ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-7/2018 от 09.02.2018 Чаинского районного суда (Томская область)

Дело № 2-7/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09.02.2018 Чаинский районный суд Томской области в составе:

председательствующего: Кошелевой Н.В.,

при секретаре: Пахомовой Г.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Подгорное дело по административному иску ФИО7 к Администрации Подгорнского сельского поселения, Совету Подгорнского сельского поселения, Администрации Чаинского района Томской области о признании незаконным и отмене решения Совета Подгорнского сельского поселения от (дата) об избрании Главы Подгорнского сельского поселения,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с административным иском, указывая, что (дата) проходило заседание Совета Подгорнского сельского поселения (далее Совет) по выбору Главы Подгорнского сельского поселения (далее Глава поселения). В нарушение п.7 ст.20 Устава Подгорнского сельского поселения (далее Устав) заседание Совета вел Глава поселения ФИО20, не являясь при этом депутатом Совета, который впоследствии объявил результаты голосования, согласно которым за него проголосовало депутата, за кандидата ФИО19 проголосовало депутатов, при этом голосом был голос ФИО20. (дата) ему было вручено уведомление о том, что он не избран на должность Главы поселения, которое в нарушение п.1 ст. 25 Устава было подписано Главой поселения Будаевым, а не председателем Совета. Просит суд признать незаконным и отменить решение Совета Подгорнского сельского поселения от (дата) об избрании Главы Подгорнского сельского поселения.

Административный истец в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в административном иске, письменных пояснениях, дополнив, что оспариваемое решение Совета нарушает Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Устав, Регламент Совета, при этом нарушены его избирательные права, а именно пассивное избирательное право, т.е. право быть избранным. Просит административный иск удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика Совета Подгорнского сельского поселения, действующий на основании решения Совета от (дата), в судебном заседании административный иск не признал в полном объеме по доводам, изложенным в отзывах, которые поддержал, дав аналогичные пояснения.

Представитель административного ответчика Администрации Подгорнского сельского поселения, действующий на основании решения Совета от (дата), в судебном заседании с административным иском не согласился по доводам, изложенным в письменных возражениях, которые поддержал в судебном заседании, дав аналогичные пояснения.

Представитель административного ответчика Администрации Чаинского района Томской области, действующий на основании доверенности, с иском не согласен по доводам, изложенным в отзыве, которые поддержал в судебном заседании, дав аналогичные пояснения.

Заинтересованные лица представили суду отзывы, из которых следует, что с административным иском они не согласны по доводам отзывов, которые поддержали в судебном заседании.

Заслушав пояснения участников процесса, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу положений ст.62, ч.ч. 9, 11 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации бремя доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца и соблюдения сроков обращения в суд возложено на административного истца. Обязанность доказывания обстоятельств соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядка принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; оснований для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, возложено на административного ответчика.

По смыслу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, является совокупность двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий, бездействия нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Согласно со ст. 15 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы.

В соответствии со ст. 32 Конституции Российской Федерации каждый гражданин Российской Федерации имеет право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

На основании ст. 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

В соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Частью 1 статьи 131 Конституции Российской Федерации установлено, что структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

Тем самым Конституция Российской Федерации прямо уполномочила федерального и регионального законодателей на установление организационно-правовых основ осуществления муниципальной власти как одного из уровней публичной власти народа.

По смыслу приведенных конституционных положений самостоятельность местного самоуправления определяется пределами, предусмотренными Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством. Данный вывод согласуется с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, который указывал, что права и обязанности местного самоуправления закрепляются Конституцией Российской Федерации и законом; деятельность органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления должна соответствовать Конституции Российской Федерации и основанным на ней нормативным правовым актам (постановления от 16 октября 1997 года N 14-П и от 30 ноября 2000 года N 15-П).

Из этого следует, что гарантированное в статье 131 (часть 1) Конституции Российской Федерации право населения самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления должно реализовываться исходя из предусмотренных законодательством общих принципов организации местного самоуправления, в том числе общих требований к формам осуществления местного самоуправления, в частности к способам и процедурам формирования органов местного самоуправления, их полномочиям и т.п. В свою очередь, законодательное регулирование общих принципов организации местного самоуправления не может быть произвольным и должно соотноситься с конституционными основами местного самоуправления в Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Абзацем вторым части 1 статьи 6 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 131-ФЗ) предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относится правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, установленных названным федеральным законом.

В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона N 131- ФЗ в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления проводятся муниципальные выборы на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Согласно статье 34 Федерального закона № 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 36 Федерального закона N 131-ФЗ глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. В случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа муниципального образования и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию. Не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации (п.4 ч.2). Установленное пунктом 4 части 2 настоящей статьи ограничение не распространяется на органы местного самоуправления муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения, в котором в соответствии с уставом данного муниципального образования предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования.

Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса. Кандидатом на должность главы муниципального образования может быть зарегистрирован гражданин, который на день проведения конкурса не имеет в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" ограничений пассивного избирательного права для избрания выборным должностным лицом местного самоуправления. Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании устанавливается представительным органом муниципального образования. В поселении, во внутригородском районе половина членов конкурсной комиссии назначается представительным органом поселения, внутригородского района, а другая половина - главой соответствующего муниципального района, городского округа с внутригородским делением. Представительному органу муниципального образования для проведения голосования по кандидатурам на должность главы муниципального образования представляется не менее двух зарегистрированных конкурсной комиссией кандидатов.

В случае принятия закона субъекта Российской Федерации, изменяющего порядок избрания главы муниципального образования, устав соответствующего муниципального образования подлежит приведению в соответствие с указанным законом субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня вступления в силу указанного закона субъекта Российской Федерации.

В случае принятия закона субъекта Российской Федерации, изменяющего порядок избрания главы муниципального образования, данный порядок применяется после истечения срока полномочий глав муниципальных образований, избранных до дня вступления в силу указанного закона субъекта Российской Федерации.

В соответствии с положениями Закона Томской области от 17.11.2014 N 151 ОЗ "Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Томской области" (в редакции Законов Томской области от 29.12.2016 №176-ОЗ, от 09.06.2017 N 61-ОЗ) представительный орган муниципального района Томской области избирается на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Глава муниципального образования Томской области, наделенного статусом сельского поселения, за исключением случая, установленного частью 5 настоящей статьи, в соответствии с уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, возглавляет местную администрацию и исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования либо избирается представительным органом муниципального образования Томской области из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию.

В случае если в соответствии с уставом муниципального образования Томской области глава муниципального образования избирается представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, решение представительного органа муниципального образования об объявлении конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования принимается с соблюдением сроков, установленных нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования. Срок полномочий депутата представительного органа муниципального образования Томской области, главы муниципального образования Томской области составляет пять лет. Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.

Т.о., Законом Томской области от 29.12.2016 №176-ОЗ "О внесении изменений в Закон Томской области " Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Томской области" установлен новый порядок избрания глав муниципальных образований области. Данный Закон официально опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 30.12.2016 и вступил в силу 10 января 2017 года.

На основании ст. 43 Федерального закона N 131-Ф3 нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования входят в систему муниципальных правовых актов, в силу ч. 4 ст. 7 этого закона они не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, иным нормативным правовым актам РФ, а также Уставам, законам и иным нормативным правовым актам субъектов РФ, в том числе конституционному признаку разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, которые являются самостоятельными друг от друга.

Исходя из ст. 44 Федерального закона N 131-ФЗ устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Приведение устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации осуществляется в установленный этими законодательными актами срок.

Судом установлено, что решением Совета от 30.03.2015 № 9 был принят Устав Муниципального образования «Подгорнское сельское поселение» в новой редакции. Устав зарегистрирован в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Томской области (дата), опубликован в официальном печатном издании «Официальные ведомости Подгорнского сельского поселения» №5 (46) от 12.05.2015, что соответствует ч.5 ст. 3 Устава.

Согласно ст. 27 Устава Глава поселения является высшим должностным лицом Подгорнского сельского поселения, исполняет полномочия председателя Совета, Главы Администрации Подгорнского сельского поселения. Глава поселения избирается на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет. Выборы Главы поселения проводятся по единому избирательному округу в пределах границ Подгорнского сельского поселения. Полномочия главы поселения начинаются со дня вступления его в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного главы. Глава поселения вступает в должность с момента его регистрации избирательной комиссией муниципального образования.

Решением избирательной комиссии муниципального образования «Подгорнское сельское поселение» от 22.10.2012 №25 был зарегистрирован избранный Глава муниципального образования «Подгорнское сельское поселение» ФИО20, ему выдано удостоверение об избрании Главой поселения.

Исходя из ст. 20 Устава Совет состоит из 10 депутатов, избираемых на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы в Совет осуществляются на основе мажоритарной избирательной системы. Срок полномочий Совета -5 лет.

Решениями окружной избирательной комиссии центрального пятимандатного избирательного округа от (дата) зарегистрированы избранными депутатами Совета Подгорнского сельского поселения ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11. На основании заявления депутата ФИО3 о досрочном сложении депутатских полномочий по собственному желанию решением Совета от (дата) полномочия депутата Совета ФИО3 досрочно прекращены (дата), указанное решение опубликовано в «Официальных ведомостях Подгорнского сельского поселения» №13 (84) от 07.11.2017.

Решением Совета от (дата) установлено, что Глава поселения избирается Советом из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Решением Совета от (дата) внесены изменения в Устав, касающиеся порядка избрания Главы поселения, а именно: ч.7 ст.20 изложена в новой редакции: «Первое заседание вновь избранного Совета созывает и ведет Глава поселения либо лицо, временно исполняющее полномочия Главы поселения»; ч.3 ст. 21 (полномочия Совета) дополнена п.19 следующего содержания: «Избрание Главы поселения из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса»; ст. 27 изложена в новой редакции: «Глава поселения избирается Советом из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, сроком на 5 лет. Решение Совета об избрании Главы поселения принимается большинством голосов от установленной численности депутатов Совета открытым голосованием. Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Главы поселения устанавливается Советом поселения. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения не позднее, чем за 20 дней до дня проведения конкурса. Кандидатом на должность Главы поселения может быть зарегистрирован гражданин, который на день проведения конкурса не имеет в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ограничений пассивного избирательного права для избрания выборным должностным лицом местного самоуправления. Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании устанавливается Советом поселения. В поселении половина членов конкурсной комиссии назначается Советом поселения, а другая половина - Главой Чаинского района Томской области. Совету поселения для проведения голосования по кандидатурам на должность Главы Подгорнского сельского поселения представляется не менее двух зарегистрированных конкурсной комиссией кандидатов. Глава поселения вступает в должность со дня, следующего за днем официального опубликования (обнародования) решения Совета поселения о его избрании Главой поселения».

Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования, произведенного после его государственной регистрации за исключением положений, для которых установлены иные сроки и порядок вступления в силу. Положения подпунктов 2, 4, 6, 8, 9, 11, 12 пункта 1 настоящего решения применяются после истечения срока полномочий либо досрочного прекращения полномочий Главы поселения, избранного до вступления в силу Закона Томской области от 29 декабря 2016 года № 176-ОЗ «О внесении изменения в Закон Томской области «Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Томской области». Решение зарегистрировано в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Томской области (дата), опубликовано в «Официальных ведомостях Подгорнского сельского поселения» № 4 (75) от 14.04.2017.

В соответствии со статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ в случае принятия закона субъекта Российской Федерации, предусматривающего избрание главы муниципального образования представительным органом соответствующего муниципального образования, выборы главы такого муниципального образования не назначаются и не проводятся, если соответствующий закон субъекта Российской Федерации вступил в силу до наступления даты, начиная с которой представительный орган муниципального образования был бы вправе принять решение о назначении выборов главы муниципального образования в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Как уже указывалось, Закон Томской области от 29.12.2016 №176-03 "О внесении изменений в Закон Томской области "Об отдельных вопросах, формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Томской области", которым изменен порядок избрания глав муниципальных образований Томской области, вступил в силу 10 января 2017 года.

Согласно части 2 статьи 2 указанного Закона установленный им порядок избрания глав муниципальных образований Томской области применяется после истечения срока полномочий либо досрочного прекращения полномочий глав муниципальных образований, избранных до дня вступления в силу указанного Закона.

Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Федеральный закон №67-ФЗ) установлено, что срок, на который избираются, в том числе органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, и срок полномочий указанных органов устанавливаются уставами муниципальных образований. Днем окончания срока, на который избираются органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, является второе воскресенье сентября года, в котором истекает срок полномочий указанных органов или депутатов.

С учетом указанных положений закона срок, на который был избран Глава Подгорнского сельского поселения ФИО20, избранный на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет (дата), истек (дата), следовательно, решение о назначении выборов Главы поселения в силу пункта 7 статьи 10 Федерального закона № 67-ФЗ должно было быть принято не ранее чем за 90 дней до дня голосования и не позднее, чем за 80 дней до дня голосования, то есть не ранее (дата) и позднее (дата).

Поскольку Закон Томской области от 29.12.2016 N 176-03 и изменения в Устав (решение Совета от (дата)), изменяющие порядок избрания главы сельского поселения, вступили в силу ранее даты, начиная с которой Совет был вправе назначить дату этих выборов (это период с (дата) по (дата)), отсутствуют основания для назначения и проведения выборов главы Подгорнского сельского поселения на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Соответственно, Глава поселения избирается Советом из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией.

Решением Совета от 03.05.2017 №11 (опубликовано в «Официальных ведомостях Подгорнского сельского поселения» № 5 (76) от 05.05.2017) утверждено Положение о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Главы поселения (далее Положение). Указанным Положением (с учетом изменений, внесенных решением Совета от (дата), опубликованным в «Официальных ведомостях Подгорнского сельского поселения» №11 (82) от 02.10.2017, решением Совета от (дата), опубликованным в «Официальных ведомостях Подгорнского сельского поселения» №13 (84) от 07.11.2017), установлено, что решение о проведении конкурса принимается Советом поселения на первом собрании вновь избранного Совета поселения. В случае если ни один из кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса Совету поселения, не будет избран Главой поселения, Советом поселения принимается решение о проведении повторного конкурса не позднее чем через 5 календарных дней со дня принятия решения Совета поселения о не избрании Главы поселения из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Установленный решением о проведении конкурса срок приема документов составляет 30 календарных дней со дня, следующего за днем опубликования объявления о проведении конкурса. Не позднее дня, следующего за днем принятия решения о проведении конкурса, Совет поселения в письменной форме уведомляет Главу Чаинского района о проведении конкурса и начале формирования конкурсной комиссии. Решение о проведении конкурса, а также объявление о проведении конкурса подлежат опубликованию не позднее чем через 10 календарных дней со дня принятия Советом поселения решения о проведении конкурса в печатном издании «Официальные ведомости Подгорнского сельского поселения» и размещению и на официальном сайте органов местного самоуправления Подгорнского сельского поселении. Конкурс должен быть проведен не позднее чем через 45 календарных дней со дня принятия решения Советом поселения о проведении конкурса, но не ранее чем через 20 дней со дня опубликования объявления о проведении конкурса. Решение конкурсной комиссии по итогам конкурса принимается путем открытого голосования в отсутствие кандидатов. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины членов конкурсной комиссии, присутствующих на заседании. В случае равенства голосов решающим является голос председателя конкурсной комиссии. Решение конкурсной комиссии об итогах конкурса оформляется протоколом, который подписывают все члены комиссии, присутствующие на заседании комиссии. О результатах конкурса комиссия информирует кандидатов в письменной форме в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о результатах конкурса путем направления заказного письма с уведомлением о вручении или иным доступным способом. По итогам проведения конкурса конкурсная комиссия представляет в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о результатах конкурса в Совет поселения не менее двух кандидатур для избрания Главой поселения. Информация о результатах конкурса подлежит официальному опубликованию в печатном издании «Официальные ведомости Подгорнского сельского поселения» и размещению на официальном сайте муниципального образования «Подгорнское сельское поселение» в срок не позднее 10 календарных дней после принятия конкурсной комиссией решения по результатам конкурса (п.п. 41, 44, 46, 47, 50, 51,63, 64, 65, 69 ).

В соответствии с решением Совета от (дата) был объявлен конкурс по отбору кандидатур на должность Главы поселения – (дата) в по адресу: , указаны период, место, время принятия документов, утверждены требования к участникам конкурса, перечень необходимых к представлению документов, условия конкурса согласно приложению. Для проведения конкурса обеспечено формирование конкурсной комиссии в количестве 6 человек, в том числе от Совета: ФИО8, ФИО11, ФИО9. Решение от (дата), объявление о проведении конкурса по отбору кандидатур на должность Главы поселения опубликованы в «Официальных ведомостях Подгорнского сельского поселения» №11 (82) от 02.10.2017. На основании ходатайства председателя конкурсной комиссии Совет решил вывести из состава конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность Главы поселения ФИО11, и ввести в состав указанной комиссии ФИО12 (решение Совета от (дата), опубликовано в «Официальных ведомостях Подгорнского сельского поселения» №13 (84) от 07.11.2017), о чем была уведомлена конкурсная комиссия.

(дата) Совет уведомил Администрацию Чаинского района о принятии решения о проведении конкурса по отбору кандидатур на должность Главы поселения. В соответствии с Положением начато формирование конкурсной комиссии. Распоряжением Администрации Чаинского района от (дата) назначены в состав конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность Главы поселения следующие лица: ФИО13, ФИО14, ФИО15.

На заседании конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность Главы поселения (дата) были избраны председатель конкурсной комиссии – ФИО13, заместитель председателя –ФИО8, секретарь комиссии. Из протокола заседания конкурсной комиссии от (дата) следует, что по результатам проверки документов, представленных кандидатами на должность Главы поселения, были допущены к участию в конкурсе по отбору кандидатур на должность Главы поселения ФИО11, ФИО7, ФИО19. (дата) конкурсной комиссией был проведен конкурс по отбору кандидатов на должность Главы поселения. Конкурсная комиссия по результатам проведения конкурса решила направить в Совет две кандидатуры на должность Главы поселения, набравшие наибольшее количество баллов по итогам конкурса, состоявшегося (дата), ФИО19, ФИО7 (решение конкурсной комиссии от (дата)), о чем были уведомлены Глава поселения, Совет, кандидаты, информация об итогах конкурса по отбору кандидатур на должность Главы поселения опубликована в «Официальных ведомостях Подгорнского сельского поселения» №14 (85) от 24.11.2017.

Т.о., нарушений порядка, процедуры проведения конкурса, установленных действующим законодательством, Уставом, Положением при подготовке, проведении конкурса судом не установлено.

Решением Совета от 29.01.2016 №2 (опубликовано в «Официальных ведомостях Подгорнского сельского поселения» №1 (56) от 03.02.2016) утвержден Регламент Совета Подгорнского сельского поселения (далее Регламент), в соответствии со ст.26.1 которого (с учетом изменений, внесенных решением Совета от (дата), опубликованным в «Официальных ведомостях Подгорнского сельского поселения» №11 (82) от 02.10.2017), решение об избрании Главы Подгорнского сельского поселения принимается Советом Подгорнского сельского поселения в течение 10 рабочих дней со дня получения результатов проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Главы Подгорнского сельского поселения. Для избрания на должность Главы поселения проводится открытое голосование по кандидатам, отобранным конкурсной комиссией. Председательствующий на заседании Совета поселения предоставляет кандидатам, отобранным конкурсной комиссией, слово для выступления не более десяти минут. Кандидаты выступают с докладами по программе развития муниципального образования, заслушивание кандидатов осуществляется в алфавитном порядке. По окончании выступления кандидату могут быть заданы вопросы по теме доклада. После заслушивания всех докладов депутаты Совета поселения переходят к голосованию. При голосовании каждый депутат может отдать свой голос только за одну кандидатуру, при этом голосование «против», «воздержался» не проводится. Избранным Главой поселения считается кандидат, за которого проголосовало большинство голосов от установленного числа депутатов Совета поселения (6 голосов и более). Если ни один из кандидатов по результатам голосования не был избран на должность Главы Подгорнского сельского поселения, Совет проводит повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов депутатов Совета. Повторное голосование проводится на этом же заседании Совета. По итогам повторного голосования избранный на должность Главы Подгорнского сельского поселения считается кандидат, получивший при голосовании большинство голосов от установленной численности депутатов. Решение Совета поселения об избрании Главы поселения подписывает председатель Совета Подгорнского сельского поселения и оно вступает в силу после его официального опубликования. Председатель Совета информирует кандидатов на должность Главы Подгорнского сельского поселения, отобранных конкурсной комиссией, о принятом решении в письменной форме в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об избрании Главы Подгорнского сельского поселения путем направления заказного письма с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Избрание Главы поселения проходило на заседании Совета (дата), согласно протоколу на Совете присутствовало 9 депутатов, председатель Совета ФИО20, управляющая делами Администрации Чаинского района, председатель конкурсной комиссии ФИО13, управляющая делами Подгорнского сельского поселения ФИО16, заместитель прокурора Чаинского района ФИО17, корреспондент местной газеты ФИО18, вел заседание Совета его председатель ФИО20. Первым вопросом повестки дня был вопрос об избрании Главы поселения, депутаты были ознакомлены с Регламентом, результатами конкурса по отбору кандидатур на должность Главы. Затем были заслушаны кандидаты на должность Главы поселения, проведено голосование. За кандидатуру ФИО19 проголосовали , за кандидатуру ФИО7 проголосовали , после чего вскрыли конверт, оставленный депутатом ФИО8, который проголосовал за ФИО19. Таким образом, за избрание Главой поселения ФИО19 проголосовало , за избрание Главой поселения ФИО7 проголосовало . Поскольку никто из кандидатов не набрал большинство голосов от установленной численности депутатов Совет провел повторное голосование, по итогам которого за ФИО19 проголосовали , за ФИО7 проголосовали , после чего вскрыли конверт, оставленный депутатом ФИО8, с надписью повторное голосование, который проголосовал за кандидатуру ФИО19, после чего ФИО20 как Глава поселения, исполняющий также полномочия председателя Совета, в соответствии с Уставом проголосовал за ФИО19. Таким образом, Совет по вопросу избрания Главы поселения проголосовал следующим образом: за ФИО19 , за ФИО7 . Решение принято большинством голосов от установленной численности депутатов Совета. Руководствуясь ч.2 ст.36 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Томской области от 17.11.2014 №151-ОЗ «Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Томской области», Уставом, Совет решил избрать на должность Главы поселения ФИО19. Решение Совета от (дата) опубликовано в «Официальных ведомостях Подгорнского сельского поселения» №16 (87) от 13.12.2017, уведомления своевременно направлены кандидатам.

