ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-800/2021 от 13.12.2021 Нововятского районного суда г. Кирова (Кировская область)

43RS0004-01-2021-001734-92

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Киров 13 декабря 2021 года

Нововятский районный суд г.Кирова в составе судьи Червоткиной Ж.А.,

при секретаре Решетниковой К.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело 2-800/2021 по иску Управляющей компании «Жилищный сервис» (ООО) к Сотникову О.С. об обеспечении доступа в жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Управляющая компания «Жилищный сервис» (ООО) обратилась в суд с иском к Сотникову О.С., в котором, с учётом уточнения исковых требований, просила обязать ответчика предоставить доступ в квартиру <адрес> для проведения ремонтных работ в коридоре (прихожей) на первом этаже указанной квартиры, а также в ванной комнате, расположенной на втором этаже указанной квартиры, на общедомовых инженерных сетях горячего водоснабжения, а также обязать демонтировать короба, закрывающие общедомовые инженерные сети горячего водоснабжения в указанных помещениях для проведения ремонтных работ на общедомовых инженерных сетях горячего водоснабжения.

В обоснование иска указано, что ответчику на праве собственности принадлежит жилое помещение, расположенное по указанному адресу. Управляющая компания «Жилищный сервис» (ООО) осуществляет управление многоквартирным домом по указанному выше адресу. 12.01.2021 в управляющую компанию поступила заявка от собственника квартиры №2 о том, что идет затопление сверху, но соседи сверху (квартира №7) утверждают, что у них сухо. При отключении горячего водоснабжения дома течь прекратилась. При выходе в квартиру было установлено, что в квартире №7 внутридомовое и внутриквартирное оборудование в надлежащем состоянии, следов протечки не имеется. Квартира №2 располагается на двух этажах, следы протечки имеются на нижнем этаже в месте расположения внутридомового и внутриквартирного оборудования на втором этаже. В связи с тем, что доступ к трубопроводу ограничен вследствие наличия декоративных коробов, собственнику квартиры №2 было выдано предписание о необходимости предоставить на 14.01.2021 доступ к общедомовому имуществу путем демонтажа самовольно оборудованных коробов. При выходе 14.01.2021 собственник доступ в квартиру не предоставил, сообщил, что горячее водоснабжение можно включать, так как он устранил повреждение трубопровода горячего водоснабжения в его квартире самостоятельно. Однако 22.02.2021 вновь поступила заявка о протечке из системы горячего водоснабжения, было произведено отключение горячего водоснабжения по стояку квартир №2,7 (иных квартир по указанному стояку не имеется). Собственнику квартиры №2 вновь было выдано предписание о необходимости предоставить 22.02.2021 доступ к общедомовому имуществу путем демонтажа самовольно оборудованных коробов. Собственником доступ в квартиру предоставлен не был. Далее в адрес собственника направлялись предписания о доступе к общедомовому имуществу, расположенному в квартире ответчика, 08.04.2021, 18.05.2021, но в доступе было отказано. По настоящее время квартира №7 отключена от горячего водоснабжения во избежание протечек в квартиру №2, при этом в квартире №2 имеется дополнительный санузел, подключенный от другого стояка горячего водоснабжения, что позволяет ответчику пользоваться горячим водоснабжением. Для устранения аварийной ситуации и восстановления горячего водоснабжения в квартире №7 необходим доступ к общедомовому имуществу, расположенному в квартире ответчика.

Представитель истца Управляющая компания «Жилищный сервис» (ООО) Саитов А.С. в судебном заседании на иске настаивал, пояснил, что квартира ответчика расположена на 1 и 2 этаже дома, квартира №7 расположена над ней на 3 этаже дома. Собственник квартиры №7 доступ в жилое помещение предоставил, повреждений трубопровода системы горячего водоснабжения там не обнаружено. Ответчик в доступе в квартиру и к общедомовому инженерному оборудованию, закрытому декоративными коробами, отказывает. Остановить протечку из системы горячего водоснабжения удалось лишь, перекрыв стояк горячего водоснабжения, идущий через квартиры №2 и №7. Жильцы квартиры №7 почти год не могут пользоваться горячим водоснабжением. В квартире ответчика №2 имеется еще один стояк горячего водоснабжения, поэтому жильцы этой квартиры могут пользоваться горячим водоснабжением.

Ответчик Сотников О.С. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания по месту работы (<данные изъяты>), извещался по месту регистрации, по месту жительства (<адрес>), ходатайств не заявлял.

Свидетель Кипер И.Н. (мастер УК «Жилищный сервис» (ООО)), свидетель Мосеев М.Г. (слесарь УК «Жилищный сервис» (ООО)) в судебном заседании пояснили, что в связи с протечкой системы горячего водоснабжения перекрыт стояк горячей воды в квартирах №2 и №7 в доме <адрес>, для устранения прорыва необходим ремонт общедомового имущества в квартире Сотникова О.С., но туда сотрудников управляющей компании для проведения ремонта жильцы не пускают.

Свидетель Шубина О.С. (проживающая над квартирой Сотникова О.С.), в судебном заседании пояснила, что проживает в указанном доме с момента сдачи его в эксплуатацию, ее квартира находится над квартирой Сотникова О.С., в её квартире один стояк горячего водоснабжения. Когда зимой 2021г. первый раз прорвало трубу горячего водоснабжения, жилец квартиры №2 устранил течь. Через непродолжительное время трубу снова прорвало, так как была произведена замена не всей трубы, а лишь её части, у неё в квартире было сухо, горячую воду перекрыли. Проживающий в квартире №2 гражданин сказал, что ничего менять не будет, у него горячая вода есть, поступает по другому стояку. У неё в квартире с тех пор нет горячего водоснабжения, собственник квартиры №2 сотрудников управляющей компании в квартиру для производства ремонта не пускает.

Заслушав представителя истца, свидетелей, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении иска по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что управление многоквартирным домом по адресу <адрес>, а также содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме по указанному адресу осуществляет Управляющая компания «Жилищный сервис» (ООО) на основании договора управления многоквартирным домом от 01.01.2016, предусматривающего возможность его пролонгации в случае, если за месяц до окончания срока не последует заявление одной из сторон об отказе от договора или его пересмотре.

Собственником квартиры №2 в указанном доме является Сотников О.С. с 12.10.2020.

12.01.2021 на имя предыдущего собственника квартиры №2 Кутявина А.С. направлено предписание с требованием 14.01.2021 предоставить доступ в жилое помещение для проведения ремонта общедомового инженерного оборудования, демонтировать самовольно оборудованные короба, ограничивающие доступ к указанному оборудованию. На предписании имеется отметка об устранении недостатков собственником 14.01.2021 самостоятельно.

22.02.2021 управляющая компания направила на имя предыдущего собственника квартиры №2 Кутявина А.С. предписание предоставить доступ в занимаемое жилое помещение для проведения ремонта общедомового инженерного оборудования в связи с жалобой на затопление из квартиры №7, демонтировать самовольно оборудованные короба, ограничивающие доступ к указанному оборудованию. На предписании имеется отметка о том, что 23.02.2021 отключен стояк горячего водоснабжения в связи с непредоставлением доступа в квартиру №2.

08.04.2021 на имя Кутявина А.С. и на имя Сотникова О.С. направлено управляющей компанией аналогичное предписание о предоставлении 19.04.2021 в 09.00 час. доступа в жилое помещение. Согласно комиссионному акту от 19.04.2021 при проведении внеочередного по факту аварии осмотра общедомовых инженерных систем горячего, холодного водоснабжения и водоотведения доступ к общему имуществу в квартире отсутствует по причине наличия в помещении декоративных коробов, препятствующих доступу к общедомовым инженерным системам, в акте отражено, что собственник помещения от подписи отказался.

Вновь соответствующее предписание направлялось ответчику заказным письмом 18.05.2021 о предоставлении доступа к общему имуществу 01.06.2021 в 09.00 час. Согласно комиссионному акту от 01.06.2021 при проведении внеочередного по факту утечки в системе горячего водоснабжения осмотра общедомовых инженерных систем горячего водоснабжения доступ к общему имуществу в квартире не предоставлен по причине отсутствия собственника в жилом помещении.

Предписание от 16.11.2021 о необходимости предоставить доступ в квартиру 23.11.2021, направленное почтой, ответчик по месту жительства не получил, доступ в квартиру не предоставил.

Предписание от 01.12.2021 о необходимости предоставить доступ в квартиру 10.12.2021 в 10.00 час. Сотниковым О.С. получено лично, заблаговременно, 02.12.2021, в УК «Жилищный сервис» при регистрации по месту жительства, что следует из копии предписания, имеющейся в материалах дела, и пояснений представителя истца в судебном заседании. Доступ в квартиру в указанное в предписании время предоставлен не был, что подтверждается актом от 10.12.2021.

В соответствии со ст.25 Конституции Российской Федерации жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

В соответствии с ч.4 ст.17 Жилищного кодекса Российской Федерации пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со ст.30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом. Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии со ст.39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии со ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома.

