Дело № 2-800/13
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 июня 2013 года г. Ставрополь
Судья Ленинского районного суда г.Ставрополя Попова И.А.,
с участием представителя заявителей Фоменко Н.Н., Фоменко С.И. - Камиловой О.Т., действующей на основании доверенности № <номер обезличен> от <дата обезличена> года,
представителя Администрации г. Ставрополя - Лянгузовой С.Н., действующей на основании доверенности <номер обезличен> от <дата обезличена> года,
при секретаре Сафарове И.А.,
рассмотрев в судебном заседании в помещении суда материалы гражданского дела по заявлению Фоменко Н. Н.ча, Фоменко С. И. о признании незаконными действия Комитета градостроительства администрации города Ставрополя, при участии заинтересованных лиц администрации г.Ставрополя, Комитета по управлению муниципальным имуществом Ставрополя, Муниципального казенного учреждения «МФЦ в г. Ставрополе», выразившиеся в отказе передачи в собственность земельного участка и обязании устранить допущенные нарушения,
У С Т А Н О В И Л :
Фоменко Н. Н.ч и Фоменко С. И. обратились в суд с заявлением, в котором уточнив заявленные требования, просят признать незаконными действия Администрации г.Ставрополя и муниципального казенного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в г. Ставрополе, выразившиеся в ненадлежащем и несвоевременном предоставлении Фоменко Н. Н.чу и Фоменко С. И. муниципальной услуги «Предоставление в собственность земельных участков гражданам, имеющим право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ставропольского края». Обязать администрацию г. Ставрополя и муниципальное казенное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в г. Ставрополе», устранить допущенные нарушения нашего исключительного права на предоставление муниципальной услуги «Предоставление в собственность земельных участков гражданам, имеющим право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ставропольского края». Признать незаконным отказ Комитета градостроительства администрации г.Ставрополя в предоставлении услуги по передаче в собственность Фоменко Н. Н.чу и Фоменко С. И. доли земельного участка, общей площадью 618 кв.м., кадастровый № 26:12:021518:33, расположенного по адресу: <адрес обезличен>. Обязать Комитет градостроительства администрации г.Ставрополя предоставить Фоменко Н. Н.чу и Фоменко С. И. услугу по бесплатной передаче в собственность соразмерной доли земельного участка, общей площадью 618 кв.м., кадастровый № 26:12:021518:33, расположенного по адресу: <адрес обезличен>.
В судебном заседании представитель заявителей Фоменко Н.Н., Фоменко С.И. - Камилова О.Т., действующая на основании доверенности, уточненные требования поддержала полностью и пояснила, что на основании свидетельства о государственной регистрации права 26-АЖ <номер обезличен> от 12.11.2009 года и 26-АЖ <номер обезличен> от 12.11.2009 года за истцами зарегистрировано право общей долевой собственности, по 1/2 доли в праве на жилое помещение - двухкомнатную <адрес обезличен>, общей площадью 49 кв.м., кадастровый номер 26:12:000000:0000:6471/192:0001/А, расположенную по адресу: <адрес обезличен>. Жилой <адрес обезличен>, расположен на земельном участке, общей площадью 618 кв.м., кадастровый № 26:12:021518:33, принадлежащем на праве общей долевой собственности - 1/4 доля Адиханян Н.А. и 1/8 доля Бебешко Я.А. На основании постановления Главы администрации г. Ставрополя <номер обезличен> от 05.05.2003 года земельный участок по <адрес обезличен> <номер обезличен> в квартале 37 был предоставлен Козловой Л. В., Адиханян Н. А., Марковой П. А., Маркову А. И. в общую долевую собственность, пропорционально долям в праве собственности на жилой дом, согласно материалам межевания земельного участка, для использования в целях индивидуальной жилой застройки. При этом, постановлено, что предоставление земельного участка площадью 231,75 кв.м., следовало произвести дополнительным постановлением Главы администрации г.Ставрополя, однако до настоящего времени Глава администрации г.Ставрополя земельным участком общей площадью 231,75 кв.м. не распорядился в установленном законом порядке. 24.09.2012 года заявители обратились в МКУ «МФЦ в г. Ставрополе» с заявлением о предоставлении им бесплатно в собственность доли земельного участка, соразмерной их доле в праве собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес обезличен>. 24.10.2012 года Комитетом градостроительства администрации г.Ставрополя заявителям было отказано в осуществлении процедуры передачи в собственность доли земельного участка, на котором расположена <адрес обезличен>, которой владеют заявители на праве собственности. Как следует из ответа <номер обезличен> от 24.10.2012 года Комитета градостроительства администрации г.Ставрополя решение вопроса о предоставлении земельных участков в собственность гражданам и юридическим лицам, а также заключение договоров купли-продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности г.Ставрополя, относится к компетенции комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя. В связи с данным отказом заявители были вынуждены обратиться за разъяснениями в Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя. Согласно ответа <номер обезличен> от 12.12.2012 года на запрос <номер обезличен> от 15.11.2012 года постановлением администрации г.Ставрополя от 25.05.2012 года <номер обезличен> «Об утверждении Административного регламента администрации г.Ставрополя по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление в собственность земельных участков гражданам, имеющим право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации в Ставропольском крае» утвержден административный регламент, в соответствии с которым данная услуга предоставляется администрацией г. Ставрополя, а функциональным органом, осуществляющим ее, является Комитет градостроительства администрации г. Ставрополя. На основании указанных разъяснений и фактически сложившимися правоотношениями заявители вынуждены были повторно обратиться к Главе Администрации г. Ставрополя с заявлением от 13.02.2013 года о передаче им в собственность доли земельного участка, соразмерной их доле в праве собственности на многоквартирный жилой <адрес обезличен> жилое помещение - <адрес обезличен>, расположенную на земельном участке по адресу : <адрес обезличен>, № 19. 13.03.2013 года комитетом градостроительства администрации г. Ставрополя за <номер обезличен> заявителям вновь было отказано в передаче в собственность доли земельного участка, соразмерной их доле в праве собственности на жилой <адрес обезличен>, расположенный на земельном участке, общей площадью 618 кв.м., кадастровый № 26:12:021518:33, на том основании, что согласно п. 3.4.2, п. 3.4.12 Положения о комитете по управлению муниципальным имуществом г.Ставрополя, утвержденного решением Ставропольской городской Думы от 28.10.2009 года № 120, подготовка проекта правовых актов, издаваемых главой администрации г.Ставрополя о предоставлении земельных участков в собственность гражданам и юридическим лицам, а также заключение договоров купли-продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности г.Ставрополя, относится к компетенции комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя. В ходе судебного разбирательства по заявлению об обжаловании действий комитета градостроительства администрации г. Ставрополя, выразившимся в отказе в передаче заявителям в собственность земельного участка, на котором расположена <адрес обезличен>, принадлежащая им на праве частной собственности, комитет по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя изменил свою позицию, представив свои возражения и поддержал позицию Администрации г. Ставрополя. В частности, в своих возражениях комитет по управлению муниципальным имуществом указывает, что в соответствии с Федеральным Законом от 21.12.2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» под приватизацией земельных участков понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц, Решением Ставропольской городской Думы от 28.10.2009 года № 120. «Положением о комитете по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя» полномочия по приватизации объектов муниципальной собственности возлагается на комитет по управлению муниципальным имуществом г.Ставрополя. Однако, с позицией комитета по управлению муниципальным имуществом, комитетом градостроительства и администрации г.Ставрополя заявители не согласны, считает, что нормативные правовые акты, на которые ссылаются ответчики и комитет по управлению муниципальным имуществом г.Ставрополя не подлежат применению к возникшим правоотношениям по следующим основаниям. Согласно п.7 ст.28 Федерального закона РФ № 178-ФЗ от 21.12.2001 года «О приватизации государственного и муниципального имущества» предоставление земельных участков собственникам расположенных на этих земельных участках зданий, строений, сооружений в аренду или в собственность осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены земельным законодательством (п. 7 в ред. Федерального закона от 24.07.2007 года № 212-ФЗ). Согласно требованиям ч. 1 и ч. 3 ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом РФ (в ред. Федерального закона от 03.10.2004 года № 123-Ф3). Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом РФ, Федеральными законами (в ред. Федерального закона от 24.07.2007 года № 212-ФЗ). Согласно п.6 ст.30 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктом 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи, если иной порядок не установлен Земельным кодексом (в ред. Федерального закона от 30.10.2007 года № 240-ФЗ). В случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность, если иное не предусмотрено Федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание (вред. Федерального закона от 24.07.2007 года № 212-ФЗ). Согласно ч.2 ст.28 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных Земельным кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Жилой <адрес обезличен>, лит. А и лит. В, расположенный по <адрес обезличен> в г.Ставрополе на земельном участке, общей площадью 618 кв.м., кадастровый № 26:12:021518:33, согласно техническому паспорту объекта недвижимости от 20.09.2012 года является многоквартирным жилым домом. Федеральным законом от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» определены условия предоставления земельных участков, на которых расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества. Руководствуясь ч.1 ст.36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в частности: земельный участок, на котором расположен данный дом с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности. Согласно требованиям ст. 36 Жилищного кодекса РФ уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции. На основании ст.16 Жилищного кодекса Российской Федерации в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Руководствуясь ч.2 ст.16 Жилищного кодекса РФ земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. Согласно ч. 3 ст. 16 ЖК РФ в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Руководствуясь ч.4 ст.16 ЖК РФ формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. Согласно ч.5 ст.16 ЖК РФ с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учёта земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. На основании ч.4 ст.28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Согласно требованиям ч. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц. В связи с тем, что в Решении Ставропольской городской Думы № 120 от 28.10.2009 года полномочия комитета по управлению муниципальным имуществом г.Ставрополя по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление в собственность земельных участков гражданам, имеющим право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ставропольского края» не определены и не отражены, на возникшие правоотношения распространяется действие прямой нормы, регламентирующей действия администрации г.Ставрополя по срокам и последовательности действий администрации г.Ставрополя по предоставлению данной муниципальной услуги. Постановлением администрации г. Ставрополя № 1468 от 25.05.2012 года утвержден административный регламент администрации г.Ставрополя (далее Регламент) по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление в собственность земельных участков гражданам, имеющим право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ставропольского края». Согласно п.2.2 Регламента услугу предоставляет администрация г.Ставрополя, взаимодействуя с комитетом градостроительства администрации г.Ставрополя, с муниципальным казенным учреждением «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в г. Ставрополе», с Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, с Федеральной кадастровой палатой. Предоставление услуги осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, с Земельным кодексом РФ, с Жилищным кодексом РФ и др. нормативными правовыми актами. Результатом предоставления услуги является: выдача постановления администрации г. Ставрополя о предоставлении земельного участка в собственность, либо выдача уведомления об отказе в предоставлении услуги. Срок предоставления услуги не может быть более 14 дней.
Просит суд удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Заявители Фоменко С.И., Фоменко Н.Н., в судебное заседание не явились, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель Комитета градостроительства администрации города Ставрополя будучи надлежащим образом извещенный о месте и времени проведения судебного заседания, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. В письменных возражениях указал, что земельный участок принадлежит на праве общей долевой собственности владельцам <адрес обезличен> в порядке и на условиях, определяемых жилищным законодательством, пропорционально доли в праве на объект недвижимости, расположенный на указанном земельном участке. Однако, из представленных в материалы дела документов усматривается, что остальные собственники помещений жилого дома по <адрес обезличен> в г. Ставрополе являются правообладателями долей в праве на жилой дом, соответственно у заявителей Фоменко Н.Н., Фоменко С.И. иной режим пользования объектом недвижимости, а следовательно, на земельным участком. Таким образом, полагает, что в настоящее время правовых оснований у органа местного самоуправления на бесплатное предоставление доли земельного участка заявителям в порядке приватизации не имеется.
Представитель Администрации г. Ставрополя Лязнгузова С.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявления Фоменко Н.Н. и Фоменко С.И., просила отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель МКУ «МФЦ в <адрес обезличен>», будучи надлежащим образом извещенный о месте и времени проведения судебного заседания, в судебное заседание не явился, с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие не обращался.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что за Фоменко Н.Н. и Фоменко С.И. на основании свидетельства о государственной регистрации права 26-АЖ <номер обезличен> от 12.11.2009 года и 26-АЖ <номер обезличен> от 12.11.2009 года зарегистрировано право общей долевой собственности, по 1/2 доли в праве на жилое помещение - двухкомнатную <адрес обезличен>, общей площадью 49 кв.м., кадастровый номер 26:12:000000:0000:6471/192:0001/А, расположенную по адресу: <адрес обезличен>.
Жилой <адрес обезличен>, расположен на земельном участке, общей площадью 618 кв.м., кадастровый № 26:12:021518:33, принадлежащем на праве общей долевой собственности - 1/4 доля Адиханян Н.А. и 1/8 доля Бебешко Я.А.
