ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-800/19 от 25.12.2019 Зейского районного суда (Амурская область)

<Номер обезличен>

Дело <Номер обезличен>

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Зея Амурской области 25 декабря 2019 года

Зейский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Клаус Н.В.,

при секретаре Тарасовой О.А.,

с участием представителя истца - Ткачева Д.Л.,

представителей ответчика - Томина А.В., Шулепова Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Евдокимова С.В. к администрации города Зеи о признании права собственности на объект недвижимого имущества,

УСТАНОВИЛ:

Евдокимов С.В. обратился в суд с иском к администрации города Зеи о признании за ним права собственности на объект недвижимости - трехэтажное нежилое здание торгово-офисного центра, общей площадью 786,1 кв.м., расположенное на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <адрес>, в обоснование требований указав, что постановлением главы администрации <адрес> от <Дата обезличена><Номер обезличен> на основании его заявления был утвержден градостроительный план земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> общей площадью 449 кв.м., расположенных по адресу: <адрес> под строительство торгово-офисного центра. <Дата обезличена> администрацией города Зеи ему выдано разрешение № <Номер обезличен> на строительство торгово-офисного центра, на основании которого ИП Бельчиковым А.Ф. была выполнена проектная и рабочая документация. Проведенными кадастровыми работами земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты> образованы в один объект недвижимости - земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 451 кв.м., на который <Дата обезличена> за ним зарегистрировано право собственности. Актом <Номер обезличен> от <Дата обезличена> торгово-офисный центр окончен строительством и принят у исполнителя работ ООО «Востокинженерия». Актом проектной организации ИП Бельчикова А.Ф. установлено, что объект капитального строительства торгово-офисный центр соответствует проектной документации. Постановлением главы администрации <адрес> от <Дата обезличена><Номер обезличен> объекту капитального строительства, расположенному на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, в отношении которого выдано разрешение <Номер обезличен> на строительство торгово-офисного центра, присвоен адрес - <адрес>. <Дата обезличена> ООО «Геомер» проведены кадастровые работы в отношении объекта недвижимости, <Дата обезличена> филиалом АО «Ростехинвентанизация - Федеральное БТИ» составлен технический паспорт здания торгово-офисного центра. Письмом от <Дата обезличена><Номер обезличен> администрация отказала в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства на основании п.п. 1,3 ч. 6 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ. Согласно представленным актам исполнителя работ ООО «Востокинженерия» и проектной документацией ИП Бельчикова А.Ф. объект недвижимости выполнен из качественных материалов, построен с соблюдением строительных норм и правил, в соответствии с проектом. Эксплуатация объекта возможна без угрозы жизни и здоровью граждан, права и охраняемые законом интересы других лиц не нарушены.

В судебное заседание истец Евдокимов С.В. не явился, обеспечив явку в суд своего представителя.

Представитель истца Ткачев Д.Л. в судебном заседании на удовлетворении требований настаивал по основаниям, изложенным в иске. Также из его пояснений, данных при рассмотрении настоящего спора, следует, что истец, действуя добросовестно, принял необходимые меры по подключению спорного объекта к инженерным сетям, обратившись по данному вопросу в организацию, о которой имелась публичная информация. При этом ООО «ТЭК-Зея», ООО «ЗСВ» и ООО «Водоочистная станция 3» являются афилированными юридическими лицами, находятся по одному адресу и их генеральным директором является одно лицо, они имеют общий вид деятельности – сбор и обработка сточных вод, передача тепловой энергии, распределение воды для питьевых и промышленных нужд, между указанными организациями заключены договоры на оказание инженерно-технических услуг. Истцу были выданы технические условия на подключение объекта к сетям, при этом он не уполномочен проверять полномочия организации, выдавшей указанные условия, после были проведены приемка работ, подсоединение к сетям, были опломбированы приборы учета и ввод их в эксплуатацию. Построенные инженерные сети соответствуют выданным техническим условиям и пригодны к транспортировке коммунального ресурса. У ресурсоснабжающих организаций претензий по сдаче объекта в эксплуатацию не имеется. Полагает, что приведенные ответчиком доводы о нарушении порядка подключения объекта капитального строительства к инженерным сетям, об отсутствии ордера на земляные работы и договора подключения не свидетельствуют о нарушении строительных норм и правил, со всеми организациями заключены договоры ресурсоснабжения. По вопросу существующего расстояния от фундамента здания до самотечной канализации, составившего менее 3-х метров, такое расстояние допускается уменьшать для определенных климатических подрайонов и следует принимать по техническому расчету, что и имеет место в рассматриваемом случае. Работы по благоустройству прилегающей территории, созданию парковочных мест и оборудованию пешеходной зоны будут завершены после реконструкции опоры воздушной линии электропередач ресурсоснабжающей организацией, при этом согласно данным, представленным АО «Дальневосточная распределительная сетевая компания» данные работы с откапыванием стойки запланированы на август 2020 года. Таким образом, каких-либо существенных нарушений при возведении спорного объекта не имеется. Строительство объекта осуществлено на участке, находящемся в собственности истца с соответствующим разрешенным видом использования, застройщик получил предусмотренные законом разрешения и согласования, соблюдены градостроительные и строительные нормативы, права и законные интересы других лиц не нарушены, угроза жизни и здоровью граждан исключена, объект возведен застройщиком за счет собственных средств.

Представители ответчика администрации города Зеи Томин А.В. и Шулепов Е.С. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласны, полагают, что при возведении спорного объекта недвижимости допущены существенные нарушения и удовлетворение иска повлечет нарушение законных прав и интересов неопределенного круга лиц - жителей города Зеи, а также самого муниципального образования, как собственника инженерных сетей, может повлечь необоснованные дополнительные расходы. Истцом при возведении спорного объекта не было соблюдено допустимое расстояние от фундамента здания до безнапорного канализационного коллектора, которое вместо положенных трех метров составляет два метра, также не обустроена стоянка для парковки автомобилей. При возведении объекта истцом самостоятельно вносились изменения в проектную документацию без согласования с администрацией. При этом, истец не обращался в органы Госстройнадзора, которые должны были осуществлять строительный надзор от нулевого цикла при подготовке земельного участка для строительства до окончания строительства. Объект технологически привязан к муниципальным сетям водоснабжения и водоотведения, при этом при его подключении к сетям водоснабжения и водоотведения истцом был нарушен установленный законом порядок технологического присоединения объекта капитального строительства к сетям. Истец обратился с заявлением о технологическом присоединении к сетям в ООО «ТЭК - Зея», которое не владеет объектами и сетями водоснабжения и водоотведения. Согласно концессионному соглашению объекты водоснабжения были переданы ООО «Водоочистная станция 3», а объекты водоотведения – ООО «ЗСВ», с заявлением в администрацию города Зеи о выдаче ордера на производство земляных работ также никто не обращался. В технических условиях от <Дата обезличена><Номер обезличен> в угловом штампе указан иной ИНН ООО «Теплоэнергетическая компания Зея» нежели в справке о подтверждении соответствия построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства техническим условиям, также в справке отсутствует дата и регистрационный номер документа, справка подписана главным инженером, чьи полномочия не подтверждены. В данном случае, при возникновении аварии на канализационных сетях, которые расположены под землей, необходимо будет провести земляные работы, необходимо будет рыть котлован, а для безопасной работы рабочих на котловане его стенки должны иметь уклон с определенной крутизной откосов, чтобы земля не осыпалась, и не было обвала стенок. Именно для этого необходимо расстояние от канализационного коллектора до фундамента здания не менее трех метров. В случае, если крутизну откоса невозможно обеспечить ввиду отсутствия необходимого расстояния, котлован допустимо вырыть без уклона стенок, но вдоль нужно будет установить специальные щиты, что приведет к увеличению времени для устранения аварийной ситуации и удорожанию ремонтных работ. При этом также необходимо будет ограничить потребителей - жителей многоквартирных домов, расположенных в мкр.Светлый-2 и мкр.Светлый-3, школу и два детских сада в водоснабжении, чтобы уменьшить нагрузку на коллектор. В случае аварии под угрозу будет поставлен и сам спорный объект, поскольку изливом сточных вод может быть подмыт его фундамент, что повлечет частичное обрушение его конструкции. Устранение же аварийной ситуации при отказе ресурсоснабжающей организации от исполнения своих обязанностей будет осуществляться за счет органа местного самоуправления. Отсутствие оборудованных парковочных мест приведет к тому, что люди будут оставлять транспортные средства на проезжей части, чем создадут неблагоприятную обстановку и угрозу безопасности дорожного движения.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, отзыва на иск не представил.

В силу ст.167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований по следующим основаниям:

Согласно ст.8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.

В силу положений ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

В соответствии со ст.222 ГК РФ, самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Использование самовольной постройки не допускается.

Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.

Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.

Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.

В пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 29 апреля 2010 г №10/22 указано, что признание права собственности на самовольную постройку является основанием возникновения права собственности по решению суда.

В судебном заседании установлено, что собственником земельного участка площадью 451 +/- 7 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, категории земель: земли населенных пунктов с разрешенным использованием: магазины, расположенного по адресу: <адрес> является истец Евдокимов С.В., что подтверждено представленной в материалы дела выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от <Дата обезличена>.

Постановлением главы администрации <адрес> от <Дата обезличена><Номер обезличен> на основании обращения Евдокимова С.В. был утвержден подготовленный управлением архитектуры и градостроительства администрации <адрес> градостроительный план земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> общей площадью 449 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>, под строительство торгово-офисного центра.

<Дата обезличена> администрацией города Зеи Евдокимову С.В. выдано разрешение № <Номер обезличен> на строительство торгово-офисного центра, общей площадью 820 кв.м., по адресу: примыкает к зданию с почтовым адресом: <адрес>

По заданию заказчика Евдокимова С.В. ИП Бельчиковым А.Ф. выполнена проектная рабочая документация объекта - торгово-офисного здания по адресу: <адрес> которая разработана в соответствии с градостроительным планом земельного участка, градостроительным регламентом, документами на об использовании земельного участка для строительства, техническими регламентами, в том числе, устанавливающими требования по обеспечению безопасности эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий и с соблюдением технических условий.

При этом <Дата обезличена> ООО «Зейские тепловые сети» были выданы технические условия на присоединение к тепловодосетям ООО «Зейские тепловые сети», которыми определена расчетная подключаемая нагрузка, источник подключения, точка присоединения и условия присоединения.

Актом допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя, утвержденного директором ООО «Зейские тепловые сети» от <Дата обезличена>, узел учета тепловой энергии потребителя Евдокимова С.В. по адресу: <адрес> допущен в эксплуатацию, при этом <Дата обезличена> между ООО «Зейские тепловые сети» и Евдокимовым С.В. заключен договор <Номер обезличен> на поставку тепловой энергии в горячей воде.

<Дата обезличена> ООО «ТЭК-Зея» Евдокимову С.В. были выданы технические условия <Номер обезличен> на подключение к сетям холодного водоснабжения и канализации объекта - торгово-офисного центра по адресу: <адрес>, в которых указаны точки присоединения: по водоснабжению – согласно выданным техническим условиям теплоснабжающей организации ООО «ЗТС», по водоотведению - точка «А» на схеме. <Дата обезличена> в указанные технические условия были внесены изменения в части подключения к сетям водоотведения.

Актом технического присоединения к наружной канализации ООО «ЗСВ» от <Дата обезличена> с участием представителей ООО «ЗСВ», ООО «ТЭК-Зея» и Евдокимова С.В. зафиксировано проведение работ по подключению спорного объекта с центральным сетям водоотведения согласно выданным техническим условиям с внесенными в них изменениями.

<Дата обезличена> между ООО «Водоочистная станция 3» и Евдокимовым С.В. заключен договор <Номер обезличен>-В холодного водоснабжения, актом от <Дата обезличена>, составленным инспектором ОЭР и СООО «ТЭК-Зея» водомерный узел учета и прибор учета холодного водоснабжения на объекте по адресу: <адрес> допущен в эксплуатацию и опломбирован.

<Дата обезличена> между ООО «Водоочистная станция 3» и Евдокимовым С.В заключен договор водоотведения <Номер обезличен>-С в отношении спорного объекта.

<Дата обезличена> Евдокимову С.В. выданы технические условия <Номер обезличен> на присоединение строящегося офисного здания, расположенного по адресу: <адрес> к электрическим сетям. Актом о выполнении технических условий <Номер обезличен> от <Дата обезличена> установлено, что мероприятия, предусмотренные техническими условиями Евдокимовым С.В. выполнены.

Актом № <Номер обезличен> от <Дата обезличена> об осуществлении технологического присоединения подтверждено технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрической сети сетевой организации в соответствии с правилами и нормами.

<Дата обезличена> между ПАО «Дальневосточная энергетическая компания» и Евдокимовым С.В. заключен договор энергоснабжения строящегося здания, расположенного в <адрес>.

<Дата обезличена> актом приемки фасадов здания, подписанным Евдокимовым С.В., производителем работ и главным инженером проекта не установлено отступлений от утвержденного проекта, дефектов и недоделов в главном и дворовом фасадах здания.

Отчетом по оценке пожарного риска от 2018 года установлено, что расчетная величина пожарного риска для объекта защиты – Проектная документация «Торгово-офисный центр в <адрес>» не превышает допустимое значение, установленное Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Из акта <Номер обезличен> приемки законченного строительством объекта от <Дата обезличена> следует, что Евдокимов С.В. принял у ООО «Востокинженерия» объект - торгово-офисный центр, расположенный по адресу: примыкает к зданию с почтовым адресом: <адрес>, строительство которого производилось в соответствии с разрешением на строительство № <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, выданным администрацией города Зеи.

Из акта о соответствии построенного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе, требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объектов капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов следует, что параметры построенного объекта капитального строительства – торгово-офисного центра, расположенного по адресу: примыкает к зданию с почтовым адресом: <адрес> соответствует проектной документации.

Согласно справке о подтверждении соответствия построенного объекта капитального строительства техническим условиям, подписанной гл.инженером ООО «ТЭК-Зея», построенный объект капитального строительства - торгово-офисный центр, примыкает к зданию с почтовым адресом: <адрес> соответствует техническим условиям на подключение к инженерным сетям <Номер обезличен> от <Дата обезличена>.

Согласно справке о подтверждении соответствия построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов, подписанной ген.директором ООО «Востокинженерия» Бычковым, построенный объект капитального строительства – торгово-офисный центр, примыкает к зданию с почтовым адресом: <адрес> соответствует требованиям технических регламентов в части строительства.

Постановлением главы администрации г. Зеи от <Дата обезличена><Номер обезличен> объекту капитального строительства, расположенному на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, в отношении которого выдано разрешение № <Номер обезличен> на строительство торгово-офисного центра, присвоен адрес: <адрес>, <адрес>.

<Дата обезличена> ООО «Геомер» проведены кадастровые работы в отношении объекта недвижимости, <Дата обезличена> филиалом АО «Ростехинвентанизация-Федеральное БТИ» составлен технический паспорт здания торгово-офисного центра.

В соответствии со ст. 8 Градостроительного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности относятся, в том числе, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений; ведение информационных систем.

В силу ст. 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии со ст.55 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" или Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос", выдавшие разрешение на строительство, непосредственно или через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Застройщики, наименования которых содержат слова "специализированный застройщик", также могут обратиться с указанным заявлением с использованием единой информационной системы жилищного строительства, за исключением случаев, если в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию осуществляется через иные информационные системы, которые должны быть интегрированы с единой информационной системой жилищного строительства.

