ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-79/2021 от 24.06.2021 Солтонского районного суда (Алтайский край)

Дело № 2-79/2021

УИД 22RS0048-01-2021-000115-38

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Село Солтон Солтонского района

Алтайского края, улица Ленина - 15 24 июня 2021 года

Солтонский районный суд Алтайского края в составе:

Председательствующего судьи Понамаревой Е.А.,

При секретаре судебного заседания Савочкине Е.Ю.,

С участием:

- заместителя прокурора Солтонского района Алтайского края Деринг Д.А.,

- представителя ответчика МУП Солтонского района «Водоресурс» Некипеловой С.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-79/2021, возбужденное по исковому заявлению прокурора Солтонского района Алтайского края к муниципальному унитарному предприятию Солтонского района «Водоресурс» об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического, природоохранного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Солтонского района Алтайского края Абашев С.Н., действуя в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Солтонский районный суд Алтайского края с исковым заявлением к муниципальному унитарному предприятию Солтонского района «Водоресурс», прося признать незаконным бездействие МУП Солтонского района
«Водоресурс», выразившееся в невыполнении условий лицензии на
пользование недрами БАР 80452 ВЭ на участках недр местного значения
Ненинским, Ненинским-1, Ненинским-2, Ненинским-3; БАР 80453 ВЭ на
участках недр местного значения Нижнененинским, Нижнененинским-1;
БАР 80454 ВЭ на участках недр местного значения Карабинским,
Карабинским-1, Карабинским-2, Карабинским-3; БАР 80455 ВЭ на участках
недр местного значения Сузопским, Сузопским-1, Тостокским, Тостокским-
1; БАР 80456 ВЭ на участках недр местного значения Макарьевским,
Макарьевским-1, Излапским, а также Приказа Минприроды России от 09.11.2020 № 903 «Об утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов и
водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из
водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их
качества», Постановления Правительства РФ от 11.02.2016 № 94 «Об
утверждении Правил охраны подземных водных объектов», а также в
отсутствии организации ведения мониторинга подземных вод, в том числе путем
ведения журнала учета водопотребления; проведения ежегодного
освидетельствования технического состояния скважин; оборудовании
эксплуатационных и резервных скважин приборами учета объема добычи
подземных вод и устройствами для измерения уровня подземных вод.

Кроме того, прокурор просит обязать ответчика в срок до 01 сентября 2021 года в соответствии с условиями лицензии на пользование недрами БАР 80452 ВЭ на участках недр местного значения Ненинским, Ненинским-1, Ненинским-2, Ненинским-3; БАР 80453 ВЭ на участках недр местного значения Нижнененинским, Нижнененинским -1; БАР 80454 ВЭ на участках недр местного значения Карабинским, Карабинским-1,
Карабинским-2, Карабинским-3; БАР 80455 ВЭ на участках недр местного
значения Сузопским, Сузопским-1, Тостокским, Тостокским-1; БАР 80456
ВЭ на участках недр местного значения Макарьевским, Макарьевским-1,
Излапским, Приказом Минприроды России от ноября 2020 года № 903 «Об
утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов и
водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из
водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их
качества», Постановлением Правительства РФ от февраля 2016 года № 94 «Об
утверждении Правил охраны подземных водных объектов»
организовать ведение мониторинга подземных вод, в том числе путем
ведения журнала учета водопотребления; провести ежегодное
освидетельствование технического состояния скважин; оборудовать
эксплуатационные и резервные скважины приборами учета объема добычи
подземных вод и устройствами для измерения уровня подземных вод.

В обоснование заявленных требований прокурор ссылается на то, что прокуратурой Солтонского района по заданию прокуратуры края проведена проверка исполнения законодательства при добыче, производстве, транспортировке и реализации упакованной питьевой воды.

На основании постановления Администрации Солтонского района от 30.12.2018 № 556 объекты водоснабжения Солтонского района Алтайского края переданы на праве хозяйственного ведения МУП Солтонского района «Водоресурс», в связи с чем МУП Солтонского района «Водоресурс» осуществляет водоснабжение населения Солтонского района.

Конституцией Российской Федерации предусмотрено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно статье 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране
окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) хозяйственная и иная
деятельность органов государственной власти Российской Федерации,
органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов
местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая
воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе
следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную
окружающую среду; охрана, воспроизводство и рациональное использование
природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной
окружающей среды и экологической безопасности; презумпция
экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

В силу статьи 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах) предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Пользователь недр обязан использовать предоставленный ему участок недр для любой формы предпринимательской или иной деятельности, соответствующей цели, обозначенной в лицензии, обеспечить выполнение условий, установленных лицензией и техническими регламентами (п.п. 1, 2, 10 ч. 2 ст. 22 Закона о недрах).

На основании лицензии БАР 80452 ВЭ от 24.05.2019 МУП Солтонского района «Водоресурс» осуществляет пользование участками недр местного значения Ненинским, Ненинским-1, Ненинским-2, Ненинским-3 для добычи подземных вод в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, расположенными в селе Ненинка Солтонского района Алтайского края. Приложением № 1 к лицензии утверждены условия пользования недрами, пунктами 6.3, 6.5, 6.7 которых на МУП возложена обязанность вести достоверный учет извлекаемых подземных вод, организовать ведение мониторинга подземных вод, в том числе вести журнал учета водопотребления, ежегодно проводить освидетельствование технического состояния скважин, оборудовать эксплуатационные и резервные скважины приборами учета объема добычи подземных вод и устройствами для измерения уровня подземных вод.

На основании лицензии БАР 80454 ВЭ от 24.05.2019 МУП Солтонского района «Водоресурс» осуществляет пользование участками недр местного значения Карабинским, Карабинским-1, Карабинским-2, Карабинским-3 для добычи подземных вод в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, расположенными в селе Карабинка Солтонского района Алтайского края. Приложением № 1 к лицензии утверждены условия пользования недрами, пунктами 6.3, 6.5, 6.7 которых на МУП возложена обязанность вести достоверный учет извлекаемых подземных вод, организовать ведение мониторинга подземных вод, в том числе вести журнал учета водопотребления, ежегодно проводить освидетельствование технического состояния скважин, оборудовать эксплуатационные и резервные скважины приборами учета объема добычи подземных вод и устройствами для измерения уровня подземных вод.

На основании лицензии БАР 80453 ВЭ от 24.05.2019 МУП Солтонского района «Водоресурс» осуществляет пользование участками недр местного значения Нижнененинским, Нижнененинским-1 для добычи подземных вод в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, расположенными в селе Нижняя Ненинка Солтонского района Алтайского края. Приложением № 1 к лицензии утверждены условия пользования недрами, пунктами 6.3, 6.5, 6.7 которых на МУП возложена обязанность вести достоверный учет извлекаемых подземных вод, организовать ведение мониторинга подземных вод, в том числе вести журнал учета водопотребления, ежегодно проводить освидетельствование технического состояния скважин, оборудовать эксплуатационные и резервные скважины приборами учета объема добычи подземных вод и устройствами для измерения уровня подземных вод.

На основании лицензии БАР 80455 ВЭ от 24.05.2019 МУП Солтонского района «Водоресурс» осуществляет пользование участками недр местного значения Сузопским, Сузопским-1, Тостокским, Тостокским-1 для добычи подземных вод в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, расположенными в селе Сузоп и поселке Тосток Солтонского района Алтайского края. Приложением № 1 к лицензии утверждены условия пользования недрами, пунктами 6.3, 6.5, 6.7 которых на МУП возложена обязанность вести достоверный учет извлекаемых подземных вод, организовать ведение мониторинга подземных вод, в том числе вести журнал учета водопотребления, ежегодно проводить освидетельствование технического состояния скважин, оборудовать эксплуатационные и резервные скважины приборами учета объема добычи подземных вод и устройствами для измерения уровня подземных вод.

На основании лицензии БАР 80456 ВЭ от 24.05.2019 МУП Солтонского района «Водоресурс» осуществляет пользование участками недр местного значения Макарьевским, Макарьевским-1, Излапским для добычи подземных вод в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, расположенными в селах Макарьевка и Излап Солтонского района Алтайского края. Приложением № 1 к лицензии утверждены условия пользования недрами, пунктами 6.3, 6.5, 6.7 которых на МУП возложена обязанность вести достоверный учет извлекаемых подземных вод, организовать ведение мониторинга подземных вод, в том числе вести журнал учета водопотребления, ежегодно проводить освидетельствование технического состояния скважин, оборудовать эксплуатационные и резервные скважины приборами учета объема добычи подземных вод и устройствами для измерения уровня подземных вод.

