ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-8 от 09.03.2011 Нижегородского гарнизонного военного суда (Нижегородская область)

                                                                                    Нижегородский гарнизонный военный суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                   Вернуться назад                                                                                           

                                    Нижегородский гарнизонный военный суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

  К

Д-2-8/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 марта 2011 года гор. Нижний Новгород

Нижегородский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего судьи Горошко С.К., при секретаре Липантьевой Е.А., в открытом судебном заседании в помещении военного суда, с участием заявителя Кузиков А.Г., представителя жилищно-бытовой комиссии войсковой части № и командира войсковой части № майора юстиции Калинин С.В., рассмотрев гражданское дело по заявлению военнослужащего войсковой части № прапорщика Кузиков А.Г., оспаривающего действия жилищно-бытовой комиссии войсковой части №, связанные с принятием решения от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в постановке его и членов его семьи на учет нуждающихся в улучшении жилищный условий на общих основаниях и действия командира войсковой части №, связанные с утверждением данного решения,

УСТАНОВИЛ:

Кузиков А.Г. обратился в Нижегородский гарнизонный военный суд с заявлением, в котором в частности указал, что он проходит военную службу в войсковой части №. Протоколом № жилищно-бытовой комиссии от ДД.ММ.ГГГГ он признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. ДД.ММ.ГГГГ он обратился по команде с рапортом об отнесении его и членов его семьи к категории лиц, имеющих право получить жилье на общих основаниях (по договору социального найма), так как в июле 2010 года планировалась сдача жилого дома в г. Нижнем Новгороде () для военнослужащих, в том числе и для военнослужащих войсковой части №. На данном рапорте командиром войсковой части 7408 была поставлена резолюция заместителю командира воинской части по тылу - начальнику тыла рассмотреть данный рапорт на жилищной комиссии воинской части. ДД.ММ.ГГГГ решением жилищной комиссии войсковой части № ему было отказано, на основании Федерального закона «О статусе военнослужащих» от ДД.ММ.ГГГГ № 76 -ФЗ. ДД.ММ.ГГГГ председатель жилищной комиссии ознакомил его с протоколом заседания жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. Из протокола он узнал, что жилищная комиссия его к категории лиц имеющих право получить жилье на общих основаниях (по договору социального найма) не отнесла, мотивируя это тем, что военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, в частности обеспечиваются :прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами, поступившими на военную службу по контракту после ДД.ММ.ГГГГ, и совместно проживающие с ними члены их семей.

С действиями жилищной комиссии войсковой части №, связанными с отказом к отнесению его, Кузиков А.Г., к категории лиц, имеющих право получить жилье на общих основаниях (по договору социального найма), и с действиями командира войсковой части №, связанными с утверждением протокола об отказе к отнесению заявителя к категории лиц, имеющих право получить жилье на общих основаниях (по договору социального найма), заявитель не согласен, считает их неправомерными, нарушающими его права и свободы, так как он заключил первый контракт на период прохождения военной службы ДД.ММ.ГГГГ, т.е. на тот момент заключения контракта действовал ФЗ «О статусе военнослужащих» от 22 января 1993 года № 4338. В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 15 данного Закона указанным военнослужащим на первые пять лет военной службы (не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях профессионального образования) предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше этих сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.

На основании вышеизложенного заявитель просил суд:

1. Признать действия жилищной комиссии войсковой части №, связанные с отказом к отнесению его, заявителя, к категории лиц имеющих право получить жилье на общих основаниях (по договору социального найма), неправомерными, нарушающими его права.

Признать действия командира войсковой части №, связанные с утверждением протокола об отказе к отнесению заявителя к категории лиц, имеющих право получить жилье на общих основаниях (по договору социального найма), неправомерными, нарушающими права. Обязать жилищную комиссию войсковой части № отменить свой протокол от ДД.ММ.ГГГГ в части, касающейся отказа к отнесению заявителя к категории лиц, имеющих право получить жилье на общих основаниях (по договору социального найма), отнести заявителя к категории лиц имеющих право получить жилье на общих основаниях (по договору социального найма), с момента возникновения права, т.е. со ДД.ММ.ГГГГ. Обязать командира войсковой части № утвердить протокол от ДД.ММ.ГГГГ в части отнесения заявителя к категории лиц, имеющих право получить жилье на общих основаниях (по договору социального найма), с момента возникновения права, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ. 5. Взыскать с войсковой части № расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей.

В судебном заседании Кузиков А.Г. свои требования уточнил и просил суд:

- признать действия жилищно-бытовой комиссии войсковой части №, связанные с принятием решения от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) в части отказа во включении его, заявителя, и членов его семьи в списки нуждающихся в улучшении жилищный условий на общих основаниях, и действия командира войсковой части №, связанные с утверждением данного решения, неправомерными.

- обязать жилищно-бытовую комиссию войсковой части № отменить решение от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) в части отказа во включении его, заявителя, и членов его семьи в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий на общих основаниях, рассмотреть вопрос о включении его и членов его семьи в списки нуждающихся в получении (улучшении) жилищных условий на общих основаниях (по договору социального найма) и принять решение о включении его и членов его семьи в данные списки со ДД.ММ.ГГГГ, а командира войсковой части № утвердить данное решение.