Для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута; градостроительный план земельного участка, представленный для получения разрешения на строительство, или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проект планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка; разрешение на строительство; акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда); акт, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора); документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии); схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта; заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора в соответствии с частью 1 статьи 54 настоящего Кодекса) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации (включая проектную документацию, в которой учтены изменения, внесенные в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса), в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти (далее - орган федерального государственного экологического надзора), выдаваемое в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 настоящего Кодекса; документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, утвержденный соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", при проведении реставрации, консервации, ремонта этого объекта и его приспособления для современного использования; технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

В соответствии со ст.54 Градостроительного кодекса РФ, государственный строительный надзор осуществляется, в том числе, при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса. Предметом государственного строительного надзора в отношении объектов капитального строительства, указанных в части 1 настоящей статьи, является проверка: соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям утвержденной в соответствии с частями 15, 15.2 и 15.3 статьи 48 настоящего Кодекса проектной документации (с учетом изменений, внесенных в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса) и (или) информационной модели (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса), в том числе требованиям энергетической эффективности (за исключением объектов капитального строительства, на которые требования энергетической эффективности не распространяются) и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов; наличия разрешения на строительство; выполнения требований, установленных частями 2, 3 и 3.1 статьи 52 настоящего Кодекса.

Согласно ч.5 ст.52 ГрК РФ, в случае, если в соответствии с настоящим Кодексом при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства предусмотрен государственный строительный надзор, застройщик или технический заказчик заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции объекта капитального строительства должен направить в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" (далее также - органы государственного строительного надзора) извещение о начале таких работ, к которому прилагаются следующие документы: копия разрешения на строительство; проектная документация в полном объеме, а в случаях выдачи разрешения на отдельный этап строительства, реконструкции в объеме, необходимом для осуществления соответствующего этапа строительства; копия документа о вынесении на местность линий отступа от красных линий; общий и специальные журналы, в которых ведется учет выполнения работ; положительное заключение экспертизы проектной документации в случае, если проектная документация объекта капитального строительства подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.

Из материалов дела следует, что в инспекцию Госстройнадзора Амурской области истец обратился лишь в мае 2019 года, в связи с чем в осуществлении регионального государственного строительного надзора и в выдаче заключения о соответствии построенного объекта требованиям проектной документации в отношении объекта капитального строительства торгово-офисный центр по адресу: <адрес>, письмом от <Дата обезличена> ему было отказано.

Также судом установлено, что письмом администрации города Зеи от <Дата обезличена> Евдокимову С.В. отказано в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию спорного объекта в связи с отсутствием заключения органа государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, необходимого для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, несоответствием объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство. Указано, что в соответствии с представленными документами, разрешение запрашивается на 3-этажное здание, а согласно ч.1 ст.54 и ч.1 ст.49 Градостроительного кодекса РФ, в отношении данного объекта предусмотрено осуществление государственного строительного надзора. Кроме того, общая площадь вводимого в эксплуатацию здания составляет 786,1 кв.м, что соответствует представленной в пакете документов проектной документации, но не соответствует разрешению на строительство «Торгово-офисного центра» от <Дата обезличена><Номер обезличен>, выданного на строительство здания общей площадью 820 кв.м. Из подраздела 2 «Основания для проектирования. Исходные данные» раздела 1 «Пояснительная записка» проектной документации (лист 2) следует, что разрешение на строительство от <Дата обезличена><Номер обезличен> использовано в качестве исходных данных для разработки основных проектных решений по объекту. Отсюда следует вывод о внесении изменений в первоначальный проект, представленный для выдачи разрешения на строительство. Сведения о поданных заявлениях о внесении изменений в разрешение на строительство, кроме продления срока действия, в администрации города Зеи отсутствуют.

Определением суда в рамках рассмотрения настоящего спора было назначено проведение строительно-технической экспертизы.

Согласно экспертного заключения ИП Мощанецкой В.П. от <Дата обезличена>, привязка объекта, расположенного по адресу: <адрес> выполнена согласно градостроительному плану земельного участка <данные изъяты> (впоследствии образован один объект недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>), утвержденному постановлением администрации города Зеи <Номер обезличен> от <Дата обезличена> и разрешению на строительств № <Номер обезличен>, выданному администрацией города Зеи от <Дата обезличена> для объекта капитального строительства торгово-офисного центра, общей площадью 820 кв.м. Конструктивные и объемно планировочные решения трехэтажного здания торгово-офисный центр, соответствуют проектным решениям, принятым в проектной документации, изготовленной организацией «Архитектурное бюро» ИП Бельчиков А.Ф. являющейся членом саморегулируемой организации в области архитектурно - строительного проектирования. Строительство здания велось организацией ООО «Востокинженерия», которая является членом СРО «Объединение строителей Приамурья». Качество выполненных работ на строительном объекте и соответствие параметров построенного объекта капитального строительства проектной документации подтверждаются исполнительной документацией: актами освидетельствования скрытых работ, документами о качестве бетонной смеси, поставляемой на объект и протоколами испытаний, актами приемки конструкций здания, справкой о подтверждении соответствия построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов, актом о соответствии построенного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта приборами учета используемых энергетических ресурсов. Схема расположения земельного участка, выполненная ООО «Геомер», подтверждает расположение построенного здания заданному месторасположению в градостроительном плане, при том площадь построенного здания торгово-офисного центра составляет 786,1 кв.м., согласно техническому плану, подготовленном в результате выполнения кадастровых работ ООО «Геомер» <Дата обезличена>. Указанный объект капитального строительства строился на основании разрешения на строительство №RU <Номер обезличен>, выданного администрацией города Зеи <Дата обезличена> (первоначальный срок действия разрешения - до <Дата обезличена>, был продлен до <Дата обезличена>). Схема расположения земельного участка, выполненная ООО «Геомер» <Дата обезличена> в результате выполнения кадастровых работ, подтверждает расположение построенного здания заданному местоположению в градостроительном плане. В исполнительной схеме расположения канализационного коллектора по отношению к зданию указано фактическое расстояние от фундаментов здания до канализационного коллектора, равное 2,0м, тогда как по градостроительным нормам (табл. 15 п. 12.35. СП42.13330 [7]) минимальное расстояние по горизонтали (в свету) от ближайших подземных инженерных сетей, в данном случае, это безнапорные канализационные сети, до фундаментов зданий и сооружений следует принимать 3,0 м; охранная зона, согласно п.7 правил сетей водоснабжения и водоотведения г. Зеи составляет также 3,0 м. Но, технологическое присоединение здания к трубопроводу выполнено с соблюдением технических условий, смонтированный застройщиком приемный канализационный колодец принят в эксплуатацию обслуживающей организацией. Предусмотренные проектом работы по благоустройству прилегающей территории в настоящее время не завершены: не подготовлена стоянка для автомобилей, отсутствует ограждение пешеходной зоны. Завершение благоустройства предусмотрено застройщиком после производства работ по реконструкции опоры воздушной линии ВЛ-0,4 кВт ресурсоснабжающей организацией. В настоящее время выполнены мощение пешеходной площадки, монтаж наружных лестниц между обозначенной стоянкой и пешеходной зоной. Площадь застройки удовлетворяет требованиям схемы планировочной организации земельного участка. При этом спорный объект не препятствует владельцам соседних строений в пользовании ими своими строениями и земельными участками. Построенный объект недвижимости соответствует градостроительным нормам. Конструктивные и объемно-планировочные решения трехэтажного здания торгово-офисный центр соответствуют проектным решениям, принятым в проектной документации, изготовленной организацией архитектурное бюро ИП Бельчикова А.Ф., являющейся членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования. При строительстве здания обеспечено соблюдение требований проектной документации, технических регламентов: градостроительных, строительных, пожарных, санитарных, экологических, что подтверждают исполнительные документы организации, осуществляющей строительство, - ООО «Востокинженерия»: при возведении конструкций здания применены материалы, безопасные для жизни или здоровья людей и окружающей среды, т.е. экологически безопасные; соблюдены требования пожарной безопасности и санитарные требования, параметры внутреннего климата помещений, световой и акустический режимы. Построенный объект недвижимости - трехэтажное нежилое здание торгово-офисный центр, общей площадью 786,1 кв.м, расположенный на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <адрес>, соответствует градостроительным, строительным, пожарным, санитарным, экологическим и иным нормам и требованиям, установленным действующим законодательством. Несоответствия построенного объекта градостроительным, строительным, пожарным, санитарным, экологическим и иным нормам и требованиям, установленным действующим законодательством, при обследовании не обнаружены. Объект расположен в границах принадлежащего Евдокимову С.В. земельного участка. Площадь застройки удовлетворяет требованиям схемы планировочной организации земельного участка. При этом спорный объект не препятствует владельцам соседних строений в пользовании ими своими строениями и земельными участками, а также не препятствует проходу по тротуару и не создает опасность возникновения аварийных ситуаций при движении автотранспорта по этой улице. Технические условия на присоединение торгово-офисного здания к тепловодосетям ООО «Зейские тепловые сети» подготовлены ресурсоснабжающей организацией ООО «Зейские тепловые сети» <Дата обезличена>. <Дата обезличена> той же организацией был принят смонтированный в здании узел учета тепловой энергии для последующих расчетов за потребление тепловой энергии между ресурсоснабжающей организацией и потребителем. <Дата обезличена> осуществлено технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя Евдокимова С.В. к электросетям ОАО «ДРСК» на основании технических условий <Номер обезличен>, полученных заявителем <Дата обезличена>. Представителем ОАО «ДРСК» установлен и принят к обслуживанию прибор для учета электрической энергии для последующих расчетов за потребленную электроэнергию. Технические условия на подключение к сетям холодного водоснабжения и канализации подготовлены ООО «ТЭК-Зея» <Дата обезличена>. После выполнения требований технических условий (выполнение монтажа приемного колодца на центральной канализационной сети), по окончанию строительства, выполнено подключение в присутствии представителя ООО «ТЭК-Зея». Прибор учета холодной воды зарегистрирован <Дата обезличена> организацией ООО «Водоочистная станция 3». Присоединение построенного объекта к сетям инженерной инфраструктуры выполнено согласно Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. При обследовании ограждающих конструкций не выявлено отклонений от проекта. В построенном здании введены в эксплуатацию приборы учета используемых энергетических ресурсов: водомерный узел учета; прибор учета электрической энергии. По окончанию строительства составлен акт о соответствии построенного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, подписанный руководителем организации, осуществляющей строительство, руководителем проекта и застройщиком. До начала строительства объекта подготовлена требуемая техническими регламентами разрешительная и проектная документации. Объект размещен в городском поселении на основании градостроительных норм. При строительстве здания соблюдены конструктивные и объемно-планировочные решения. Здание построено на основании проектной документации с учетом требований СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения». Построенный объект безопасен для окружающей среды, т.к. соответствует требованиям конструктивной, пожарной, санитарной безопасности. Здание не представляет угрозу жизни и здоровью граждан, и не наносит вреда окружающей среде и имуществу физических и юридических лиц. Строительство объекта велось с учетом всех требований технических регламентов: работы по договору строительного подряда выполнены, согласно п.2. Ст.52 ФЗ-190 юридическими лицами, являющимися членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства; инженерные коммуникации подключены к городским сетям на основании предоставленных застройщику ресурсоснабжающими организациями технических условий; по завершению строительства оформлена документация, согласно требованиям законодательства РФ. Здание «Торгово-офисный центр» по адресу <адрес>, построено с учетом всех требований технических регламентов РФ и соответствует своему функциональному назначению.

