ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-7/2017 от 03.02.2017 Кировского районного суда (Приморский край)

Дело № 2-7/2017

Мотивированное решение изготовлено

3 февраля 2017 года.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

2 февраля 2017 года пгт. Кировский

Кировский районный суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи Чудиновой А.А.,

при секретаре Коморном С.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Барановского В.В. в интересах собственников земельных долей к администрации Кировского муниципального района Приморского края об устранении нарушений права на земельный участок, не связанных с лишением владения,

у с т а н о в и л:

Барановский В.В. в интересах и на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ собственников земельных долей земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером обратился в суд с иском к администрации Кировского муниципального района Приморского края с названными требованиями, указав, что решением общего собрания собственников земельных долей утверждён проект межевания земельного участка с кадастровым номером в границах, соответствующим границам ТОО «Руновское», установленным Проектом перераспределения земель ТОО «Руновское». В результате проведения кадастровым инженером кадастровых работ было установлено пересечение границ паевых земель коллективно-долевой собственности ТОО «Руновское» с кадастровым номером с границами земельных участков с кадастровыми номерами , , , внесённых в государственный кадастр недвижимости на основании решений администрации Кировского муниципального района Приморского края. Сформированные в границах данных земель земельные участки с кадастровыми номерами , , согласно картографическому материалу проекта перераспределения земель ТОО «Руновское», расположены на паевых землях, находящихся в общей долевой собственности, что является незаконным. В связи с тем, что образование указанных земельных участков проведено с нарушением действующего земельного законодательства, истец просит снять с государственного кадастрового учёта земельные участки с кадастровыми номерами и .

Судом в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Приморскому краю, Акционерное общество «Шмаковское», администрация Руновского сельского поселения Кировского муниципального района Приморского края.

Барановский В.В в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал.

Представитель ответчика администрации Кировского муниципального района Приморского края в судебное заседание не явился, в письменном отзыве просили о рассмотрении дела в отсутствие представителя, с исковыми требованиями согласились.

Представители третьих лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Приморскому краю, Акционерного общества «Шмаковское» в судебное заседание не явились, о дне слушания извещены надлежащим образом, сведениями о неявке по уважительной причине суд не располагает, ходатайств об отложении слушания дела суду не поступало.

Представитель третьего лица администрации Руновского сельского поселения Кировского муниципального района Приморского края просил о рассмотрении дела в его отсутствие, полагает исковые требования подлежащими удовлетворению.

На основании положений частей 3, 5 статьи 167 ГПК Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав Барановского В.В., исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующему.

На основании статьи 304 ГК Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Пунктом 1 статьи 64 ЗК Российской Федерации установлено, что земельные споры рассматриваются в судебном порядке. В частности, к таким спорам относятся споры смежных землепользователей о границах земельного участка.

В соответствии со статьёй 70 ЗК Российской Федерации (в редакции от 3 июля 2016 года), государственный кадастровый учёт земельных участков осуществлялся в порядке, установленном Федеральным законом Российской Федерации «О государственном кадастре недвижимости» от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ (далее – Закон о кадастре).

Статьёй 1 Закона о кадастре, действовавшего на момент возникновения данных правоотношений, было определено, что государственным кадастровым учётом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определённой вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

В силу части 2 статьи 16 названного Закона постановка на учёт и снятие с учёта объекта недвижимости осуществляются на основании представляемых в орган кадастрового учёта заявления о кадастровом учёте и необходимых для осуществления такого учёта документов.

Согласно части 2 статьи 25 Закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ, орган кадастрового учёта снимает с учёта земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учёта в соответствии с установленными статьёй 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учёта при образовании объектов недвижимости.

В части 5 статьи 28 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» указано, что суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учёта, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях.

Из материалов дела следует, и не оспаривалось сторонами, что земельный участок с кадастровым номером , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешённое использование: для сельскохозяйственного использования, общая площадь 14 508 667 кв. м, адрес (описание местоположения): местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка; ориентир <адрес>; участок находится примерно в 13 км от ориентира по направлению на юго-запад; почтовый адрес ориентира: <адрес>, ТОО «Руновское», является общей долевой собственностью пайщиков ТОО «Руновское» на основании постановления Руновского сельского Совета народных депутатов Кировского района Приморского края № 310 от 24 декабря 1992 года.

Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером , граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.

В соответствии со статьёй 45 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», государственный кадастровый учёт или государственный учёт объектов недвижимости, в том числе технический учёт, осуществлённые в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учётом определённых статьёй 43 настоящего Федерального закона особенностей, признаётся юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтёнными в соответствии с настоящим Федеральным законом.

При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учёт или государственный учёт, в том числе технический учёт, которых не осуществлён, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», также считаются ранее учтёнными объектами недвижимости.

Таким образом, земельный участок с кадастровым номером имеет статус ранее учтённого объекта недвижимого имущества, даже при отсутствии установленных в соответствии с действующим земельным законодательствам границ.

В судебном заседании установлено, что общим собранием участников долевой собственности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером от ДД.ММ.ГГГГ принято решение: об определении размера и местоположения находящегося в общей долевой собственности земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, ТОО «Руновское», участок находится примерно в 13 км по направлению на юго-восток от ориентира, в границах которого выделяются земельные участки в счёт земельных долей; об утверждении проекта межевания и границ земельного участка с кадастровым номером с учётом внесённых изменений для его постановки на кадастровый учёт; об утверждении полномочий Барановского В.В. действовать от имени участников долевой собственности без доверенности для осуществления согласования местоположения границ земельных участков, одновременно являющихся границей земельного участка, находящегося в долевой собственности, обращения с заявлениями о проведении государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав на указанное недвижимое имущество, заключения договоров аренды земельных участков; утверждён список собственников земельных долей в количестве 123 дольщика.

При подготовке проекта межевания для уточнения местоположения и площади земельного участка с кадастровым номером , границы которого не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, с целью определения фактически оставшейся площади земельного участка в связи с произведёнными выделами, кадастровым инженером ФИО1 было выявлено наложение уточняемого земельного участка на земельные участки, в том числе, с кадастровыми номерами и (контур 1, контур 2, контур 3).

По договору аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности, от ДД.ММ.ГГГГ, администрация Кировского муниципального района Приморского края передала в аренду ЗАО «Шмаковское» земельные участки общей площадью 15 794 000 метров квадратных (1 579,4 га) в границах Руновского сельского поселения, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, в том числе и спорные участки земли с кадастровыми номерами и данный договор зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю.

В судебном заседании представитель ответчика, согласившись с иском, указал, что администрацией района были сформированы и переданы в аренду ЗАО «Шмаковское» земельные участки, в том числе спорные с кадастровыми номерами и , поскольку границы земельного участка с кадастровым номером , являющегося паевыми землями, в соответствии действующим законодательством установлены не были; сведениями о наличии Проекта перераспределения земель ТОО «Руновское», в котором ВИСХАГИ МСХ СССР в ДД.ММ.ГГГГ году картографически были определены границы земельного участка с кадастровым номером , администрация не располагала.

Между тем, согласно представленного суду Проекту от 1994 года, перераспределение земель проведено на основании договора с Приморским комитетом по земельным ресурсам и землеустройству в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 4 января 1991 года № 9 «О поддержке развития крестьянских (фермерских) хозяйств, их ассоциаций, совхозов и кооперативов», Указом Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 года № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» и «Рекомендациями по проведению землеустроительных работ при реорганизации колхозов и совхозов», утверждёнными заместителем председателя Роскомзема 27 февраля 1992 года.

В процессе реорганизации совхоз «Руновский» переименован в ТОО «Руновское».

В соответствии с проектом перераспределения земель ТОО «Руновское» земли, являющиеся сельскохозяйственными угодьями (пашня, сенокос, пастбища), переданы в коллективно-долевую собственность в результате земельной реформы 1991-1994 годов общей площадью 3 573 га.

Количество лиц, имеющих право на получение земельного пая, составило 341 человек.

Из земель совхоза выделены земли Руновского сельского Совета общей площадью 2 161 га и земли крестьянских хозяйств общей площадью 94 га.

Из проекта перераспределения земель ТОО «Руновское» следует, что фонд перераспределения составил 2 115 га, из которого преимущественные права приобретения земель в собственность за плату или получение их в аренду предоставляются гражданам, ранее использовавшим земельные участки на правах аренды, трудовым коллективам, вышедшим из совхоза с целью создания фермерских хозяйств.

Постановлением главы администрации Кировского района Приморского края № 38 от 4 февраля 1992 года при реорганизации совхозов утверждены нормы бесплатной передачи земли в собственность граждан, а излишки земли переданы в ведение сельских советов для последующего перераспределения, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 86 от 29 декабря 1991 года.

То есть, особо охраняемые сельскохозяйственные угодья бывших совхозов (пашни, сенокосы, пастбища) должны находиться в общей долевой собственности либо в фонде перераспределения (после соответствующего изъятия, предусмотренного Законом), имеющем целевое использование земли определённой категорией субъектов – собственников, землепользователей, землевладельцев. Реализация земли данной земельной реформой не предусматривалась, а в государственной собственности оставались лишь земли находящиеся в фонде перераспределения и административные земли.

В силу части 2 статьи 80 ЗК Российской Федерации фонд перераспределения земель формируется за счёт земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд.

Из кадастровых дел объектов недвижимости с кадастровыми номерами и следует, что заказчиком кадастровых работ является ЗАО «Шмаковское», заявителем осуществления государственного кадастрового учёта – ответчик по настоящему делу – администрация Кировского муниципального района Приморского края.

Между тем, положениями статьи 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» установлено, что право муниципальной собственности на невостребованные земельные доли может быть признано за органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка. То есть, такое право органа местного самоуправления муниципального района законом не предусмотрено.

Таким образом, администрация муниципального района вправе распоряжаться землями, государственная собственность на которые не разграничена, в границах фонда перераспределения земель образованного до введения в действие ЗК Российской Федерации и в границах фонда перераспределения земель находящихся в собственности муниципального района, образованного после введения в действие ЗК Российской Федерации.

Вместе с тем, земельный участок с кадастровым номером является общей долевой собственностью лиц, наделённых земельными паями на основании реорганизации совхоза «Руновский» в ТОО «Руновское». Сведений о том, что земли, в границах которых проведено формирование земельных участков с кадастровыми номерами и , признаны невостребованными по основаниям статьи 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», не имеется. К фонду земель перераспределения сформированные участки земли не относятся.

Порядок выделения земельных долей их собственниками в земельные участки при отсутствии утверждённого проекта межевания ранее учтённого земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, урегулирован частью 4 статьи 13, статьи 13.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а также Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», на основании заключённого договора с кадастровым инженером, в сельскохозяйственных угодьях реорганизованного хозяйства, не нарушая границ фонда перераспределения земель.

Наравне с указанным, суд учитывает и то обстоятельство, что формирование спорных земельных участков проведено в нарушение положений части 9 статьи 38 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», согласно которой при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закреплённые с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Частями 3 и 4 статьи 39 названного Федерального закона установлено, что согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве: собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды или с их уполномоченными представителями.

Вместе с тем, доказательств согласования местоположения границ образованных земельных участков с кадастровыми номерами и со смежными землепользователями, ответчиками не представлено и в судебном заседании не добыто.

При вышеуказанных обстоятельствах, с учётом признания ответчиком иска, суд приходит к выводу о том, что земельные участки с кадастровыми номерами и , в том числе как вновь образованные на паевых землях ТОО «Руновское», сформированы и переданы в аренду незаконно, а, следовательно, заявленные исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 – 199 ГПК Российской Федерации, суд

р е ш и л:

исковые требования Барановского В.В. в интересах собственников земельных долей к администрации Кировского муниципального района Приморского края об устранении нарушений права на земельный участок, не связанных с лишением владения – удовлетворить.

Земельные участки: с кадастровым номером , площадью примерно 7 500 000 метров квадратных, имеющий местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 950 метрах от ориентира по направлению на юго-запад. Почтовый адрес ориентира: <адрес>. Категория земель – земли сельскохозяйственного назначения; и с кадастровым номером , площадью примерно 1 216 000 метров квадратных, имеющий местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир <адрес>. Участок находится примерно в 1 500 метрах от ориентира по направлению на восток. Почтовый адрес ориентира: <адрес>. Категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, снять с государственного кадастрового учёта.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Кировский районный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья