Дело №-/21
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 марта 2021 года Октябрьский районный суд <адрес> края в составе :
председательствующего Кириленко И.В.,
при секретаре ФИО25, помощнике судьи ФИО26,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО22 к Акционерному обществу «Автономная теплоэнергетическая компания» (АО «АТЭК») в защиту прав и законных интересов группы лиц о признании незаключенным договор поставки тепловой энергии,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО22 обратилась в суд с иском к Акционерному обществу «Автономная теплоэнергетическая компания» (АО «АТЭК») в защиту прав и законных интересов группы лиц о признании незаключенным договор поставки тепловой энергии.
В обоснование иска указано, что Истица является собственником жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме по адресу: <адрес> лиц, являющимися членами группы, в защиту прав которых подается настоящее исковое заявление, являются собственники жилых помещений МКД. Количество жилых помещений в МКД составляет 262 квартиры.
МКД оборудован индивидуальным тепловым пунктом (ИТП). ИТП - это устройство, предназначенное для транспортировки тепловой энергии от тепловой сети (ТЭЦ, ЦТП, котельной) к внутридомовым системам: отопление, ГВС - горячее водоснабжение. То есть оборудование, входящее в состав ИТП, является общедомовым имуществом, принадлежащим собственникам МКД.
Принцип работы ИТП состоит в том, что при поступлении в МКД холодной воды, электроэнергии и теплоносителя, оборудование ИТП вырабатывает горячую воду, поступающую в систему горячего
водоснабжения МКД для потребления. Часть теплоносителя в качестве тепловой энергии в зимний период направляется на отопление МКД (помещений собственников и места общего пользования).
Общим собранием собственников помещений МКД от ДД.ММ.ГГГГ были приняты решения о выборе управляющей компании в лице ООО «Ковчег» и наделении последней полномочиями от лица собственников МКД заключать договора с ресурсоснабжающими организациями (РСО) (вопрос №).
Протокол указанного общего собрания собственников МКД оспаривался в судебном порядке и признан судом законным, что подтверждается вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (дело №).
Государственной жилищной инспекцией <адрес> было принято решение № от ДД.ММ.ГГГГ о включении МКД в перечень многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет ООО «Ковчег». С указанной даты ООО «Ковчег» в силу закона (ч. 7 ст. 162 ЖК РФ) приступило к исполнению своих обязанностей.
Однако, несмотря на это, в адрес всех собственников жилых помещений МКД (членов группы) поступили от ответчика (АО «АТЭК») платежные документы с требованием о внесении платы в его адрес за горячее водоснабжение и отопление за ноябрь 2019 года. В последующем поступили аналогичные требования об оплате за декабрь 2019 года.
Это означало, что АО «АТЭК» (ресурсоснабжающая организация по поставке тепловой энергии) по собственной инициативе перешло на "прямой договор" поставки энергоресурса собственникам жилых помещений в МКД.
Такой переход на «прямые договора», по мнению истицы, является незаконным и нарушает права и законные интересы собственников жилых помещений МКД, так как указанный выше «прямой договор» является незаключенным по следующим основаниям:
Согласно части 1 статьи 157.2 ЖК РФ переход на заключение «прямого договора» осуществляется в трех случая: принятия решения общего собрания МКД о заключении «прямых договоров» с РСО; если между собственниками помещений в МКД и ресурсоснабжающей организацией до выбора управляющей организации были заключены «прямые договоры»; одностороннего отказа РСО от исполнения договора ресурсоснабжения, При этом односторонний отказ РСО от исполнения договора ресурсоснабжения допускается в случае при наличии у лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, признанной им или подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом задолженности перед РСО в размере, равном или превышающем две среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения.
Очевидно, что у управляющей организации ООО «Ковчег» не могло возникнуть задолженности равной две среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения, так как ООО «Ковчег» приступило к исполнению обязанности по управлению с ДД.ММ.ГГГГ. Также очевидно, что решением общего собрания собственников
помещений МКД не принималось решения о переходе на заключение «прямых договоров», а до этого времени собственники жилых помещений МКД вносили плату за коммунальные услуги непосредственно предыдущей управляющей организации, то есть такой способ внесения платы за услуги существовал ранее всегда.
Ответчик АО «АТЭК» не уведомил собственников жилых помещений МКД об одностороннем отказе от исполнения договора ресурсоснабжения в порядке, закрепленном ч. 4 ст. 157.2 ЖК РФ.
Согласно части 4 статьи 157.2 ЖК РФ ресурсоснабжающая организация доводит соответствующее уведомление до сведения собственников помещений в многоквартирном доме путем его размещения в общедоступных местах (на досках объявлений, размещенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом), а также опубликования в печатных изданиях, в которых публикуются акты органов местного самоуправления. Данное уведомление размещается в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте ресурсоснабжающей организации и в системе. (Под системой понимается размещение сведений в ГИС ЖКХ).