При избрании Главы поселения нарушений Федерального закона № 67-ФЗ, Федерального закона № 131-ФЗ, Закона Томской области от 17.11.2014 №151-ОЗ «Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Томской области», Устава, Регламента судом не установлено.

Что касается довода административного ответчика о нарушении Регламента, так как голос одного депутата был учтен в форме заочного голосования, то суд приходит к следующему.

Согласно Регламенту для избрания Главы поселения проводится открытое голосование по кандидатам, отобранным конкурсной комиссии. Аналогичное положение содержится в Уставе.

Из протокола заседания Совета от (дата) следует, что депутат ФИО8 явился на заседание Совета, сообщил, что в связи со служебной командировкой он вынужден выехать в , в связи с чем свое решение по вопросу избрания Главы поселения он записал на листах, которые запечатал в конверты, попросив при голосовании вскрыть соответствующие конверты и учесть его голос, после чего покинул заседание Совета, при этом он выразил свое мнение, как по первому, так и по повторному голосованиям. Указанные факты подтверждаются материалами дела, показаниями свидетеля ФИО8, из которых следует, что он является депутатом Подгорнского сельского поселения, был ознакомлен с повесткой заседания Совета от (дата), отдал свой голос за ФИО19, оставив свое мнение в двух запечатанных конвертах, которые просил вскрыть при голосовании. Кроме того, он был заместителем председателя конкурсной комиссии по отбору кандидатур на голосовании, со всеми кандидатами был знаком, их программы изучил, присутствовал на заседании конкурсной комиссии (дата), слушал выступления кандидатов перед членами комиссии, участвовал в обсуждении и на тот момент уже принял решение за кого будет голосовать.

В материалах дела имеется протокол заседания конкурсной комиссии от (дата), оценочный лист, подписанный ФИО8, которые также подтверждают указанные доводы. В силу изложенного, принимая во внимание, что мнение депутата ФИО8 по кандидатам на должность Главы поселения было оглашено во время голосования, суд приходит к выводу, что процедура открытого голосования не была нарушена.

Оценивая доводы административного истца о том, что при принятии оспариваемого решения нарушены положения Устава, Регламента, предусматривающие, что с момента избрания нового состава Совета Подгорнского сельского поселения четвертого созыва, на первом заседании Совета должен быть избран председатель Совета, который и должен руководить работой Совета и подписывать его решения, соответственно прекращаются полномочия Главы Подгорнского сельского поселения ФИО20 в части руководства Советом, голосования и подписания решений Совета, суд приходит к следующему.

Как уже указывалось Глава поселения ФИО20, избранный на муниципальных выборах, одновременно являлся Главой администрации и председателем Совета, голос Главы поселения учитывается при принятии решений Совета как голос депутата представительного органа муниципального образования (ст. 22, ст.27 Устава в редакции до внесения изменений в сентябре 2017), что так же соответствует Федеральному закону № 131- ФЗ ( ст. 36, ст.43).

Решением Совета от (дата) внесены изменения в Устав, а именно: абз.5 в ч.1 ст.22 (голос Главы поселения учитывается при принятии решений Совета как голос депутата представительного органа муниципального образования) исключен; ч.1 ст.25 изложена в новой редакции: «Совет Подгорнского сельского поселения возглавляет председатель Совета Подгорнского сельского поселения, избираемый на альтернативной основе представительным органом из своего состава тайным голосованием на первом заседании Совета Подгорнского сельского поселения. Председатель Совета избирается на срок полномочий Совета Подгорнского сельского поселения и считается избранным, если за него проголосовало более половины от установленного числа депутатов. Порядок проведения выборов Председателя Совета, а также основания прекращение им своих полномочий, определяется Регламентом Совета Подгорнского сельского поселения. Председатель Совета исполняет свои обязанности на непостоянной основе»; ч.1 ст.27 изложена в новой редакции: «Глава поселения является высшим должностным лицом Подгорнского сельского поселения, исполняет полномочия Главы Администрации Подгорнского сельского поселения». Решение зарегистрировано в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Томской области (дата), опубликовано в «Официальных ведомостях Подгорнского сельского поселения» №12 (83) от 13.10.2017.

Решением Совета от (дата), опубликованным в «Официальных ведомостях Подгорнского сельского поселения» №11 (82) от 02.10.2017, внесены изменения в Регламент, утвержденный решением Совета от (дата), а именно: абз.1 ч.2 ст.6 изложен в новой редакции: «Председатель Совета избирается на альтернативной основе представительным органом из своего состава открытым голосованием на первом заседании Совета Подгорнского сельского поселения. Выборы председателя Совета Подгорнского сельского поселения четвертого созыва проводятся на альтернативной основе на ближайшем заседании Совета, проводимом после вступления в силу изменений в устав муниципального образования «Подгорнское сельское поселение», принятых решением Совета об изменении порядка избрания Главы поселения».

Исходя из ст. 43 Федерального закона №131-ФЗ глава муниципального образования в пределах своих полномочий, установленных уставом муниципального образования и решениями представительного органа муниципального образования, издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования, или постановления и распоряжения местной администрации по вопросам, указанным в части 6 настоящей статьи, в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия главы местной администрации. Глава муниципального образования издает постановления и распоряжения по иным вопросам, отнесенным к его компетенции уставом муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами. Председатель представительного органа муниципального образования издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования, подписывает решения представительного органа муниципального образования.

При этом законодательно предусмотрены особенности вступления в силу, а также применения отдельных положений, изменяющих и дополняющих устав муниципального образования. Так, согласно п. 8 ст.44 Федерального закона N 131-ФЗ, на нарушение которой ссылается административный истец, изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, разграничение полномочий между органами местного самоуправления, вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении указанных изменений и дополнений в устав муниципального образования.

Приведенное правило не распространяется на положения муниципального правового акта, изменяющие перечень полномочий, срок полномочий и порядок избрания выборных должностных лиц местного самоуправления, в том числе глав муниципальных образований, - они вступают в силу в общем порядке и, как следует из части 4 статьи 40 Федерального закона 131-ФЗ, применяются только к выборным должностным лицам местного самоуправления, избранным после вступления в силу соответствующего решения.

Статьей 3 Европейской хартии местного самоуправления, ратифицированной Федеральным законом от 11 апреля 1998 года N 55-ФЗ, установлено, что под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения. Это право осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования. Советы или собрания могут иметь подотчетные им исполнительные органы. Это положение не исключает обращения к собраниям граждан, референдуму или любой другой форме прямого участия граждан, если это допускается законом.

Данной норме международного законодательства, закрепляющей в качестве стандарта обязательное условие вхождения в состав представительного органа местного самоуправления только путем избрания населением муниципального образования, корреспондируют положения статьи 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", устанавливающей организационные модели формирования представительных органов муниципальных образований в зависимости от их уровня, частью 2 которой предусмотрено, что представительный орган поселения, городского округа, внутригородского района, внутригородского муниципального образования города федерального значения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах.

Такой подход законодателя в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в Постановлении от 18 мая 2011 года N 9-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 1 части 4 и части 5 статьи 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина ФИО21", предопределен тем, что представительные органы местного самоуправления, призванные обеспечивать формирование и выражение воли населения при решении вопросов местного значения и осуществлять основную функцию муниципального правотворчества, должны получать свою легитимацию напрямую от населения путем муниципальных выборов прежде всего в наиболее приближенных к населению муниципальных образованиях, каковыми являются городские и сельские поселения. Что касается представительных органов муниципальных образований, созданных по территориальному (районному) принципу, то они могут быть сформированы населением и в ином, отличном от муниципальных выборов, порядке, если им обеспечивается формирование соответствующего органа муниципальной власти как органа народного представительства, что возможно и на основе вхождения в его состав лиц из числа ранее избранных населением на муниципальных выборах - глав поселений и депутатов представительных органов поселений.

