ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-800/2017 от 08.02.2017 Ленинскогого районного суда г. Махачкалы (Республика Дагестан)

Дело №2-890/17

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 февраля 2017 года г. Махачкала

Ленинский районный суд г. Махачкала РД в составе:

председательствующего – Онжолова М.Б.,

при секретаре - Шахбановой П.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РД к ФИО1 ФИО7 о признании строительства объекта капитального строительства – 9 ти этажного многоквартирного жилого дома незаконным, запрете строительства и последующей эксплуатации этого объекта,

УСТАНОВИЛ:

Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ РД в лице Управления государственного строительного надзора в защиту прав неопределенного круга лиц обратились в суд с иском к ФИО1 о признании строительства объекта капитального строительства – 9 ти этажного многоквартирного жилого дома незаконным, запрете строительства и последующей эксплуатации этого объекта.

В обосновании иска указало, на то, ответчиком осуществляется строительство объекта капитального строительства «9 этажный многоквартирный жилой дом», на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке с кадастровым номером: <адрес>. Также указали, что застройщиком не разработана проектная документация на строительство Объекта, перед началом строительства Застройщиком не получено положительное заключение экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации и перед началом строительства по указанному Объекту Застройщиком ФИО1, в нарушение требований ч. 5 ст. 52 Кодекса, не направлено в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора извещение о начале работ. Более того, по результатам проведенной проверкой в отношении застройщика по указанному Объекту выявлен целый ряд нарушений.

В связи с чем просит признать незаконным строительство ФИО1 и иными лицами объекта «9 этажный многоквартирный жилой дом», на принадлежащем гражданину ФИО1 на праве собственности земельном участке с кадастровым номером: <адрес><адрес> и запретить ему и иным лицам, строительство и последующую эксплуатацию объекта «9 этажный многоквартирный жилой дом», на принадлежащем гражданину ФИО1 на праве собственности земельном участке с кадастровым номером: <адрес>.

В судебном заседании представитель Минстроя РД ФИО3 действующая на основании доверенности просила удовлетворить исковое заявление по основаниям, изложенным в нем.

Ответчик ФИО1, надлежаще извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд не явился, представителя не направил, об уважительных причинах неявки в суд не сообщил.

Представитель истца ФИО3 действующая на основании доверенности просила рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика, и согласилась принять заочное решение.

В соответствии со ст. 233 ГПК РФ дело, с согласия истца, рассмотрено в порядке заочного производства.

Выслушав объяснение представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как усматривается из материалов дела, ответчиком ФИО1 осуществляется строительство объекта капитального строительства «9 этажный многоквартирный жилой дом», на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке с кадастровым номером: <адрес>.

В соответствии с п. 16 статьи 1 Градостроительного Кодекса РФ застройщик - физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.

В силу п. 19 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ (далее «Кодекс»): «Застройщиком является физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта».

Таким образом, исходя из терминологии ст. 1 «Градостроительного Кодекса РФ», следует считать ФИО1 «Застройщиком» по вышеуказанному объекту.

В соответствии с п. 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса РФ «Архитектурно-строительное проектирование»: «Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функциональнотехнологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 243-ФЗ)».

Между тем, ФИО1 не разработана проектная документация на строительство Объекта.

В силу части 1 статьи 49 Кодекса: «Проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы».

Также из материалов дела видно, что перед началом строительства по указанному выше объекту ФИО1 не получено положительное заключение экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации, тем самым Застройщиком при строительства Объекта нарушены требования ч. 1 ст. 49 Кодекса.

Кроме того, строительство Застройщиком ФИО1 осуществляется без разрешения на строительство. Между тем, в силу части 2 статьи 52 Кодекса «Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство».

В силу пункта 2 и 3 статьи 52 Кодекса: «Виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами».

Судом и представленными суду материалами дела, установлено, что выполнение строительно-монтажных работ по Объекту осуществляется застройщиком в нарушение требований пункта 2 и 3 статьи 52 Кодекса, а именно без свидетельства о допуске выданного саморегулируемой организацией на выполнение работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.В соответствие с требованиями п. 1 ст. 54 «Кодекса»: «Государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе в соответствие со статьёй 49 настоящего Кодекса либо является типовой проектной документацией или её модификацией».

В силу пункта 6 статьи 52 Градостроительного Кодекса РФ, лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика или технического заказчика, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или технического заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.

