дело номер 2-7/2018
решение в мотивированном
виде изготовлено
22 января 2018 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 января 2018 года г.Алейск
Алейский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего О.В. Луханиной,
при секретаре Л.О. Огстапенко,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа», Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Свердловской области», 1518 Пожарной команде Центрального военного округа, Федеральному казенному учреждению «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Алтайскому краю и Республике Алтай», Войсковой части 41659 о взыскании невыплаченного дополнительного материального стимулирования, выплаты стимулирующего характера за счет средств фонда экономии оплаты труда и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в Алейский городской суд с заявлением, указывая на то, что ДД.ММ.ГГГГ он был принят на работу в Пожарную команду № на должность пожарного Войсковой части №.
ДД.ММ.ГГГГ дополнительным соглашением к трудовому договору установлен представитель работодателя - № Пожарная команда Центрального военного округа.
За третий квартал 2017 года сотрудникам данной Пожарной команды начислено и выплачено дополнительное материальное стимулирование.
В отличие от большинства сотрудников, которым было начислено примерно по 3 000 рублей, истцу было начислено 1 500 рублей.
Считает уклонение от выплаты данного дополнительного материального стимулирования в полном объеме неправомерным по следующим основаниям.
Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Часть 1 статьи 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятие тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
При этом системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Действующее законодательство не запрещает выплату премий за результаты работы по итогам отчетных периодов. Таким образом, положением о премировании может быть предусмотрена выплата премий работникам по результатам работы за месяц и квартал. Порядок и условия премирования, показатели премирования и условия, при которых работники могут быть лишены или которым снижены размеры премий, устанавливаются положениями о премировании, утверждаемыми руководителями учреждений по согласованию с профсоюзными органами или иными представительными органами работников.
В целях повышения эффективного использования средств на оплату труда, Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года номер 1459 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти» было предусмотрено сохранение на очередной и последующие годы при сокращении численности работников, лиц рядового и начальствующего состава размеров фондов оплаты труда и средств федерального бюджета на денежное довольствие, исчисленных на 1 января 2007 года. При этом средства фондов оплаты труда работников и гражданского персонала, а также средства федерального бюджета на денежное довольствие военнослужащих оставлены в распоряжении руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти с правом их использования, в том числе на выплату работникам, лицам рядового и начальствующего состава и гражданскому персоналу премий по результатам работы (службы).
Принятым в развитие Указа Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года номер 1459 Приказом Министра обороны РФ от 26 июля 2010 года номер 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, предусматривающий порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала вооруженных сил Российской Федерации, условия и размеры соответствующих стимулирующих выплат.
Из приведенных норм права следует, что дополнительное материальное стимулирование, установленное Приказом Министра обороны России от 26 июля 2010 года номер 1010, является составной частью предусмотренной системой оплаты труда, и осуществляется за счет высвободившихся в результате сокращения численности работников, то есть за счет экономии, бюджетных средств в пределах, доводимых на указанные цели Министерством обороны Российской Федерации лимитов.
При этом п. 1 указанного Порядка прямо указывает на природу соответствующей выплаты как премии.
Тот факт, что соответствующая выплата не является гарантированной, а ее размер определяется исключительно по усмотрению руководителя исходя из добросовестного выполнения работником своих должностных обязанностей заслуживают внимания, однако такое снижение возможно либо по предусмотренному законодательством, либо локальными актами основанию, в том числе исходя из пункта 11 Порядка, утвержденного приказом Министра обороны РФ 26 июля 2010 года номер 1010. Приведенный в нем перечень носит исчерпывающий характер, в связи с чем снижение даже негарантированной выплаты нарушает трудовые права работника и не может быть признано правомерным.
При таких обстоятельствах считает, что в его пользу должно быть доплачено 1 500 рублей.
Полагает, что в случае удовлетворения его исковых требований с ответчиков подлежит взысканию и моральный вред по следующим основаниям.
Пунктом 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года номер 2 разъясняется, что в соответствии с частью четвертой статьи 3 и частью девятой статьи 394 Кодекса суд вправе удовлетворить требование лица, подвергшегося дискриминации в сфере труда.
Учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав.
В соответствии со статьей 237 Кодекса компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Истец полагает, что ему причинен моральный вред, выражающийся в нравственных страданиях в связи с неправомерными действиями в связи с недоплатой дополнительного материального стимулирования.
На основании изложенного истец ФИО2 просит взыскать с ответчиков в его пользу доплату по дополнительному материальному стимулированию за третий квартал 2017 года в сумме 1 500 рублей, компенсацию морального вреда в сумме 3 000 рублей.
В судебном заседании ФИО2 и его представитель ФИО3 поддержали заявленные требования и дали пояснения аналогично изложенному в исковом заявлении. Не уточняя исковые требования письменном виде, дополнительно истец и представитель истца ФИО3 пояснили, что исковое заявление предъявлено о взыскании дополнительного материального стимулирования, однако взыскиваемая сумма 1 500 рублей является фактической недоплаченной суммой заработной платы, выплатой стимулирующего характера за счет средств экономии фонда оплаты труда и формируется за счет фонда экономии заработной платы. Указанная сумма подлежит взысканию в соответствии со ст.ст. 129,135 ТК РФ и не относится к иным выплатам на основании ст. 191 ТК РФ. ФИО2 указанная сумма подлежала начислению и выплате в полном объеме как другим работникам, которые не привлекались а дисциплинарной ответственности, а произвольное снижение указанной суммы без наличия к тому каких-либо объективных оснований является незаконным. Полагают, что истец подвергается дискриминации со стороны работодателя.
Представитель Войсковой части 41659 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. От Командира Войсковой части 41659 ФИО6 поступили возражения на иск в соответствии с которыми в удовлетворении иска ФИО2 к Войсковой части 41659 просит отказать по следующим основаниям. В соответствии с п. 6 Приказа Министра обороны РФ от 26 июля 2010 года номер 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации», дополнительное материальное стимулирование производится в организациях Вооруженных сил Российской Федерации на основании приказов начальников, руководителей.
В соответствии с приказом командующего войсками Центрального военного округа от 17 марта 2017 года номер 137 «Об организации деятельности пожарных команд Центрального военного округа» изменена подведомственность, (подчиненность) гражданского персонала Пожарной команды 1518, полномочия работодателя в отношении работников Пожарной команды возложены на Начальника Пожарной команды 1518.
Согласно приказа Командира Войсковой части № от 23 июня 2017 года номер 1343 «Об изменении подведомственности (подчиненности) гражданского персонала Пожарной команды №» Начальнику Пожарной команды ФИО4 переданы личные дела, трудовые книжки, карточки формы Т-2 гражданского персонала Пожарной команды №. Начальником Пожарной команды заключены дополнительные соглашения к трудовым договорам работников Пожарной команды №.
Таким образом, приказ о выплате дополнительного материального стимулирования за 2 квартал 2017 года издавался Начальником Пожарной команды, а не Командиром Войсковой части № в связи с чем Командиром Войсковой части № не были нарушены права на выплату дополнительного материального стимулирования в отношении ФИО1 Командир Войсковой части № не является работодателем ни пожарного Пожарной команды №ФИО1, ни всего личного состава указанной Пожарной команды, в связи с чем требования о взыскании дополнительного материального стимулирования надлежит предъявлять к Начальнику Пожарной команды 1518. В исковом заявлении отсутствуют требования, заявленные ФИО1 к Войсковой части №. Кроме того истцом подано два исковых заявления за один период.
Представитель ответчика ФКУ «Отдела финансового обеспечения МО РФ по Алтайскому краю и республике Алтай» в судебное заседание не явился, в письменных возражениях на иск № от ДД.ММ.ГГГГ с исковыми требования ФИО2 не согласился по следующим основаниям.
Федеральное казенное учреждение «Отдел финансового обеспечения Министерства Обороны Российской Федерации по Алтайскому краю и Республике Алтай» осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом и договором на обслуживание № Пожарной команды Центрального военного округа от 01 июня 2017 года номер 85. В соответствии с договором на обслуживание № Пожарной команды, Отдел производит начисление и своевременное обеспечение гражданского персонала заработной платой и другими установленными выплатами, на основании приказов Командира Войсковой части. В соответствии с пунктами 2.1.5, 3.1.3 дополнительного соглашения номер 2 к договору на обслуживание Войсковой части, командование Войсковой части, командование № Пожарной команды обязуется своевременно представлять в Отдел документы, необходимые для начисления денежного довольствия, заработной платы и иных выплат личному составу и несет ответственность за достоверность, полноту сведений и надлежащее оформление документов, представляемых в Отдел, а так же ответственность за нарушение прав военнослужащих и гражданского персонала.
В соответствии с выпиской из приказа Начальника № Пожарной команды от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО2 установлена премия по приказу Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года номер 1010 за 3 квартал 2017 года в размере 500 рублей. В соответствии с реестром на зачисление денежных средств от ДД.ММ.ГГГГ на счет истца за вычетом подоходного налога перечислено указанное материальное стимулирование в сумме 369 рублей 25 копеек.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от номер 1459 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти», Приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года номер 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации за счет бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие указанным лицам. Из положений данного Порядка усматривается, что материальное стимулирование установлено в виде премий для гражданского персонала и должно осуществляться ежеквартально (п. 1). Конкретные размеры материального стимулирования определяются в пределах объемов бюджетных средств, установленных в соответствии с п. 4 Порядка, по результатам исполнения лицами гражданского персонала должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование, и не могут превышать пятикратного размера расчетной суммы исходя из объемов высвобожденных денежных средств за квартал и численности личного состава (п. 7).
