ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-800/20 от 29.07.2020 Электростальского городского суда (Московская область)

Дело № 2-800/2020

Р Е Ш Е Н И Е С У Д А

Именем Российской Федерации

29 июля 2020 года город Электросталь

Электростальский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Рыжовой Г.А.,

при секретаре Морозовой Л.В.,

с участием истца Машистовой С.А., представителя ответчика Министерства социального развития Московской области – Гребенева Д.В. (по доверенности),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Машистовой Светланы Анатольевны к Министерству социального развития Московской области о признании незаконным решения об отказе в распоряжении средствами регионального материнского (семейного) капитала,

у с т а н о в и л :

Машистова С.А. обратилась в суд с иском к Министерству социального развития Московской области о признании незаконным решения об отказе в распоряжении средствами регионального материнского (семейного) капитала.

Требования мотивированы тем, что истец является матерью двоих несовершеннолетних детей: Машистова Е.Р., г. рождения, и Машистова Б.Р., г. рождения. 31.012020 г. истец обратилось в МФЦ с необходимость подать заявление о распоряжении средствами регионального материнского (семейного) капитала путем направления их на получение образования ребенком (детьми) в Министерство социального развития Московской области. Совместно с заявлениями ею были представлены заверенные копии необходимых документов. 07.02.2020 г. ответчиком дано решение № 46447 об отказе в реализации средств (части средств) регионального материнского (семейного) капитала. В обоснование отказа указано на несоответствие документов по форме и содержанию требованиям законодательства Московской области - Закону Московской области от 12.01.2006 N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" и п.п г) п.4 "Порядка распоряжения средствами (частью средств) регионального материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми)", утвержденного Постановлением Правительства МО от 23.01.2014 N 2/1. Считает отказ незаконным. В Московской области не разработаны Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми). Однако действует федеральный нормативный правовой акт: Постановление Правительства РФ от 24.12.2007 № 926, которым утверждены Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов. В таком случае вступает в силу ст.6 ГК РФ, закон допускает применение аналогии закона. Ею указана цель использования средства МСК – получение образования ребенком (детьми). Ею приложен договор об образовании, а также дополнительное соглашение № 1 с графиком внесения платежей; неверное указание в договоре органа, который будет направлять средства МСК на оплату, будет исправлено.

Истец просит признать незаконным Решение Министерства социального развития Московской области № 46447 от 07.02.2020 г. об отказе в реализации средств (части средств) регионального материнского (семейного) капитала; обязать Министерство социального развития Московской области предоставить Машистовой С.А. возможность распорядиться средствами (часть средств) регионального материнского (семейного) капитала в целях использования средств на получение образования ребенком (детьми).

В судебном заседании истец Машистова С.А. исковые требования, их обоснование поддержала, просила удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика – Гребенев Д.В., действующий по доверенности против иска возражал, просил отказать по основаниям представленного в дело отзыва, в котором указано, что предметом заключенного истцом с МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 12», имеющим соответствующую лицензию Министерства образования Московской области, является оказание исполнителем воспитаннику Машистову Б.Р., <дата> г. рождения, образовательных услуг в рамках реализации основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, содержание воспитанника в Учреждении, присмотр и уход за воспитанником; стоимость услуг по присмотру и уходу – 164 руб. за день. Законом Московской области от 12.01.2006 № 1/2006-ОЗ, а также Порядком распоряжения средствами (частью средств) регионального материнского (семейного) капитала предусмотрено направление средств только на платные образовательные услуги, а не присмотр и уход за воспитанником. Согласно договору, плата за образовательные услуги в рамках реализации основной образовательной программы дошкольного образования не предусмотрена. Полагает доводы истца направленными на иное толкование норм материального права, просит в иске отказать.

Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

По положениям Закона Московской области от 12.01.2006 N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области", его действие распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в Московской области (ст.1); региональный материнский (семейный) капитал - дополнительная мера социальной поддержки семьи и детей, направленная на обеспечение возможности улучшения жилищных условий, получения образования (ст.2).

В силу подп.1 п.1 ст.20.2 названного Закона право на предоставление регионального материнского (семейного) капитала (далее - материнский капитал) возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей) у женщин, родивших (усыновивших) второго и последующих детей и имевших на дату рождения (усыновления) ребенка место жительства в Московской области, если ранее они не воспользовались правом на получение материнского капитала.

Право на региональный материнский (семейный) капитал удостоверяется сертификатом (ст.20.3 Закона Московской области от 12.01.2006 N 1/2006-ОЗ).

Паспортом истца, свидетельствами о рождении подтверждено, что Машистова С.А., <дата> г. рождения, является матерью двух несовершеннолетних детей: сына Машистова Б.Р., <дата> г. рождения, и сына Машистова Е.Р., <дата> г. рождения; проживает в <адрес> (л.д.17-18, 47-50).

Истец имеет право на получение регионального материнского (семейного) капитала в соответствии со ст.20.2 Закона Московской области от 12.01.2006 N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" в размере 100000 руб. (сто тысяч рублей), что подтверждено сертификатом на региональный материнский (семейный) капитал серия РМК-15 № 0000312, выданного Машистовой С.А. на основании решения Электростальского управления социальной защиты населения от 24.06.2015 № 1142 (л.д.51).

Согласно ст.20.5 Закона Московской области от 12.01.2006 N 1/2006-ОЗ, лица, получившие сертификат, вправе распоряжаться средствами материнского капитала в полном объеме либо по частям на получение образования ребенком (детьми) (п.1); распоряжение средствами материнского капитала может осуществляться лицами, получившими сертификат, одновременно по нескольким направлениям, установленным настоящим Законом (п.2); порядок распоряжения средствами материнского капитала определяется Правительством Московской области (п.3).

Статьей 20.6 названного Закона установлено, что средства (часть средств) материнского капитала в соответствии с заявлением о распоряжении направляются на получение образования ребенком (детьми) в любой образовательной организации на территории Российской Федерации, имеющей право на оказание соответствующих образовательных услуг (п.1). Средства (часть средств) материнского капитала могут быть направлены: на оплату платных образовательных услуг, оказываемых государственными и муниципальными образовательными организациями; на оплату образовательных услуг, оказываемых частными образовательными организациями, получившими соответствующую лицензию и реализующими имеющие государственную аккредитацию образовательные программы (п.2).

Постановлением Правительства Московской области от 23.01.2014 N 2/1 утвержден "Порядок распоряжения средствами (частью средств) регионального материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми)".

В соответствии с п.2 Порядка от 23.01.2014 N 2/1, средства (часть средств) материнского капитала направляются на получение образования ребенком (детьми) в любой образовательной организации на территории Российской Федерации, имеющей право на оказание соответствующих образовательных услуг, на основании заявления лица, получившего сертификат на региональный материнский (семейный) капитал, подаваемого в территориальное структурное подразделение Министерства социального развития Московской области по выбору заявителя независимо от места его жительства на территории Московской области. К заявлению прилагаются, среди прочего, копия договора на оказание платных образовательных услуг, заключенного между заявителем и образовательной организацией (подп.«г» п.4 Порядка от 23.01.2014 N 2/1).

02.07.2019 г. между муниципальным дошкольным образовательным учреждением «Центр развития ребенка – детский сад № 12» и Машистовой С.А. был заключен договор об образовании – в интересах воспитанника Машистова Б.Р., <дата> г. рождения, на предмет оказания исполнителем воспитаннику образовательных услуг в рамках основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования, содержания воспитанника в учреждении, присмотр за воспитанником (п.1.1); срок освоения программы (продолжительность обучения) – 4 года (п.1.4); стоимость услуг исполнителя по присмотру и уходу за воспитанником (родительская плата) устанавливается за день – 164 руб. (п.3.2). В дополнительном соглашении № 1 от 31.01.2020 г. указан порядок оплаты (л.д.13-14, 53-56).

31.01.2020 г. Машистова С.А. обратилась в Министерство социального развития Московской области с заявлением № Z00_2020-01-31_11778 о реализации средств (части средств) регионального материнского (семейного) капитала; представила, среди прочих требуемых документов, копии упомянутых выше договора и дополнительного соглашения (л.д.16).

Решением Министерства социального развития Московской области в лице территориального структурного подразделения – Электростальского управления социальной защиты населения от 07.02.2020 г. № 46447 Машистовой С.А. в удовлетворении заявления отказано по причине «Несоответствие документов по форме или содержанию требованиям законодательства Российской Федерации и (или) законодательства Московской области»; указано, что предоставленные заявителем копия Договора об образовании от 02.07.2019 №31/19, копи Дополнительного соглашения от 31.01.2020 № 1 не соответствуют требованиям ст.20.6 Закона Московской области от 12.01.2006 N 1/2006 "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области", п.п. г) п.4 "Порядка распоряжения средствами (частью средств) регионального материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми)", утвержденным Постановлением Правительства МО от 23.01.2014 N 2/1 (л.д.11-12).

С решением ответчика суд согласиться не может по следующим основаниям.

Как указано выше, предметом договора является оказание исполнителем воспитаннику образовательных услуг в рамках основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования, содержания воспитанника в учреждении, присмотр за воспитанником (п.1.1); срок освоения программы (продолжительность обучения) – 4 года (п.1.4) (л.д.53).

В п.3.2 договора указано, что стоимость услуг исполнителя по присмотру и уходу за воспитанником (родительская плата) устанавливается за день – 164 руб.; при этом в п.3.1 договора отражено, что размер родительской платы, льготы по оплате отдельным категориям родителей (законных представителей) порядок взимания, начисления и расходования родительской платы за присмотр и уход за детьми в муниципальных образовательных учреждениях городского округа Электросталь, реализующих основные общеобразовательные программы дошкольного образования устанавливаются постановлениями Администрации городского округа Электросталь Московской области «О размере платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за содержание ребёнка (присмотр и уход за ребёнком) в муниципальных образовательных учреждениях городского округа Электросталь, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования», «О родительской плате, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за ребенком в муниципальных образовательных учреждениях городского округа Электросталь, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования» (л.д.55).

Согласно Постановлению администрации городского округа Электросталь МО от 29.12.2017 N 994/12 "Об установлении размера платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за содержание ребенка (присмотр и уход за ребенком) в муниципальных образовательных учреждениях городского округа Электросталь, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования", принятому в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановлением Правительства Московской области от 06.07.2016 N 526/22 "О максимальном размере платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в государственных образовательных организациях Московской области и муниципальных образовательных организациях в Московской области", постановлением Правительством Московской области от 26.05.2014 N 378/17 "Об утверждении Порядка обращения за компенсацией родительской платы за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях Московской области, осуществляющих образовательную деятельность, и порядка ее выплаты, Порядка расходования субвенций бюджетам муниципальных образований Московской области на выплату компенсации родительской платы за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях Московской области, осуществляющих образовательную деятельность", - установлена плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми в муниципальных образовательных учреждениях городского округа Электросталь, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, в размере 164,00 рубля в день для воспитанников возрастной группы до 7 лет (включительно), посещающих младшие, средние и подготовительные группы с режимом пребывания от 10,5 до 12 часов (п.1).

Таким образом, предусмотренное указанным нормативным актом взимание платы с родителей за присмотр и уход за детьми в муниципальных образовательных учреждениях городского округа Электросталь, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, в размере 164 руб., нашло свое отражение в договоре от 02.07.2019 г.

Федеральным законом от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", устанавливающим дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь, предусмотрено, что материнский (семейный) капитал - средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом; государственный сертификат на материнский (семейный) капитал - именной документ, подтверждающий право на дополнительные меры государственной поддержки (ст.2).

В статье 11 Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ определено, что средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении направляются на получение образования ребенком (детьми) в любой организации на территории Российской Федерации, имеющей право на оказание соответствующих образовательных услуг (ч.1); средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут быть направлены: на оплату платных образовательных услуг; на оплату иных связанных с получением образования расходов, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации (ч.2); Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч.4).

Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 926 утверждены "Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов", которые устанавливают порядок и сроки направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала (далее - средства) на получение образования ребенком (детьми) в любой организации на территории Российской Федерации, имеющей право на оказание соответствующих образовательных услуг (далее - организация), а также на иные связанные с получением образования ребенком (детьми) расходы и определяют порядок представления документов, необходимых для направления средств на указанные цели.

В соответствии с п.8(1) Правил от 24.12.2007 N 926 - средства могут быть направлены на оплату содержания ребенка (детей) и (или) присмотра и ухода за ребенком (детьми) в организации, реализующей образовательные программы дошкольного образования и (или) образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Таким образом, на уровне федерального законодательства предусмотрена возможность распоряжения средствами материнского (семейного) капитала по государственному сертификату – направлением средств на оплату содержания ребенка (детей) и (или) присмотра и ухода за ребенком (детьми) в организации, реализующей образовательные программы дошкольного образования и (или) образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, в то время как на региональном уровне возможность направлением средств на оплату содержания ребенка (детей) и (или) присмотра и ухода за ребенком (детьми) в организации, реализующей образовательные программы дошкольного образования и (или) образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования не предусмотрена.

Согласно преамбуле Закона Московской области от 12.01.2006 N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" настоящий Закон на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов Московской области регулирует отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки семье и детям в Московской области.

В соответствии с частью 2 статьи 6 Конституцией Российской Федерации каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции РФ).

Согласно части 2 статьи 19 Конституции РФ, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1 статьи 38 Конституции РФ).

В соответствии со ст.43 Конституции РФ каждый имеет право на образование (часть 1); гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (часть 2); Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования (часть 5).

Более того, частью 4 статьи 67.1 Конституции РФ установлено, что дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим.

Защита семьи, материнства, отцовства и детства; защита института брака как союза мужчины и женщины; создание условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях находятся совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п.«ж.1)» ст.72 Конституции РФ).

В статье 18 Конституции РФ определено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

С учетом вышеизложенного, суд полагает, что отсутствие в региональном законодательстве указания на возможность направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на оплату содержания ребенка (детей) и (или) присмотра и ухода за ребенком (детьми) в организации, реализующей образовательные программы дошкольного образования и (или) образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, не отвечает приведенным положениям Конституции Российской Федерации, Федеральному закону от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" и Правилам направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 926, которыми, как указано выше, предусмотрена возможность направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на оплату содержания ребенка (детей) и (или) присмотра и ухода за ребенком (детьми) в организации, реализующей образовательные программы дошкольного образования и (или) образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования.

По изложенному, суд приходит к выводу о том, что добросовестные, разумные, справедливые, в полной мере отвечающие интересам несовершеннолетних детей требования истца подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

исковые требования Машистовой Светланы Анатольевны – удовлетворить.

Признать незаконным решение Министерства социального развития Московской области №46447 от 07.02.2020 г. об отказе Машистовой Светлане Анатольевне в реализации средств (части средств) регионального материнского (семейного) капитала.

Обязать Министерство социального развития Московской области принять решение о реализации Машистовой Светланой Анатольевной средств (части средств) регионального материнского (семейного) капитала в целях использования средств на получение образования ребенком (детьми).

Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд через Электростальский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме

Судья Рыжова Г.А.

В окончательной форме решение принято 14 сентября 2020 года.

Судья Рыжова Г.А.