Приказом Минприроды России от 09.11.2020 № 903 утвержден Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества (далее - Порядок), в соответствии с п. 2 которого обязанность ведения соответствующего учета возлагается на юридических лиц, которым предоставлено право пользования водным объектом.

В соответствии с частью 2 статьи 55 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) при использовании водных объектов юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с ВК РФ и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 11.02.2016 № 94 утверждены Правила охраны подземных водных объектов (далее - Правила), в соответствии с п. 8 которых с целью наблюдения за состоянием подземных вод и своевременного принятия специальных мер по их охране на водозаборах подземных вод эксплуатационные и резервные скважины должны быть оборудованы приборами учета объема добычи подземных вод и устройствами для измерения уровней подземных вод.

На момент проведения проверки 19 февраля 2021 года МУП Солтонского района «Водоресурс» продолжало добычу подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не выполнив условия лицензионных соглашений, а также требований указанных нормативных правовых актов.

В нарушение условий, Правил и Порядка МУП Солтонского района «Водоресурс» с даты регистрации лицензий не ведется достоверный учет извлекаемых подземных вод, ведение мониторинга подземных вод не организовано, в том числе не ведется журнал учета водопотребления, ежегодно освидетельствование технического состояния скважин не проведено, эксплуатационные и резервные скважины приборами учета объема добычи подземных вод и устройствами для измерения уровня подземных вод не оборудованы.

С целью устранения выявленных нарушений прокуратурой района 20 февраля 2021 года директору МУП Солтонского района «Водоресурс» вносилось представление, по результатам рассмотрения которого указанные в представлении нарушения до настоящего времени не устранены.

16 марта 2021 года директор МУП Солтонского района «Водоресурс» привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ.

Бездействие МУП Солтонского района «Водоресурс» создает существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в сфере недропользования, интересам граждан, общества и государства в сфере водоснабжения (листы дела6-8).

Муниципальное унитарное предприятие Солтонского района «Водоресурс» в письменном возражении просит отказать прокурору в удовлетворении заявленных требований частично, а именно по ежегодному освидетельствованию технического состояния скважин, перенести сроки установки приборов учета подземных вод на скважинах на более поздний срок, ссылаясь при этом на то, что в соответствии с подпунктом «А» пункта 4 приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 05 августа 2014 года № 437/пр «Об утверждении требований к проведению технического освидетельствования систем холодного водоснабжения», а также пунктом 6 статьи 37 ФЗ № 225 от 29 июля 2017 года, такое обследование проводится один раз в течение долгосрочного периода регулирования, но не реже одного раза в пять лет, ввиду чего в этой части требование прокурора необоснованно. Требование об установке приборов учета водопотребления является для ответчика финансово затратным, в связи с чем со сложным финансовым положением невозможно в указанные прокурором сроки (лист дела 87).

В судебном заседании заместитель прокурора Солтонского района Алтайского края Деринг Дарья Александровна исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении, дополнив, что отсутствие приборов учета не позволяет контролировать объем потребляемой ответчиком воды, отсутствие ежегодного обследования скважин не позволяет контролировать их исправность и исправность оборудования скважины, что также может повлиять на качество поставляемой воды, на объем потребляемой воды. Не смотря на то, что с момента организации муниципального унитарного предприятия и получения лицензии прошло длительное время, ответчиком каких-либо мер, направленных на выполнение условий лицензий и соблюдение действующего законодательства не предпринято, недропользование осуществляется с существенными нарушениями, что ведет к нарушению как природоохранного, так и санитарно-эпидемиологического законодательства, так как не позволяет проконтролировать уровень потребляемой недропользователем воды и ее качество.

Представитель муниципального унитарного предприятия Солтонского района «Водоресурс» Некипелова Светлана Геннадьевна, действующая в судебном заседании на основании Постановления главы Солтонского района Алтайского края от 10 декабря 2018 года № 504 «О создании муниципального унитарного предприятия «Водоресурс» (лист дела 93) и выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (лист дела 86) в судебном заседании поддержала доводы ранее представленного возражения, при этом пояснив, что факт выявленных нарушений условий лицензии и действующего законодательства имеет место быть, за что она, как директор МУП Солтонского района «Водоресурс» была привлечена к административной ответственности. Основная причина выявленных нарушений - отсутствие финансирования, так как поступающие от населения платежи покрывают только текущие расходы, в том числе ремонт систем водоснабжения, которые находятся ветхом состоянии. Технические осмотры скважин проводятся ежедневно закрепленными сотрудниками, ежегодного комиссионного обследования скважин не проводится, так как считают достаточным осмотра скважины работником. Журнал также не ведется, что является организационным упущением. В связи с отсутствием финансирования, установление приборов учета на скважинах возможно не ранее 2022 года.

