ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-8(4)2011 от 11.01.2011 Пугачевского районного суда (Саратовская область)

Дело № 2-8 (4)2011 год.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 января 2011 года с. Перелюб

Пугачевский районный суд (4) Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Петькина С.В.,

при секретаре Саматовой А.С.,

с участием помощника прокурора Перелюбского района Саратовской области Стриганкова И.В.,

представителей ответчика Федерального государственного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Саратовской области» по доверенности №20 от 22.10.2010 года ФИО1, по доверенности №1 от 11.01.2011 года ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Перелюбского района Саратовской области к федеральному государственному учреждению «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Саратовской области» о понуждении разработать производственную программу

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Перелюбского района Саратовской области в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к федеральному государственному учреждению «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Саратовской области» о признании бездействия Федерального государственного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Саратовской области», выразившееся в непринятии мер по разработке производственной программы на услуги водоснабжения в с. Перелюб Саратовской области, незаконным и обязании Федерального государственного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Саратовской области» разработать производственную программу на услуги водоснабжения в с. Перелюб Саратовской области.

В обоснование заявления указано, что прокуратурой Перелюбского района Саратовской области проведена проверка соблюдения законодательства об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса в деятельности Перелюбского филиала федерального государственного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Саратовской области», в ходе которой установлено что, Перелюбским филиалом федерального государственного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Саратовской области» плата за услуги водоснабжения с населения взимается без установленных тарифов. При этом, производственная программа указанной организации коммунального комплекса до настоящего времени не разработана. Как указано в иске, указанное обстоятельство подтверждается обращением Главы Перелюбского муниципального образования Перелюбского муниципального района Саратовской области ФИО3 от 29.10.2010 г. № 35, письмом директора Перелюбского филиала ФГУ «Управление «Саратовмелиоводхоз» ФИО4 от 19.10.2010 г. № 108, письмом заместителя директора Перелюбского филиала ФГУ «Управление «Саратовмелиоводхоз» ФИО5 от 01.12.2010 г. № 189, письмом заместителя директора Перелюбского филиала ФГУ «Управление «Саратовмелиоводхоз» ФИО5 от 07.12.2010 г. № 192. Как указано прокурором, бездействием ФГУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Саратовской области», выразившимся в непринятии мер по разработке производственной программы, нарушаются жилищные права и интересы неопределенного круга лиц - населения с. Перелюб Саратовской области на надлежащий расчет размера платы за коммунальные услуги, поскольку тарифы на услуги водоснабжения указанной организации коммунального комплекса до настоящего времени не установлены. По факту выявленного нарушения 06.09.2010 г. прокуратурой района в адрес директора Перелюбского филиала ФГУ «Управление «Саратовмелиоводхоз» ФИО4 было внесено представление с требованием обеспечить согласование производственной программы. В своем ответе от 19.10.2010 г. № 108 на указанное представление директор Перелюбского филиала ФГУ «Управление «Саратовмелиоводхоз» ФИО4 сообщил, что документы по изменению тарифа на 2011 год находятся в стадии оформления по производственной программе, утвержденной министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, а также указал, что тарифы на услуги водоснабжения установлены решением районного Собрания Перелюбского муниципального района Саратовской области от 28.02.2008 года № 1 п. 15. Вместе с тем, в соответствии с письмом заместителя директора Перелюбского филиала ФГУ «Управление «Саратовмелиоводхоз» ФИО5 от 01.12.2010 г. № 189 производственная программа организации на услуги водоснабжения до настоящего времени не разработана. Кроме того, решение районного Собрания Перелюбского муниципального района Саратовской области от 28.02.2008 года № 1 п. 15 «О тарифе на воду для потребителей левобережной зоны с. Перелюб на 2008 год» в настоящее время не действует, поскольку указанным муниципальным правовым актом тарифы были установлены только на 2008 год, о чем прямо указанно в тексте решения.