Оценивая указанное экспертное заключение, суд считает, что оно является мотивированным и обоснованным, выполнено, в том числе, на основании осмотра спорного объекта недвижимости, с использованием необходимых документов и базируется на проведенных исследованиях и специальных познаниях. Заключение подготовлено специалистом, имеющим соответствующее образование и опыт работы, а также соответствующее свидетельство на право занятия данным видом деятельности, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, в связи с чем оснований не доверять выводам, содержащимся в вышеназванном заключении суд не усматривает, признает заключение допустимым и относимым доказательством по делу.

Рассматривая доводы стороны ответчика о том, что истцом нарушен порядок подключения спорного объекта капитального строительства к сетям водоснабжения и водоотведения, суд находит их несостоятельными, исходя из следующего:

В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 07 декабря 2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом и Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительства РФ.

Согласно п.88 Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 года № 644, заявитель, планирующий осуществить подключение технологическое присоединение) объекта капитального строительства к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения, обращается в орган местного самоуправления, который в течение 5 рабочих дней в соответствии со схемой водоснабжения и водоотведения, определяет организацию водопроводно-канализационного хозяйства, к объектам которой необходимо осуществить подключение (технологическое присоединение).

Аналогичная норма отражена и в абзаце 2 пункта 6 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 № 83.

Орган местного самоуправления, правообладатель земельного участка, иной заявитель, планирующий осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения, обращается в организацию водопроводно-канализационного хозяйства с заявлением о выдаче технических условий на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (п. 7 Правил № 83, п. 90 Правил № 644).

Под организацией водопроводно-канализационного хозяйства понимается организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения (п. 15 ст. 2 ФедеральногозЗакона № 416-ФЗ).

Выдача таких технических условий производится организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей водоснабжения и водоотведения (п. 9 Правил № 83, п. 94 Правил № 644).

Истцом в материалы дела предоставлены технические условия на подключение спорного объекта к сетям водоснабжения и водоотведения от 09 декабря 2015 года № 597 с внесенными в них последующими изменениями, выданные ООО «Теплоэнергетическая компания Зея».

Согласно схеме подключения, указанной в данных технических условиях, спорный объект планировалось подключить к сетям водоснабжения и водоотведения, являющимся муниципальной собственностью <адрес>, что подтверждается свидетельством о праве собственности, техническими паспортами на сети водоснабжения и водоотведения и схемой водоснабжения и водоотведения <адрес>, являющейся приложением к постановлению администрации <адрес> от <Дата обезличена><Номер обезличен>.

В свою очередь, как следует из представленных документов, указанные инженерные сети водоснабжения и водоотведения Комитетом по управлению муниципальным имуществом <адрес> на основании концессионного соглашения <Номер обезличен> от <Дата обезличена> и концессионного соглашения <Номер обезличен> от <Дата обезличена> были переданы в пользование и на обслуживание ООО «Водоочистная станция 3» и ООО «Зейские системы водоотведения».

Постановлением администрации <адрес><Номер обезличен> от <Дата обезличена> ООО «Зейские системы водоотведения», осуществляющее централизованное водоотведение на территории <адрес>, было наделено статусом гарантирующей организации. Зона деятельности гарантирующей организации установлена в границах <адрес>.

Постановлением администрации <адрес><Номер обезличен> от <Дата обезличена> ООО «Водоочистная станция 3», осуществляющее централизованное холодное водоснабжение на территории <адрес>, было наделено статусом гарантирующей организации. Зона деятельности гарантирующей организации установлена в границах <адрес>.

Таким образом, на дату получения истцом технических условий на подключение спорного объекта к сетям водоснабжения и водоотведения, организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей водоснабжения и уполномоченной на выдачу технических условий на подключение объектов капитального строительства к сетям водоснабжения <адрес>, являлось ООО «Водоочистная станция 3», организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей водоотведения и уполномоченной на выдачу технических условий на подключение объектов капитального строительства к сетям водоотведения <адрес>, являлось ООО «Зейские системы водоотведения».

В соответствии с п. 15 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 № 83, подключение объекта капитального строительства к водоснабжения или водоотведения осуществляется на основании договора.