На основании постановления Главы администрации г. Ставрополя <номер обезличен> от 05.05.2003 года земельный участок по <адрес обезличен> <номер обезличен> в квартале 37 был предоставлен Козловой Л. В., Адиханян Н. А., Марковой П. А., Маркову А. И. в общую долевую собственность, пропорционально долям в праве собственности на жилой дом, согласно материалам межевания земельного участка, для использования в целях индивидуальной жилой застройки. При этом, постановлено, что предоставление земельного участка площадью 231,75 кв.м., следовало произвести дополнительным постановлением Главы администрации г.Ставрополя, однако до настоящего времени Глава администрации г.Ставрополя земельным участком, общей площадью 231,75 кв.м. не распорядился в установленном законом порядке.
24.10.2012 года Комитетом градостроительства администрации г. Ставрополя в ответе <номер обезличен> отказано в осуществлении процедуры передачи заявителям в собственность доли земельного участка, на котором расположена <адрес обезличен>, так как решение вопроса о предоставлении земельных участков в собственность гражданам и юридическим лицам, а также заключение договоров купли-продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности г.Ставрополя, относится к компетенции комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя.
Согласно ответа <номер обезличен> от 12.12.2012 года на запрос <номер обезличен> от 15.11.2012 года постановлением администрации г. Ставрополя от 25.05.2012 года <номер обезличен> «Об утверждении Административного регламента администрации г. Ставрополя по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление в собственность земельных участков гражданам, имеющим право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации в Ставропольском крае» утвержден административный регламент, в соответствии с которым данная услуга предоставляется администрацией г.Ставрополя, а функциональным органом, осуществляющим ее, является Комитет градостроительства администрации г. Ставрополя.
13.03.2013 года комитетом градостроительства администрации г. Ставрополя за <номер обезличен> вновь отказано в передаче в собственность доли земельного участка, соразмерной нашей доле в праве собственности на жилой <адрес обезличен>, расположенный на земельном участке, общей площадью 618 кв.м., кадастровый № 26:12:021518:33, на том основании, что согласно п. 3.4.2, п. 3.4.12 Положения о комитете по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя, утвержденного решением Ставропольской городской Думы от 28.10.2009 года № 120, подготовка проекта правовых актов, издаваемых главой администрации г.Ставрополя о предоставлении земельных участков в собственность гражданам и юридическим лицам, а также заключение договоров купли-продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности г.Ставрополя, относится к компетенции комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя.
Согласно ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы
В силу п. 3 ст. 28 Федерального закона РФ от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом. Договор аренды земельного участка не является препятствием для выкупа земельного участка. Отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно п.7 указанной статьи предоставление земельных участков собственникам расположенных на этих земельных участках зданий, строений, сооружений в аренду или в собственность осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены земельным законодательством.
Согласно ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно абзацу 2 пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Таким образом, в порядке, предусмотренном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки предоставляются только субъектам, имеющим вещные права на здания, строения, сооружения, расположенные на соответствующих земельных участках, при этом размер подлежащего предоставлению земельного участка определяется исходя из его функционального использования исключительно для эксплуатации указанных объектов.
Таким образом, испрашиваемый в собственность земельный участок должен быть сформирован для целей эксплуатации принадлежащего заявителю объекта недвижимости, расположенного на данном участке.
Право на квартиру у заявителей возникло на основании договора купли-продажи недвижимости (ипотека в силу закона) от 06.11.2009 года зарегистрирован 12.11.2009 года за № 26-26-12/124/2009-380.
В соответствии с ч.1 ст.35 ЗК РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
В случае перехода права собственности на здание, строение, сооружение к нескольким собственникам порядок пользования земельным участком определяется с учетом долей в праве собственности на здание, строение, сооружение или сложившегося порядка пользования земельным участком.
В соответствии с п.5 ч.1 ст.1 Земельного кодекса РФ и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются наряду с другими принципами на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Земельный участок, общей площадью 618 кв.м., кадастровый № 26:12:021518:33, принадлежит на праве общей долевой собственности - 1/4 доля Адиханян Н.А. и 1/8 доля Бебешко Я.А.
Согласно ст. 253 ГК РФ участники совместной собственности, если иное не предусмотрено соглашением между ними, сообща владеют и пользуются общим имуществом.
