Дело №2-800/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 июля 2015 года Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Акимовой И.В.,
с участием пом. прокурора Советского района г. Красноярска Анциферовой Е.Л..
при секретаре Кучиной И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района г. Красноярска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МБОУ «СОШ № 1», КГБУЗ «Красноярская городская детская поликлиника №3»об обязании устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, получить санитарно-эпидемиологическое заключение и лицензию на осуществлении медицинской деятельности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Советского района г. Красноярска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском /с учетом уточненных требований л.д.85-86/ к МБОУ «СОШ № 1», КГБУЗ «Красноярская городская детская поликлиника №3» об обязании МБОУ «СОШ № 1» получить в установленном порядке санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам помещения медицинского кабинета, расположенного по адресу: <адрес>, обязании КГБУЗ «Красноярская городская детская поликлиника №3» получить лицензию на осуществление медицинской деятельности в указанном медицинской кабинете, расположенном в помещении школы, после получения МБОУ «СОШ № 1» положительного санитарно-эпидемиологического заключения.
Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что медицинская помощь в образовательном учреждении МБОУ «СОШ № 1» в соответствии с заключенным договором о медицинском обеспечении от 10.01.2013 года оказывается медицинскими работниками, находящимися в штате КГБУЗ «Красноярская городская детская поликлиника №3». В образовательном учреждении имеется медицинский кабинет, не соответствующий требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, что подтверждается отрицательным заключением управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю. В соответствии с п.п. 4, 8 Постановления Правительства от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности» установлено, что при намерении лицензиата осуществлять медицинскую деятельность по адресу места ее осуществления, не указанному в имеющейся лицензии, либо выполнять новые работы (услуги), составляющие медицинскую деятельность, в заявлении о переоформлении лицензии указывается новый адрес либо сведения о новых работах (услугах).Таким образом, медицинское учреждение обязано получить лицензию на каждое образовательное учреждение отдельно. Несоответствием медицинского кабинета образовательного учреждения требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, отсутствием лицензии на осуществление медицинской деятельности в образовательном учреждении нарушаются права несовершеннолетних, обучающихся в образовательном учреждении, а также несовершеннолетних, которые в дальнейшем будут обучаться в образовательном учреждении, на получение образования в условиях, гарантирующих охрану и укрепление здоровья.
В судебном заседании прокурор Советского района г. Красноярска Анциферова Е.Л. исковые требования с учетом уточнения поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика МБОУ «СОШ № 1» - Ткаченко В.М. (директор удостоверение № от 01.09.2014г.) исковые требования не признал.
Представитель Главного Управления образования администрации г. Красноярска Плеханова Е.В., действующая на основании доверенности от 15.05.2015 года, исковые требования не признала.
Представитель администрации г. Красноярска в судебное заседание не явился, извещался своевременно и должным образом, о причинах неявки суд не уведомил.
Представитель ответчика КГБУЗ «Красноярская городская поликлиника №3» в судебное заседание не явился, просили дело рассмотреть в их отсутствие.
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, полагает иск не обоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 45 ГК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного крута лиц.
В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
В силу ст.28 Федерального закона №273-ФЗ от 23.07.2013г. «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно с п.2,3 ст.41 Федерального закона №273-ФЗ от 23.07.2013г. «Об образовании в Российской Федерации» организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями. Организацию оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. При этом образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности.
В соответствии ч. 1 п. 46 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит медицинская деятельность. Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан.
В соответствии с п. 1.3 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.3.2630-10 медицинская деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством РФ. Обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления деятельности. Согласно п.1.6 СанПиН 2.1.3.2630-10 медицинская техника, мебель, оборудование, дезинфекционные средства, изделия медицинского назначения, строительные и отделочные материалы, а также используемые медицинские технологии должны быть разрешены к применению на территории Российской Федерации в установленном порядке.
Согласно подп. «г» п. 7 Положения «О лицензировании медицинской деятельности» для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган сведения о наличии выданного в установленном порядке санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений и (или) помещений, необходимых для выполнения соискателем лицензии заявленных работ (услуг).
Прокурор Советского района г. Красноярска Анциферова Е.Л. исковые требования с учетом уточнения, доводы изложенные в заявлении, поддержала в полном объеме, на их удовлетворении настаивала.
Представитель ответчика МБОУ «СОШ № 1» суду пояснил, что в настоящее время ими получено санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии помещения медицинского кабинета обязательным требованиям, оно отрицательное. После устранения недостатков указанных в заключении будет получено новое заключении, соответствующая необходимая работа проводится. Действующее законодательство не предусматривает такой способ защиты права как понуждение юридического лица к получению лицензии на осуществление какого-либо вида деятельности и получению санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным нормам и правилам медицинского кабинета, просит в иске отказать.
Представитель Главного Управления образования администрации г. Красноярска, исковые требования не признала, поддерживая письменные возражения, суду пояснила, что в соответствии с п. 28 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009 №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия ) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» суду в случае удовлетворения заявления, поданного в порядке главы 25 ГПК РФ, необходимо указывать на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока, совершить в отношении заявителя конкретные действия. Суд не вправе выходить за пределы заявленных требований. Исковое требования прокурора Советского района, ни не содержат требований о признании незаконным действия (бездействия) МБОУ СОШ №1 и КГБУЗ«КГДП №3». Кроме того, прокурором Советского района г. Красноярска не предъявляются доказательства фактов незаконных действий ((бездействий), акты проведенных проверок отсутствуют. Учитывая фактическое отсутствие незаконного бездействия образовательного учреждения, а так же то, что истец не заявляет указанного требования, считает требование прокурора о возложении обязанности на МБОУ СОШ №1 в части получения санитарно- эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам помещения медицинского кабинета незаконным и необоснованным. В нарушение ч. 3 ст. 131 ГПК РФ в исковом заявлении прокурора Советского района отсутствует ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающих такой в данном случае способ защиты интересов неопределенного круга лиц, как возложение обязанности на МБОУ СОШ № 1 получить санитарно-эпидемиологическое заключение. Действующее законодательство не предусматривает такой способ защиты права как понуждение юридического лица к получению лицензии на осуществление какого-либо вида деятельности и получению санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным нормам и правилам медицинского кабинета. Исходя из положений Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» получение лицензии носит заявительный характер (статья 13). Решение о выдаче лицензии принимает лицензирующий орган (статья 14). К компетенции же ответчиков разрешение этого вопроса не относится. Таким образом, прокурором Советского района г. Красноярска был избран ненадлежащий способ защиты права. Просит в удовлетворении иска отказать в полном объеме.
Представитель администрации г. Красноярска – Овчинников М.П. предоставил письменное возражение на иск, в котором указал, что МБОУ «СОШ № 1» является юридическим лицом, самостоятельно осуществляющим свою хозяйственную деятельность (образовательный процесс), обязанным самостоятельно получать необходимые для этого положительные заключения контролирующих органов и лицензии.
Представитель ответчика КГБУЗ «Красноярская городская поликлиника №3» - Юрченко С.А., представила отзыв на исковое заявление, в котором указала, что при исполнении решения суда, требования прокурора о получении лицензии на осуществления медицинской деятельности, ставятся в зависимость от действий и решений органов лицензирующих медицинскую деятельность, что заведомо влечет невозможность принудительного исполнения судебного акта.
Оценивая представленные и исследованные в судебном заседании доказательства, с учетом положений ст.ст.35, 56 ГПК РФ, суд не находит оснований для удовлетворения требований прокурора к МБОУ «СОШ № 1» об обязании получить в установленном порядке санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам помещения медицинского кабинета, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Краснодарская 7б, обязании КГБУЗ «Красноярская городская детская поликлиника №3» получить лицензию на осуществление медицинской деятельности в указанном медицинской кабинете, расположенном в помещении школы, после получения МБОУ «СОШ № 1» положительного санитарно-эпидемиологического заключения.
Согласно ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав.
С заявлением в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований вправе обратиться прокурор (ч. 1 ст. 45 ГПК РФ).
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом.
Действующее законодательство не предусматривает такой способ защиты права как понуждение юридического лица к получению лицензии на осуществление какого-либо вида деятельности и получению санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным нормам и правилам медицинского кабинета.
Исходя из положений Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" получение лицензии носит заявительный характер (статья 13). Решение о выдаче лицензии принимает лицензирующий орган (статья 14). К компетенции же ответчика разрешение этого вопроса не относится.
Таким образом, требуя возложить на КГБУЗ «Красноярская городская детская поликлиника №3»обязанность получить лицензию на осуществление медицинской деятельности по месту нахождения медицинского помещения МБОУ "СОШ №1" и получить санитарно-эпидемиологическое заключение, прокурор избрал ненадлежащий способ защиты права.
В соответствии с п. 28 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» суду в случае удовлетворения заявления, поданного в порядке главы 25 ГПК РФ, необходимо указывать на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия. Суд не вправе выходить за пределы заявленных требований. Исковые требования прокурора Советского района, не содержат требований о признании незаконным действия (бездействия) МБОУ СОШ №1 и КГБУЗ«КГДП №3».
Учитывая фактическое отсутствие незаконного бездействия образовательного учреждения, а так же то, что истец не заявляет указанного требования, суд считает требование прокурора о возложении обязанности на МБОУ СОШ № 1 в части получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам помещения медицинского кабинета незаконным и необоснованным.
На основании изложенного, суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований прокурора Советского района г. Красноярска отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований прокурора Советского района г. Красноярска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МБОУ «СОШ № 1», КГБУЗ «Красноярская городская детская поликлиника №3» об обязании устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, получить санитарно-эпидемиологическое заключение и лицензию на осуществлении медицинской деятельности в медицинском кабинете образовательного учреждения, отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение месяца, с момента изготовления мотивированного решения.
Председательствующий: И.В. Акимова