Представитель Администрации Солтонского района Алтайского края, будучи своевременно уведомленным о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается распиской (лист дела 83), в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации Солтонского района Алтайского края (лист дела 89, 90).

Представители привлеченных к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, со стороны истца, - Территориального отдела Управления Роспотребнадзора и Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края, будучи своевременно уведомленными о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается отчетом об отслеживании почтового отправления в сети Интернет (лист дела85), почтовым уведомлением (лист дела 84) и Отчетом о размещении сведений по делу на Интерне-сайте суда (лист дела 80), в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили, об обязательном участии в деле не просили, ввиду чего суд, учитывая мнение сторон, руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в отсутствие представителей третьих лиц.

Заслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (листы дела 86) и Постановления главы Солтонского района от 10 декабря 2018 года № 504 «О создании муниципального унитарного предприятия «Водоресурс» (лист дела 93), муниципальное унитарное предприятие Солтонского района «Водоресурс» создано в целях удовлетворения общественных потребностей в результате оказания услуг по водоснабжению и обеспечению населения питьевой водой, для достижения чего предприятие осуществляет в установленном законом порядке распределение воды для питьевых и промышленных нужд, строительство инженерных коммуникаций для водоснабжения, осуществление других работ и оказание других услуг, не запрещенных и не противоречащих действующему законодательству.

Предприятие является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на имущество, закрепленное за ним на праве хозяйственного ведения, и осуществляющей свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Имущество предприятия принадлежит на праве собственности муниципальному образованию Солтонский район Алтайского края (листы дела 100-123).

Согласно договоров о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием Солтонского района «Водоресурс» для оказаниям им услуг по холодному водоснабжению населения на праве хозяйственного ведения было закреплено имущество согласно приложения, в частности - водозаборные скважины в селах Солтон, Урунск, Шатобал, Карабинка, Макарьевка, Излап, Нижняя Ненинка, Ненинка, Сузоп, Тосток Солтонского района Алтайского края (листы дела 100-123).

21 мая 2019 года приказом Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края муниципальному унитарному предприятию «Водоресурс» предоставлено право пользования участками недр местного значения (Ненинским, Ненинским - 1, Ненинским - 2, Ненинским - 3 в селе Ненинка; Нижнененинским, Нижнененинским - 1 с еле Нижняя Ненинка; Карабинским, Карабинским - 1, Карабинским - 2, Карабинским - 3 в селе Карабинка, Сузопским, Сузопским - 1, Тостокским, Тостокским - 1 в селе Сузоп и поселке Тосток, макарьевским, Макарьевским - 1, Излапским в селах Макарьевка и Излап Солтонского района Алтайского края для добычи подземных вод в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в Солтонском районе Алтайского края (лист дела 124).

Приказом Департамента по недропользованию по Сибирскому федеральному округу № 241 от 30 мая 2019 года муниципальному унитарному предприятию «Водоресурс» предоставлено право пользования участками недр для добычи питьевых подземных вод, используемых в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на Солтонском месторождении (лист дела 125).

Как следует из материалов дела, Муниципальное унитарное предприятие «Водоресурс» является владельцем лицензий на пользование недрами:

- серии БАР № 80454 ВЭ с целевым назначением и видами работ по добыче подземных вод в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на участке недр, расположенном в селе Карабинка Солтонского района Алтайского края (участок Карабинский скважина 346 3, участок Карабинский - 1 скважина 45 82, участок Карабинский - 2 скважина 65 73, участок Карабинский - 3 скважина 10 73 - листы дела 34-35);

- серии БАР № 80453 ВЭ с целевым назначением и видами работ по добыче подземных вод в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на участке недр, расположенном в селе Нижняя Ненинка Солтонского района Алтайского края (участок Нижнененинский скважина 22 82, участок Нижнененинский - 1 скважина 22 85 - листы дела 42-43);

