер по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. Отсутствие в должностной инструкции муниципального служащего указанных выше обязанностей противоречит требованиям действующего законодательства и свидетельствует о непринятии со стороны руководителя администрации поселения надлежащих мер по противодействию коррупции, а также нарушает основные принципы противодействия коррупции.

Ответчик - глава администрации муниципального образования Кардаиловский сельсовет Илекского района Оренбургской области глава муниципального образования В. в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, обратился в суд с заявлением, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд, выслушав пояснения прокурора Илекского района Оренбургской области Гущина В.В., изучив материалы дела, считает требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу пункта 38 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") к вопросам местного значения поселения относится осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения.

Основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений установлены Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".

Согласно пункту 2 части 1 статьи 1 Федерального законаот 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" противодействие коррупции это деятельность, в том числе органов местного самоуправления, в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

К основным направлениям деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции статья 7 Федерального закона Федерального законаот 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" относит, в том числе:

-проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции;

-принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению;

-унификация прав государственных и муниципальных служащих, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности глав муниципальных образований, муниципальные должности, а также устанавливаемых для указанных служащих и лиц ограничений, запретов и обязанностей;

-повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции;

-оптимизация и конкретизация полномочий государственных органов и их работников, которые должны быть отражены в административных и должностных регламентах.

Согласно п.п. 2, 10 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», муниципальный служащий обязан исполнять должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией, соблюдать ограничения, выполнять обязательства, не нарушать запреты.

Аналогичные требования установлены статьей 9 Закона Оренбургской области от 10.10.2007 N 1611/339-IV-ОЗ "О муниципальной службе в Оренбургской области".

Как следует из представленных в материалы дела должностных инструкций специалиста .... категории .... администрации Кардаиловского сельсовета, специалиста .... категории администрации Кардаиловского сельсовета, специалиста .... категории .... администрации Кардаиловского сельсовета, в нарушении требований Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» не отражены основные служебные обязанности муниципального служащего, а именно по представлению представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; по представлению сведений о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случаях и порядке, которые установлены Федеральным законом "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; по уведомлению представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений; по принятию мер по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

Так, в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" гражданин, претендующий на замещение должности муниципальной службы, а также служащий, замещающий должность муниципальной службы, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Невыполнение гражданином или лицом, указанными в части 1 настоящей статьи, обязанности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, является правонарушением, влекущим освобождение его от замещаемой должности, увольнение его с государственной или муниципальной службы (часть 9 статьи 8Федерального закона № 273-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 8.1 Федерального закона Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" лица, замещающие (занимающие) должности, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации или нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, обязаны представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случаях и порядке, которые установлены Федеральным законом "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Непредставление лицами, указанными в части 1 настоящей статьи, или представление ими неполных или недостоверных сведений о своих расходах либо непредставление или представление заведомо неполных или недостоверных сведений о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, является правонарушением, влекущим освобождение лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, от замещаемой (занимаемой) должности, увольнение в установленном порядке с государственной или муниципальной службы (часть 3 статьи 8.1 Федерального закона № 273-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" муниципальный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

Невыполнение государственным или муниципальным служащим должностной (служебной) обязанности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 9 Федерального закона № 273-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона № 273-ФЗ государственный или муниципальный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

Непринятие государственным или муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение государственного или муниципального служащего с государственной или муниципальной службы в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 5.1 статьи 11 Федерального закона № 273-ФЗ).

Однако в нарушении п.п. 2, 10 ч. 1 ст. 12 Федерального Закона от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», ст. 7, ч. 1 ст. 8, ч. 1 ст. 8.1, ч. 1, ст. 9, ст. 11 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» должностные инструкции муниципальных служащих администрации поселения не содержат отражения вышеуказанных основных служебных обязанностей муниципальных служащих, предусмотренных законодательством о противодействии коррупции, нарушение которых влечет увольнение со службы.

В Федеральном законе от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» дисциплинарный проступок рассматривается как неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, при совершении которого представитель нанимателя (работодатель) имеет право применить дисциплинарные взыскания, в том числе замечание, выговор, увольнение с муниципальной службы по соответствующим основаниям (статья 27 Федерального закона № 25-ФЗ).

Роструд в Письме от 31.10.2007 N 4412-6 "О порядке внесения изменений в должностные инструкции работников" определил, что должностная инструкция является важным документом, содержанием которого являются трудовая функция работника, круг должностных обязанностей, пределы ответственности, квалификационные требования, предъявляемые к занимаемой должности.

Должностная инструкция работника - это основной организационно-правовой документ, регламентирующий место и значение конкретной должности в структуре организации, производственные полномочия, обязанности и ответственность работника при осуществлении им трудовой деятельности согласно занимаемой должности, в которой согласно статье 7 Федерального закона № 273-ФЗ должны четко отражаться, в том числе и обязанности муниципального служащего.

Таким образом, суд приходит к выводу, что не отражение в должностных инструкциях муниципальных служащих администрации муниципального образования Кардаиловский сельсовет обязанностей, установленных законодательством о противодействии коррупции, свидетельствует о непринятии со стороны руководителя администрации поселения надлежащих мер по противодействию коррупции, нарушает основные принципы противодействия коррупции, снижает эффективность проводимой государством политики в указанной сфере правоотношений, может способствовать возникновению коррупционных проявлений.

Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что подобная ситуация с непринятием надлежащих мер по приведению должностных инструкций муниципальных служащих в соответствие с требованиями законодательства о противодействии коррупции недопустима, свидетельствует о непринятии со стороны главы администрации муниципального образования, всего комплекса мер в сфере противодействия коррупции, следствием чего нарушаются интересы Российской Федерации права и законные интересы неопределенного круга лиц, поскольку указанное идет вразрез с национальным планом противодействия коррупции, утвержденного Указом Президента Российской Федерации 21.07.2008 № Пр-1568, противоречит требованиям действующего законодательства и образует коррупциогенный фактор.

В соответствии с ч.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 -198, ч. 1 ст. 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Илекского района Оренбургской области Гущина В.В. удовлетворить.

Обязать главу администрации муниципального образования Кардаиловский сельсовет В. привести должностные инструкции специалиста .... категории .... администрации Кардаиловского сельсовета, специалиста .... категории администрации Кардаиловского сельсовета, специалиста .... категории .... администрации Кардаиловского сельсовета, которые в настоящее время занимают муниципальные служащие соответственно Г., П. и М. в соответствие с требованиями Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», путем включения в указанные должностные инструкции муниципальных служащих обязанности:

представлению представителю нанимателя (работодателю) сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей,

- по представлению сведений о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случаях и порядке, которые установлены Федеральным законом "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

- по уведомлению представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений;

- по принятию мер по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

Главе администрации муниципального образования Кардаиловский сельсовет В. сообщить об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Оренбургского областного суда через Илекский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

Судья Илекского районного суда

Оренбургской области Л.К. Волобоева

Мотивированное решение суда изготовлено 08.02.2013 года.

Судья Илекского районного суда

Оренбургской области Л.К. Волобоева