Дело №2- 79/2018 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации с. Уйское 06 апреля 2018 года Уйский районный суд Челябинской области в составе председательствующего судьи Неежлевой Л.С., при секретаре Роминой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации Уйского муниципального района, Администрации Ларинского сельского поселения Уйского муниципального района о признании бездействия незаконным, устранении нарушения жилищных прав путем возложения обязанности, С участием представителя истца ФИО2, представителей ответчиком ФИО3, ФИО4 У С Т А Н О В И Л : ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации Уйского муниципального района, администрации Ларинского сельского поселения Уйского муниципального района о признании бездействия незаконным, устранении нарушения жилищных прав путем возложении на ответчиков обязанности в 10-ти дневный срок со дня вступления решения в законную силу принять решение и издать распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения и сроков отселения истицы, включив данный жилой дом в региональную адресную программу по переселению ФИО1 из аварийного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> в региональную программу по переселению. В обоснование иска указано, что ФИО1 в "Дата" приобретен жилой дом с надворными постройками по адресу: <адрес>, что подтверждается договором купли-продажи, зарегистрированного в БТИ в ранее установленном порядке. В 2013 и в 2016 годах на основании актов обследования № от "Дата" и № от "Дата" и Заключений межведомственной комиссии Администрации Уйского муниципального района данный жилой дом был признан непригодным для постоянного проживания, так как находится в ветхо-аварийном состоянии. Под опекой истца и на ее иждивении находится несовершеннолетний ФИО, "Дата" года рождения, что подтверждается постановлением № от "Дата", поскольку заочным решением Уйского районного суда от "Дата" мать несовершеннолетнего ФИО7 была лишена родительских прав, которая впоследствии умерла.В настоящее время истец и опекаемый ФИО снимают квартиру в <адрес> по месту учебы несовершеннолетнего. ФИО был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как сирота. В отношении истца ФИО1 ответчики незаконно бездействуют, так как в нарушение п.49 Положения №47, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года, не принимают решения и не издают распоряжения с указанием дальнейшего использования жилого помещения, признанного в установленном порядке непригодным для проживания. В региональную программу по переселению из аварийного жилищного фонда дом по адресу: <адрес> не включен. Просила признать бездействие органов местного самоуправления незаконным и удовлетворить требования в полном объеме. Истец ФИО5 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом(л.д.152), направила в суд своего представителя. Представитель истца ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержала, уточнила, просила возложить на ответчиков обязанность в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу принять решение и вынести распоряжение о дальнейшем использовании жилого помещения в <адрес>, признанного межведомственной комиссией непригодным для проживания, в остальной части настаивала на исковых требованиях по доводам, изложенным в иске(л.д.5-11). Представитель Администрации Уйского муниципального района ФИО3, действующая на основании доверенности(л.д.75), требования, заявленные к Администрации Уйского муниципального района, не признала, сослалась на доводы, изложенные в отзыве(л.д.121-125,154-155), считает, что полномочия по вопросам соблюдения и обеспечения жилищных прав на территории Ларинского сельского поселения осуществляет Администрация Ларинского сельского поселения, которой было направлено заключение межведомственной комиссии о признании жилого дома истицы непригодным для проживания и которая в соответствии с п. 49 Положения № должна была принять решение о дальнейшей судьбе данного жилого дома. В заседаниях межведомственной комиссии принимают участие главы сельских поселений, поскольку полномочия по соблюдению жилищных прав граждан на территории сельских поселений переданы органам местного самоуправления сельских поселений на основании заключенных Соглашений, в связи с чем полагает, что требования, предъявленные к Администрации Уйского муниципального района являются необоснованными. Просила в иске к Администрации Уйского муниципального района отказать в полном объеме. Представитель Администрации Ларинского сельского поселения -глава поселения ФИО4 не возражал против иска, считает, что если предусмотрено законодательством будут принимать решение, вместе с тем, возражает против бездействия Администрации Ларинского сельского поселения, поскольку о том, что данное жилое помещение было признано непригодным для проживания, не было известно, заключение межведомственной комиссии об этом до них не было доведено. ФИО5 в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий на учете не состоит, в 2015 году истец обращалась в администрацию поселения с заявлением об обследовании жилого помещения, выдавался ли ей акт обследования ему не известно. Представитель третьего лица Государственной корпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в судебное заседание не явился, извещены, направили отзыв, в котором указали, что в соответствии с ч.1 п.2 ст.16 Федерального закона № 185-ФЗ от 21.07.2007 года «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать перечень многоквартирных домов, признанных до 01 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации. Дом, расположенный по адресу: <адрес>, не является многоквартирным домом и признан непригодным для проживания лишь в 2013 году, следовательно он не мог быть включен в софинансируемую Фондом региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы, утвержденную постановлением Правительства Челябинской области от 19.12.2012 года №679-П, просили рассмотреть дело в их отсутствие(л.