Таким образом, судом установлено, что строительство Объекта начато без направления извещения о начале работ в Управление, при строительстве указанного Объекта не осуществлялся государственный строительный надзор по вине Застройщика.

Более того, по результатам проведенной управлением государственного строительного надзора Минстроя РД 13 января 2017 г. проверки в отношении застройщика по указанному Объекту выявлено, что по состоянию на 13.01.2017 на объекте завершены СМР по монтажу стоек цокольного этажа из монолитного железобетона, имеются следующие недостатки:

- строительство начато без направления в Минстрой РД извещения о начале строительства - п. 4.4 СП 48.13330. 2011 Свод Правил «Организация строительства»;

- не представлено разрешение на строительство - п. 4.4 СП 48.13330.2011 Свод Правил «Организация строительства»;

- не представлено положительное заключение экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий - п. 4.4 СП 48.13330.2011 Свод Правил «Организация строительства»;

- не представлена исполнительная документация - п. 6.13 СП 48.13330.2011 Свод Правил «Организация строительства»;

- не представлены результаты испытания на прочность бетона в конструкциях - п. 5.18.1, п. 11.5.3 СП 70.13330.2012 Свод Правил «Несущие и ограждающие конструкции»;

- в арматурных каркасах ж/б стоек цокольного этажа хомуты не загибаются внутрь бетонного ядра - п. 6.7.11. СП 14.13330. 2014 Свод Правил «Строительство в сейсмических районах»;

- строительство осуществляется без привлечения индивидуального предпринимателя или юридического лица имеющих выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к видам работ по строительству объекта капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства - ч. 2 ст. 52 Градостроительного Кодекса РФ.

Согласно выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ними № 90-28917583 от 22.11.2016г. на основании запроса Минстроя РД от 22.11.2016г., видно что собственником земельного участка площадью в 584 кв. м. с кадастровым номером 05:40:000069:672, является ответчик ФИО1

В силу Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации № 54 от 01.02.2206г., а именно п. 24.: «Должностные лица органов государственного строительного надзора при проведении проверок осуществляют следующие полномочия: п. п. ж) осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством РФ».

Согласно ч.1 ст. 1065 Гражданского кодекса РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Кроме того, в соответствии с ч.1 ст. 37 Федерального закона «Об охране окружающей среды» строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утверждённым проектам с соблюдением требований технических регламентов в области окружающей среды.

Также ч.2 ст. 34 того же Федерального закона предусматривает в качестве санкции за нарушение требований в области охраны окружающей среды приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов.

Таким образом, судом установлено, что продолжение строительства объекта капитального строительства «9 этажный многоквартирный жилой дом», на принадлежащем ответчику ФИО1 на праве собственности земельном участке с кадастровым номером: <адрес>, без положительного заключения экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации, без следующего за этим утверждения проектной документации, без получения разрешения на строительство, а также последующая эксплуатация Объекта, без разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, создают оговорённую законом опасность для всех находящихся в этом здании и вблизи него граждан.

Следовательно, продолжение строительства и последующей эксплуатации объекта капитального строительства нарушает права и законные интересы неопределённого круга лиц.

В силу ст. 12 Гражданского Кодекса РФ, защита гражданских прав осуществляется путём пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

При указанных обстоятельствах заявленные исковые требования Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РД к Шейхову Мирзамагомеду ФИО8 о признании строительства объекта капитального строительства – 9 ти этажного многоквартирного жилого дома незаконным, запрете строительства и последующей эксплуатации этого объекта подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РД к ФИО1 ФИО9 о признании строительства объекта капитального строительства – 9 ти этажного многоквартирного жилого дома незаконным, запрете строительства и последующей эксплуатации этого ФИО2 удовлетворить.

Признать незаконным строительство ФИО1 ФИО10 и иными лицами объекта «9 этажный многоквартирный жилой дом», на принадлежащем гражданину ФИО1 на праве собственности земельном участке с кадастровым номером: <адрес>

Запретить ФИО1 ФИО11 и иным лицам, строительство и последующую эксплуатацию объекта «9 этажный многоквартирный жилой дом», на принадлежащем гражданину ФИО1 на праве собственности земельном участке с кадастровым номером: <адрес>.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ей копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья М.Б. Онжолов