ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-7/14 от 20.03.2014 Пятигорского гарнизонного военного суда (Ставропольский край)

 Решение

 Именем Российской Федерации

 20 марта 2014 г.                          г. Пятигорск

 Пятигорский гарнизонный военный суд в составе:

 председательствующего – судьи Дубовик А.В.,

 при секретаре судебного заседания Харском Д.С.,

 с участием представителя заявителя Юркина ФИО10. – Ерошенко ФИО11., старшего помощника военного прокурора Черкесского гарнизона подполковника юстиции Джусоева ФИО12 рассмотрев в судебном заседании в помещении военного суда гражданское дело по заявлению бывшего военнослужащего войсковой части <данные изъяты> <данные изъяты> Юркина ФИО13 об оспаривании решения начальника ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее – Югрегионжилье) об отказе в постановке заявителя и членов его семьи на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемых по договору социального найма,

 установил:

 Юркин обратился в суд с заявлением, в котором указал, что приказом командующего войсками Южного военного округа (далее – командующий войсками ЮВО) от ДД.ММ.ГГГГ № он уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями с его согласия с оставлением в списках очередников на получение жилого помещения, а в <данные изъяты> г. исключен из списков личного состава войсковой части <данные изъяты>.

 До увольнения с военной службы он изъявил желание быть обеспеченным жильем от Министерства обороны РФ, однако ДД.ММ.ГГГГ ему вручили поступившее в войсковую часть <данные изъяты> решение начальника Югрегионжилье от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> в котором тот отказал в постановке его и членам его семьи на данный учет по причине обращения с заявлением после утраты им статуса военнослужащего.

 Полагая, что его права нарушены, заявитель просил суд обязать командира войсковой части <данные изъяты> восстановить его в списках войсковой части <данные изъяты> и не исключать из указанных списков до принятия на учет нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма, а также взыскать с войсковой части <данные изъяты> судебные издержки по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей и оплаты услуг представителя в сумме <данные изъяты> рублей.

 В ходе судебного разбирательства заявитель Юркин увеличил требования своего заявления и, помимо приведенного выше, просил суд:

 - признать незаконным решение начальника Югрегионжилье от ДД.ММ.ГГГГ № в части отказа в постановке его и членов его семьи на учет нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма и обязать данное должностное лицо принять решение о постановке его на этот учет;

 - взыскать в его пользу с должностных лиц, действия которых оспариваются, компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей и материальный ущерб в сумме <данные изъяты> рублей с учетом оплаты жилого помещения, осуществляемого заявителем до вынесения решения суда;

 - признать незаконными приказы командующего войсками ЮВО от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № № в части увольнения его с военной службы и исключения из списков личного состава войсковой части <данные изъяты>.

 В связи с увеличением заявителем Юркиным требований, судом, кроме командира войсковой части <данные изъяты>, к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены начальник Югрегионжилье, командующий войсками ЮВО, начальники ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>» и <данные изъяты> по <адрес>».

 Уведомленные надлежащим образом о времени и месту судебного заседания заявитель Юркин, а также указанные выше заинтересованные лица, в суд не прибыли.

 Представитель заявителя Юркина – Ерошенко, в судебном заседании представил ходатайство своего доверителя об отказе от всех заявленных им ранее требований, кроме требования о признании незаконным решения начальника Югрегионжилье от ДД.ММ.ГГГГ № в части отказа в постановке его и членов его семьи на учет нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма и возложении на данное должностное лицо обязанности принять решение о постановке его на этот учет.

 Определением Пятигорского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ отказ Юркина, поддержанный его представителем Ерошенко, от приведенных выше требований принят судом и производство по делу в данной части прекращено.

 В остальной части представитель заявителя Ерошенко требования поддержал и просил удовлетворить их в полном объеме, в обоснование указав, что его доверитель Юркин имеет право в силу ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» на обеспечение жилым помещением по договору социального найма, поскольку при общей продолжительности военной службы более 10 лет, он уволен с военной службы в запас по льготному основанию, подал заявление о постановке на учет в Югрегионжилье с приложением всех необходимых документов своевременно и то обстоятельство, что названные документы поступили позже даты исключения его из списков личного состава воинской части не может служить основанием для отказа в постановке его и членов его семьи на учет нуждающихся в жилом помещении.

 Военный прокурор в суде также полагал, что требования Юркина в указанной части подлежат удовлетворению.

 Рассмотрев материалы дела, оценив доводы лиц, участвующих в деле, заключение военного прокурора, суд приходит к следующим выводам.

 В соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - нуждающиеся в жилых помещениях), признаются, в том числе граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

 Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается только в случаях, указанных в ст. 54 Жилищного кодекса РФ, а именно если:

 1) не представлены предусмотренные ч. 4 ст. 52 данного Кодекса документы, то есть подтверждающие право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

 2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

 3) не истек предусмотренный ст. 53 данного Кодекса срок.

 Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

 Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке.

 Как усматривается из решения начальника Югрегионжилье от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, бывшему военнослужащему войсковой части <данные изъяты> Юркину, со ссылкой на п.2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ, отказано в постановке его и членов его семьи - супруги ФИО6, сына ФИО7, <данные изъяты>, дочери ФИО8, <данные изъяты>, на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по причине того, что заявление о постановке на данный учет подано Юркиным после утраты им статуса военнослужащего.

 Вместе с тем, суд приходит к выводу, что данное решение начальника Югрегионжилье является незаконным по следующим основаниям.

 В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в ред. Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ) военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.

 Военнослужащие, назначенные на воинские должности после получения профессионального образования в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), а также офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей на весь срок военной службы обеспечиваются служебными жилыми помещениями.

 Эта же категория военнослужащих, которые признаны нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными