ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-7/2016 от 17.02.2016 Тындинского районного суда (Амурская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 февраля 2016 года г.Тында

Тындинский районный суд Амурской области в составе

председательствующего судьи Стрельцовой О.В.,

при секретаре Филипповой Е.И.,

с участием помощника Тындинского городского прокурора Тризна И.Э.,

представителя ответчика и третьего лица ФИО1,

представителя ТСЖ «Дружба 2» ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тындинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «УК Эко Сервис» о признании действий незаконными, возложении обязанностей,

УСТАНОВИЛ:

Тындинский городской прокурор обратился в суд с данным иском в интересах неопределенного круга лиц, в обоснование требований указав, что 24.11.2014г. ООО «УК Эко Сервис» выбрано собственниками помещений многоквартирного жилого дома по ул. <адрес> в г. Тынде для управления указанным многоквартирным домом. 01.12.2014г. между ООО «УК Эко Сервис» и собственниками помещений дома заключены договоры управления многоквартирным домом. В соответствии с п. 3.1.4 договора управления исполнитель (ООО «УК Эко Сервис») обязано обеспечить собственнику предоставление коммунальных услуг. Пунктом 3.1.5 договора на управляющую компанию ООО «УК Эко Сервис» с целью предоставления собственникам коммунальных услуг, возложена обязанность выбрать ресурсоснабжающие организации и заключить с ними договоры купли-продажи соответствующих коммунальных услуг. За декабрь 2014 года, январь, февраль 2015 года ООО «УК Эко Сервис» начало выставлять счета-квитанции по оплате жилищно-коммунальных услуг собственникам помещений дома, не имея договоров на поставку коммунальных ресурсов с ресурсоснабжающими организациями, то есть без законных на то оснований. Начисление и сбор платы производит ООО «СРИЦ» по договору на оказание услуг по ведению аналитического учета операций, связанных с оплатой жилищно-коммунальных услуг по строке «содержание общего имущества, капитальный ремонт, водоснабжение, водоотведение» от 01.01.2011г. и договору об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц за жилищно-коммунальные услуги по строке «содержание общего имущества, капитальный ремонт, водоснабжение, водоотведение» от 01.01.2011г., заключенным между ООО «УК Эко Сервис» и ООО «СРИЦ».

Просил признать действия ООО «УК Эко Сервис» по выставлению счетов-квитанций по оплате коммунальных услуг собственникам помещений многоквартирного дома по ул. <адрес> незаконными с 01 января 2015 года; обязать ООО «УК Эко Сервис» прекратить выставление счетов-квитанций по оплате коммунальных услуг и взимание платы; обязать ООО «УК Эко Сервис» возвратить собственникам помещений дома по ул. <адрес> в г. Тынде незаконно полученные денежные средства по оплате коммунальных услуг.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ТСЖ «Дружба 2».

ДД.ММ.ГГГГ Тындинский городской прокурор уточнил исковые требования, просил признать действия ООО «УК Эко Сервис» по выставлению счетов-квитанций по оплате коммунальных услуг собственникам помещений многоквартирного дома по ул. <адрес> незаконными с 01 декабря 2014 года; обязать ООО «УК Эко Сервис» прекратить выставление счетов-квитанций по оплате коммунальных услуг и взимание платы с 01 декабря 2014 года; обязать ООО «УК Эко Сервис» возвратить собственникам помещений дома по ул. <адрес> в г. Тынде незаконно полученные денежные средства по оплате коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ; обязать ООО «УК Эко Сервис» произвести списание задолженности за жилищно-коммунальные услуги собственникам дома по ул. <адрес> в г. Тынде, которыми были произведены начисления с 01 декабря 2014 года.

В судебном заседании представитель истца- помощник Тындинского городского прокурора Тризна И.Э. настаивал на удовлетворении заявленных уточненных требованиях по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ООО «УК Эко Сервис» и ООО «СРИЦ» ФИО1 исковые требования прокурора не признал, ссылаясь на то, что поскольку решением собственников дома ООО «УК Эко Сервис» выбрана управляющей компанией, следовательно, основания для выставления жильцам дома счет-квитанций на оплату коммунальных услуг имелись. Счет-квитанции выставлялись только в период с декабря 2014 года по апрель 2015 года включительно. Поскольку имелся в суде спор по иску о признании недействительным решения собственников МКД о выборе управляющей компанией ООО «УК Эко Сервис», все денежные средства, которые оплатили жильцы дома в указанный период, были перечислены ресурсоснабжающим организациям. ООО «УК Эко Сервис» денежных средств, полученных от жильцов этого дома, себе не присвоило.

Представитель третьего лица ТСЖ «Дружба 2» ФИО2 поддержала требования прокурора.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем шестнадцать; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.

Из материалов дела следует, что 24 ноября 2014 года ООО «УК Эко Сервис» выбрано собственниками помещений многоквартирного жилого дома по ул. <адрес> в г. Тынде для управления указанным многоквартирным домом.

Согласно условиям договора управления многоквартирным домом исполнитель (ООО «УК Эко Сервис») обязано обеспечить собственнику предоставление коммунальных услуг и на управляющую компанию ООО «УК Эко Сервис» с целью предоставления собственникам коммунальных услуг, возложена обязанность выбрать ресурсоснабжающие организации и заключить с ними договоры купли-продажи соответствующих коммунальных услуг.

Договоры с ресурсоснабжающими организациями о приобретении коммунальных услуг с целью их дальнейшего предоставления жильцам дома по ул. <адрес> ООО «УК Эко Сервис» не заключило.

Вступившим в законную силу решением Тындинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по иску ФИО5 и других к ФИО6, ФИО7, ФИО8 о признании решения, принятого общим собранием собственников недействительным постановлено: признать недействительным протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу <адрес> от 24 ноября 2014 года.

В силу части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В силу ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Частью 2.3 ст. 161 ЖК РФ установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

В силу ч. 1 ст. 157 ЖК РФ правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 13, 14 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства № 254 от 06.05.2011г. предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.

Управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.

В соответствии с частью 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Во исполнение принятых на себя обязательств управляющая организация, осуществляющая управление многоквартирным домом, в соответствии с ч. 12 ст. 161 ЖК РФ обязана заключать договоры с ресурсоснабжающими организациями.

Однако данную обязанность ООО «УК Эко Сервис» не исполнила, следовательно, исполнителем коммунальных услуг, предоставляемых жителям дома по ул. <адрес> являлись непосредственно ресурсоснабжающие организации.

Судом установлено, что жильцам дома по ул. <адрес> г. Тында ООО «УК Эко Сервис» выставлялись счета-квитанции в период с декабря 2014 года по апрель 2015 года включительно.

Принимая во внимание, что ООО «УК Эко Сервис» в указанный период не являлось исполнителем предоставления коммунальных услуг собственникам и нанимателям жилых помещений, следовательно, не вправе была выставлять счета-квитанции на данные услуги, в силу чего, суд находит исковые требования о признании незаконными действий ООО «УК Эко Сервис» по выставлению с 01 декабря 2014 года счетов-квитанций по оплате коммунальных услуг собственникам помещений многоквартирного дома по ул. <адрес> обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Учитывая, что ООО «УК Эко Сервис» с 01 мая 2015 года прекратило выставлять счета-квитанции по оплате коммунальных услуг и взимание платы, то есть предмет спора отсутствует, требования прокурора прекратить ООО «УК Эко Сервис» выставление счетов-квитанций по оплате коммунальных услуг и взимание платы с 01 декабря 2014 года удовлетворению не подлежат.