Кроме того, прокурор указывает, что обязание федерального государственного учреждения исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства в области регулирования тарифов организаций коммунального комплекса может быть обеспечено судебным решением.

В судебном заседании помощник прокурора Стриганков И.В. заявленные требования прокурора поддержал в полном объеме.

Представитель Федерального государственного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Саратовской области» ФИО1 в удовлетворении исковых требований прокурора просила отказать. При этом указала, что Перелюбский филиал ФГУ « Управление «Саратовмелиоводхоз» на основании приказа директора ФГУ «Управление «Саратовмелиоводхоз» от 06.10.2010 года №294 «О совершенствовании структуры «ФГУ «Управление «Саратовмелиоводхоз», ликвидации Перелюбского филиала» ликвидируется в срок до 29.12.2010 года. Кроме того, директором «ФГУ «Управление »Саратовмелиоводхоз» принято решение о прекращении оказания услуг по водоснабжению в с. Перелюб с 31.01.2011 года, что закреплено в приказе от 21.12.2010 года №391, в связи с чем ответчиком не будет осуществляться забор ( изъятие) водных ресурсов из Марьевского водохранилища. Кроме того, указала, что при условии ликвидации и прекращения оказания услуг по водоснабжению в с. Перелюб обязание ответчика разработать производственную программу на услуги водоснабжения в с. Перелюб является нецелесообразной мерой.

Представитель Федерального государственного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Саратовской области» ФИО2 в удовлетворении исковых требований прокурора просил отказать.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования прокурора Перелюбского района, подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное водоснабжение.

Частью 2 ст. 157 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" подлежат регулированию тарифы на услуги организаций коммунального комплекса - производителей услуг в сфере водоснабжения.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 3 указанного Федерального закона достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса, является одним из общих принципов регулирования тарифов и надбавок.

Частью 1 ст. 9 Федерального закона предусмотрено, что регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов.

В соответствии с ч. 2 ст. 9 Федерального закона организация коммунального комплекса разрабатывает на очередной период действия тарифов на производимые ею товары (оказываемые услуги) производственную программу, определяет финансовые потребности, необходимые для ее реализации, и производит предварительный расчет тарифов на свои товары и услуги в размере, обеспечивающем эти финансовые потребности.

Согласно ч. 3 ст. 9 Федерального закона производственная программа, а также расчет необходимых для ее реализации финансовых потребностей и соответствующих им тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса направляется организацией коммунального комплекса в орган регулирования не менее чем за три календарных месяца до даты окончания текущего периода действия тарифов на товары и услуги этой организации для проверки обоснованности производственной программы, обоснованности расчета тарифов на товары и услуги этой организации, а также для определения доступности для потребителей товаров и услуг данной организации.

Частью 7 ст. 9 Федерального закона установлено, что по завершении проверки обоснованности предоставленных организацией коммунального комплекса расчетов финансовых потребностей, необходимых для реализации ее производственной программы, и соответствующих этим потребностям тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса орган регулирования согласовывает производственную программу и устанавливает соответствующие этой программе тарифы на товары и услуги организации коммунального комплекса.

Тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса на очередной период их действия должны быть установлены не менее чем за один календарный месяц до даты окончания текущего периода их действия (ч. 8 ст. 9).

Следовательно, производственная программа организации коммунального комплекса является основой для установления органом регулирования тарифов на услуги водоснабжения. Без производственной программы тарифы на услуги водоснабжения установлены быть не могут.

Однако, в нарушение указанных требований закона Перелюбским филиалом федерального государственного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Саратовской области» плата за услуги водоснабжения с населения взимается без установленных тарифов. При этом, производственная программа указанной организации коммунального комплекса до настоящего времени не разработана.

