ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-800/2015 от 03.07.2015 Советского районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Дело №2-800/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 июля 2015 года Советский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Акимовой И.В.,

с участием пом. прокурора Советского района г. Красноярска Анциферовой Е.Л..

при секретаре Кучиной И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района г. Красноярска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МБОУ «СОШ № 1», КГБУЗ «Красноярская городская детская поликлиника №3»об обязании устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, получить санитарно-эпидемиологическое заключение и лицензию на осуществлении медицинской деятельности,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Советского района г. Красноярска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском /с учетом уточненных требований л.д.85-86/ к МБОУ «СОШ № 1», КГБУЗ «Красноярская городская детская поликлиника №3» об обязании МБОУ «СОШ № 1» получить в установленном порядке санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам помещения медицинского кабинета, расположенного по адресу: <адрес>, обязании КГБУЗ «Красноярская городская детская поликлиника №3» получить лицензию на осуществление медицинской деятельности в указанном медицинской кабинете, расположенном в помещении школы, после получения МБОУ «СОШ № 1» положительного санитарно-эпидемиологического заключения.

Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что медицинская помощь в образовательном учреждении МБОУ «СОШ № 1» в соответствии с заключенным договором о медицинском обеспечении от 10.01.2013 года оказывается медицинскими работниками, находящимися в штате КГБУЗ «Красноярская городская детская поликлиника №3». В образовательном учреждении имеется медицинский кабинет, не соответствующий требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, что подтверждается отрицательным заключением управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю. В соответствии с п.п. 4, 8 Постановления Правительства от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности» установлено, что при намерении лицензиата осуществлять медицинскую деятельность по адресу места ее осуществления, не указанному в имеющейся лицензии, либо выполнять новые работы (услуги), составляющие медицинскую деятельность, в заявлении о переоформлении лицензии указывается новый адрес либо сведения о новых работах (услугах).Таким образом, медицинское учреждение обязано получить лицензию на каждое образовательное учреждение отдельно. Несоответствием медицинского кабинета образовательного учреждения требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, отсутствием лицензии на осуществление медицинской деятельности в образовательном учреждении нарушаются права несовершеннолетних, обучающихся в образовательном учреждении, а также несовершеннолетних, которые в дальнейшем будут обучаться в образовательном учреждении, на получение образования в условиях, гарантирующих охрану и укрепление здоровья.

В судебном заседании прокурор Советского района г. Красноярска Анциферова Е.Л. исковые требования с учетом уточнения поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика МБОУ «СОШ № 1» - Ткаченко В.М. (директор удостоверение от 01.09.2014г.) исковые требования не признал.

Представитель Главного Управления образования администрации г. Красноярска Плеханова Е.В., действующая на основании доверенности от 15.05.2015 года, исковые требования не признала.

Представитель администрации г. Красноярска в судебное заседание не явился, извещался своевременно и должным образом, о причинах неявки суд не уведомил.

Представитель ответчика КГБУЗ «Красноярская городская поликлиника №3» в судебное заседание не явился, просили дело рассмотреть в их отсутствие.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, полагает иск не обоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 45 ГК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного крута лиц.

В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

В силу ст.28 Федерального закона №273-ФЗ от 23.07.2013г. «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно с п.2,3 ст.41 Федерального закона №273-ФЗ от 23.07.2013г. «Об образовании в Российской Федерации» организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями. Организацию оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. При этом образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности.

В соответствии ч. 1 п. 46 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит медицинская деятельность. Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан.

В соответствии с п. 1.3 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.3.2630-10 медицинская деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством РФ. Обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления деятельности. Согласно п.1.6 СанПиН 2.1.3.2630-10 медицинская техника, мебель, оборудование, дезинфекционные средства, изделия медицинского назначения, строительные и отделочные материалы, а также используемые медицинские технологии должны быть разрешены к применению на территории Российской Федерации в установленном порядке.

Согласно подп. «г» п. 7 Положения «О лицензировании медицинской деятельности» для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган сведения о наличии выданного в установленном порядке санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений и (или) помещений, необходимых для выполнения соискателем лицензии заявленных работ (услуг).

Прокурор Советского района г. Красноярска Анциферова Е.Л. исковые требования с учетом уточнения, доводы изложенные в заявлении, поддержала в полном объеме, на их удовлетворении настаивала.

Представитель ответчика МБОУ «СОШ № 1» суду пояснил, что в настоящее время ими получено санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии помещения медицинского кабинета обязательным требованиям, оно отрицательное. После устранения недостатков указанных в заключении будет получено новое заключении, соответствующая необходимая работа проводится. Действующее законодательство не предусматривает такой способ защиты права как понуждение юридического лица к получению лицензии на осуществление какого-либо вида деятельности и получению санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным нормам и правилам медицинского кабинета, просит в иске отказать.

Представитель Главного Управления образования администрации г. Красноярска, исковые требования не признала, поддерживая письменные возражения, суду пояснила, что в соответствии с п. 28 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009 №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия ) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» суду в случае удовлетворения заявления, поданного в порядке главы 25 ГПК РФ, необходимо указывать на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока, совершить в отношении заявителя конкретные действия. Суд не вправе выходить за пределы заявленных требований. Исковое требования прокурора Советского района, ни не содержат требований о признании незаконным действия (бездействия) МБОУ СОШ №1 и КГБУЗ«КГДП №3». Кроме того, прокурором Советского района г. Красноярска не предъявляются доказательства фактов незаконных действий ((бездействий), акты проведенных проверок отсутствуют. Учитывая фактическое отсутствие незаконного бездействия образовательного учреждения, а так же то, что истец не заявляет указанного требования, считает требование прокурора о возложении обязанности на МБОУ СОШ №1 в части получения санитарно- эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам помещения медицинского кабинета незаконным и необоснованным. В нарушение ч. 3 ст. 131 ГПК РФ в исковом заявлении прокурора Советского района отсутствует ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающих такой в данном случае способ защиты интересов неопределенного круга лиц, как возложение обязанности на МБОУ СОШ № 1 получить санитарно-эпидемиологическое заключение. Действующее законодательство не предусматривает такой способ защиты права как понуждение юридического лица к получению лицензии на осуществление какого-либо вида деятельности и получению санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным нормам и правилам медицинского кабинета. Исходя из положений Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» получение лицензии носит заявительный характер (статья 13). Решение о выдаче лицензии принимает лицензирующий орган (статья 14). К компетенции же ответчиков разрешение этого вопроса не относится. Таким образом, прокурором Советского района г. Красноярска был избран ненадлежащий способ защиты права. Просит в удовлетворении иска отказать в полном объеме.

Представитель администрации г. Красноярска – Овчинников М.П. предоставил письменное возражение на иск, в котором указал, что МБОУ «СОШ № 1» является юридическим лицом, самостоятельно осуществляющим свою хозяйственную деятельность (образовательный процесс), обязанным самостоятельно получать необходимые для этого положительные заключения контролирующих органов и лицензии.

Представитель ответчика КГБУЗ «Красноярская городская поликлиника №3» - Юрченко С.А., представила отзыв на исковое заявление, в котором указала, что при исполнении решения суда, требования прокурора о получении лицензии на осуществления медицинской деятельности, ставятся в зависимость от действий и решений органов лицензирующих медицинскую деятельность, что заведомо влечет невозможность принудительного исполнения судебного акта.

Оценивая представленные и исследованные в судебном заседании доказательства, с учетом положений ст.ст.35, 56 ГПК РФ, суд не находит оснований для удовлетворения требований прокурора к МБОУ «СОШ № 1» об обязании получить в установленном порядке санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам помещения медицинского кабинета, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Краснодарская 7б, обязании КГБУЗ «Красноярская городская детская поликлиника №3» получить лицензию на осуществление медицинской деятельности в указанном медицинской кабинете, расположенном в помещении школы, после получения МБОУ «СОШ № 1» положительного санитарно-эпидемиологического заключения.

Согласно ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав.

С заявлением в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований вправе обратиться прокурор (ч. 1 ст. 45 ГПК РФ).

В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом.

Действующее законодательство не предусматривает такой способ защиты права как понуждение юридического лица к получению лицензии на осуществление какого-либо вида деятельности и получению санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным нормам и правилам медицинского кабинета.

Исходя из положений Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" получение лицензии носит заявительный характер (статья 13). Решение о выдаче лицензии принимает лицензирующий орган (статья 14). К компетенции же ответчика разрешение этого вопроса не относится.

Таким образом, требуя возложить на КГБУЗ «Красноярская городская детская поликлиника №3»обязанность получить лицензию на осуществление медицинской деятельности по месту нахождения медицинского помещения МБОУ "СОШ №1" и получить санитарно-эпидемиологическое заключение, прокурор избрал ненадлежащий способ защиты права.

В соответствии с п. 28 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» суду в случае удовлетворения заявления, поданного в порядке главы 25 ГПК РФ, необходимо указывать на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия. Суд не вправе выходить за пределы заявленных требований. Исковые требования прокурора Советского района, не содержат требований о признании незаконным действия (бездействия) МБОУ СОШ №1 и КГБУЗ«КГДП №3».

Учитывая фактическое отсутствие незаконного бездействия образовательного учреждения, а так же то, что истец не заявляет указанного требования, суд считает требование прокурора о возложении обязанности на МБОУ СОШ № 1 в части получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам помещения медицинского кабинета незаконным и необоснованным.

На основании изложенного, суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований прокурора Советского района г. Красноярска отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований прокурора Советского района г. Красноярска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МБОУ «СОШ № 1», КГБУЗ «Красноярская городская детская поликлиника №3» об обязании устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, получить санитарно-эпидемиологическое заключение и лицензию на осуществлении медицинской деятельности в медицинском кабинете образовательного учреждения, отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение месяца, с момента изготовления мотивированного решения.

Председательствующий: И.В. Акимова