Неисполнение ответчиком указанных выше требований указывает на то, что договор, о предоставлении коммунальных услуг между собственниками помещений в МКД и ресурсоснабжающей организацией - АО «АТЭК» является незаключенным, так как такой договор является публичным договором (статья 426 ГК РФ).
Согласно части 6 статьи 157.2 ЖК РФ договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг между собственником помещения в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией заключаются на неопределенный срок в соответствии с типовыми договорами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Заключение договора в письменной форме не требуется.
Согласно части 7 статьи 157.2 ЖК РФ договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг между собственником помещения в многоквартирном доме и РСО считаются заключенными со всеми собственниками помещений в многоквартирном доме одновременно: при принятии решения общего собрания МКД о заключении «прямых договоров» с РСО; если между собственниками помещений в МКД и ресурсоснабжающей организацией до выбора управляющей организации были заключены «прямые договоры»; одностороннего отказа РСО от исполнения договора ресурсоснабжения по истечении тридцати дней с даты направления предусмотренного частью 3 статьи 157.2.ЖК РФ уведомления об одностороннем отказе от исполнения договора ресурсоснабжения, договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами лицу, осуществляющему управление многоквартирным домом;
Согласно части 8 статьи 157.2 ЖК РФ ресурсоснабжающая организация вправе отказаться от заключения договора ресурсоснабжения,
договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, в случае заключения «прямых договоров» с собственниками помещений МКД.
Но «прямые договора» между собственниками жилых помещений МКД и РСО АО «АТЭК» не были заключены и их заключение невозможно, так как МКД оборудован ИТП (о чем указывалось выше). То есть МКД самостоятельно производит коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению.
На основании пунктов 1 и 6 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон № 416-ФЗ) при централизованной закрытой системе теплоснабжения и горячего водоснабжения с потребителями горячей воды заключается договор горячего водоснабжения, содержащий условия и правила подачи горячей воды, регулируемые Законом № 416-ФЗ.
В соответствии со статьей 15.1 и пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон № 190-ФЗ) при централизованной открытой системе теплоснабжения и горячего водоснабжения с потребителями коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению заключается договор теплоснабжения и поставки горячей воды.
Из указанных норм отраслевого законодательства следует, что ресурсоснабжающая организация, осуществляющая деятельность по горячему водоснабжению при использовании закрытых систем горячего водоснабжения и по поставке горячей воды при использовании открытых систем теплоснабжении и горячего водоснабжения, не может признавать тепловую энергию в качестве коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирные дома, поскольку в указанном случае следовало бы признать под коммунальным ресурсом, поставляемым в многоквартирные дома в целях предоставления коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодную воду или теплоноситель, что, однако, не соответствует предмету договоров, поименованных в статье 13 Закона № 416-ФЗ и статье 15.1 Закона № 190-ФЗ.
Так, согласно части 5 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ "О теплоснабжении", пункта 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ органы регулирования устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения).
Двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Компонент на тепловую энергию устанавливается органом регулирования в виде одноставочного или двухставочного компонента,
равного соответственно одноставочному или двухставочному тарифу на тепловую энергию (мощность).
Компонент на теплоноситель устанавливается органом регулирования в виде одноставочного компонента и принимается равным тарифу на теплоноситель.
Таким образом, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) принимают решения об установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду в соответствии с нормами действующего законодательства.
Так, в пункте 38 Правил № предусмотрено, что в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Вместе с тем, Правилами № не предусмотрено применение тепловой энергии в качестве коммунальной услуги, что соответствует положениям части 4 статьи 154 ЖК РФ.
На основании вышеизложенного, по мнению истицы и присоединившихся к её требованиям лиц - собственников жилых помещений МКД, в случае самостоятельного производства (исполнителем) коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению между собственниками помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией договор предоставления коммунальной услуги, предусмотренный статьей 157.2 ЖК РФ, заключен быть не может, поскольку в данном случае ресурсоснабжающая организация предоставляет коммунальный ресурс для самостоятельного производства коммунальной услуги и сама не является производителем такой услуги.
В данном случае исполнителем коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению является управляющая организация - ООО «Ковчег» с использованием ИТП.
В настоящий момент у собственников жилых помещений МКД сложилась неопределенная ситуация по внесению платы за отопление и горячее водоснабжение своих помещений и помещений общего пользования.