Согласно п. 4 Порядка, расчетная сумма дополнительного материального стимулирования на одного человека устанавливается Министром обороны Российской Федерации по представлению заместителя Министра обороны Российской Федерации по финансово-экономической работе. Расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации в пределах доводимых Министерству обороны Российской Федерации на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала (п. 2).
Размер экономии бюджетных средств, направляемых на материальное стимулирование, определяется финансово-экономическими органами по результатам использования лимитов бюджетных обязательств на соответствующий квартал с учетом анализа свободных, не использованных по итогам квартала остатков лимитов бюджетных обязательств, включая остатки наличных денежных средств в кассах воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, отвечающих за начисление и выплату денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала, после осуществления в установленном порядке всех выплат денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала и иных выплат, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 3).
Из приведенных выше норм следует, что дополнительное материальное стимулирование, установленное Приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года номер 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации», не является гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда, осуществляется по результатам службы (работы) только за счет средств, высвободившихся в результате сокращения численности работников, то есть за счет экономии бюджетных средств в пределах, доводимых на указанные цели Министерством обороны Российской Федерации лимитов. Дополнительное материальное стимулирование представляет собой часть экономии фонда оплаты труда за счет сокращения численности Вооруженных Сил, то есть формируется за счет экономии средств на оплату денежного довольствия и выплату заработной платы уволенным в связи с сокращением численности военнослужащим и лицам гражданского персонала. Выплачиваются по решению руководителя в пределах сумм, доведенных на эти цели, не носят обязательный, гарантированный характер, не определены трудовым договором работника и не входят в систему оплаты труда.
Производство выплат гражданскому персоналу в размере расчетной суммы действующим Порядком не устанавливается и не гарантируется. Условием установления Министром обороны Российской Федерации указанных дополнительных выплат является наличие выделенных на эти цели ассигнований, их выплата производится военнослужащим и лицам гражданского персонала в зависимости от степени выполнения ими совокупного объема обязанностей. При этом дифференциация объема таких обязанностей находится в компетенции Министра обороны Российской Федерации.
Для выплаты дополнительной премии, предусмотренной Приказом Министра обороны от 26 июля 2010 года номер 1010, необходимо, чтобы сотрудник исполнял должностные обязанности в период, за который производится выплата дополнительного материального стимулирования.
Согласно трудовому договору истца, квартальное дополнительное материальное стимулирование не предусмотрено в качестве гарантированной выплаты, входящей в систему оплаты труда.
Конкретные размеры материального стимулирования работников из числа гражданского персонала, определяются в пределах объемов бюджетных средств, установленных в соответствии с п. 4 Порядка. Размер материального стимулирования лиц гражданского персонала поставлен в зависимость от объемов бюджетных средств, выделяемых на эти цели, и результата работы указанных лиц. Иные критерии премирования лиц гражданского персонала ни Приказом Минобороны России от 26 июля 2010 года номер 1010, ни трудовым законодательством либо локальными нормативными актами работодателя не установлены.
Определение конкретного размера премии лицам гражданского персонала Воинской части относится к исключительной компетенции работодателя, который вправе по своему усмотрению оценить результаты исполнения работниками должностных обязанностей в квартале, за который производится дополнительное материальное стимулирование. Названный выше Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации не предусматривает обязанность работодателя премировать работников денежными суммами в размере, равном расчетному. Выплата премии в размере меньше расчетного, не свидетельствует о снижении размера премии конкретному работнику и не может расцениваться как ограничение работника в трудовых правах.
Указанная позиция поддержана определением Верховного Суда Российской Федерации от 06 октября 2014 года номер 21-КГ 14-9, где указано, что выплата дополнительного материального стимулирования, установленная Приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года номер 1010, не является обязательной выплатой, то есть устанавливается на усмотрение Командира (начальника).
Вышеназванным Порядком установлен максимальный размер стимулирования, в то время как минимальный размер не установлен. Решением Министра обороны Российской Федерации определен расчетный размер суммы дополнительного материального стимулирования на одного работника, а не размер премии, подлежащий к выплате каждому работнику.
Дополнительно на запрос суда ( с учетом уточнения исковых требований в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ) в письменных возражениях на иск № от ДД.ММ.ГГГГ представитель ответчика указал что в случае удовлетворения требований истца, взыскание просят производить с № Пожарной команды через ФКУ «Отдел финансового обеспечения МО РФ по Алтайскому краю и Республике Алтай». ДД.ММ.ГГГГ до Начальника № Пожарной команды был доведен объем средств для выплаты стимулирующего характера за счет средств экономии фонда оплаты труда, который на ДД.ММ.ГГГГ составил 141 955 рублей. Указанная сумма могла быть израсходована на выплаты, производимые из фонда экономии заработной платы в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 года номер 255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 05 августа 2008 года номер 583». В соответствии с приказом Начальника № Пожарной команды от 24 октября 2017 года № ФИО2 была установлена премия в размере 1 500 рублей, которая перечислена истцу ДД.ММ.ГГГГ.
Дополнительное материальное стимулирование выплачиваемое истцу по приказу Министра обороны РФ от 26 июля 2010 года номер 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации», формируются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава ВС РФ и ежеквартально доводится дополнительно. Указанная выплата в фонд заработной платы не закладывается.
В соответствии с выпиской из приказа Начальника № Пожарной команды от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО2 установлена премия по приказу Министра обороны РФ от 26 июля 2017 года номер 1010 за 3 квартал 2017 года в размере 500 рублей. В соответствии с реестром на зачисление денежных средств от 14 ноября 2017 года на счет истца за вычетом походного налога перечислено указанное материальное стимулирование в сумме 369 рублей 25 копеек.
Представитель ответчика ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В письменных возражения на иск № от ДД.ММ.ГГГГ указал следующее.
ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» создано и действует на основании Положения «О федеральном казенном учреждении «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа», утвержденного МО РФ 31 марта 2011 года. Учреждение создано для обеспечения поддержания постоянной боевой и мобилизационной готовности формирований военного округа и подразделений, не входящих в его состав, но состоящих при нем на обеспечении, и осуществления управленческих, обеспечивающих и иных функций в соответствии с законодательством РФ. При этом в полномочия указанного Учреждения не входит начисление и выплата лицам гражданского персонала ВС РФ, в том числе работникам Пожарной команды № Войсковой части № сумм дополнительного материального стимулирования, предусмотренного порядком определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала ВС РФ, утвержденным приказом МО РФ от 26 июля 2010 года номер 1010. Кроме этого, Войсковая часть №, а также № Пожарная команда ЦВО не являются структурным подразделением или филиалом данного Учреждения. В связи с изложенным, ФКУ«Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» в рамках настоящего гражданского дела является ненадлежащим ответчиком и подлежит исключению из числа таковых. Истец принят на работу в Войсковую часть №, о чем с ним ДД.ММ.ГГГГ заключен соответствующий трудовой договор.
В силу положений Приказа Министра обороны РФ от 29 декабря 2012 года номер 3910 «О представителях Министерства обороны РФ осуществляющих полномочия работодателя в отношении работников Воинских частей и организаций Вооруженных Сил РФ», работодателями в соответствии со ст. 20 ТК РФ в отношении гражданского персонала воинской части является Командир данной части. При этом ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» каких – либо решений о выплате (отказе в выплате) ФИО2 сумм дополнительного материального стимулирования не принимало, в связи с чем каких – либо прав ФИО2 со стороны названного учреждения не нарушалось. Таким образом, в рамках рассматриваемого дела они не являются надлежащими ответчиками. Отсутствуют основания и для взыскания компенсации морального вреда.
Дополнительное материальное стимулирование, установленное приказом Министра обороны РФ от 26 июля 2010 года номер 1010, не является гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда, и осуществлялось только за счет высвободившихся в результате сокращения численности работников, то есть за счет экономии бюджетных средств в пределах, доводимых на указанные цели МО РФ лимитов. В связи с чем, требования истца не подлежат удовлетворению.
Представитель ответчика ФГКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Свердловской области» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В возражении на иск просят в удовлетворении требований ФИО2 отказать. Управление не несет ответственности по обязательствам ФКУ «ОСК ЦВО», доказательств иного не представлено. Согласно п.4 и 11 Общего положения о ФКУ «ОСК ЦВО», утвержденного Министром обороны РФ 31 марта 2017 года последнее имеет лицевой счет в Управлении Федерального казначейства по Свердловской области, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права, несет обязанности самостоятельно, выступает истцом и ответчиком в судах общей юрисдикции и Арбитражных судах в соответствии с законодательством Российской Федерации, в связи с чем отсутствуют основания для взыскания требуемых истцом денежных сумм.
Представитель ответчика 1518 Пожарной команды Центрального военного округа ФИО5 в судебном заседании возражал против удовлетворения требований истца по следующим основаниям, изложенным в письменных возражения на иск.
