К делу № 2-801/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Анапа 11 мая 2018 года
Анапский районный суд Краснодарского края в составе:
Председательствующей Холодовой Н.В.,
при секретаре Даниловой А.Ю.,
с участием представителя истца ФИО1 – ФИО2, действующего на основании доверенности серия 23АА №6237936 от 02 ноября 2016 года,
представителя ответчика Администрации МО г. Анапа ФИО3, действующей по доверенности 103-3936/17-07 от 16 мая 2017 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 об установлении границ земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 об установлении границ земельного участка.
В обоснование заявленных требований истец указала, что она является собственником земельного участка с кадастровым номером 000, площадью 000 кв. м., с категорией земель - земли населенных пунктов, видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: (...). Данное утверждение подтверждает регистрационная запись № 000 в Едином государственном реестре недвижимости об объекте недвижимости. В целях уточнения границ своего земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства РФ истец обратилась к кадастровому инженеру ФИО9 с просьбой об изготовлении межевого плана. Кадастровым инженером ФИО9 межевой план вышеуказанного земельного участка был изготовлен. Затем истец подала заявление о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости с приложенным к заявлению межевым планом в Анапский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (Росреестр).
В ответ на заявление истцом было получено решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета от 04 июля 2017 года №23/17-141437, принятое Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (Росреестром) по результатам рассмотрения заявления о государственном кадастровом учете № 000.
Осуществление государственного кадастрового учета по заявлению истца было приостановлено по причине того, что: «В предоставленном межевом плане в качестве документа, определяющего местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 000 содержится план застройки от 24 апреля 1989 (далее – Чертеж границ). Однако при нанесении границы уточняемого земельного участка на кадастровую карту выявлено, что конфигурация земельного участка с кадастровым номером 000 от точки 6 до точки н1 не соответствует конфигурации земельного участка, содержащейся в Чертеже границ».
11 октября 2017 года Росреестром было вынесено решение №23/17-219553 об отказе в учете изменений объекта недвижимости в отношении вышеназванного участка.
Однако границы земельного участка истца при проведении кадастровых работ на участке были установлены в соответствии с границами, существовавшими на местности более пятнадцати лет с использованием объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка, в соответствии со сложившимся порядком землепользования.
При составлении межевого плана границы уточняемого земельного участка (их опорно-поворотные точки) были согласованы с собственниками не отмежеванных смежных земельных участков (участков, границы которых не установлены в соответствии с действующим законодательством РФ: участка с кадастровым номером 000, расположенного по адресу: (...); участка с кадастровым номером 000, расположенного по адресу: (...)).
В межевом плане на земельный участок истца осуществлена «привязка, пристыковка» границ межуемого земельного участка и уже отмежеванных смежных земельных участков - участка с кадастровым номером 000, расположенного по адресу: (...); участка с кадастровым номером 000, расположенного по адресу: (...). В силу данного обстоятельства в соответствии с законодательством РФ эти смежные границы в межевом плане участка истца не согласовывались (следовательно, спора о праве на земельный участок истца, как и спора о расположении смежных границ участка истца не имеется). На земельном участке, границы которого уточняются, существуют заборы более пятнадцати лет, споров по меже с собственниками смежных участков нет.
В сообщении Росреестра №22-10/1649/1 от 22 ноября 2016 года и №22-10/478 от 21 февраля 2017 года, указано, что сведения о границах земельного участка, расположенного по адресу: (...), отсутствуют.
Согласно Справки ГУП КК «Крайтехинвентаризация – Краевое БТИ» №2186 от 26 декабря 2016 года: «первичная техническая инвентаризация на объект недвижимости «Жилой дом», и земельный участок проведена 22 июля 2010 года Сведениями о площади и границах земельного участка до 2010 г филиал не располагает. Площадь земельного участка на последнюю дату регистрации текущих изменений 22 июня 2010 года составляет 612,8 кв.м.».
Фактически, Строительный паспорт 1989 года, с учетом того, что измерения при подготовке Строительного паспорта делались неточно, с применением обычной рулетки и обмера участка «шагами», примерно соответствует площади и конфигурации земельного участка, отраженным в межевом плане. Сведения о границе земельного участка в строительном паспорте носят декларированный характер и не соответствуют фактическому пользованию в точности.
Истец ФИО1, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суду не сообщила, ходатайств о рассмотрении дела в её отсутствие либо об отложении слушания дела в суд не поступало.
Представитель истца ФИО1, по доверенности ФИО2, заявленные исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить по основаниям, указанным в иске, пояснив, что необходимо установить границы и размеры, координаты опорно-поворотных точек земельного участка с кадастровым номером 000, площадью 000 кв. м., с категорией земель - земли населенных пунктов, видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: (...), принадлежащего на праве собственности ФИО1, и признать согласованными границы земельного участка, по узловым смежным точкам без дополнительных согласований в соответствии с межевым планом б/н от 24 июня 2017 года, подготовленным кадастровым инженером ФИО9 Также представитель истца по доверенности ФИО2 просил указать в решении, что оно является основанием для внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости относительно границ и площади земельного участка с кадастровым номером 000, площадью 000 кв. м., с категорией земель - земли населенных пунктов, видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: (...), принадлежащего на праве собственности ФИО1, в части установления границ участка в соответствии с межевым планом б/н от 24.06.2017 г., подготовленным кадастровым инженером ФИО9 и являющимся неотъемлемой частью решения суда.