В случае невнесения платы в адрес АО «АТЭК» им грозят штрафными санкциями, но и в случае невнесения платы в адрес исполнителя коммунальных услуг - управляющей организации ООО «Ковчег» им также грозят штрафные санкции. Такая неопределенность не может существовать. Первичным в такой ситуации является мнение собственников - решение общего собрания, которое решило не переходить на «прямые договора» с РСО, а действующая управляющая организация ООО «Ковчег» не имеет задолженности перед РСО.
На основании изложенного Истица просит признать незаключенным договор поставки тепловой энергии (отопление и горячее водоснабжение) между собственниками жилых помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>А и ресурсоснабжающей организацией - Акционерное общество «АТЭК».
Лица, присоединившиеся к требованию, поручившие ведение указанного гражданского дела в суде в интересах указанной выше группы лиц ФИО22:
1.ФИО1, Собственник жилого помещения <адрес>.
2.ФИО2, Собственник жилого помещения <адрес>.
3. ФИО3, Собственник жилого помещения <адрес>.
4.ФИО4, Собственник жилого помещения <адрес>.
5. ФИО5, Собственник жилого помещения <адрес>.
6. ФИО6, Собственник жилого помещения <адрес>.
7.ФИО7, Собственник жилого помещения <адрес>.
8. ФИО8, Собственник жилого помещения <адрес>.
9. ФИО9, Собственник жилого помещения <адрес> а, <адрес>.
10.ФИО10, Собственник жилого помещения <адрес>.
11. ФИО11, Собственник жилого помещения <адрес>.
12. ФИО12, Собственник жилого помещения <адрес>.
13. ФИО13, Собственник жилого помещения <адрес>.
14. ФИО14, Собственник жилого помещения <адрес>.
15. ФИО15, Собственник жилого помещения <адрес>.
16.ФИО16, Собственник жилого помещения <адрес>.
17.ФИО17, Собственник жилого помещения <адрес>.
18.ФИО18, Собственник жилого помещения <адрес>.
19. ФИО19, Собственник жилого помещения <адрес>.
20. ФИО20, Собственник жилого помещения <адрес>.
21. ФИО21, Собственник жилого помещения <адрес>.
В судебном заседании представитель ФИО22 по доверенности ФИО27 настаивал на удовлетворении иска.
Представитель АО «АТЭК» в судебное заседание не прибыл, причину неявки не сообщил. Суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие с учетом его письменных возражений на иск, согласно которым АО «АТЭК» иск не признает по следующим основаниям.
Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу <адрес> находился под управлением ООО УК «Доверие». В связи с наличием задолженности по полученным коммунальным услугам, подтвержденной вступившими в законную силу судебными решениями (дело № А32-49013/2018, дело № А32-6485/2019, дело № A32-4042/2019, дело № А32-8531/2018, дело № А32-32436/2018, дело № А32-52685/2018, дело № А32-8798/2019, дело № А32-19998/2019) и Актом сверки взаимных расчетов, АО «АТЭК» была инициирована процедура расторжения договора поставки тепловой энергии № от ДД.ММ.ГГГГ.
В силу пункта 2 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ одним из оснований для заключения договора ресурсоснабжения между собственниками помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией (далее - прямой договор) является прекращение заключенных в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации, между лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, и ресурсоснабжающей организацией, договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) в части снабжения коммунальными ресурсами в целях предоставления соответствующей коммунальной услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме (далее - договор ресурсоснабжения) вследствие одностороннего отказа ресурсоснабжающей организации от исполнения договора ресурсоснабжения.
Из положений подпункта А пункта 30 Правил обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, утвержденных постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Правила №) в их взаимосвязи с положениями пунктов 14, 15 и 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Правила №), следует, что с момента расторжения РСО договора ресурсоснабжения с управляющей организацией, товариществом или кооперативом, исполнителем коммунальной услуги соответствующего вида становится РСО, что влечет право такой РСО заключения ею договоров ресурсоснабжения с собственниками (пользователями) жилых помещений в многоквартирном доме. Данная позиция подкрепляется письмом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ№-АЧ/04.
АО «АТЭК» соблюдены все необходимые условия по процедуре прекращения действия договора с управляющей организацией ООО УК «Доверие» и перехода на прямые договоры с жильцами дома, расположенного по адресу <адрес> А (а именно, подтверждена сумма задолженности, что отраженно в акте сверки, подписанного ООО УК «Доверие», направлены уведомления в Государственную жилищную инспекцию, собственникам помещений в МКД, и в администрацию муниципального образования <адрес>).
Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ ООО УК «Доверие» не является исполнителем коммунальной услуги по поставке тепловой энергии по жилому дому, расположенному по адресу: <адрес>А, и с указанной даты фактически установились прямые взаимоотношения между собственниками жилых помещений МКД и АО «АТЭК».
Согласно пункту 5 ст. 157.2 ЖК РФ по истечении тридцати дней с даты направления уведомления ООО УК «Доверие» договор ресурсоснабжения считается прекращенным в части снабжения коммунальными ресурсами в целях предоставления соответствующей коммунальной услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и продолжает действовать в части приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, считаются заключенными в указанном случае со всеми собственниками помещений в многоквартирном доме одновременно. При этом заключение договора в письменной форме не является обязательным.
На момент обращения управляющей компании ООО «Ковчег» в адрес филиала АО «АТЭК» «Новороссийские тепловые сети» с заявкой на заключение договора поставки тепловой энергии в МКД расположенный по адресу <адрес> А (ДД.ММ.ГГГГ), между АО «АТЭК» и собственниками (нанимателями) жилых помещений были заключены прямые договора поставки тепловой энергии в жилые помещения.
В протоколе внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ решено наделить ООО «Ковчег» полномочиями от лица собственников МКД обратится с заявкой (офертой) ко всем организациям, связанным обязательствам перед собственниками как управляющая компания, т.е. общее собрание жильцов данного дома не предоставляет ООО «Ковчег» право на заключение договора от своего имени для дальнейшего предоставления коммунальных услуг жильцам (на осуществление функций исполнителя коммунальных услуг).
В силу подпункта «а» пункта 7 Правил № документами, подтверждающими наличие у исполнителя обязанности предоставлять соответствующую коммунальную услугу, являются для управляющей организации, если она привлечена для управления многоквартирным домом товариществом или кооперативом, - протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о выборе управляющей организации, и (или) договор управления многоквартирным домом, заключенный между товариществом или кооперативом и управляющей организацией, а если управляющая организация выбрана по конкурсу органом местного самоуправления в случаях, предусмотренных жилищным законодательством Российской Федерации, - протокол открытого конкурса по выбору управляющей организации и (или) договор управления многоквартирным домом (если таковой заключён).
Из протокола внеочередного общего собрания собственников помещений
многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что ООО «Ковчег» представляет интересы собственников, и соответственно, является представителем собственников помещений, но не становится стороной договора.
Таким образом, ООО «Ковчег» не уполномочен заключать договор ресурсоснабжения в отношении жилых помещений в МКД, расположенном по адресу <адрес>А.
Наличие в МКД индивидуального теплового пункта не является исключением относительно процедуры перехода на прямые договоры в многоквартирных домах, в которых приготовление горячей воды осуществляется с использованием общего имущества собственников помещений многоквартирного дома, что подтверждается письмом Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№.
Третье лицо: ООО «Управляющая компания «Доверие» (с ДД.ММ.ГГГГ переименовано в ООО «Горизонт») просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя и отказать в удовлетворении иска по следующим основаниям, представленным в письменных возражениях на иск:
Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу <адрес> находился под управлением ООО УК «Доверие» до ДД.ММ.ГГГГ.
В целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению собственниками помещений дома, между Третьим лицом и АО «АТЭК» был заключен договор на поставку тепловой энергии № от ДД.ММ.ГГГГ.
С 2018 года, в связи с предпринятыми бывшим директором действиями по переводу домов, находящихся в управлении ООО «УК «Доверие» в созданную им управляющую организацию - ООО «Ковчег» и невнесением в полном объеме собственниками помещений платы за жилищно-коммунальные услуги, у нашей организации отсутствует возможность осуществлять хозяйственную деятельность и образовалась задолженность перед ресурсоснабжающими организациями, в большей степени перед АО «АТЭК».
Согласно п. 2 ч. 1 статьи 157.2 ЖК РФ одним из оснований для заключения договора ресурсоснабжения между собственниками помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией (далее - прямой договор) является прекращение заключенных в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации, между лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, и ресурсоснабжающей организацией, договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в т0М числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) в части снабжения коммунальными ресурсами в целях предоставления соответствующей коммунальной услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме (далее - договор ресурсоснабжения) вследствие одностороннего отказа ресурсоснабжающей организации от исполнения договора ресурсоснабжения.
В связи с наличием задолженности, подтвержденной вступившими в законную силу судебными, АО «АТЭК» была инициирована процедура расторжения договора поставки тепловой энергии № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ от АО «АТЭК» получено уведомление об одностороннем отказе от исполнения договора.
В соответствии с п. 5 ст. 157.2 ЖК РФ по истечении тридцати дней с даты направления уведомления ООО УК «Доверие» договор ресурсоснабжения считается прекращенным в части снабжения коммунальными ресурсами в целях предоставления соответствующей коммунальной услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и продолжает действовать в части приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, считаются заключенными в указанном случае со всеми собственниками помещений в многоквартирном доме одновременно. При этом заключение договора в письменной форме не является обязательным.