Начальником № Пожарной команды Центрального военного округа был издан приказ от 24 октября 2017 года номер 42 « О дополнительном премировании гражданского персонала 1518 Пожарной команды за счет средств экономии фонда оплаты труда», согласно которому пожарному ФИО2 назначена премия в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей в соответствии с приказом МО РФ от 23 апреля 2014 года номер 255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года номер 583»(далее приказ МО РФ номер 255) и коллективного трудового договора 1518 Пожарной команды, в пределах доведенного объема бюджетных средств на эти цели. В соответствии с указанным приказом МО РФ номер 255, коллективным трудовым договором 1518 Пожарной команды, а также Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года номер 1459 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти» утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации за счет бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие указанным лицам.
Из положений Порядка усматривается, что условия, показатели и размеры премирования и стимулирующих выплат, не учитываемых при формировании фонда оплаты труда устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами) п.49. Конкретные размеры премий и стимулирующих выплат гражданскому персоналу определяется с учетом выполнения показателей и критериев оценки эффективности деятельности гражданского персонала. Премия по результатам работы, стимулирующие выплаты выплачиваются на основании приказа руководителей воинских частей и организаций п.50. В конце каждого квартала бухгалтер финансового управления, осуществляющий учёт и контроль использования средств заработной платы работников команды, представляет начальнику команды сведения о фактическом расходе фонда оплаты труда, о планируемой сумме фонда выплат компенсационного и стимулирующего характера на премирование в текущем месяце и наличии средств экономии фонда оплаты труда для выплаты за сложность, напряженность и особый режим работы. Командиры отделений представляют начальнику команды ходатайства, в которых указывают работников, подлежащих премированию и суммы премии для каждого работника с учетом их личного вклада.
На основании ходатайств командиров отделений с учетом мнения представителя команды издается приказ Начальника команды 1518 Пожарной команды Центрального военного округа, в котором указываются работники, подлежащие премированию и конкретный размер премии, установленный каждому работнику, который доводится до всех работников. Начальник команды с учетом мнения представителя команды принимает решение о распределении денежных средств на премирование из фонда выплат компенсационного и стимулирующего характера.
Из приведенных выше норм следует, что дополнительное материальное стимулирование не является гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда, осуществляется по результатам службы (работы) только за счет средств экономии фонда оплаты труда в пределах утвержденных контрольных сумм фондов заработной платы на условиях предусмотренных положением. Стимулирование, установленное об оплате труда (коллективным договором) направляются на премии и стимулирующие выплаты, не учитываемые при формировании фонда оплаты труда установленные гражданскому персоналу воинских частей и организаций положением об оплате труда (коллективным договором) п.48.
Согласно рапорта, поданного Начальнику Пожарной команды, Командиром отделения ФИО7 непосредственным начальником ФИО2, в котором было указано, что по результатам работы и исполнения должностных обязанностей работникам был установлен конкретный размер премии, пожарному ФИО2 размер премии установлен в размере 1500 рублей.
Как следует из трудового договора, заключенного между Начальником 1518 Пожарной команды Центрального военного округа и ФИО2 квартальное материальное стимулирование, не предусмотрено в качестве гарантированной выплаты, входящей в систему оплаты труда. Конкретные размеры материального стимулирования работников из числа гражданского персонала, определяются в пределах объемов бюджетных средств, установленных в соответствии с п.4 Порядка. Размер материального стимулирования лиц гражданского персонала поставлен в зависимость от объемов бюджетных средств, выделяемых на эти цели и результата работы указанных лиц. Иные критерии премирования лиц гражданского персонала ни Приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 годы номер 255, ни трудовым законодательством, либо локальными нормативными актами работодателя не установлены.
Так, согласно сообщению Федерального казенного учреждения «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Алтайскому краю и Республике Алтай » от ДД.ММ.ГГГГ№ фонд экономии на 1 октября 2017 года составил 141 955 рублей, который был распределен согласно рапортов Командиров отделений 1518 Пожарной команды Центрального военного округа.
Определение конкретного размера премии лицам гражданского персонала 1518 Пожарной команды относится к исключительной компетенции работодателя, который вправе по своему усмотрению оценить результаты исполнения работниками должностных обязанностей в истекшем квартале, за который производится дополнительное материальное стимулирование. Названный выше Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых, на дополнительные выплаты премий лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской. Федерации не предусматривает обязанность работодателя премировать работников денежными суммами в конкретном размере. Выплата премии в данном размере не может расцениваться, как ограничение работника в трудовых правах. Вышеназванным Порядком не установлен максимальный и минимальный размер премиальной выплаты по итогам работы. Отсутствие у ФИО2 в указанный период дисциплинарных взысканий само по себе не является основанием для выплаты истцу, премиальной выплаты по итогам работы. Невыплата премии, выплата премии в различных размерах, не носящей обязательного характера, лицам гражданского персонала не могут быть расценены как ограничение в их трудовых правах.
В связи с тем, что материальное стимулирование не является выплатой обязательного характера и ее конкретный размер определяется руководителем организации, считает, что установление ФИО2 премии в размере 1500 рублей не причинило последнему морального вреда, не повлекло для него страданий физического или нравственного характера.