- взыскать с войсковой части № в его пользу судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей.

Представитель жилищной комиссии войсковой части № и командира войсковой части № по доверенности майор юстиции Калинин С.В. в судебном заседании требования заявителя не признал и при этом в частности показал, что ДД.ММ.ГГГГ Кузиков А.Г. обратился с рапортом об отнесении его и членов его семьи к категории лиц, имеющих право получить жилье на общих основаниях (по договору социального найма).Жилищная комиссия войсковой части № к категории лиц имеющих право получить жилье на общих основаниях (по договору социального найма), не отнесла заявителя Кузиков А.Г. на основании того, что военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваютсяпрапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами, поступившими на военную службу по контракту после ДД.ММ.ГГГГ, и совместно проживающие с ними члены их семей.

Кроме того, Калинин С.В. суде указал, что в соответствии со статьей 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Федеральный закон от 28 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» вступил в силу с 1 января 1998 года. Также согласно статье 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. По общему правилу ст. 29 ФЗ «О статусе военнослужащих» нормы Закона, улучшающие положение военнослужащих и иных граждан, имеют обратную силу и подлежат применению с момента вступления Закона в силу, а нормы, ухудшающие их положение, обратной силы не имеют и применяются с момента официального опубликования Закона.

Калинин С.В.считает, что новый Федеральный закон «О статусе военнослужащих» в рамках, касающихся обеспечения жильем военнослужащих, заключивших первый контракт до 1 июня 1998 года, улучшил их положения в том числе и заявителя Кузиков А.Г. и членов его семьи, и следовательно должен применяться к таким военнослужащим с 1 января 1998 года.

По мнению Калинин С.В., улучшение положения военнослужащих и иных граждан, в связи с принятием 27 мая 1998 г. Федерального закона № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», заключается в том, что на весь период военной службы прапорщики, являющиеся гражданами, поступившими на военную службу по контракту после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей обеспечиваются служебными помещениями. Это означает то, что после окончания военной службы (по предельному возрасту, по медицинским показаниям, по оргштатным мероприятиям, по окончании контракта (свыше 20 лет военной службы)), военнослужащие данной категории имеют право получить жилье по норме предоставления площади жилого помещения при предоставлении по договору социального найма жилых помещений.

На основании вышеизложенного представитель жилищной комиссии войсковой части № и командира войсковой части № майор юстиции Калинин С.В. просил суд в заявлении Кузиков А.Г. отказать в полном объеме.

Заслушав объяснение сторон и исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Из оглашенной в судебном заседании копии контракта Кузиков А.Г., в частности, усматривается, что заявитель и командир войсковой части №, выступающий от имени Министерства внутренних дел Российской Федерации, заключили контракт, согласно которому Кузиков А.Г. добровольно поступая на военную службу во внутренние войска МВД России и ознакомившись с законами Российской Федерации «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации», «О воинской обязанности и военной службе, «О статусе военнослужащих» и Временном положении о порядке комплектования внутренних войск МВД России для прохождения военной службы на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин по контракту, давал обязательство служить по контракту п. «а» (в кадрах ВВ МВД России) 3 года, а командир войсковой части № принимал заявителя на должность помощника солиста оркестра штаба округа с распространением на него обязанностей, прав, льгот и преимуществ, установленных для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.

Указанный контракт был подписан Кузиков А.Г. и командиром войсковой части № ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 1 ст. 15 Закона РФ от 22 января 1993 года № 4338-1 « О статусе военнослужащих:

- военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и совместно проживающим с ними членам семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия к новому месту военной службы жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены жилищным законодательством за счет государственного, муниципального и ведомственного жилищных фондов, переданных в пользование Министерству обороны Российской Федерации и другим министерствам и ведомствам Российской Федерации, в войсках которых они проходят военную службу.

- указанным военнослужащим на первые пять лет военной службы (не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях профессионального образования) предоставляются служебные жилые помещения или общежития. В течение этого срока за ними и членами их семей сохраняется право на жилые помещения, занимаемые до поступления на военную службу. Они не могут быть исключены из списков, нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства до призыва (поступления) на военную службу. При продолжении военной службы свыше этих сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.

Из оглашенного в судебном заседании протокола № жилищно-бытовой комиссии войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что решением жилищно-бытовой комиссии данной войсковой части Кузиков А.Г. с составом семьи 3 человека включен в списки нуждающихся в получении жилой площади по дате подачи его рапорта ДД.ММ.ГГГГ на общих основаниях.

Согласно п.18 Инструкции об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России (Приложение к приказу МВД РФ от 12 февраля 2010 г. N 75) в целях соблюдения законности при распределении жилья и использовании жилой площади, всестороннего и объективного рассмотрения вопросов по улучшению жилищных условий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, обеспечения социальных гарантий в области прав на жилище в каждом соединении (воинской части) и учреждении внутренних войск МВД России приказом соответствующего командира (начальника) создается жилищная комиссия и разрабатывается Положение о жилищной комиссии.