- серии БАР № 80455 ВЭ с целевым назначением и видами работ по добыче подземных вод в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на участке недр, расположенном в селе Сузоп и поселке Тосток Солтонского района Алтайского края (участок Сузопский скважина 32 98, участок Сузопский - 1 скважина 22 90-2, участок Тостокский скважина 32 88, участок Тостокский - 1 скважина 22 89 - листы дела 50-51);

- серии БАР № 80456 ВЭ с целевым назначением и видами работ по добыче подземных вод в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на участке недр, расположенном в селах Макарьевка и Излап Солтонского района Алтайского края (участок Макарьевский скважина 33 86, участок Макарьевский - 1 скважина 754, участок Излапский скважина 79 - листы дела 58-60);

- серии БАР № 80452 ВЭ с целевым назначением и видами работ по добыче подземных вод в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на участке недр, расположенном в селе Ненинка Солтонского района Алтайского края (участок Ненинский скважина 21 76, участок Ненинский - 1 скважина 7 83, участок Ненинский - 2 скважина БР-838, участок Ненинский - 3 скважина 9 81) - листы дела 66-67);

Неотъемлемой составной частью указанных лицензий являются Условия пользования недрами, согласно которых муниципальное унитарное предприятие «Водоресурс» обязано при добыче подземных вод в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения:

- соблюдать санитарные нормы и правила в соответствии с действующим законодательством;

- вести достоверный учет извлекаемых подземных вод;

- водоотбор проводить строго в пределах разрешенных лицензией объемов водопотребления;

- организовать ведение мониторинга подземных вод, в том числе, начиная с момента регистрации лицензии и до окончания срока ее действия, проводить режимные наблюдения подземных вод по скважинам: земерять уровни подземных вод, замерять дебит, отбирать пробы воды для проведения аналитических исследований, ежегодно проводить обследование зон санитарной охраны водозаборных скважин, а также вести журнал учета водопотребления по скважинам;

- в целях рационального использования запасов подземных вод и охраны недр, начиная с даты регистрации лицензии оборудовать эксплуатационные и резервные скважины приборами учета объема добычи подземных вод и устройствами для измерения уровня подземных вод и ежегодно проводить освидетельствование технического состояния скважин для установления степени износа оборудования, водосчетчика, насоса, изменения производительности скважин (листы дела 36-41, 44-49, 52-57, 60-65, 68-73).

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Аналогичные гарантии установлены статьей 8 Федерального закона N 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения предусмотрены Санитарными правилами и нормами «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02», утвержденными 26 февраля 2002 года Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации.

Согласно пункта 1.4 указанных Правил, зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

Зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой.

В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды (пункт 1.5).

Мероприятия предусматриваются для каждого пояса ЗСО в соответствии с его назначением. Они могут быть единовременными, осуществляемыми до начала эксплуатации водозабора, либо постоянными, режимного характера.

Объем основных мероприятий на территории ЗСО при наличии соответствующего обоснования должен быть уточнен и дополнен применительно к конкретным природным условиям и санитарной обстановке с учетом современного и перспективного хозяйственного использования территории в районе ЗСО. В частном случае, помимо указанных законом мероприятий, лицензионным соглашением предусмотрена обязанность ответчика ежегодно проводить обследование зон санитарной охраны водозаборных скважин.

В соответствии с положениями статьи 22 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах», пользователь недр обязан обеспечить соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр; соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых; ведение документации в процессе всех видов пользования недрами; представление достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, если пользование недрами осуществляется на участках недр местного значения, в органы государственной статистики; безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами; соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды; выполнение условий, установленных лицензией.

Участниками водных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические лица, юридические лица (статья 7 Водного кодекса Российской Федерации).

Водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на поверхностные водные объекты и подземные водные объекты (статья 5 Водного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 7.1 Водного кодекса Российской Федерации водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса или лицами, использующими водные объекты в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии со статьей 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Помимо статьи 22 Закона Российской Федерации «О недрах», и пунктом 16 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15 июля 1992 года N 3314-1, на владельцев лицензий возложена обязанность обеспечить соблюдение требований законодательства Российской Федерации о недрах, выполнение условий, установленных лицензией.

Согласно условий пользования недрами, недропользователь является собственником добытых им подземных вод.