Статья 237 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает, что моральный вред при виновных действиях работодателя должен быть возмещен работнику в денежной форме. Так как действия руководителя не выходят за рамки действующего законодательства, не нарушают законных прав ФИО2 считает, что требования в части возмещения морального вреда являются не обоснованными и основаны лишь на мнимых переживаниях ФИО2 Фонд экономии заработной платы формируется из фонда заработной платы- то что сэкономили за счет средств фонда оплаты труда, это запланированная заработная плата на год и исходя от того что осталось эта заработная плата как стимулирующий фактор распределяется в Пожарной команде либо в других подразделениях. Распределение указанных сумм является правом, а не обязанностью работодателя. Просит в иске отказать в полном объеме.
С учетом мнения истца ФИО2, представителя истца ФИО3, представителя ответчика ФИО10 суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, по имеющимся материалам дела.
Выслушав истца ФИО2, представителя истца ФИО3, представителя ответчика ФИО10, исследовав материалы гражданского дела, суд принимает решение об отказе в удовлетворении иска по следующим основаниям.
Истцом заявлены требования о взыскании с ответчиков доплаты по дополнительному материальному стимулированию за третий квартал 2017 года в сумме 1 500 рублей. Не уточняя исковые требования в письменном виде, истец со ссылкой на положение ст.ст. 129, 135 ТК РФ в судебном заседании указал что просит взыскать сумму 1 500 рублей как заработную плату, так как указанная сумма была сформирована из фонда экономии заработной платы. Суд разрешает заявленные требования в полном объеме - о взыскании невыплаченного дополнительного материального стимулирования, выплаты стимулирующего характера за счет средств фонда экономии оплаты труда и компенсации морального вреда и исходит из того, что отсутствует вступившее в законную силу и принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение суда и от первоначально заявленных требований истец не отказался.
Согласно статье 129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу статьи 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В силу ст. 349 ТК РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 191 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).
Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.
В соответствии с положениями ст. 144 Трудового кодекса РФ работодатель имеет право в предусмотренном порядке устанавливать различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года номер 1459 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти», Приказом Министра обороны РФ от 26 июля 2010 года номер 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации», утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации за счет бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие указанным лицам (далее по тексту Порядок).
Из положений данного Порядка усматривается, что материальное стимулирование установлено в виде премий для гражданского персонала и должно осуществляться ежеквартально (п. 1). Конкретные размеры материального стимулирования определяются в пределах объемов бюджетных средств, установленных в соответствии с п. 4 Порядка, по результатам исполнения лицами гражданского персонала должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование, и не могут превышать пятикратного размера расчетной суммы, исходя из объемов высвобожденных денежных средств за квартал и численности личного состава (п. 7).
Согласно п. 4 Порядка, расчетная сумма дополнительного материального стимулирования на одного человека устанавливается Министром обороны РФ по представлению заместителя Министра обороны РФ по финансово-экономической работе. Расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил РФ в пределах, доводимых Министерству обороны РФ на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала (п. 2).
Размер экономии бюджетных средств, направляемых на материальное стимулирование, определяется финансово-экономическими органами по результатам использования лимитов бюджетных обязательств на соответствующий квартал с учетом анализа свободных, не использованных по итогам квартала остатков лимитов бюджетных обязательств, включая остатки наличных денежных средств в кассах воинских частей и организаций Вооруженных Сил, отвечающих за начисление и выплату денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала, после осуществления в установленном порядке всех выплат денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала и иных выплат, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ (п. 3).
Из приведенных выше норм следует, что дополнительное материальное стимулирование, установленное Приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года номер 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации», не является гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда, осуществляется по результатам службы (работы) только за счет средств, высвободившихся в результате сокращения численности работников, то есть за счет экономии бюджетных средств в пределах, доводимых на указанные цели Министерством обороны Российской Федерации лимитов.
Дополнительное материальное стимулирование представляет собой часть экономии фонда оплаты труда за счет сокращения численности Вооруженных Сил, то есть формируется за счет экономии средств на оплату денежного довольствия и выплату заработной платы уволенным в связи с сокращением численности военнослужащим и лицам гражданского персонала. Выплачивается дополнительное материальное стимулирование по решению руководителя в пределах сумм, доведенных на эти цели, не носит обязательный, гарантированный характер, не определено трудовым договором работника и не входит в систему оплаты труда.
Производство выплат гражданскому персоналу в размере расчетной суммы действующим Порядком не устанавливается и не гарантируется. Условием установления Министром обороны Российской Федерации указанных дополнительных выплат является наличие выделенных на эти цели ассигнований, их выплата производится военнослужащим и лицам гражданского персонала в зависимости от степени выполнения ими совокупного объема обязанностей. При этом дифференциация объема таких обязанностей находится в компетенции Министра обороны Российской Федерации.