Согласно ч. 15 ст. Федерального закона № 416-ФЗ, договоры о подключении (технологическом присоединении) к сетям водоснабжения или водоотведения заключаются в соответствии с типовыми договорами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 года № 645.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 № 645 и разделом IV Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ № 644, договоры о подключении к сетям водоснабжения и водоотведения заключаются между собственником объекта капитального строительства и организацией водопроводно-канализационного хозяйства.

Согласно п. 21 Типового договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения, п. 20 Типового договора о подключении (технологическом присоединении) централизованной системе водоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ № 645, объект является подключенным к централизованной системе холодного водоснабжения или водоотведения с даты подписания сторонами акта о подключении (технологическом соединении) объекта. Форма акта указана в приложении № 5 к указанным Типовым договорам.

Как следует из материалов дела, <Дата обезличена> между ООО «Водоочистная станция 3», ООО «ЗСВ» и ООО «ТЭК-Зея» заключены договоры <Номер обезличен> и <Номер обезличен> об оказании инженерно-технических услуг, предметом которых является оказание ООО «ТЭК-Зея» комплексных услуг ООО «Водоочистная станция 3» и ООО «ЗСВ», в том числе, по ведению и учету расходов на содержание служебного транспорта, информационное обслуживание, энергетическое обследования, затраты на командировочные расходы, затраты на канцелярские, хозяйственные товары и оргтехнику, услуги электросвязи, почтовой корреспонденции, сотовой связи, программное обеспечение, техническое, бухгалтерское и юридическое сопровождение.

Таким образом, выдача названных технических условий ООО «ТЭК-Зея» была обусловлена наличием между вышеназванными организациями договорных отношений на оказание услуг по техническому сопровождению, что свидетельствует о выдаче таковых от имени лиц, владеющих на законном основании соответствующими сетями, следовательно, оснований полагать, что технические условия выданы не в соответствии с положениями норм действующего законодательства не имеется.

В материалы дела истцом не представлено договоров о подключении к сетям водоснабжения и водоотведения, однако представлены акт технического присоединения к наружной канализации от <Дата обезличена>, составленный специалистами ООО «ТЭК-Зея» и ООО «ЗСВ», которым зафиксировано проведение работ по подключению спорного объекта с центральным сетям водоотведения согласно выданным техническим условиям с внесенными в них изменениями, а также акт от <Дата обезличена> ООО «ТЭК-Зея» согласно которого водомерный узел учета и прибор учета холодного водоснабжения на объекте допущен в эксплуатацию и опломбирован, договор от <Дата обезличена> холодного водоснабжения, договор от <Дата обезличена> водоотведения.

При указанных обстоятельствах отсутствие договоров о подключении к сетям не может быть признано существенным нарушением, свидетельствующим о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований по существу.

В ходе рассмотрения настоящего спора установлено, подтверждено вышеназванным экспертным заключением, выполненным ИП Мощанецкой В.П. и не оспаривается сторонами, что расстояние от фундамента спорного здания до самотечной канализации фактически составляет 2 метра, указанные обстоятельства, по мнению стороны ответчика, также являются существенными нарушениями, допущенными при возведении здания.

В соответствии с п. 12.35 (табл. 12.5.) СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» (Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*) нормируются расстояния по горизонтали (в свету) от ближайших подземных инженерных сетей до зданий и сооружений. В частности, нормативное расстояние от водопровода до фундаментов зданий и сооружений должно составлять не менее 5,0 м, от самотечной канализации (бытовой и дождевой) до фундаментов зданий и сооружений не менее 3,0м.

Как следует из позиции стороны истца, согласно Примечания 1 таблицы 15 СП 42.13330.2011 установленное п. 12.35 (табл. 12.5.) СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» расстояние допускается уменьшать для климатических подрайонов IА, IБ, IГ и IД и следует принимать по техническому расчету. В соответствии с п. 5.3 СП 42.13330.2011, климатические подрайоны IA, IБ, IГ, IД и IIA определены СНиП 23-01. Указанными строительными нормами и правилами «Строительная климатология», утверждёнными постановлением Госстроя России от 11.06.1999 № 45, город Зея Амурской области отнесён к данным климатическим подрайонам.

Вместе с тем примечание № 1 к таблице 15 СП 42.13330.2011 не содержит однозначного указания, что указанное в таблице минимальное расстояние от подземных инженерных сетей до зданий разрешается уменьшать на основании технического расчета. В соответствии с СП 131.13330.2018 «Свод правил. Строительная климатология», утв. Приказом Минстроя России от 28 ноября 2018 года № 763/пр, отнесение населенного пункта к климатическому подрайону определяются по таблице Б1 исходя из комплексного сочетания показателей населенного пункта – средней месячной температуры воздуха в январе и июле, средней скорости ветра за три зимних месяца, средней месячной относительной влажности воздуха в июле. СП 131.13330.2018 не содержит перечня населенных пунктов России с указанием подрайона, к которому относится тот или иной населенный пункт. При этом, исходя из критериев, указанных в таблице Б1 приложения Б, один и тот же населенный пункт не может одновременно относится к разным подрайонам. В материалы дела не представлено доказательств того, что город Зея Амурской области отнесен к одному из районов IА, IБ, IГ и IД.

Вместе с тем, из сообщения ООО «ТЭК-Зея» <Номер обезличен> от <Дата обезличена> следует, что точкой подключения к канализационной сети является ближайший существующий колодец. Приведенная схема подключения не предусматривает нормативные размеры расстояния от здания до инженерных сетей и произведена по техническому расчету. Фактическая глубина в месте присоединения составляет 2,6 метра, что не создаст трудностей для устранения возможных аварийных ситуаций. В связи с тем, что охранная зона самотечного коллектора по правой стороне составляет более пяти метров, ООО «ТЭК-Зея» в интересах ООО «ВОС 3» и ООО «ЗСВ» выдало положительное заключение на подключения здания к инженерным сетям. Построенные инженерные сети соответствуют ранее выданным техническим условиям и пригодны к транспортировке коммунального ресурса.

Суд также учитывает, что, несмотря на несоблюдение требований в части обеспечения минимальных расстояний от самотечной канализации до фундамента здания, расположенного по адресу: <адрес>, доступ к канализационной сети (в случае необходимости проведения ремонтных работ, в том числе аварийных) фактически сохранен и не ограничен, поскольку указанные инженерные коммуникации находятся на достаточном с точки зрения возможности проведения ремонтных работ расстоянии, при котором может осуществляться полная или частичная замена соответствующих конструкций при условии выполнения необходимых мероприятий, в частности укрепление траншей, что с практической точки зрения вполне осуществимо и указанное отступление от установленного СП 42.13330.2011 норматива при отсутствии иных нарушений, отвечающих критериям существенных, допущенных при строительстве также не может быть признано достаточным для отказа в удовлетворении требований о признании права собственности на объект недвижимого имущества.

Не являются таким основанием и обстоятельства, свидетельствующие о том, что истцом до настоящего времени не завершены работы по благоустройству прилегающей территории: не подготовлена стоянка для автомобилей, отсутствует ограждение пешеходной зоны, что противоречит требованиям, изложенным в приложении «Ж» СП 42.13330.2016, хотя планом застройки действительно были предусмотрены работы по организации стоянки для автомобилей и установлению ограждения пешеходной зоны, что предусмотрено и действующим законодательством, поскольку в судебном заседании установлено, что данные работы не выполнены истцом по независящим он него причинам.

Так, согласно материалам дела, в августе 2019 года Евдокимов С.В. обратился в СП «СЭС» филиала АО «ДРСК» «Амурские ЭС» с заявлением о необходимости производства вертикального выравнивания опоры линии электропередач для последующего укрепления основания блоками ФБС и бетоном в целях продолжения работ по благоустройству прилегающей территории по адресу: <адрес>. Согласно сообщениям филиала Акционерного общества «ДРСК» от <Дата обезличена> и от <Дата обезличена>, данной организацией выполнялась работа по выправке опоры, расположенной по адресу: <адрес>, но в связи с тем, что основание опоры не оттаяло, выправить опору не удалось. Данные работы с откапыванием стойки запланированы на август 2020 года.

Из экспертного заключения от <Дата обезличена> следует, что истцом в настоящее время выполнены работы по мощению пешеходной площадки, монтажу наружных лестниц между обозначенной стоянкой и пешеходной зоной.

Из пояснений эксперта Мощанецкой В.П., данных в судебном заседании, следует, что в настоящее время на территории имеется грунтовая стоянка, покрытая щебнем, нет асфальтового покрытия стоянки.

Таким образом, работы по благоустройству прилегающей территории в настоящее время не завершены, однако после устранения недостатков в установке опоры линии электропередач специализированной организацией, в чьем ведении находится такая опора, вполне возможны, кроме того, указанные недостатки не свидетельствуют о нарушении прав и охраняемых законом интересов иных лиц, наличии угрозы жизни и здоровью граждан сохранением спорного объекта.

Остальные доводы стороны ответчика, в том числе, об отсутствии ордера на проведение земляных работ, несоответствии в различных документах реквизитов организации, отсутствие полномочий представителя ресурсоснабжающей организации на подписание технических условий либо опровергаются материалами дела, либо не имеют значения для рассмотрения настоящего спора по существу, поскольку не могут повлиять на выводы суда при принятии настоящего решения.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что спорный объект недвижимости построен на земельном участке, принадлежащем истцу на праве собственности и отведенном под строительство данного объекта, создан без существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил, строительство было осуществлено без сопровождения органом Госстройнадзора, однако истец принял меры к получению соответствующего заключения в последующем, в чем ему было отказано ввиду возведения объекта на момент такого обращения, работы по договору строительного подряда выполнены согласно ст.52 ГрК РФ, юридическим лицом, являющимся членами саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, инженерные коммуникации подключены к городским сетям на основании предоставленных застройщику технических условий, по завершению строительства оформлена документация согласно требованиям законодательства РФ, здание торгово-офисного центра по адресу <адрес> соответствует его функциональному назначению, спорный объект не угрожает жизни и здоровью граждан, не наносит вреда окружающей среде, либо имуществу тех или иных лиц, безопасен и обеспечивает энергетическую эффективность, в связи с чем требовании истца о признании права собственности на указанный объект подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Евдокимова С.В. удовлетворить.

Признать за Евдокимовым С.В. право собственности на объект недвижимости - трехэтажное нежилое здание торгово-офисного центра, общей площадью 786,1 кв.м., расположенное на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий Н.В. Клаус

Мотивированное решение составлено <Дата обезличена>.

Судья Н.В.Клаус