Согласно части 2 статьи 55 Водного кодекса Российской Федерации при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В силу Правил охраны подземных водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2016 года № 94, охрана подземных водных объектов осуществляется путем проведения мероприятий по предупреждению загрязнения, засорения подземных водных объектов, истощения их запасов, а также ликвидации последствий указанных процессов и включает в себя, в том числе, наблюдение за уровенным режимом подземных вод, определение объемов добычи (извлечения) подземных вод из подземных водных объектов в соответствии с утвержденной в установленном порядке проектной документацией и (или) техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых.

В силу пункта 5 статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны в том числе вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

В силу положений статьи 59 Водного кодекса Российской Федерации физические лица, юридические лица, деятельность которых оказывает или может оказать негативное воздействие на состояние подземных водных объектов, обязаны принимать меры по предотвращению загрязнения, засорения подземных водных объектов и истощения вод, а также соблюдать установленные нормативы допустимого воздействия на подземные водные объекты.

В силу части 2 статьи 61 Водного кодекса Российской Федерации водопользователи, использующие водные объекты для забора (изъятия) водных ресурсов, обязаны принимать меры по предотвращению попадания рыб и других водных биологических ресурсов в водозаборные сооружения, осуществлять мероприятия по предотвращению загрязнения грунтовых вод и подъема их уровня.

В соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности, осуществляется лицензирование отдельных видов деятельности.

Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (далее - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Как указано выше, пользование муниципальным унитарным предприятием Солтонского района «Водоресурс» подземными источниками водоснабжения - скважинами, указанными в исковом заявлении, осуществляется на основании лицензий на пользование недрами в соответствии с постановлением главы Солтонского района от 30 декабря 2018 года, на основании которого за первым указанные скважины закреплены на праве хозяйственного ведения.

В силу части 2 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении унитарного предприятия, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение предприятия в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.

Переданное МУП Солтонского района «Водоресурс» имущество, в том числе водозаборные скважины, используются им для обеспечения населения Солтонского района Алтайского края питьевой водой.

В соответствии с пунктом 3.12 Устава МУП Солтонского района «Водоресурс», предприятие самостоятельно распоряжается результатами производственной деятельности, выпускаемой продукцией, полученной чистой прибылью, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты установленных законодательством налогов и других обязательных платежей.

Остающаяся в распоряжении предприятия часть чистой прибыли используется предприятием, в том числе на мероприятия по охране окружающей среды, строительство, реконструкцию, обновление основных фондов.

В силу пункта 5.7. Устава, предприятие обязано возмещать ущерб, причиненный нерациональным использованием земли и других природных ресурсов, загрязнением окружающей среды, нарушением санитарно-гигиенических норм и требований по защите здоровья населения и потребителей продукции, за счет результатов своей хозяйственной деятельности.

Все предусмотренные Уставом виды деятельности предприятие осуществляет в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

В судебном заседании представитель МУП Солтонского района «Водоресурс» факт эксплуатации скважин, переданных ему на праве хозяйственного ведения и указанных в лицензиях, не отрицал, как и не отрицал то, что ответчиком не ведется мониторинг подземных вод (обор проб, замеры уровня подземных вод, ежегодное обследование зон санитарной охраны), в том числе не ведется журнал учета водопотребления, не проводится ежегодное освидетельствование технического состояния скважин и оборудование скважин приборами учета и устройствами для измерения подземных вод. Невыполнение лицензионных требований ответчиком, указанных выше, подтверждается и представленными прокурором доказательствами, в том числе актом проверки, постановлением о привлечении директора МУП Солтонского района «Водоресурс» к административной ответственности за неисполнение лицензионных требований при осуществлении деятельности по водопользованию, отобранными в ходе проверки объяснениями. Доказательств обратного суду ответчиком не представлено, хотя в определении о подготовке дела к судебному разбирательству, копию которого ответчик получил, последнему на это указывалось путем предоставления актов, справок, свидетельствующих об отсутствии указанных прокурором нарушений лицензионного соглашения и норм действующего законодательства, обеспечивающего охрану окружающей среды и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.

Таким образом, из исследованных документов следует, что МУП Солтонского района «Водоресурс» в соответствии с положениями статьи 7.1 Водного кодекса Российской Федерации является лицом, использующим выше указанные артезианские скважины на постоянной основе в соответствии с Уставом предприятия. Скважины пригодны для использования в целях водоснабжения населения. Собственник артезианских скважин - муниципальное образование Солтонский район Алтайского края в лице Администрации района, являясь учредителем МУП Солтонского района «Водоресурс», выбрал способ владения, пользования, распоряжения водными объектами, находящимися в муниципальной собственности, в рамках своих полномочий, определенных статьей 27 Водного кодекса Российской Федерации, передав их на праве хозяйственного ведения МУП Солтонского района «Водоресурс».

Таким образом, МУП Солтонского района «Водоресурс» как пользователь недр обязан обеспечить соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр, безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами, соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды, а также выполнение условий пользования недрами, являющихся приложениями к лицензиям на добычу подземных вод.

Учитывая, что МУП Солтонского района «Водоресурс» использует недра для обеспечения населения Солтонского района Алтайского края в том числе питьевой водой за плату для его личных нужд, отношения между гражданами - потребителями питьевой воды и МУП Солтонского района «Водоресурс» регулируются также и Законом Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-I «О защите прав потребителей». Так, указанный Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и исполнителями при выполнении работ, оказании услуг, устанавливает права потребителей на приобретение работ, услуг надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды. При этом безопасность услуги - есть безопасность ее для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги).

Таким образом, оказывая населению услуги по обеспечению питьевой водой, МУП Солтонского района «Водоресурс» обязано обеспечить качество поставляемой воды, ее безопасность для жизни, здоровья потребителей, их имущества, обязано обеспечить бесперебойное снабжение водой, а также обязано обеспечить рациональное использование водных объектов, для чего обязано в силу действующего законодательства вести учет водопотребления.

Не проведение мониторинга подземных вод, в том числе не проведение обследования зон санитарной охраны водозаборных скважин, и не проведение режимных наблюдений, в том числе - отбора проб воды, не проведение ежегодного освидетельствования технического состояния скважин для установления степени износа оборудования, водосчетчика, насоса, изменения производительности скважин, что лицензией установлено ежегодно, не может в полной мере обеспечить качество поставляемой воды в силу возможности загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, территорий, на которых они расположены, что в свою очередь ставит под угрозу жизнь и здоровье потребителей воды, нарушает конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду. Кроме того, не проведение освидетельствования скважин и зон санитарной охраны водозаборных скважин в установленный лицензией срок не позволяет обеспечить соблюдение прав граждан - потребителей питьевой и хозяйственной вода на ее бесперебойную и качественную подачу. Кроме того, не проведение освидетельствования ставит под угрозу и окружающую среду, может привести к загрязнению подземных вод в случае каких-то поломок, нарушений в эксплуатации скважин, а также к перерасходу подземных вод, объем которых установлен лицензией. Ежегодное освидетельствование технического состояния скважин и проведение режимного наблюдения призвано исключить негативное воздействие как на граждан - потребителей воды, так и на окружающую среду. Учитывая изложенное, в этой части суд находит заявленные прокурором требования законными и обоснованными, в силу чего подлежащими удовлетворению. При этом суд находит несостоятельными доводы представителя ответчика о том, что освидетельствование технического состояния скважин должно производиться один раз в пять лет, так как, во-первых, данная обязанность на ответчика возложена условиями лицензии, соблюдение которых обязательно в силу действующего законодательства, а во-вторых, требования, на которые ссылается ответчик, разработаны для проведения технического обследования централизованных систем горячего и холодного водоснабжения и (или) водоотведения, к каковым скважины, предназначенные для добычи недр, в данном случае - воды, не относятся и распространяются на централизованные системы водоснабжения, начиная от инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, то есть резервуаров (накопителей) воды, где происходит накопление воды, подаваемой из скважины, и ее дальнейшая подготовка для транспортировки и подачи абонентам.

Учитывая выше указанные нормы права, суд находит законными требования прокурора и в части возложения на ответчика обязанности по оборудованию скважин приборами учета и приборами измерения уровня подземных вод, и ведению журнала водопотребления, а также организации мониторинга подземных вод, так как во-первых, это предусмотрено условиями лицензий, которые обязательны для лицензиата, каковым является ответчик, а во-вторых, призвано обеспечить охрану водных объектов, используемых и охраняемых в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, а также призвано обеспечить
контроль за объемом потребляемых недр, который ограничен для ответчика условиями лицензии и соответствие поставляемой воды потребителям по ее качеству и объему. Отсутствие приборов учета и устройств измерения уровня подземных вод на скважинах, не позволяет в настоящее время организовать надлежащим образом мониторинг подземных вод, предусмотренный пунктом 6.5 условий пользования недрами, и проконтролировать соблюдение ответчиком условий лицензионного соглашения, а именно пункта 6.4., которым установлены для ответчика пределы объемов водопотребления, и может привести в конечном итоге к истощению запасов подземных вод.

Доводы ответчика об отсутствии финансовых средств у предприятия на установку приборов учета и устройств для измерения уровня подземных вод не могут являться основанием для отказа прокурору в удовлетворении заявленных требований, при этом суд учитывает, что муниципальное унитарное предприятие в случае недостаточности денежных средств вправе обратиться за дополнительным финансированием на указанные мероприятия к учредителю. Более того, доказательств отсутствия финансовых средств, как и доказательств несения на указанные мероприятия значительных материальных затрат, ответчиком в судебное заседание не представлено.

При таких обстоятельствах исковые требования прокурора подлежат полному удовлетворению, при этом учитывая, что с момента получения лицензия до настоящего времени ответчиком допускаются нарушения лицензионного соглашения и действующего законодательства при отсутствии для этого уважительных причин, суд расценивает бездействие ответчика, выразившееся в отсутствии журнала учета водопотребления, приборов учета водопотребления и устройств для измерения уровня подземных вод, а также в непроведении ежегодного освидетельствования скважин, незаконными.

В соответствии с положениями статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая, что решение суда исполнить может только ответчик, с учетом необходимости проведения организационных мероприятий, направленных на выполнение лицензионных соглашений и требований действующего законодательства, а также решение финансовых вопросов, проведение технических работ, направленных на установку оборудования и проведение освидетельствования, количество скважин, суд полагает необходимым установить срок для исполнения настоящего решения суда не позднее 31 декабря 2021 года, учитывая в том числе принцип исполнимости судебного решения, при этом оснований для установления более длительного срока суд не находит, так как не смотря на получение лицензии в 2019 году, ответчиком о необходимости исполнения условий лицензионного соглашения было известно и мер не предпринималось, при этом установление более длительного срока суд находит неоправданным, так как это ведет к нарушению прав неопределенного круга лиц, государства.

На основании изложенного и, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Солтонского района Алтайского края к муниципальному унитарному предприятию Солтонского района «Водоресурс» об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического, природоохранного законодательства, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие муниципального унитарного предприятия Солтонского района «Водоресурс», выразившееся в не проведении ежегодного освидетельствования технического состояния скважин, в не оборудовании эксплуатационных и резервных скважин приборами учета объема добычи подземных вод и устройствами для измерения уровня подземных вод, а также в отсутствии организации мониторинга подземных вод, в том числе в отсутствии журнала учета водопотребления по скважинам, расположенным на участках недр, право пользования которыми предоставлено на основании лицензий на пользование недрами серии БАР № 80454 ВЭ, 80453 ВЭ, 80455 ВЭ, 80456 ВЭ, 80452ВЭ.

Обязать муниципальное унитарное предприятие Солтонского района «Водоресурс» в срок до 31 декабря 2021 года включительно оборудовать эксплуатационные и резервные скважины приборами учета объема добычи подземных вод и устройствами для измерения уровня подземных вод, провести ежегодное освидетельствование технического состояния скважин и организовать ведение мониторинга подземных вод, в том числе обеспечить ведение журнала учета водопотребления по скважинам, расположенным на участках недр, право пользования которыми предоставлено на основании лицензии БАР 80452 ВЭ - Ненинском, Ненинском-1, Ненинском-2, Ненинском-3; БАР 80453 ВЭ - Нижнененинском, Нижнененинском -1; БАР 80454 ВЭ - Карабинском, Карабинском-1, Карабинском-2, Карабинском-3; БАР 80455 ВЭ - Сузопском, Сузопском-1, Тостокском, Тостокском-1; БАР 80456 ВЭ - Макарьевском, Макарьевском-1, Излапском.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы (представления) непосредственно через Солтонский районный суд Алтайского края в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

В окончательной форме решение суда изготовлено 24 июня 2021 года.

Председательствующий судья Е.А. Понамарева