РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 мая 2021 года г. Тула
Пролетарский районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Самозванцевой Т.В.,
при помощнике судьи Соболевой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пролетарского районного суда г. Тулы гражданское дело № 2-800/2021 по иску ФИО1 к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» о признании права на ежемесячную денежную выплату, выдачу справки для реализации права на приобретение единого месячного льготного проездного билета, обязании назначить ежемесячную денежную выплату, выдать справку на приобретение месячного проездного билета,
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» о признании права на ежемесячную денежную выплату, выдачу справки для реализации права на приобретение единого месячного льготного проездного билета, обязании назначить ежемесячную денежную выплату, выдать справку на приобретение месячного проездного билета.
В обоснование исковых требований указал, что он является ветераном труда, о чем имеется удостоверение серия №. 24.12.2019 он обратился к ответчику с заявлением о назначении ему в соответствии с Законом Тульской области от 28.12.2004 №493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» ежемесячной денежной выплаты и выдачи ему справки на приобретение проездного билета в общественном транспорте. Решением ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области» №4485 от 30.12.2019 ему отказано в назначении мер социальной поддержки. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 7 Закона Тульской области №493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31.12.2004, имеют право на ежемесячную денежную выплату, размер которой подлежит индексации. Постановлением Администрации Тульской области от 15.02.2006 №83 «О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области» введен единый месячный проездной билет на проезд на всех видах городского транспортного и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов (кроме такси), в том числе для ветеранов труда.
Просил признать за ним право на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты и выдачи справки на приобретение месячного проездного билета для проезда в общественном транспорте; обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» назначить ему, ФИО1, как ветерану труда, ежемесячную денежную выплату с 24.12.2019, выдать справку на приобретение месячного проездного билета для проезда в общественном транспорте; взыскать с ответчика расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен своевременно и надлежащим образом, в исковом заявлении указал, что просит рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель ответчика - Государственного учреждения Тульской области «Управления социальной защиты населения Тульской области» по доверенности ФИО2 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен своевременно и надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, указал, что исковые требования истца ответчик не признает по доводам, изложенным в решении об отказе №4485 от 30.12.2019, а также по доводам, изложенным в решении №30/16-4/237 от 13.05.2021.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства труда и социальной защиты Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен своевременно и надлежащим образом.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие истца, представителя ответчика, представителя третьего лица.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ветераном труда в соответствии с Федеральным законом РФ «О ветеранах» с 18.07.2019 и имеет удостоверение серии №
Согласно сообщению Государственного учреждения – отдела Пенсионного фонда Российской Федерации по Тульской области № 11-11/3880к от 02.04.2021, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, получателем пенсии (иных мер) по линии органов ПФР по Тульской области не значится.
Из ответа Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» от 30.03.2021 №30/1469 следует, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ветераном труда, другие льготные статусы не имеет, меры социальной поддержки по региональному законодательству не получает.
Согласно решению отдела социальной защиты населения по г.Туле - филиала Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» от 30.12.2019 № 4485, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратился по вопросу назначения ежемесячной денежной выплаты, как ветерану труда. По результатам рассмотрения заявления принято решение: отказать в назначении ежемесячной денежной выплаты, как ветерану труда, поскольку ФИО1 не достиг пенсионного возраста по старости.
Решением отдела социальной защиты населения по г.Туле - филиала Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» №30/16-4/237 от 13.05.2021 ФИО1 отказано в выдаче справки для реализации права на приобретение единого месячного льготного проездного билета. В решении указано, что поскольку ФИО1 не достиг возраста, дающего право на назначение пенсии по старости, правовых оснований для назначения справки для реализации права на приобретение единого месячного льготного проездного билета как ветерану труда в настоящее время нет.
Разрешая заявленные исковые требования, суд исходит из следующего.
Под предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству.
На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
В соответствии со ст. 22 данного Федерального закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Как следует из преамбулы и статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки ветеранов труда, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размеров (по состоянию на 31 декабря 2004 года), а при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Таким образом, федеральный законодатель перешел к новой системе правового регулирования по вопросам социального обеспечения ветеранов на основе принципа разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ не содержит предписаний, какие конкретно меры социальной поддержки ветеранов труда должны быть приняты субъектами Российской Федерации, а также не определен круг лиц, имеющих звание «Ветеран труда», на которых указанные меры социальной поддержки должны распространяться.
В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда Тульской областной Думой был принят Закон Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», статьей 1 которого установлена категория лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, куда отнесены ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.
Согласно ст. 13 Федерального закона № 5-ФЗ от 12.01.1995 «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений; оплату коммунальных услуг; оказание медицинской помощи и протезно-ортопедической помощи.
В соответствии со ст. 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» в качестве меры социальной поддержки предусматривается ежемесячная денежная выплата, в том числе ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31.12.2004.
В Федеральном законе № 173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» из видов трудовых пенсий исключен вид трудовой пенсии «за выслугу лет» (он в настоящий период времени входит в понятие «трудовая пенсия по старости»).
Статьей 7 данного Закона установлено, что трудовая пенсия по старости назначается по достижении возраста 60 лет и 55 лет мужчинам и женщинам соответственно.
С 01.01.2015 вступил в действие Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно ч. 3 ст. 36 указанного Федерального закона со дня вступления его в силу Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим законом в части, не противоречащей настоящему закону.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ законодателем закреплено право на страховую пенсию по старости – 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», ветераны труда имеют право на ежемесячную денежную выплату.
При этом, в законе не содержится каких-либо дополнительных условий, в том числе, наличие определенного возраста или получение какого-либо вида пенсии, достаточно наличия самого статуса гражданина – «Ветеран труда».
Как установлено по делу, истцу, обратившемуся 24.12.2019 в орган социальной защиты населения с письменным заявлением о предоставлении ему как ветерану, меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, было отказано в их предоставлении со ссылкой на тот факт, что истец не достиг возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости.
Таким образом, из приведенных выше обстоятельств следует, что основанием к отказу органами социальной защиты населения в предоставлении истцу меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты послужил тот факт, что истец не достиг возраста 60 лет.
Разрешая исковые требования ФИО1 о назначении ему ежемесячной денежной выплаты, суд установил, что основанием для отказа в предоставлении указанных мер социальной поддержки, послужил тот факт, что истец не достиг возраста дающего право на пенсию по старости.
Между тем, суд считает, что указанная позиция, не согласуется с положениями Закона Тульской области № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», поскольку данный Закон сам по себе не связывает право на получение указанной выше меры социальной поддержки с достижением определенного возраста, в том числе дающего право на назначение трудовой пенсии по старости (ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
При таких обстоятельствах, проанализировав правовые нормы, регулирующие порядок реализации мер социальной поддержки ветеранам, суд приходит к выводу о том, что законодатель при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся ветеранам до указанной даты, определяя меры социальной поддержки ветеранам труда, реализуемые в виде получения льгот, замененных денежной компенсацией (ст. 7 ЗТО от 28.12.2004 № 493-ЗТО) дополнительным условием в виде достижения общеустановленного возраста выхода на пенсию не ограничил.
Изложенное свидетельствует о том, что стороной ответчика по делу ошибочно истолкованы положения упомянутых выше норм материального права, что привело к неоправданному ограничению круга лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных для ветеранов труда, и ущемлению прав, гарантированных законом, что в данном случае является недопустимым, поскольку влечет за собой снижение уровня социальной защиты указанной категории граждан, установленного Законами Тульской области и иными нормативными правовыми актами Тульской области.
Исходя из приведенных выше обстоятельств, требования истца в части признания права на меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, обязании назначить ему, как ветерану труда, ежемесячную денежную выплату согласно ст. 7 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-3TO «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» подлежат удовлетворению.
В соответствии с Порядком назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденным Постановлением правительства Тульской области от 28 сентября 2020 № 598 «Об утверждении порядка назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области» право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.
При этом ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату.
Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами.
Установив, что ФИО1, имеющий удостоверение «Ветеран труда», 24.12.2019 обратился в Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» с заявлением о предоставлении ему мер социальной поддержки по ст. 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», суд приходит к выводу о признании за ним права на ежемесячную денежную выплату и об обязании Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» назначить ФИО1 ежемесячную денежную выплату согласно ст.7 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-3TO «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» с 24.12.2019, с момента обращения с заявлением к ответчику.
Обоснованными суд считает и требования истца о предоставлении права на получение единого месячного льготного проездного билета.
Так, в целях реализации прав отдельных категорий жителей Тульской области на получение социальной услуги – льготного транспортного обслуживания, постановлением администрации Тульской области от 15.02.2006 года № 83 «О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области» предусмотрено введение единого месячного льготного проездного билета на проезд на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов (кроме такси) для категорий жителей Тульской области, в том числе ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004 года.
Единый месячный льготный проездной билет действителен при предъявлении удостоверения установленного образца либо иных документов, подтверждающих право на меры социальной поддержки.
Лицу, имеющему право на приобретение льготного билета, органами социальной защиты населения выдается справка, подтверждающая право гражданина на данную льготу.
Реализация прав граждан на приобретение единого месячного льготного проездного билета производится путем продажи единого месячного льготного проездного билета транспортными организациями.
При этом указанный выше нормативный правовой акт, принятый администрацией Тульской области, не содержит указаний на возможность получения данной льготы на транспортное обслуживание лишь при достижении ветеранами труда возраста для назначения пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Как установлено по делу, истцу, обратившемуся 11.05.2021 года в орган социальной защиты населения с письменным заявлением по вопросу выдачи справки для реализации права на приобретение единого месячного льготного проездного билета, было отказано в ее выдаче со ссылкой на тот факт, что ФИО1 не достиг возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости.
Между тем, суд считает, что указанная позиция, не согласуется с вышеуказанными положениями законодательства.
Изложенное свидетельствует о том, что стороной ответчика по делу ошибочно истолкованы положения упомянутых выше норм материального права, что привело к неоправданному ограничению круга лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных для ветеранов труда, и ущемлению их прав, гарантированных законом, что в данном случае является недопустимым, поскольку влечет за собой снижение уровня социальной защиты указанной категории граждан, установленного Законами Тульской области и иными нормативными правовыми актами Тульской области.
Исходя из приведенных выше обстоятельств, требования истца о возложении на ГУ ТО УСЗН Тульской области обязанности по выдаче ФИО1 справки на приобретение льготного проездного билета подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, которые в силу ч.1 ст.88 ГПК РФ состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно п.3 ч.1 ст.333.19 НК РФ при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера размер государственной пошлины для физических лиц составляет 300 рублей за каждое требование.
Оплата истцом ФИО1 указанной суммы в полном объеме подтверждается чеком – ордером от 15.03.2021, представленным в материалы дела.
Таким образом, с ответчика в пользу истца в счет возмещения понесенных судебных расходов в виде уплаты государственной пошлины следует взыскать денежные средства в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Признать за ФИО1 право на ежемесячную денежную выплату согласно ст. 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».
Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» назначить ФИО1 ежемесячную денежную выплату согласно ст. 7 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-3TO «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» с 24.12.2019.
Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» выдать ФИО1 справку установленного образца для приобретения единого месячного льготного проездного билета в порядке, предусмотренном Постановлением администрации Тульской области от 15.02.2006 года № 83 «О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области».
Взыскать с Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» в пользу ФИО1 расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Пролетарский районный суд г. Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: Т.В. Самозванцева