Также, в соответствии со ст.ст. 6, 7 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ (Правила), договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия). Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами.
Таким образом, между собственниками помещений дома по адресу <адрес> А и Ответчиком фактически сложились договорные отношения были заключены прямые договора поставки тепловой энергии в жилые помещения.
Представитель третьего лица ООО «Ковчег» по доверенности ФИО28 в судебном заседании просил иск удовлетворить по доводам, указанном стороной истца.
Заслушав явившиеся стороны, изучив материалы дела, суд полагает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ Филиала Акционерного общества «Автономная теплоэнергетическая компания» в адрес ООО «УК Доверие», ГЖИ <адрес> об одностороннем отказе от исполнения договора указано:
«Уведомляю Вас, что задолженность ООО "УК" Доверие» перед филиалом АО «АТЭК» «Новороссийские тепловые сети» за поставку тепловой энергии, в соответствии с договором № от ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на 30.06.2019г., согласно акта сверки, составляет 2 837 897,69 рублей, что превышает две среднемесячные величины обязательств по оплате по договору № от 01.03.2014г. В соответствии с частью 2 статьи 157.2 Жилищного кодекса РФ - ресурсоснабжающая организация вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения заключенных с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, договора ресурсоснабжения при наличии у лица,- осуществляющего управление многоквартирным домом, признанной им или подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом задолженности перед ресурсоснабжающей организацией в размере, равном или превышающем две среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения независимо от факта последующей оплаты данной задолженности лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, за исключением случая полного погашения данной задолженности лицом,, осуществляющим управление многоквартирным домом, до вступления в законную силу судебного акта.
На основании вышеизложенного, АО «АТЭК» уведомляет Вас о расторжении в одностороннем порядке договора на поставку тепловой энергии № от 10.08.2017г. с ООО "Атмосфера", о чем информируют Вас в соответствии с частью 3 статьи 157.2 Жилищного кодекса РФ. В соответствии с частью 5 статьи 157.2 Жилищного кодекса РФ – по истечении тридцати дней с даты направления лицу, осуществляющему управление многоквартирным домом, предусмотренного частью 3 настоящей статьи уведомления договор ресурсоснабжения считается прекращенным в части снабжения коммунальными ресурсами в целях предоставления соответствующей коммунальной услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и продолжает действовать в части приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирных домах.
В связи с переводом многоквартирных домов по адресам: <адрес>А; <адрес>А - на прямые договора, прошу Вас, в соответствии с п. 1 ч. 11 ст. 161 ЖК РФ предоставить информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги (номер квартиры, площадь каждого помещения, ФИО собственников жилых помещений, копии документов подтверждающих право собственности, количество проживающих в отношении каждого помещения, при наличии горячего водоснабжения копии актов ввода в эксплуатацию узлов учета горячего водоснабжения, копию паспорта на прибор учета ГВС).»
Решением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № А32-2968/2020 по иску общества с ограниченной ответственностью «Ковчег» к акционерному обществу «Автономная теплоэнергетическая компания» об обязании заключить договор на поставку тепловой энергии на объект - многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>А, оставленным без изменения постановлением арбитражного суда апелляционной инстанции по проверке законности и обоснованности решений (определений) арбитражных судов от ДД.ММ.ГГГГ, суд обязал акционерное общество «Автономная теплоэнергетическая компания», <адрес>, в лице Новороссийского филиала, <адрес> (ИНН 2312054894, ОГРН 1022301974420) заключить с обществом с ограниченной ответственностью «Ковчег», <адрес> (ИНН 2311232505, ОГРН 1172375017836) договор снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг по горячему водоснабжению и отоплению (УК, ТСЖ, ЖСК) на приведенных в резолютивной части решения условиях.
Решение мотивировано тем, что в настоящее время в обслуживаемом истцом многоквартирном доме сохраняется механизм «прямых расчетов», который был установлен ранее и который продолжает действовать до принятия нового решения собрания о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации договоров электроснабжения с ресурсоснабжающей организацией (так называемых «прямых договоров»). Отказ ресурсоснабжающей организации от заключения договора на поставку тепловой энергии с новой управляющей компанией для предоставления коммунальных услуг собственникам помещений многоквартирного дома и настаивание на заключении с истцом договора на поставку тепловой энергии только в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, является незаконным.
У сторон имеются разногласия по предложенной истцом редакции договора снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг по горячему водоснабжению и отоплению (УК, ТСЖ, ЖСК).
Ответчик настаивал на существовании прямых договоров теплоснабжения с собственниками помещений многоквартирного дома, что препятствует заключение договора с управляющей компанией. По мнению ответчика, истец имеет право заключить договор теплоснабжения только в отношении мест общего пользования многоквартирного дома.