Для выплаты дополнительной премии, предусмотренной Приказом Министра обороны номер 1010 от 26 июля 2010 года, необходимо, чтобы сотрудник проработал 3-ий квартал в полном объеме и не имел нарушений дисциплины.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 и Войсковой частью № в лице командира Войсковой части заключен трудовой договор № о приеме истца на должность пожарного в пожарную команду Пожарного депо.
Занимаемая истцом должность относится к категории гражданского персонала.
Из материалов дела следует, что в соответствии с приказом Командующего войсками Центрального военного округа от 17 марта 2017 года номер 137 «Об организации деятельности пожарных команд Центрального военного округа» изменена подведомственность (подчиненность) гражданского персонала Пожарной команды № полномочия работодателя в отношении работников Пожарной команды № возложены на Начальника Пожарной команды №. Начальнику Пожарной команды № ФИО11 переданы личные дела, трудовые книжки, карточки формы Т-2 гражданского персонала Пожарной команды №.
Таким образом, в настоящее время работодателем истца является 1518 Пожарная команда Центрального военного округа, полномочиями по вынесению приказа о выплате дополнительного материального стимулирования за третий квартал 2017 года наделен начальник Пожарной команды.
ДД.ММ.ГГГГ до Начальника 1518 Пожарной команды был доведен объем средств для выплаты стимулирующего характера за счет средств экономии фонда оплаты труда, который на ДД.ММ.ГГГГ составил 141 955 рублей. Указанная сумма могла быть израсходована на выплаты, производимые из фонда экономии заработной платы в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 года номер 255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 05 августа 2008 года номер 583».
В соответствии с приказом Начальника № Пожарной команды от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО2 была установлена премия в размере 1 500 рублей, которая перечислена истцу ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с выпиской из приказа Начальника № Пожарной команды от ДД.ММ.ГГГГ№ФИО1 установлена премия по приказу Министра обороны РФ от 26 июля 2017 года номер 1010 за 3 квартал 2017 года в размере 500 рублей. В соответствии с реестром на зачисление денежных средств от ДД.ММ.ГГГГ на счет истца за вычетом походного налога перечислено указанное материальное стимулирование в сумме 369 рублей 25 копеек. Размер премии и материального стимулирования иным работникам Пожарной команды № установлен в различных объемах, на усмотрение работодателя.
Дополнительное материальное стимулирование выплачиваемое истцу по приказу Министра обороны РФ от 26 июля 2010 года номер 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации», формируются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил РФ и ежеквартально доводится дополнительно. Указанная выплата в фонд заработной платы не закладывается. Выплаты стимулирующего характера за счет средств экономии фонда оплаты труда, формируются за счет средств экономии фонда оплаты труда и так же доводятся ежеквартально.
Как следует из материалов дела, в частности, трудового договора истца, квартальное дополнительное материальное стимулирование и выплаты стимулирующего характера за счет средств экономии фонда оплаты труда не предусмотрены в качестве гарантированной выплаты, входящей в систему оплаты труда.
Конкретные размеры материального стимулирования работников из числа гражданского персонала определяются в пределах объемов бюджетных средств, установленных в соответствии с п. 4 Порядка. Размер материального стимулирования лиц гражданского персонала поставлен в зависимость от объемов бюджетных средств, выделяемых на эти цели, и результата работы указанных лиц. Иные критерии премирования лиц гражданского персонала ни Приказом Минобороны России от 26 июля 2010 года номер 1010, ни Приказом Министра обороны от 23 апреля 2014 года номер 255, ни трудовым законодательством либо локальными нормативными актами работодателя, не установлены.
Определение конкретного размера премии лицам гражданского персонала воинской части относится к исключительной компетенции работодателя, который вправе по своему усмотрению оценить результаты исполнения работниками должностных обязанностей в квартале, за который производится дополнительное материальное стимулирование. Названный выше Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил РФ не предусматривает обязанность работодателя премировать работников денежными суммами в размере, равном расчетному.
Выплата премии в размере меньше расчетного, не свидетельствует о снижении размера премии конкретному работнику и не может расцениваться как ограничение работника в трудовых правах.
Вышеназванным Порядком установлен максимальный размер стимулирования, в то время как минимальный размер не установлен. Решением Министра обороны РФ определен расчетный размер суммы дополнительного материального стимулирования на одного работника, а не размер премии, подлежащий к выплате каждому работнику.
Доводы истца и представителя истца что недоплаченная сумма не является премией в силу ст. 191 ТК РФ суд находит несостоятельными в силу вышеизложенного.
Из материалов дела следует, что Начальником № Пожарной команды утверждается расписание занятий с личным составом, по итогам которых ежеквартально личным составом производится сдача зачета.
Как следует из должностной инструкции пожарного Пожарной команды № Алейского гарнизона, утвержденной Начальником пожарной команды ДД.ММ.ГГГГ с которой истец ФИО2 ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ, пожарный при осуществлении своей деятельности обязан совершенствовать свою профессиональную подготовку и навыки работы с пожарным инструментом и аварийно-спасательным оборудованием (п.2.1 инструкции).
Согласно ведомости сдачи зачетов по специальной подготовке личным составом № Пожарной команды за третий квартал 2017 учебного года пожарным ФИО2 зачет был сдан на неудовлетворительную оценку «2» (ответ на первый вопрос «2», на второй вопрос «3», на третий вопрос «2»).
Кроме этого, из данной ведомости следует, что помимо ФИО2, на отрицательные оценки сдали зачет также пожарные ФИО8 и ФИО9
Представленные суду ответы на зачет не свидетельствуют об удовлетворении иска так как являются нечитаемыми и кроме того требований об оспаривании результатов зачетов истцом не заявлено.
По итогам работы за третий квартал 2017 года ФИО9 и ФИО8 так же, как ФИО2 был снижен размер дополнительного материального стимулирования до 500 рублей, что также нашло свое отражение в приложении № к приказу Начальника № Пожарной команды от ДД.ММ.ГГГГ№.
Факт систематической не сдачи зачетов истцом ФИО2 подтвержден материалами дела, и не отрицается стороной истца.
Таким образом, в данном случае окончательный размер премии - выплат как дополнительного материального стимулирования, так и выплат стимулирующего характера за счет средств экономии фонда оплаты труда был определен работодателем – Начальником № Пожарной команды ЦВО исходя из оценки итогов работы ФИО2 за третий квартал 2017 года. Доводы истца и его представителя о том, что данная выплата должна быть расценена как заработная плата суд находит несостоятельными. Указанная выплата в фонд заработной платы не закладывается.
Отсутствие у ФИО2 в указанный период дисциплинарных взысканий само по себе не является основанием для выплаты истцу дополнительного материального стимулирования и выплат стимулирующего характера за счет средств экономии фонда оплаты труда в заявленном им объеме.
В соответствии с п. 11 Порядка, лица гражданского персонала, имеющие дисциплинарное взыскание за неисполнение или ненадлежащее исполнение по их вине возложенных на них трудовых обязанностей, не представляются к дополнительному материальному стимулированию, тогда как истцу выплачено дополнительное материальное стимулирование и выплаты стимулирующего характера за счет средств экономии фонда оплаты труда за указанный квартал.
Что касается доводов истца и его представителя о дискриминации в сфере труда, то с ними суд также согласиться не может, поскольку они основаны на неверном толковании положений действующего законодательства, регулирующих спорное правоотношение.
Невыплата премии, выплата премии в различных размерах, не носящей обязательного характера, лицам гражданского персонала конкретных подразделений Вооруженных Сил РФ не могут быть расценены как ограничение работников в трудовых правах по признакам дискриминации (ст. 3 ТК РФ).
Конкретные размеры материального стимулирования и иных выплат работников из числа гражданского персонала, определяются в пределах объемов бюджетных средств, установленных в соответствии с п. 4 Порядка по результатам исполнения указанными лицами должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование (п. 7 Порядка).
Таким образом, размер материального стимулирования лиц гражданского персонала поставлен в зависимость от объемов бюджетных средств, выделяемых на эти цели, и результата работы указанных лиц.
При этом, оценка итогов работы лиц гражданского персонала в данном случае возложена на Начальника 1518 Пожарной команды ЦВО, являющегося работодателем указанных лиц.
На основании изложенного, правовые основания для удовлетворения исковых требований о взыскании выплаты стимулирующего характера за счет средств экономии фонда оплаты труда и дополнительного материального стимулирования, отсутствуют.
В связи с отсутствием оснований для удовлетворения заявленных требований истца по основному требованию о взыскании дополнительного материального стимулирования, у суда отсутствуют основания и для удовлетворения требований о компенсации морального вреда в соответствии со ст. 237 ТК РФ.
Руководствуясь статьями 193-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа», Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Свердловской области», № Пожарной команде Центрального военного округа, Федеральному казенному учреждению «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Алтайскому краю и Республике Алтай», Войсковой части № о взыскании невыплаченного дополнительного материального стимулирования, выплаты стимулирующего характера за счет средств фонда экономии оплаты труда и компенсации морального вреда, - отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через отдел судопроизводства Алейского городского суда в течение месяца со дня его изготовления в мотивированном виде.
Председательствующий О.В.Луханина
Решение не вступило в законную силу