В соответствии с п. 22 той же Инструкции военнослужащие включаются в списки очередников, нуждающихся в жилых помещениях, на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколами и утверждаемых командирами воинских частей.

Из оглашенного и исследованного в судебном заседании протокола № жилищно-бытовой комиссии войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что решением жилищной комиссии данной войсковой части Кузиков А.Г. с составом семьи 3 человека было отказано о включении в списки нуждающихся в получении жилой площади на общих основаниях в соответствии с п. 1 ст. 29 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (№ 76-Ф3 от 01.07. 1998 года).

Данное решение было утверждено командиром войсковой части №.

Согласно п.1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76 -ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.

Указанным военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.

На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются:

военнослужащие, назначенные на воинские должности после окончания военного образовательного учреждения профессионального образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей;

офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей;

прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей.

В соответствии с п.1 ст. 29 настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 1998 года, за исключением абзаца 3 пункта 2 статьи 12 в части повышения оклада денежного содержания, который вступает в силу в течение 1998 года по решению Правительства Российской Федерации.

Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 2 июня 1998 г. N 104, в Собрании законодательства Российской Федерации от 1 июня 1998 г. N 22 ст. 2331.

В соответствии со статьей 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Однако согласно статье 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

По общему правилу нормы вышеуказанного закона, улучшающие положение военнослужащих и иных граждан, имеют обратную силу и подлежат применению с момента его вступления в силу, а нормы, ухудшающие их положение, обратной силы не имеют и применяются с момента официального опубликования.

Пункт 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76 -ФЗ «О статусе военнослужащих», вступивший в силу с 1 января 1998 года и предусматривающий обеспечение Кузиков А.Г. и членов его семьи жилым помещением на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, ухудшает положение заявителя, поскольку последний заключил контакт о прохождении военной службы ДД.ММ.ГГГГ, на момент действия пункта 1 ст. 15 Закона РФ от 22 января 1993 года № 4338-1 «О статусе военнослужащих», который предусматривал предоставление последнему служебного жилого помещения на первые пять лет военной службы, по истечении которых жилое помещения ему должно предоставляться на общих основаниях.

При таких данных суд считает, что Кузиков А.Г. был вправе претендовать на включение его и членов его семьи в списки нуждающихся в получении жилой площади на общих основаниях со ДД.ММ.ГГГГ, в чем ему решением жилищно-бытовой комиссии войсковой части № было неправомерно отказано.

При этом суд учитывает и правовую позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в п. 2 Постановления Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 г. N 2-П, согласно которой придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Кроме того, суд принимает во внимание и правовую позицию Конституционного Суда РФ, сформулированную в 2.2. Постановления Конституционного Суда РФ от 5 апреля 2007 г. N 5-П, в соответствии с которой законодатель в силу имеющейся у него дискреции вправе менять ранее установленные им источники и формы обеспечения жильем граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы. Такого рода законодательные изменения сами по себе не противоречат Конституции Российской Федерации, если ими обеспечивается сохранение и возможное повышение достигнутого уровня социальной защиты этих граждан, а также реализуется принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.

В соответствии с вышеизложенным суд приходит к выводу, что вышеуказанные уточненные требования Кузиков А.Г. подлежат удовлетворению в полном объеме.

Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Поэтому суд считает необходимым взыскать с войсковой части № в пользу заявителя судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче данного заявления в суд в размере 200 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 98, 194 - 199, 258 ГПК РФ, военный суд

РЕШИЛ:

Заявление военнослужащего войсковой части № прапорщика Кузиков А.Г., оспаривающего действия жилищно-бытовой комиссии войсковой части №, связанные с принятием решения от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в постановке его и членов его семьи на учет нуждающихся в улучшении жилищный условий на общих основаниях и действия командира войсковой части №, связанные с утверждением данного решения, - удовлетворить.

Действия жилищно-бытовой комиссии войсковой части №, связанные с принятием решения от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) в части отказа во включении Кузиков А.Г. и членов его семьи в списки нуждающихся в улучшении жилищный условий на общих основаниях, и действия командира войсковой части №, связанные с утверждением данного решения, признать неправомерными.

Обязать жилищно-бытовую комиссию войсковой части № отменить решение от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) в части отказа во включении Кузиков А.Г. и членов его семьи в списки нуждающихся в улучшении жилищные условий на общих основаниях, рассмотреть вопрос о включении заявителя и членов его семьи в списки нуждающихся в получении (улучшении) жилищный условий на общих основаниях (по договору социального найма) и принять решение о включении его и членов его семьи в данные списки со ДД.ММ.ГГГГ, а командира войсковой части № утвердить данное решение.

Взыскать с войсковой части № в пользу Кузиков А.Г. судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Московский окружной военный суд через Нижегородский гарнизонный военный суд в десятидневный срок со дня принятия его в окончательной форме.

 председательствующий по делу С.К. Горошко

Секретарь судебного заседания Е.А. Липантьева