Указанное обстоятельство подтверждается обращением Главы Перелюбского муниципального образования Перелюбского муниципального района Саратовской области ФИО3 от 29.10.2010 г. № 35, письмом директора Перелюбского филиала ФГУ «Управление «Саратовмелиоводхоз» ФИО4 от 19.10.2010 г. № 108, письмом заместителя директора Перелюбского филиала ФГУ «Управление «Саратовмелиоводхоз» ФИО5 от 01.12.2010 г. № 189, письмом заместителя директора Перелюбского филиала ФГУ «Управление «Саратовмелиоводхоз» ФИО5 от 07.12.2010 г. № 192.

При указанных обстоятельствах бездействием ФГУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Саратовской области», выразившимся в непринятии мер по разработке производственной программы, нарушаются жилищные права и интересы неопределенного круга лиц - населения с. Перелюб Саратовской области на надлежащий расчет размера платы за коммунальные услуги, поскольку тарифы на услуги водоснабжения указанной организации коммунального комплекса до настоящего времени не установлены.

По факту выявленного нарушения 06.09.2010 г. прокуратурой района в адрес директора Перелюбского филиала ФГУ «Управление «Саратовмелиоводхоз» ФИО4 было внесено представление с требованием обеспечить согласование производственной программы.

В своем ответе от 19.10.2010 г. № 108 на указанное представление директор Перелюбского филиала ФГУ «Управление «Саратовмелиоводхоз» ФИО4 сообщил, что документы по изменению тарифа на 2011 год находятся в стадии оформления по производственной программе, утвержденной министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, а также указал, что тарифы на услуги водоснабжения установлены решением районного Собрания Перелюбского муниципального района Саратовской области от 28.02.2008 года № 1 п. 15.

Вместе с тем, в соответствии с письмом заместителя директора Перелюбского филиала ФГУ «Управление «Саратовмелиоводхоз» ФИО5 от 01.12.2010 г. № 189 производственная программа организации на услуги водоснабжения до настоящего времени не разработана.

Кроме того, решение районного Собрания Перелюбского муниципального района Саратовской области от 28.02.2008 года № 1 п. 15 «О тарифе на воду для потребителей левобережной зоны с. Перелюб на 2008 год» в настоящее время не действует, поскольку указанным муниципальным правовым актом тарифы были установлены только на 2008 год, о чем прямо указанно в тексте решения.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в том числе и неопределенного круга лиц.

При указанных обстоятельствах, суд оценивая собранные по делу доказательства, считает, что заявленные требования прокурора в части признания бездействия федерального государственного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Саратовской области», выразившееся в непринятии мер по разработке производственной программы на услуги водоснабжения в с. Перелюб Саратовской области, являются обоснованными.

Как установлено в судебном заседании, Перелюбский филиал ФГУ « Управление «Саратовмелиоводхоз» на основании приказа директора ФГУ «Управление «Саратовмелиоводхоз» от 06.10.2010 года №294 «О совершенствовании структуры «ФГУ «Управление «Саратовмелиоводхоз», ликвидации Перелюбского филиала» ликвидируется в срок до 29.12.2010 года. Кроме того, согласно приказа директора «ФГУ «Управление »Саратовмелиоводхоз» от 21.12.2010 года № 391 принято решение о прекращении оказания услуг по водоснабжению в с. Перелюб с 31.01.2011 года.

Таким образом, судом установлено, что ответчиком не будет осуществляться услуги по водоснабжению в с. Перелюб с 31.01.2011 года.

При указанных обстоятельствах, исковые требования прокурора в части обязания федерального государственного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Саратовской области» разработать производственную программу на услуги водоснабжения в с. Перелюб Саратовской области удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Перелюбского района удовлетворить частично.

Признать бездействие Федерального государственного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Саратовской области», выразившееся в непринятии мер по разработке производственной программы на услуги водоснабжения в с. Перелюб Саратовской области, незаконным.

В части обязания Федерального государственного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Саратовской области» разработать производственную программу на услуги водоснабжения в с. Перелюб Саратовской области отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы через Пугачевский районный суд (4) Саратовской области со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья -