ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-7/2024 от 14.02.2024 Палехского районного суда (Ивановская область)

Дело 2-7/2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п. Лух 14 февраля 2024 года

Палехский районный суд Ивановской области в составе:

председательствующего судьи Верховской Е.П.,

при секретаре ФИО2,

с участием прокурора ФИО3,

представителя ответчика - администрации Лухского муниципального района Ивановской области ФИО4,

представителя ответчика – Правительства Ивановской области ФИО5,

представителя третьего лица – ОБУЗ «Лухская ЦРБ» ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Лухского района Ивановской области, выступающего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Лухского муниципального района Ивановской области, Правительству Ивановской области об обязании совершить определенные действия,

установил:

Прокурор Лухского района Ивановской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Лухского муниципального района Ивановской области об обязании в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, за постановкой на учет как бесхозяйных следующих объектов недвижимого имущества, расположенных на территории ОБУЗ «Лухская ЦРБ» по адресу: Ивановская область, пос. Лух м. Сосновый Бор, д. 1, а именно: трех пожарных гидрантов, насоса повысителя, трех металлических емкостей для воды.

К участию в деле в качестве соответчика было привлечено Правительство Ивановской области в связи с установлением того, что часть спорного имущества находится на земельном участке, принадлежащем Ивановской области.

Прокурор в судебном заседании 14.02.2024 года уточнил свои исковые требования, просил обязать администрацию Лухского муниципального района Ивановской области в течение 9 месяцев с момента вступления решения в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, за постановкой на учет как бесхозяйного единого недвижимого комплекса – станции внешнего пожаротушения, расположенной по адресу: Ивановская область, пос. Лух м. Сосновый Бор, д. 6, состоящей из насоса-повысителя и технологически присоединенных к нему трех металлических емкостей для воды и пожарного гидранта, расположенных на земельном участке с кадастровым номером

Требования мотивированы тем, что прокуратурой на основании информации начальника 23 ПСЧ 2 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Ивановской области об отсутствии собственника системы внешнего пожаротушения, расположенной на территории ОБУЗ «Лухская ЦРБ», проведена проверка соблюдения законодательства о муниципальной собственности. В ходе проверки установлено, что 25.12.2012 года между ОБУЗ «Лухская ЦРБ» и Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации Лухского муниципального района Ивановской области (далее – КУМИЗО) заключен договор безвозмездного пользования имуществом №12/12, согласно которому КУМИЗО передано, а ОБУЗ «Лухская ЦРБ» принято в безвозмездное пользование помещение станции пожаротушения площадью 24 кв.м, расположенного по адресу: Ивановская область, пос. Лух, м. Сосновый Бор, д. 6. Но данная система наружного пожаротушения на балансе больницы не состоит, ей не передана. Данное оборудование в реестре муниципального имущества не числится, имеет признаки бесхозяйного имущества.

В судебном заседании представитель истца ФИО3 заявленные и уточненные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Пояснил, что требований к Правительству Ивановской области прокуратурой не заявляется.

Представитель ответчика - администрации Лухского муниципального района Ивановской области ФИО4 с исковыми требованиями в уточненном виде согласился, иск признал.

Ранее в судебных заседаниях представитель ответчика - администрации Лухского муниципального района Ивановской области ФИО4 показал, что станция пожаротушения строилась в 2000-х годах для защиты от пожара больницы.

Представитель ответчика – Правительства Ивановской области ФИО5 показал, что распорядителем областного имущества является Департамент управления имуществом Ивановской области. Распоряжением Правительства Ивановской области определенное имущество было передано Ивановской области, Департаментом заключались договоры оперативного управления имуществом. Он считает Правительство ненадлежащим ответчиком, так как постановка на учет спорных бесхозяйных объектов в соответствии с нормами ГК РФ может быть осуществлена органом местного самоуправления, на территории которого расположен данный объект. Прокурор не указал обстоятельства, на которых основывает свои требования к Правительству. Просит отказать в удовлетворении исковых требований к Правительству Ивановской области отказать.

Представитель третьего лица – ОБУЗ «Лухская ЦРБ» ФИО6 с исковыми требованиями согласен, показал, что территория ОБУЗ «Лухская ЦРБ» огорожена забором, имеет номер дома №1 м. Сосновый Бор. На территории больницы находятся 2 гидранта в земле. Насосная станция, 1 гидрант, три емкости для воды находятся по адресу: пос. Лух, м. Сосновый Бор, дом 6, за территорией ОБУЗ «Лухская ЦРБ». Само помещение станции передано больнице в постоянное бессрочное пользование в 2012 году. Станция пожаротушения не работает с 2014 года, систему никто не обслуживает, ранее МЧС давало предписания больнице. На балансе больницы станция пожаротушения не состоит.

Третье лицо – Департамент управления имуществом Ивановской области в судебное заседание не явился, представил отзыв, согласно которого МУЗ «Лухская ЦРБ» по распоряжению Правительства Ивановской области от 12.12.2012 года №347-рп было передано в собственность Ивановской области, включая объекты недвижимости и движимое имущество. Перечень недвижимого имущества по адресу: пос. Лух, м. Сосновый Бор, д. 1, передаваемого в собственности Ивановской области, содержал нежилое здание лечебного корпуса (литер Б) и земельный участок кадастровым номером 37:10:020119:213, общей площадью 28154 кв.м. Иные объекты недвижимого имущества, расположенные на данном земельном участке, не передавались, а значит, продолжают находиться в муниципальной собственности Лухского муниципального района. Просит отказать в удовлетворении требований прокурора к Правительству Ивановской области.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав лиц, участвующих в деле, свидетеля, изучив материалы дела, суд находит заявленные исковые требования обоснованными, подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 12 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), создающих угрозу нарушения прав граждан, в том числе, права на защиту жизни и здоровья, которые в силу ст. 150 ГК РФ относятся к неотъемлемым нематериальным благам.

Согласно п.9 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В соответствии с п. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 ГК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

Согласно ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Согласно п. п. 3, 5 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Как следует из п.7 ч.3 ст. 3 этого же Федерального закона, к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относится принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей.

Приказом Росреестра от 15.03.2023 N П/0086 установлен Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.

В соответствии с пунктами 1, 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

В соответствии с пункту 1 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не соответствующее требованиям ч. 1 ст. 50 Федерального закона N 131-ФЗ, указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению. Порядок и сроки отчуждения такого имущества устанавливаются федеральным законом (ч. 5 ст. 50 Федерального закона N 131-ФЗ).

Согласно письма на имя прокурора Лухского района начальника 23 ПСЧ 2 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Ивановской области ФИО7 на территории ОБУЗ «Лухская ЦРБ» для целей пожаротушения расположены пожарные гидранты, которые в настоящее время использовать невозможно в виду неисправного состояния насоса-повысителя. Систем состоит из трех пожарных гидрантов, два из которых расположены на территории ЦРБ, один – у хозяйственного блока (котельная, гаражи, насосная), трех металлических емкостей для воды, находящихся у хозяйственного блока и насоса-повысителя, который установлен в хозяйственном блоке. Все вышеперечисленное оборудование не имеет собственника, что осложняет проведение мероприятий по приведению данной системы в рабочее состояние. На балансе администрации Лухского муниципального района оборудование не числится, ОБУЗ Лухская ЦРБ его из казны администрации не принимала. Просит принять меры к установлению собственника пожарных гидрантов, насоса-повысителя и трех металлических емкостей, которые, в целом, являются системой наружного противопожарного водоснабжения с целью для дальнейшего восстановления их работоспособного состояния для противопожарной защиты объекта здравоохранения (л.д. 7).

Согласно сообщению администрации Лухского муниципального района система наружного противопожарного водоснабжения находится в работоспособном состоянии, зоной ответственности данной системы является территория, здания и помещения ОБУЗ «Лухская ЦРБ». Данная система была введена в эксплуатацию одновременно с ОБУЗ «Лухская ЦРБ». В реестре муниципального оборудования она не числится (л.д. 8).

Распоряжением Правительства Ивановской области от 12.12.2012 года №347-рп собственность МУЗ Лухская ЦРБ была передана из муниципальной собственности Лухского муниципального района в собственность Ивановской области. По перечню были переданы здания больницы, земельный участок по адресу: Ивановская область, пос. Лух м. Сосновый Бор, д. 1 (л.д. 9-10).

По договору безвозмездного пользования имуществом №12/12 от 25.12.2012 года КУМИЗО передало ОБУЗ «Лухская ЦРБ» помещение станции пожаротушения, расположенное в здании котельной и гаража по адресу: Ивановская область, пос. Лух м. Сосновый Бор, <адрес> (л.д. 11, 12, 14-16).

Согласно сообщения ОБУЗ «Лухская ЦРБ» на балансе больницы не числятся три пожарных гидранта, насос-повысителя, 3 металлических емкости для воды (л.д. 13).

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО7 – начальник 23 ПСЧ 2 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Ивановской области, показал, что для здания больницы была необходима система пожаротушения Имеется единый комплекс пожаротушения – 3 емкости с водой, насос-повыситель, гидранты.

Согласно выписок из ЕГРН на земельном участке по адресу: Ивановская область, пос. Лух м. Сосновый Бор, д.6, с кадастровым номером 37:10:020119:214 расположена станция пожаротушения. Данный земельный участок к ОБУЗ «Лухская ЦРБ» не относится.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что станция внешнего пожаротушения расположена по адресу: Ивановская область, пос. Лух м. Сосновый Бор, д. 6, на земельном участке с кадастровым номером , является единым недвижимым комплексом, состоит из насоса-повысителя и технологически присоединенных к нему трех металлических емкостей для воды и одного пожарного гидранта. Собственника данный единый недвижимый комплекс не имеет. Поэтому администрация Лухского муниципального района Ивановской области обязана обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, за постановкой на учет как бесхозяйного указанного недвижимого имущества.

Возражений против срока исполнения решения у участников процесса не было.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора, считая их обоснованными.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Лухского района Ивановской области удовлетворить.

Обязать администрацию Лухского муниципального района Ивановской области (ИНН 3716000906, ОГРН 1033700710042) в течение 9 месяцев с момента вступления решения в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, за постановкой на учет как бесхозяйного единого недвижимого комплекса – станции внешнего пожаротушения, расположенной по адресу: Ивановская область, пос. Лух м. Сосновый Бор, д. 6, состоящей из насоса-повысителя и технологически присоединенных к нему трех металлических емкостей для воды и пожарного гидранта, расположенных на земельном участке с кадастровым номером .

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Палехский районный суд Ивановской области в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме (21 февраля 2024 года).

Председательствующий: Е.П. Верховская