Как следует из материалов дела, общим собранием собственников помещений многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>А, от ДД.ММ.ГГГГ были приняты решения о выборе управляющей компании в лице ООО «Ковчег» и наделении последней полномочиями от лица собственников многоквартирного дома заключать договоры ресурсоснабжающими организациями.
Протокол указанного собрания оспаривался в судебном порядке и признан судом законным, что подтверждается вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу №.
Государственной жилищной инспекцией <адрес> было принято решение № от ДД.ММ.ГГГГ о включении многоквартирного дома в перечень многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет ООО «Ковчег».
С указанной даты ООО «Ковчег» в силу закона приступило к исполнению своих обязанностей. ДД.ММ.ГГГГ ООО «Ковчег» обратилось в АО «АТЭК» «Новороссийские тепловые сети» с заявлением исх. № от ДД.ММ.ГГГГ о заключении договора теплоснабжения с ДД.ММ.ГГГГ на объект - многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>А.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ООО «Ковчег» от АО «АТЭК» поступило письмо исх. № ИП04/1000-06-3233 от ДД.ММ.ГГГГ, в котором компания указала на расторжение договора теплоснабжения по указанному объекту с предыдущей управляющей компанией и предложила представить дополнительные документы для заключения договора поставки ресурса только для содержания мест общего пользования многоквартирного дома.
ДД.ММ.ГГГГ ООО «Ковчег» направило в АО «АТЭК» повторное заявление исх. № с просьбой заключить договор теплоснабжения на весь многоквартирный дом.
17.12.2019 компания направила в адрес общества письмо исх. № ИП- 04/1000-06-3644 с приложением проекта договора на поставку тепловой энергии от ДД.ММ.ГГГГ№, в котором указала лишь на снабжение тепловой энергией, потребляемой при содержании общего имущества многоквартирного дома.
09.01.2020 компания направила в адрес общества еще одно письмо, в котором указала, что с ДД.ММ.ГГГГ перешла на прямые договоры по предоставлению услуги по отоплению и горячему водоснабжению с собственниками жилых помещений в многоквартирном доме и отказала обществу в заключении договора на поставку всего объема тепловой энергии в жилые помещения многоквартирного дома.
Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством (пункт 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т. п.).
Отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.
Ответчик указал на то, что с ДД.ММ.ГГГГ фактически установились прямые взаимоотношения между собственниками жилых помещений многоквартирного дома и компанией, общее собрание жильцов данного дома не предоставляет ООО «Ковчег» право на заключение договора от своего имени для дальнейшего предоставления коммунальных услуг жильцам (на осуществление функций исполнителя коммунальных услуг), ООО «Ковчег» не уполномочен заключать договор ресурсоснабжения в отношении жилых помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>А, поскольку между собственниками и ресурсоснабжающей организацией действуют прямые договоры.
В протоколе внеочередного общего собрания собственником помещений многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ решено наделить ООО «Ковчег» полномочиями от лица собственников многоквартирного дома обратиться с заявкой (офертой) ко всем организациям, связанным обязательствами перед собственниками, как управляющая компания.
Порядок внесения платы за коммунальные услуги урегулирован статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Ранее согласно действовавшему пункту 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений многоквартирного дома на основании решения общего собрания могли вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям. То есть, указанная норма предусматривала возможность перехода жителей на «прямые расчеты» с ресурсоснабжающей организацией, минуя управляющую организацию.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» (далее - Закон № 59-ФЗ) вышеуказанная норма (пункт 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации) утратила силу.
При этом законодательное урегулирование отношений по возможному предоставлению коммунальных услуг собственникам помещений напрямую ресурсоснабжающей организацией было реализовано путем внесения в положения Жилищного Кодекса статьи 157.2 (предоставление коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами).
Так, пункт 1 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме предоставляются ресурсоснабжающей организацией в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, в случаях, предусмотренных подпунктами 1-3 пункта 1 данной статьи, а именно:
1) при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса (подпункт 1);
2) при прекращении заключенных в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации, между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией соответственно договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) в части снабжения коммунальными ресурсами в целях предоставления соответствующей коммунальной услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме вследствие одностороннего отказа ресурсоснабжающей организации от исполнения договора ресурсоснабжения (подпункт 2);
3) если между собственниками помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией заключены договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги при изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации (подпункт 3).
При этом, как следует из пункта 6 статьи 3 Закона № 59-ФЗ, если до вступления в силу данного Закона были приняты решения общих собраний о «прямых расчетах» собственников в многоквартирном доме за потребленные коммунальные ресурсы с ресурсоснабжающей организацией, то установленный ими порядок продолжает действовать до принятия нового решения собрания, предусмотренного подпунктом 4.4 пункта 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации. Внесение платы ресурсоснабжающей организации собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме признается исполнением ими своих обязательств перед управляющей организацией, а последняя сохраняет ответственность за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Таким образом, приняв во внимание вышеуказанные положения, следует строго отличать имевшееся в законодательстве понятие «прямые расчеты» и новые положения закона о «прямых договорах».
Прежний порядок «прямых расчетов», который был реализован собственниками на основании пункта 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, сохраняет свое действие, однако не заменяет решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о «прямых договорах», предусмотренного подпунктом 4.4 пункта 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, который является необходимым для применения к спорным правоотношениям изменений, внесенных в Жилищный кодекс Законом № 59-ФЗ.
Сведений о том, что собственники помещений спорного многоквартирного дома принимали на общем собрании решение о переходе на «прямые договоры» с ресурсоснабжающей организацией в порядке, предусмотренном подпунктом 4.4 пункта 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации по коммунальным услугам электроснабжения, материалы дела не содержат.
Напротив, протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>А, от ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 50, т. 1) собственники помещений решили наделить ООО «Ковчег» полномочиями от их лица заключать договоры с ресурсоснабжающими организациями, обращаться с заявкой (офертой) ко всем организациям, связанным с выполнением обязательств перед собственниками как управляющая компания (вопрос №).
Указанное, вопреки доводам ответчика, не свидетельствует о принятии собственниками решения о переходе на «прямые договоры», а наоборот подтверждает факт наделения управляющей компании статусом исполнителя коммунальных услуг.
Статья 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации в подпункте 3 пункта 1 устанавливает еще один случай предоставления коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирном доме по «прямым договорам» при наличии следующих условий:
1) между собственниками помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией были заключены договоры, содержащие положения о предоставлении коммунальных услуг,
2) имеется решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги при изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации. В силу приведенных норм при принятии решения об изменении способа управления домом (выборе управляющей компании) или о выборе управляющей организации собственники помещений в многоквартирном доме могут принять решение о сохранении ранее действовавшего порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги.
Только в таком случае продолжают действовать договоры энергоснабжения, которые были ранее заключены ресурсоснабжающей организацией с собственниками (пользователями) помещений в многоквартирных домах на основании пунктов 6-9, 14, 15, 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, пункт 30 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ еще до момента принятия собственниками решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации.
Между тем, сведений об изменения способа управления в обслуживаемом истцом многоквартирном доме, договоров энергоснабжения, заключенных ресурсоснабжающей организацией с собственниками (пользователями) помещений в спорном многоквартирном доме ранее, а также в настоящий момент, в материалах дела не имеется. Ссылаясь на наличие заключенных с собственниками прямых договоров, ответчик таковых в материалы дела не представил.
Доказательств того, что ранее до выбора способа управления домами посредством управляющей организации в спорных домах имела место, например, непосредственная форма управления, при которой существуют прямые договоры между собственниками помещений и ресурсоснабжающей организацией, в материалы дела также не представлено.
Подпункт 8 пункта 1 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляет ресурсоснабжающей организации право отказаться от заключения договора ресурсоснабжения с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, в случае заключения договоров, предусмотренных частью 1 настоящей статьи.
В рассматриваемом случае перехода с «прямых расчетов» на «прямые договоры» в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, не произошло.
Существовавшие до ДД.ММ.ГГГГ «прямые расчеты» не могут автоматически трансформироваться в «прямые договоры» при несоблюдении процедуры, которую предусмотрел законодатель в подпунктах 1 и 3 части 1 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, а именно в отсутствие принятых собственниками соответствующих решений на общем собрании.
В настоящее время в обслуживаемом истцом многоквартирном доме сохраняется механизм «прямых расчетов», который был установлен ранее и который продолжает действовать до принятия нового решения собрания о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации договоров электроснабжения с ресурсоснабжающей организацией (т. н. «прямых договоров»).
При указанных обстоятельствах, доводы ответчика о наличии фактически заключенных с собственниками «прямых договоров» со ссылкой на то, что имеются «прямые расчеты» с ресурсоснабжающей организацией, и длительное время собственники оплачивают тепловую энергию для индивидуального потребления напрямую компании, нельзя признать правомерными и основанными на нормах действующего законодательства.
Отказ ресурсоснабжающей организации от заключения договора на поставку тепловой энергии с управляющей компанией для предоставления коммунальных услуг собственникам помещений многоквартирного дома и настаивание на заключении с истцом договора на поставку тепловой энергии только в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, является незаконным.