Из представленных ответчиком доказательств следует, что в период с декабря 2014 года по апрель 2015 года включительно ООО «УК Эко Сервис» выставляло жильцам дома по ул. <адрес> г. Тында счета-квитанции и согласно заключенным договорам на оказание услуг по ведению аналитического учета операций, связанных с оплатой жилищно-коммунальных услуг ООО «СРИЦ» взимала плату по данным квитанциям.

02.12.2014г. директор ООО «УК Эко Сервис» направил распоряжение-приказ в адрес ООО «СРИЦ», согласно которому до решения спорных вопросов в суде все денежные средства, поступающие на оплату ЖКУ аккумулировать на расчетном специальном счете ООО «СРИЦ» по дому <адрес> и направить денежные средства в счет погашения задолженности за оказанные услуги ресурсоснабжающим организациям (ОАО ДЭК, ОАО КСБ, ООО «Амурлифт», вывоз ТБО).

В период с декабря 2014 года по апрель 2015 года включительно жильцами дома по ул. <адрес> г. Тында оплачено за ЖКУ 234 505,31 руб., из которых перечислено в ООО «Амурлифт» 121500 руб., в АО «КСБ» 80216,32 руб., в ОАО «ДЭК» 32 788,99 руб., что подтверждается журналами проводок, платежными поручениями, сальдовыми ведомостями.

Таким образом, все оплаченные в ООО «СРИЦ» денежные средства были перечислены в ресурсоснабжающие организации и на счет ООО «УК Эко Сервис» не перечислялись, поэтому оснований для удовлетворения требований прокурора возвратить собственникам полученные денежные средства с 01 декабря 2014 года не имеется.

Судом установлено, что в настоящее время управлением многоквартирного дома осуществляется ТСЖ «Дружба 2», которого собственники дома по ул. <адрес> г. Тында уполномочили на заключение договора на обслуживание от ТСЖ с ООО УК «Наш Дом», поэтому ООО «УК Эко Сервис» не вправе списывать какие-либо задолженности по лицевым счетам жильцам этого дома.

Кроме того, исходя из положений ст. 210 ГПК РФ судебное решение должно быть исполнимым, поскольку только в этом случае может быть достигнута цель осуществления правосудия - восстановление нарушенных прав.

Порядок принудительного исполнения (исполнительский регламент) указанных решений судов по неимущественным взысканиям достаточно детально определен в ст. 106 - 108 Федерального закона "Об исполнительном производстве" (далее - Закон).

При поступлении на исполнение к судебным приставам-исполнителям исполнительного листа по другим (не указанным в Законе) неимущественным взысканиям - в частности, об обязании ООО «УК Эко Сервис» произвести списание задолженности за коммунальные услуги собственникам дома по ул. <адрес> г Тында Амурской области, которым были произведены начисления с 01 декабря 2014 года, исполнение его фактически невозможно, в силу того, что не указаны конкретно каким собственникам, в каком размере и за какие услуги должно быть произведено списание задолженности.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что исковые требования обязать ООО «УК Эко Сервис» произвести списание задолженности за коммунальные услуги собственникам дома по ул. <адрес> г Тында Амурской области, которым были произведены начисления с 01 декабря 2014 года удовлетворению не подлежат.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Других доказательств сторонами не представлено, ходатайств о содействии в их истребовании не заявлено, а суд в соответствии с ч. 2 ст. 195 ГПК РФ основывает свое решение только на доказательствах непосредственно исследованных в судебном заседании.

Поскольку прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска, в соответствии со ст. 98 и ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в соответствии со ст. 333.19 НК РФ в сумме 3000 рублей.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Тындинского городского прокурора удовлетворить частично.

Признать незаконными действия ООО «УК Эко Сервис» по выставлению счетов-квитанций по оплате коммунальных услуг собственникам помещений многоквартирного дома по ул. <адрес> г. Тында Амурской области с 01 декабря 2014 года.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с ООО «УК Эко Сервис» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 3 000 (Три тысячи) рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Амурский областной суд через Тындинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья О.В. Стрельцова

Решение в окончательной форме изготовлено 24 февраля 2016 года.