ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-79/202010И от 10.06.2020 Петроградского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело №2-79/2020 10 июня 2020 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Петроградский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Мазневой Т.А.

при секретаре Коробцовой Ю.О.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Петроградском районе Санкт-Петербурга (далее – УПФ) о перерасчете страховой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в Петроградский районный суд с настоящими требованиями, в обоснование заявленных требований указав, что является получателем досрочной страховой пенсии по старости с 29.06.2018 года. По мнению истца Управление Пенсионного Фонда в Петроградском районе СПБ при расчете досрочной пенсии допустило грубые нарушения его пенсионных прав, а именно ответчик произвел расчет пенсии исходя из общего трудового стажа до 1 января 2002 года. Между тем, по мнению истца в соответствии с пунктом 9 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 01.10.2019) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27, в том числе лицам, и застрахованных лиц, указанных в статье 27.1 настоящего Федерального закона, может осуществляться по их выбору в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного). Истец считает, что у него имеется льготный стаж до 01.01.2002 г., дающий право на досрочное назначение пенсии, в размере 17 лет 5 дней. Льготный стаж по мнению истца дает возможность не снижать стажевый коэффициент, который у истца составляет 0,55.

Также по мнению истца ответчиком не применено при расчете пенсии повышение индивидуального пенсионного коэффициента (далее ИПК) в размере 1,1 и коэффициент повышения фиксированной выплаты в размере 1,07 за поздний выход на досрочную страховую пенсию, предусмотренные Приложениями 1 и 2 к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просит обязать Управление Пенсионного Фонда в Петроградском районе СПБ произвести перерасчет размера пенсии с 29.06.2018г., установив стажевый коэффициент в размере 0,55, а так же применить повышенный коэффициент ИПК в размере 1,1 и коэффициент повышения фиксированной выплаты в размере 1,07.

Представитель истца ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, на удовлетворении заявленных требований настаивала.

Представитель ответчика ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, в иске просила отказать согласно представленным в дело возражениям.

Суд, выслушав участников процесса, обозрев материалы дела №2-1416/2019 по иску ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Петроградском районе Санкт-Петербурга об обязании включить период работы в трудовой стаж, назначении пенсии, исследовав добытые по делу доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

В производстве Петроградского районного суда находилось гражданское дело №2№2-1416/2019 по иску ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Петроградском районе Санкт-Петербурга об обязании включить период работы в трудовой стаж.

Решением суда от 27 мая 2019 года исковые требования ФИО1 удовлетворены частично:

- учтены ФИО1 в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды работы: 04.12.1982-06.01.1983, с 14.01.1985 - 30.01.1985, с 15.04.1987 - 21.04.1987, с 09.12.1988 – 07.01.1989, с 02.10.1991 - 31.12.1991, с 13.06.1988- 14.06.1988 годы.

- Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Петроградском районе Санкт-Петербурга обязано включить в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости ФИО1 период учебы в Ленинградском Арктическом училище с 01.09.1979г. по 30.11.1982г.

- Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Петроградском районе Санкт-Петербурга обязано назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения за ее назначением - 29.06.2018г.

Решение суда вступило в законную силу.

Как усматривается из материалов дела ФИО1 является получателем досрочной пенсии по старости в соответствии со статьей 30 Федерального закона “О страховых пенсиях в Российской Федерации” от 28.12.2013 № 400-ФЗ (далее Закон от 28.12.2013) с 29.06.2018 на основании решения суда.

Согласно статье 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ размер страховой пенсии по старости определяется путем умножения индивидуального пенсионного коэффициента на стоимость одного пенсионного коэффициента, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости (часть 1). Величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 г., определяется исходя из размера страховой части трудовой пенсии по старости, исчисленного по состоянию на 31 декабря 2014 г. по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ) (часть 10). Величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место с 1 января 2015 г. зависит от отчислений страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую пенсию по старости (часть 11).

В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.

В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ в связи с введением в действие настоящего Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по формуле: ПК = (РП - 450 рублей) x Т, где ПК - величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица; РП - расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с настоящей статьей; 450 рублей - размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством Российской Федерации на 1 января 2002 года; Т - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 14 и пункт 1 статьи 32 настоящего Федерального закона).

В соответствии с абзацем 8 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ в случае, если при определении расчетного размера трудовой пенсии в соответствии с настоящей статьей застрахованное лицо имеет неполный общий трудовой стаж, то величина расчетного пенсионного капитала при неполном общем трудовом стаже определяется исходя из величины расчетного пенсионного капитала при полном общем трудовом стаже, которая делится на число месяцев полного общего трудового стажа и умножается на число месяцев фактически имеющегося общего трудового стажа.

В соответствии с пунктом 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле:

РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где РП - расчетный размер трудовой пенсии;

СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц:

из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 - 28 настоящего Федерального закона), составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27 - 28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20;

ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами;

ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;

СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1 671 рубль 00 копеек).

Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.

В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются периоды, перечисленные в названном выше пункте.

Полученный в результате оценки пенсионных прав застрахованных лиц размер расчетного пенсионного капитала, необходимого для определения страховой части пенсии по старости, индексируется применительно к порядку, предусмотренному пунктом 6 статьи 17 для индексации самих пенсий, начиная с 1 января 2002 года до дня, с которого назначается указанная часть трудовой пенсии.

Как следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами оценка пенсионных прав истца произведена ответчиком в порядке, установленном пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Как следует из материалов дела, страховой стаж истца по состоянию на 1 января 2002 г. составил 19 лет 00 месяцев 07 дней, что подтверждается материалами дела.