Таким образом, в отсутствие указанных обстоятельств получение хозяйствующим субъектом в установленном законом порядке статуса управляющей организации влечет за собой возникновение у нее статуса исполнителя коммунальных услуг с неотъемлемой обязанностью по предоставлению коммунальных услуг конечным потребителям и расчетом за коммунальные ресурсы с ресурсоснабжающей организацией, что само по себе предполагает заключение договоров с организациями коммунального комплекса и согласование договорных условий, исходя из наличия указанного статуса.
С момента принятия собственниками помещений в МКД решения о выборе в качестве способа управления МКД управления управляющей организацией собственник не может самостоятельно заключать договоры с РСО. Управляющая организация становится исполнителем коммунальных услуг и обязана заключить договоры на приобретение всего объема коммунальных ресурсов, подаваемых в МКД (до границы ответственности управляющей организации).
Данный правовой подход содержится в определениях Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-КГ14-8259, от ДД.ММ.ГГГГ№-ЭС16- 4138.
Не состоятельны доводы ответчика о том, что в силу одностороннего отказа Компании от исполнения договора с предыдущей управляющей организацией, с собственниками помещений многоквартирных жилых домов заключены прямые договоры, в связи с чем отсутствуют основания для заключения дополнительных соглашений к договорам ресурсоснабжения с истцом, поскольку односторонний отказ от исполнения договоров теплоснабжения и горячего водоснабжения имел место не в отношении истца.
Таким образом, с учетом вышеупомянутого решения Арбитражного суда суд при рассмотрении настоящего иска приходит к выводу о том, что АО «АТЭК» (ресурсоснабжающая организация по поставке тепловой энергии) по собственной инициативе, в одностороннем порядке, самоуправно перешло на "прямые договора" поставки энергоресурса собственникам жилых помещений в МКД.
Такой переход на «прямые договора» является незаконным и нарушает права и законные интересы собственников жилых помещений МКД, так как ответчик подменил понятие «прямые расчеты» и новые положения закона «о прямых договора».
Заключение «прямых договоров» между собственниками жилых помещений МКД и ресурсоснабжающей организацией АО «АТЭК» невозможно, так как МКД оборудован индивидуальным тепловым пунктом (ИТП), то есть МКД самостоятельно производит коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению.
При отсутствии централизованной системы горячего водоснабжения в МКД исполнителем коммунальной услуги является управляющая организация, что делает невозможным переход на прямые договоры с собственниками (Определение Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 301- ЭС20-18436 по делу N А17-8192/2019)
На основании пунктов 1 и 6 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" при централизованной закрытой системе теплоснабжения и горячего водоснабжения с потребителями горячей воды заключается договор горячего водоснабжения, содержащий условия и правила подачи горячей воды, регулируемые Законом №- ФЗ.
В соответствии со статьей 15.1 и пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ "О теплоснабжении" при централизованной открытой системе теплоснабжения и горячего водоснабжения с потребителями коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению заключается договор теплоснабжения и поставки горячей воды.
Из указанных норм отраслевого законодательства следует, что ресурсоснабжающая организация, осуществляющая деятельность по горячему водоснабжению при использовании закрытых систем горячего водоснабжения и по поставке горячей воды при использовании открытых систем теплоснабжении и горячего водоснабжения, не может признавать тепловую энергию в качестве коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирные дома, поскольку в указанном случае следовало бы признать под коммунальным ресурсом, поставляемым в многоквартирные дома в целях предоставления коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодную воду или теплоноситель, что, однако, не соответствует предмету договоров, поименованных в статье 13 Закона № 416-ФЗ и статье 15.1 Закона № 190-ФЗ.
Так, в пункте 38 Правил № предусмотрено, что в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Правилами № «Предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 354 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" не предусмотрено применение тепловой энергии в качестве коммунальной услуги, что соответствует положениям части 4 статьи 154 ЖКРФ.
На основании вышеизложенного, в случае самостоятельного производства (исполнителем) коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению между собственниками помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией договор предоставления коммунальной услуги, предусмотренный статьей 157.2 ЖК РФ, заключен быть не может, поскольку в данном случае ресурсоснабжающая организация предоставляет коммунальный ресурс для самостоятельного производства коммунальной услуги и сама не является производителем такой услуги.
В данном случае исполнителем коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению является управляющая организация - ООО «Ковчег» с использованием ИТП.
Руководствуясь ст.ст.232-237 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаключенным договор поставки тепловой энергии (отопления и горячего водоснабжения) между собственником жилых помещений в многоквартирном доме по адресу <адрес> А, и ресурсоснабжающей организацией – Акционерное общество «Автономная теплоэнергетическая компания».
Ответчик вправе подать в Октябрьский районный суд <адрес> заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня получения копии решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: И.В. Кириленко