ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-8017/2015 от 22.10.2015 Преображенского районного суда (Город Москва)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Москва ДД.ММ.ГГГГ

Преображенский районный суд г.Москвы в составе:

председательствующего судьи Ефремова С.А.,

при секретаре Беляевой К.А.,

с участием административного истца ФИО1 и ее представителя адвоката ФИО5,

представителя административного ответчика по доверенности ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску ФИО1 к муниципальному округу «Сокольники» о признании незаконным исполнения обязанностей председателя Совета депутатов муниципального округа Сокольники третьего созыва и главы муниципального округа Сокольники,

у с т а н о в и л :

ФИО1, как депутат муниципального округа Сокольники третьего созыва, обратилась в суд с иском, в котором просила признать незаконным исполнение ФИО2 обязанностей председателя Совета депутатов муниципального округа Сокольники третьего созыва и главы муниципального округа Сокольники с ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование требований ссылается на то, что по ее мнению ФИО2 исполняет обязанности Председателя Совета депутатов и Главы муниципального округа Сокольники незаконно, поскольку на эту должность не была избрана, а её полномочия высшего должностного лица муниципального округа прекратились со дня начала работы вновь избранного органа местного самоуправления нового созыва, т.е. ДД.ММ.ГГГГ С учетом уточнений, принятых в судебном заседании, просит суд признать, что ФИО2 со дня окончания полномочий депутата 2 созыва, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., исполняла обязанности Председателя Совета депутатов и Главы муниципального округа Сокольники (Председателя муниципального собрания и руководителя внутригородского муниципального образования Сокольники в городе Москве - в предыдущей редакции Устава муниципального округа Сокольники) незаконно.

В судебном заседании административный истец и ее представитель поддержали заявленные требования по изложенным в заявлении основаниям.

Представитель административного ответчика просил отказать в удовлетворении иска по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Заслушав стороны, проверив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Статьей 9 КАС РФ предусмотрено, что законность и справедливость при рассмотрении и разрешении судами административных дел обеспечиваются соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, а также получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод.

Частью 2 ст. 62 КАС РФ предусмотрено, что обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:

1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);

2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;

3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

3. Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими, а также по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

Исходя из вышеприведенных правовых норм суд приходит к выводу, что защите подлежит нарушенное право и требования могут быть удовлетворены лишь с целью восстановления нарушенных прав и свобод заявителя и с непременным указанием на способ восстановления такого права.

Как следует из заявления и материалов дела, ФИО2 занимала должность Главы муниципального округа района Сокольники на основании Решения Совета депутатов от «ДД.ММ.ГГГГ г.

Из представленного в материалы дела протокола собрания совета депутатов муниципального собрания внутригородского муниципального образования Сокольники в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на заседании нового состава муниципального Собрания ВМО Сокольники ни один из кандидатов на данную должность не набрал необходимого количества голосов.

Должность исполняющего обязанности руководителя муниципального образования действующим в тот период законодательством и Уставом не предусмотрена возможность назначения исполняющего руководителя муниципального образования.

При противоречии положений, содержащихся в Уставе и муниципальном правовом акте, прерогативу имеет Устав т.к. в силу положений п.2 ст.43 ФЗ от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления» муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования.

В соответствии с п.3 ст.40 ФЗ от 06.10.03 № 131-Ф3, полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления.

С учетом положений действующего в указанный период законодательства, исполнение обязанностей прежним руководителем муниципального образования вплоть до избрания нового руководителя правомочно, т.к. за прежним руководителем муниципального образования был сохранен статус депутата во вновь избранном составе Совета депутатов.

На основании абз.15 ч.1 ст.2 ФЗ №131-ФЗ выборным должностным лицом местного самоуправления является должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава или на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Вышеприведенные законоположения распространяются на руководителя муниципального образования, избранного предыдущим созывом, который продолжает осуществлять свои полномочия до вступления в должность вновь избранного руководителя муниципального образования.

Таким образом, полномочия ФИО2 на занимаемой должности прекращаются при условии вступления в должность вновь избранного должностного лица - руководителя внутригородского муниципального образования Сокольники г.Москвы.

Поскольку в ходе рассмотрения дела административным истцом не приведено доводов, свидетельствующих о нарушении ее прав, судом не установлено нарушений законодательства при исполнении ФИО2 со дня окончания полномочий депутата 2 созыва, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., обязанностей Председателя Совета депутатов и Главы муниципального округа Сокольники (Председателя муниципального собрания и руководителя внутригородского муниципального образования Сокольники в городе Москве - в предыдущей редакции Устава муниципального округа Сокольники), а также с учетом избранного заявителем способа защиты нарушенного права суд полагает, что в удовлетворении требований следует отказать.

Руководствуясь ст.ст.173-179 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении административного иска ФИО1 к муниципальному округу «Сокольники» о признании незаконным исполнения обязанностей председателя Совета депутатов муниципального округа Сокольники третьего созыва и главы муниципального округа Сокольники.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Преображенский районный суд г.Москвы в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий С.А.Ефремов