д.116-118). Суд, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, о времени и месте рассмотрения уведомленных надлежащим образом и просивших рассмотреть дело в их отсутствие. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, обсудив доводы сторон, суд приходит к следующему. Согласно ч.ч. 1 и 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Согласно ч. 1 ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению. В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания. Согласно части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения). В соответствии с п. 7 указанного Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям. В соответствии с пунктом 42 Положения межведомственная комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Пунктом 47 Положения установлено, что по результатам работы межведомственная комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям: -о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; -о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствии с установленными в настоящем Положении требованиями; -о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; -о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; -о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; -об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. В силу пункта 49 Положения в случае обследования помещения комиссия составляет в 3 экземплярах акт обследования помещения по форме согласно приложению № 2. На основании полученного заключения межведомственной комиссии соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ. Таким образом, из приведенных выше правовых норм следует, что Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов. Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2014года, вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания, многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. В судебном заседании установлено, что ФИО1 принадлежит на праве собственности в <данные изъяты> доле жилой дом, расположенный в <адрес>, что подтверждается договором купли-продажи, зарегистрированного в ранее установленном порядке(л.д.26,115). ФИО1 на основании постановления главы Уйского муниципального района от "Дата"№ была назначена опекуном над несовершеннолетними внуками: ФИО, "Дата" года рождения, ФИО11, "Дата" года рождения, с "Дата", и за которыми было закреплено право пользования жилым помещением по адресу:<адрес><адрес>(л.д.18-23). Постановлением главы администрации Уйского муниципального района от "Дата"№, с последующими изменения, внесенными постановлениями от "Дата"№, от "Дата"№ в состав межведомственной комиссии, утверждено Положение о межведомственной комиссии по признанию жилых домов(жилых помещений муниципального жилищного фонда, непригодными для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции и утвержден состав межведомственной комиссии, в который по согласованию входят Главы сельских поселений и которая является коллегиальным органом, не являющимся самостоятельным юридическим лицом(л.д.76,80-81, 144-146). Согласно п.1.5 Положения о межведомственной комиссии, данная комиссия вправе принимать решения о признании жилых помещений, частных жилых помещений, находящихся на территории Уйского муниципального района пригодным(непригодным) для проживания граждан, многоквартирных жилых домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, производить оценку указанных жилых помещений на предмет соответствия требованиям, установленным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции»(л.д.77-79). Согласно п.2.2 Положения основанием для рассмотрения комиссией вопросов, связанных с признанием жилых домов(жилых помещений) непригодными для проживания являются заявление собственника помещения либо заключение органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора. В силу п.2.3, пунктами 3.7,3.8 Положения по результатам обследования жилого дома(жилого помещения) комиссия составляет Акт обследования жилого помещения, а по окончании работы комиссия в 3-х экземплярах составляет заключение о признании помещения непригодным для постоянного проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ №47 от 28.01.2006 года, которое может быть обжаловано заинтерисованными лицами в судебном порядке. "Дата" межведомственной комиссией Уйского муниципального района назначенной постановлением главы Уйского муниципального района от "Дата"№(далее - межведомственная комиссия) по заявлению одного из собственников жилого помещения или уполномоченного им лица проведено обследование жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, по результатам которого составлен акт, согласно которому состояние дома признано неудовлетворительным, жилой дом ремонту не подлежит(л.д. 27-28,151). В этот же день межведомственной комиссией дано Заключение № о несоответствии жилого дома по адресу: <адрес> требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и он признан непригодным для проживания, так как жилье находится в ветхо-аварийном состоянии, жилье ремонту не подлежит(л.д.29-30, 150 ). ФИО1 "Дата" обращалась в Администрацию Ларинского сельского поселения с заявлением провести обследование жилого помещения по адресу:<адрес>, что подтверждается копией заявления, на котором наложена виза «поставить на очередь № от "Дата" года»(л.д.59). Из книги регистрации заявлений Администрации Ларинского сельского поселения следует, что заявителю был выдан акт обследования(л.д.60). "Дата" межведомственной комиссией по заявлению УСЗН Уйского муниципального района при участии приглашенного собственника помещения или уполномоченного им лица вновь проведено обследование жилого дома <адрес>, его строительных конструкций, в том числе фундамента дома, наружных стен и инженерного оборудования, в результате которого составлен Акт № согласно которого жилое помещение признано не соответствующим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям и непригодно для постоянного проживания(л.д.31-35,149). В этот же день межведомственной комиссией дано Заключение № о несоответствии жилого дома по адресу: <адрес> требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и он признан непригодным для проживания(л.д.147-148). С учетом данного заключения межведомственной комиссии решением Министерства социальных отношений Челябинской области № от "Дата" находящийся под опекой истца ФИО1 несовершеннолетний ФИО, "Дата" рождения, включен в Список, подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей(л.д.153). Из Соглашения № от "Дата", заключенного между МО «Уйский муниципальный район» и МО «Ларинское сельское поселение», поселению переданы полномочия по регулированию вопросов местного значения, в том числе, обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организации строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществления муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством(п.1.2)(л.д.156-157). Из показаний представителя Администрации Уйского района ФИО6 в судебном заседании следует, что жилой дом в <адрес> был признан межведомственной комиссией непригодным для постоянного проживания, в заседаниях межведомственной комиссии принимают участие главы сельских поселений, заключение было направлено в Ларинское поселение для принятия решения о дальнейшей судьбе этого дома, поскольку полномочия по соблюдению жилищных прав граждан на территории сельских поселений переданы органам местного самоуправления сельских поселений на основании заключенных Соглашений, в связи с чем полагает, что требования, предъявленные к Администрации Уйского муниципального района являются необоснованными, просила в этой части в иске отказать, что также подтверждается дополнительным отзывом(л.д.154-155). Доказательств, свидетельствующих об обратном, в судебное заседание ответчиком Администрацией Ларинского сельского поселения не представлено. При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что жилой дом по адресу: <адрес> был признан межведомственной комиссией, однако, какого либо решения в порядке п.49 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ №47 от 28.01.2006 года органом местного самоуправления по месту нахождения данного жилого дома до настоящего времени не принято, что указывает на бездействие в части невыполнения органом местного самоуправления требований жилищного законодательства, обязывающих органы местного самоуправления обеспечить условия реализации гражданами права на безопасность жилища. С учетом вышеизложенного, суд считает признать бездействие Администрации Ларинского сельского поселения Уйского муниципального района незаконным и необходимым возложить на нее обязанность устранить выявленные нарушения жилищного законодательства, а именно, принять решение и издать распоряжение в соответствии с пунктом 49 Положения №47, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года, с указанием дальнейшего использования жилого помещения, расположенного по адресу:<адрес>, признанного межведомственной комиссией в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту, предоставив для этого срок -два месяца со дня вступления решения в законную силу, который считает достаточным для исполнения решения суда. Оснований для возложения солидарной обязанности на Администрацию Уйского муниципального района суд не усматривает, в связи с чем в иске к Администрации Уйского муниципального района следует отказать. Требования истца о возложении на ответчиков обязанности включить данный жилой дом в региональную адресную программу по переселению ФИО1 из аварийного жилого дома не подлежат удовлетворению, поскольку органом местного самоуправления решения, предусмотренного абзацем седьмым п.7 Положения, в установленном п.49 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ №47 от 28.01.2006 года, порядке не принималось и распоряжения о дальнейшем использовании данного жилого помещения не издавалось. В связи с этим у суда не имеется оснований к вторжению в сферу компетенции органов местного самоуправления, поскольку понуждение ответчиков путем возложения на них обязанности включить жилой дом в региональную адресную программупо переселению граждан из аварийного жилищного фонда в отсутствие соответствующего решения и распоряжения органа местного самоуправления о дальнейшей судьбе жилого дома, признанного межведомственной комиссией непригодным для проживания, является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов в пределах предоставленных законодательством полномочий и нарушает установленный ст.10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей. На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд Р Е Ш И Л: Требования ФИО1 к Администрации Уйского муниципального района, Администрации Ларинского сельского поселения Уйского муниципального района удовлетворить частично. Признать бездействие Администрации Ларинского сельского поселения Уйского муниципального района, выразившееся в непринятии мер по принятию решения и изданию распоряжения в отношении жилого помещения, признанного межведомственной комиссией непригодным для проживания, и возложить на администрацию Ларинского сельского поселения Уйского муниципального района устранить выявленные нарушения жилищного законодательства, а именно, в течение 2-х месяцев со дня вступления решения в законную силу принять решение, предусмотренное абзацем седьмым п.7 Положения №47, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года, и издать распоряжение в соответствии с пунктом 49 Положения, с указанием дальнейшего использования жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, признанного межведомственной комиссией в установленном порядке непригодным для проживания. В остальной части требований к Администрации Ларинского сельского поселения Уйского муниципального района, а также в иске к Администрации Уйского муниципального района отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме, через Уйский районный суд. Председательствующий: Неежлева Л.С. |