Недопустимость установления отличного от прямых муниципальных выборов способа формирования представительного органа муниципального образования первичного (базового) уровня была подтверждена Конституционным Судом Российской Федерации и в дальнейшем (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 2015 года N 30-П "По делу о проверке конституционности частей 4, 5 и 5.1 статьи 35, частей 2 и 3.1 статьи 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 1.1 статьи 3 Закона Иркутской области "Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы").

Изъятий из указанного способа формирования представительных органов таких муниципальных образований в виде прямых выборов или иных способов формирования указанных органов ни Конституция Российской Федерации, ни нормы международного права, являющиеся частью правовой системы Российской Федерации (часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации), ни федеральное законодательство не предусматривают.

Таким образом, федеральное законодательство содержит в себе только исключение, касающееся возможности совмещения главами муниципального образования уровня сельского поселения полномочий председателя представительного органа и главы местной администрации, но не содержит исключения, касающегося вхождения в состав представительного органа сельского поселения иным, кроме как в результате прямых муниципальных выборов, способом.

В этой связи, возможность совмещения главой сельского поселения полномочий председателя представительного органа и главы местной администрации, предусмотренная частью 3 статьи 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", может быть реализована в случае избрания главы сельского поселения на муниципальных выборах, так как занятие им должности обусловлено прямым волеизъявлением граждан на прямых выборах главы муниципального образования.

Глава Подгорнского сельского поселения ФИО20 был избран именно на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, соответственно все его полномочия прекратятся в вступления в должность нового Главы поселения.

На основании ст. 43 Федерального закона №131-ФЗ представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования. Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. В случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования, голос главы муниципального образования учитывается при принятии решений представительного органа муниципального образования как голос депутата представительного органа муниципального образования.

Согласно ч. 3 ст. 40 Федерального закона N 131-ФЗ полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления.

Срок, на который был избран на муниципальных выборах Глава поселения ФИО20, истек (дата), однако в силу приведенных норм права его полномочия прекратились в день вступления в должность вновь избранного главы. Глава поселения вступает в должность со дня, следующего за днем официального опубликования (обнародования) решения Совета поселения о его избрании Главой поселения (п.27 Устава). Вновь избранный Глава поселения вступил в должность (дата) (решение о его избрании было опубликовано в «Официальных ведомостях Подгорнского сельского поселения» от 13.12.2017).

Поскольку в силу положений ст. 40 Федерального закона №131-ФЗ решение об изменении срока полномочий, а также решение об изменении перечня полномочий и (или) порядка избрания выборного должностного лица местного самоуправления применяется только к выборным должностным лицам местного самоуправления, избранным после вступления в силу соответствующего решения, соответственно решение Совета об изменении полномочий Главы поселения в части исключения полномочий председателя Совета распространяется на вновь избранного Главу поселения и не может применяться в отношении избранного на прямых муниципальных выборах Главы поселения ФИО20.

В силу приведенных норм права на момент избрания Главы поселения по новому порядку полномочия Главы поселения ФИО20 не были прекращены, и поскольку он в силу закона, Устава был так же председателем Совета, то он мог вести заседание Совета (дата), как его председатель, на котором был избран новый Глава поселения, и отдать свой голос за одного из кандидатов, а также подписать указанное решение Совета, как его председатель.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое административным истцом решение Совета от (дата) не противоречит закону, Уставу, Положению, Регламенту, было принято в пределах предоставленных Совету полномочий. Каких-либо нарушений процедуры, порядка его принятия, в результате которых, были бы нарушены права административного истца, не установлено. Административный истец реализовал свое право на участие в конкурсе на должность Главы поселения, решением конкурсной комиссии он был допущен для участия в избрании на эту должность. Принятие Советом депутатов решения об избрании главой муниципального образования ни административного истца, а ФИО19 обусловлено мнением депутатов, выраженным при голосовании, мнением Главы поселения, чей голос был учтен как голос депутата. Оспариваемое решение Совета принято в целях реализации прав жителей муниципального образования на участие в местном самоуправлении через избранный ими представительный орган.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии совокупности условий, при которых может быть признано незаконным и отменено решение Совета от (дата).

Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу, что административный иск не подлежит удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска ФИО7 к Администрации Подгорнского сельского поселения, Совету Подгорнского сельского поселения, Администрации Чаинского района Томской области о признании незаконным и отмене решения Совета Подгорнского сельского поселения от (дата) об избрании Главы Подгорнского сельского поселения отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Чаинский районный суд Томской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: (подпись) Кошелева Н.В.

Копия верна: Судья Кошелева Н.В.

Секретарь Пахомова Г.С.