В силу статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом управляющая организация в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В соответствии со ст.290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

В соответствии с п.5 Правил содержания общего имущества многоквартирного дома, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 491 от 13 июня 2006 г. в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.

В соответствии с п.18 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. N 290 в состав общих работ, выполняемых для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах включены: проверка исправности, работоспособности, регулировка и техническое обслуживание насосов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, автоматических регуляторов и устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета, расширительных баков и элементов, скрытых от постоянного наблюдения (разводящих трубопроводов и оборудования на чердаках, в подвалах и каналах); восстановление работоспособности (ремонт, замена) оборудования и отопительных приборов, водоразборных приборов (смесителей, кранов и т.п.), относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; контроль состояния и незамедлительное восстановление герметичности участков трубопроводов и соединительных элементов в случае их разгерметизации.

В соответствии с п.3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 соответствие установленным требованиям и готовность для предоставления коммунальных услуг технического состояния внутридомовых инженерных систем и внутриквартирного оборудования является одним из условий предоставления коммунальных услуг потребителю.

В соответствии с подп."б" п.34 указанных Правил исполнитель имеет право требовать допуска в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, для выполнения необходимых ремонтных работ и проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время, а также требовать допуска гарантирующего поставщика (сетевой организации - в отношении жилого дома (домовладения) в предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил случаях, когда обязанность по установке приборов учета электрической энергии возложена на гарантирующего поставщика, сетевую организацию.

В соответствии с подп."е" п.34 указанных Правил потребитель обязан допускать представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора в занимаемое жилое помещение для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования в заранее согласованное с исполнителем в порядке, указанном в пункте 85 настоящих Правил, время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, для проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг и выполнения необходимых ремонтных работ - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.

По смыслу приведенных норм требования по осуществлению технического обслуживания и текущего ремонта носят обязательный характер, относятся как к зданию и сооружению в целом, так и к входящим в состав таких объектов системам инженерно-технического обеспечения и их элементам, внутриквартирному оборудованию и являются неотъемлемой частью процесса эксплуатации этих систем, оборудования, обеспечивающей его безопасность.

Из исследованных доказательств установлено, что в многоквартирном жилом доме по адресу <адрес> в течение длительного времени (около года) отсутствует горячее водоснабжение в квартире №7 по причине протечки на общедомовых инженерных сетях горячего водоснабжения, расположенных в квартире №2. Производство ремонта невозможно по причине того, что собственник квартиры №2 не допускает сотрудников управляющей компании в жилое помещение к общедомовому имуществу, несмотря на соответствующие предписания управляющей компании.

Учитывая изложенные обстоятельства и вышеприведенные нормы права суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований и возложении на ответчика - собственника квартиры N2 <адрес> -Сотникова О.С. обязанности обеспечить доступ в квартиру к общему имуществу многоквартирного дома, расположенному в указанной квартире, для проведения работ по ремонту общего имущества (инженерных систем) многоквартирного дома.

Создаваемые ответчиком препятствия для управляющей компании в проведении ремонта влекут невозможность для истца обеспечить жилые помещения многоквартирного жилого дома горячим водоснабжением, следовательно - обеспечить благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, то есть, исполнить обязанность, предусмотренную Жилищным кодеком Российской Федерации.

Представитель истца просил обратить решение к немедленному исполнению.

В соответствии с ч.1 ст.212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.

Доказательств того, что замедление исполнения решения суда может привести к значительному ущербу, не представлено, в связи с чем суд не находит оснований для обращения решения к немедленному исполнению.

В соответствии со ст.98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежат взысканию расходы по госпошлине в сумме 300 руб., понесенные истцом.

На основании изложенного, руководствуясь 194,198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск Управляющая компания «Жилищный сервис» (ООО) удовлетворить.

Обязать Сотникова О.С. предоставить доступ в квартиру N2 <адрес> для проведения ремонтных работ в коридоре (прихожей) на первом этаже указанной квартиры, а также в ванной комнате, расположенной на втором этаже указанной квартиры, на общедомовых инженерных сетях горячего водоснабжения.

Обязать Сотникова О.С. демонтировать короба, закрывающие общедомовые инженерные сети горячего водоснабжения в указанных помещениях, для проведения ремонтных работ на общедомовых инженерных сетях горячего водоснабжения.

Взыскать в пользу Управляющая компания «Жилищный сервис» (ООО) с Сотникова О.С в возмещение расходов по госпошлине 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд через районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, то есть, с 17.12.2021.

Судья Ж.А.Червоткина

Решение10.01.2022