Распоряжение имуществом, находящимся в совместной собственности, осуществляется по согласию всех участников, которое предполагается независимо от того, кем из участников совершается сделка по распоряжению имуществом.
Так как ранее согласно постановления Главы администрации г. Ставрополя <номер обезличен> от 05.05.2003 года земельный участок по <адрес обезличен> <номер обезличен> в квартале 37 был предоставлен Козловой Л. В., Адиханян Н. А., Марковой П. А., Маркову А. И. в общую долевую собственность, пропорционально долям в праве собственности на жилой дом, согласно материалам межевания земельного участка, для использования в целях индивидуальной жилой застройки, то, приобретя согласно договору купли-продажи право собственности на жилой дом, заявителям также перешло право общей долей собственности и на земельный участок.
Спора о праве собственности между сособственниками нет.
Жилой <адрес обезличен>, лит. А и лит. В, расположенный по <адрес обезличен> в г. Ставрополе на земельном участке, общей площадью 618 кв.м., кадастровый № 26:12:021518:33, согласно техническому паспорту объекта недвижимости от 20.09.2012 г. является многоквартирным жилым домом.
Федеральным законом от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» определены условия предоставления земельных участков, на которых расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества.
Согласно ч.1 ст.36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в частности: земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно требованиям ст.36 Жилищного кодекса РФ уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
На основании ст.16 Жилищного кодекса Российской Федерации в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Руководствуясь ч. 2 ст. 16 Жилищного кодекса РФ земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ч. 3 ст. 16 ЖК РФ в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Согласно ч.4 ст.16 ЖК РФ формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Согласно ч.5 ст.16 ЖК РФ с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учёта земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
На основании ч.4 ст.28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Согласно требованиям ч.4 ст.28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Решением Ставропольской городской Думы № 120 от 28.10.2009 года полномочия комитета по управлению муниципальным имуществом г.Ставрополя по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление в собственность земельных участков гражданам, имеющим право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ставропольского края» не определены и не отражены, на возникшие правоотношения распространяется действие прямой нормы, регламентирующей действия администрации г.Ставрополя по срокам и последовательности действий администрации г.Ставрополя по предоставлению данной муниципальной услуги.
Постановлением администрации г. Ставрополя <номер обезличен> от 25.05.2012 года утвержден административный регламент администрации г.Ставрополя по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление в собственность земельных участков гражданам, имеющим право на предоставление» бесплатно в собственность земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ставропольского края».
Согласно п.2.2 Регламента услугу предоставляет администрация г.Ставрополя, взаимодействуя с комитетом градостроительства администрации г.Ставрополя, с муниципальным казенным учреждением «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в г. Ставрополе», с Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, с Федеральной кадастровой палатой.
Предоставление услуги осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, с Земельным кодексом РФ, с Жилищным кодексом РФ и др. нормативными правовыми актами. Результатом предоставления услуги является: выдача постановления администрации г.Ставрополя о предоставлении земельного участка в собственность, либо выдача уведомления об отказе в предоставлении услуги.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Исследовав представленные по делу доказательства суд признает заявленные требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 -198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление Фоменко Н. Н.ча, Фоменко С. И. - удовлетворить.
Признать незаконными действия Администрации г.Ставрополя и муниципального казенного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в г. Ставрополе -, выразившиеся в ненадлежащем и несвоевременном предоставлении Фоменко Н. Н.чу и Фоменко С. И. муниципальной услуги «Предоставление в собственность земельных участков гражданам, имеющим право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ставропольского края».
Обязать администрацию г.Ставрополя и муниципальное казенное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в г.Ставрополе», устранить допущенные нарушения нашего исключительного права на предоставление муниципальной услуги «Предоставление в собственность земельных участков гражданам, имеющим право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ставропольского края».
Признать незаконным отказ Комитета градостроительства администрации г. Ставрополя в предоставлении услуги по передаче в собственность Фоменко Н. Н.чу и Фоменко С. И. доли земельного участка, общей площадью 618 кв.м., кадастровый № 26:12:021518:33, расположенного по адресу: <адрес обезличен>.
Обязать Комитет градостроительства администрации г.Ставрополя предоставить Фоменко Н. Н.чу и Фоменко С. И. услугу по бесплатной передаче в собственность соразмерной доли земельного участка общей площадью 618 кв.м., кадастровый № 26:12:021518:33, расположенного по адресу: <адрес обезличен>.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд в течение 1 месяца.
Судья И.А. Попова