Доводы истцовой стороны о том, что Управлением при оценке вопросов конвертации пенсионного капитала по состоянию на 1 января 2002 г. существенно нарушены нормы пенсионного законодательства, при конвертации пенсионного капитала по состоянию на 1 января 2002 г. не применен вместо общего трудового стажа стаж на соответствующих видах работ, что, по мнению заявителя, повлекло занижение размера пенсии, признаются судом не состоятельными.

Из материалов дела следует, что размер пенсии истца исчислен пенсионным органом после оценки пенсионных прав путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, который формируется из пенсионных прав в виде стажа и заработка в денежном выражении до 01 января 2002 г., общей суммы страховых взносов на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета, начисленных за застрахованное лицо в бюджет Пенсионного фонда РФ после 01 января 2002 г.

Согласно части 3 статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ со дня вступления в силу настоящего закона нормы Федерального закона "О трудовых пенсиях" не применяются, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. Действуя в пределах предоставленных ему полномочий, законодатель предусмотрел в статье 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ несколько вариантов определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц, что позволяет им выбрать наиболее благоприятный вариант исчисления размера пенсии и не препятствует реализации приобретенных пенсионных прав.

В частности, в пункте 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ закреплен календарный порядок исчисления в этих целях продолжительности включаемых в общий трудовой стаж периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г., а в пункте 4 этой же статьи установлена возможность определения расчетного размера пенсии в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации по состоянию на 31 декабря 2001 года, также исходя из продолжительности общего трудового стажа.

В силу пункта 9 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 настоящего Федерального закона, и застрахованных лиц, указанных в статье 27.1 настоящего Федерального закона, может осуществляться по их выбору в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).

Как разъяснено в подпункте 7 пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав гражданам на трудовые пенсии", право на конвертацию (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал с применением по выбору гражданина вместо общего трудового стажа на соответствующих видах работ имеют граждане, которым трудовая пенсия по старости назначается ранее общеустановленного пенсионного возраста, названные в пункте 1 статьи 27 и статье 27.1, при условии наличия по состоянию на 1 января 2002 года у этих лиц страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, требуемых для назначения досрочной трудовой пенсии (пункт 9 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ).

Таким образом, законодатель при определении порядка пенсионных прав застрахованных лиц и предоставлении гражданам права выбора вида трудового стажа, с учетом которого осуществляется конвертация пенсионных прав в целях исчисления размера страховой части трудовой пенсии, связал его со стажем, требуемым для назначения пенсии. При этом для определения расчетного размера пенсии учитывается продолжительность общего трудового стажа или стажа на соответствующих видах работ до 1 января 2002 года.

В соответствии пунктом 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», предусмотрено назначение пенсии мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

Суд не находит правовых оснований для перерасчета размера пенсии исходя из фактически выработанного на 1 января 2002 г. стажа на соответствующих видах работ, так как оценка пенсионных прав осуществляется на 1 января 2002 г., то стаж указанного вида и указанной продолжительности должен быть выработан на эту дату.

Поскольку у истца отсутствует одно из необходимых условий - наличие на 1 января 2002 г. страхового стажа, суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований о перерасчете пенсии истца с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).

Вопреки доводам истца, разделительный союз "или" в приведенном выше разъяснении Пленума Верховного Суда Российской Федерации относится к лицам, имеющим право на пенсию при наличии только стажа на соответствующих видах работ (например, по п. 1 ст. 27.1, пп. 19 п. 1 ст. 27, пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ).

Что касается требования о применении повышенных коэффициентов ИПК в размере 1,1 и повышения фиксированной выплаты в размере 1,07 и неверно установленные коэффициенты повлекли занижение размера фиксированной выплаты и стоимости одного пенсионного коэффициента, также не могут быть удовлетворены судом, так как основаны на неверном толковании норм материального права.

Судом установлено, что ФИО1 вышел на пенсию согласно решению Петроградского районного суда от 27.05.2019г. В судебном разбирательстве не рассматривался вопрос о том, что ФИО1 имел право на пенсию ранее установленной даты, таким образом, довод истца о том что ФИО1 мог выйти на пенсию в 55 лет не может быть принят судом.

Истец вышел на пенсию с момента возникновения права, т.е. 29.06.2018г., тем самым оснований для применения повышенных коэффициентов за поздний выход на досрочную страховую пенсию, предусмотренный Приложениями 1 и 2 к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" нет, спорные коэффициенты установлены верно.

Отказывая в удовлетворении требований о необходимости применять повышенные коэффициенты к дате назначения пенсии, исходит из положений пункта 1 части 15, части 17 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, в соответствии с которыми коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости определяется исходя из числа полных месяцев, истекших со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, но не ранее чем с 1 января 2015 г. до дня, с которого назначается страховая пенсия по старости.

С учетом того, что досрочная страховая пенсия по старости установлена истцу с 29 июня 2018 г., правовые основания для удовлетворения требований истца о применении повышения индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера пенсии отсутствуют.

Истец просил произвести перерасчет пенсии с учетом всех указанных коэффициентов с даты назначения пенсии с 29.06.2018 г. с установлением нового размера пенсии, данное требование так же подлежит отклонению, как не состоятельное.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.12, 56, 67, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Петроградский районный суд Санкт-Петербурга.

Судья:

Мотивированное решение изготовлено 25.06.2020 года