В дальнейшем представитель истца ФИО1, по доверенности ФИО2 просил заменить ненадлежащего ответчика ФИО4 на надлежащего ответчика ФИО10.
Определением Анапского районного суда Краснодарского края от 11 мая 2018 года к участию в деле в качестве соответчика по иску ФИО1, привлечена ФИО10.
Представитель третьего лица Администрации МО г. Анапа, по доверенности ФИО3 в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований ФИО1 к ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, об установлении границ земельного участка, полагаясь на усмотрение суда.
Ответчики ФИО10, ФИО5, ФИО7, ФИО8, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного заседания, в судебное заседание не явились, предоставив заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, отсутствии возражений против удовлетворения исковых требований.
Ответчик ФИО6, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, о причине неявки суду не сообщил, с ходатайствами об отложении судебного заседания либо о рассмотрении дела в его отсутствие не обращался.
Представитель третьего лица Анапский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (Росреестр),- надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, о причине неявки суду не сообщил, с ходатайствами об отложении судебного заседания либо о рассмотрении дела в его отсутствие не обращался.
С учетом мнения представителя истца ФИО1, по доверенности ФИО2 и представителя третьего лица Администрации МО г. Анапа – ФИО3, не возражавших против рассмотрения дела в отсутствии не явившихся в судебное заседание ответчиков, суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание ответчиков, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не сообщивших суду об уважительности причин неявки в судебное заседание и не просивших о рассмотрении дела в их отсутствие.
Учитывая мнение участников процесса, не возражавших против рассмотрения дела в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, суд приходит к выводу о том, что их неявка не является препятствием к рассмотрению дела и находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие в соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав стороны, участвующие в судебном заседании, исследовав материалы дела и оценив их в совокупности, суд считает, что исковые требования истца ФИО1 подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Частями 1, 2 ст. 46 Конституции РФ гражданину РФ гарантирована судебная защита прав и свобод.
В силу ст. 3 ГПК РФ судебной защите подлежат нарушенные или оспариваемые права и законные интересы заинтересованных лиц.
Статьей 11 ГК РФ закреплена судебная защита нарушенных или оспоренных прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса РФ способами.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 ГПК РФ суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции РФ, международных договоров РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ, нормативных правовых актов Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Суд разрешает гражданские дела, исходя из обычаев делового оборота в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст.8 ГКРФ и ст. 12 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности. Защита гражданских прав осуществляется путем признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
При предъявлении иска собственнику необходимо подтвердить свое право на имущество и доказать факт нарушения своего права. Если нарушитель прав собственника не сможет доказать правомерность своего поведения, нарушения прав собственника должны быть устранены. При этом такое обстоятельство, как наличие или отсутствие вины нарушителя значения не имеет.
Статьей 35 Конституции РФ гарантирована охрана права частной собственности, при этом ч.3 данной статьи предусмотрено, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственность) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В связи с принятием Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", утратили силу ст. 21 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и ст. 28 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Настоящий Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"применяется к правоотношениям, возникшим после дня его вступления в силу; по правоотношениям, возникшим до дня его вступления в силу, настоящий Федеральный закон применяется к тем правам и обязательствам, которые возникают после дня его вступления в силу.
Со дня вступления в силу Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в статье 4 настоящего Федерального закона участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно ч. 3 ст. 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.
В соответствии с ч. 5 ст. 1, ст. 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" подтверждением существования земельного участка как индивидуально-определенной вещи с уникальными характеристиками является Единый государственный реестр недвижимости, в который вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости, в частности, присвоение объекту недвижимости кадастрового номера, описание местоположения границ, определения площади, адреса, категории земли, к которой отнесен земельный участок; вид разрешенного использования, сведения о расположении земельного участка в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории, кадастровая стоимость.
Законом № 218-ФЗ (п. 1 ст. 69) предусмотрено, что права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1991 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Этим же законом (п. 4 ст. 69) предусмотрена норма, в соответствии с которой технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В то же время в силу правовых норм, содержащихся в п. 2 ч. 1, ч. 3 ст. 6, ч. 1 ст. 37 ЗК РФ, объектами гражданских прав могут быть лишь земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет, который согласно ст. 70 ЗК РФ осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества в соответствии с п. 7 ст. 1 Закона № 218-ФЗ является внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Закона № 218-ФЗ Единый государственный реестр недвижимости включает в себя, помимо прочего, реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости), в который согласно подп. 3 п. 4 ст. 8 Закона № 218-ФЗ в качестве основных сведений об объекте недвижимости вносится описание местоположения объекта недвижимости.
Исходя из положений ст. 6 ЗК РФ, земельным участком является недвижимая вещь, которая представляет собой часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с ФЗ, имеющий характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи; право владения, пользования и распоряжения собственника земельного участка определяется границами этого участка.
Государственный кадастровый учет земельного участка в силу требований ст. 14 Закона № 218-ФЗ осуществляется на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке, к числу которых относится межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
Межевой план земельного участка составляется на основании проведенного межевания участка.
Согласно п. 1.1 Инструкции по межеванию земель (утвержденной Роскомземом 08 апреля 1996 года) межевание земель представляет собой комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению его местоположения и площади.
Согласно п. 2 Инструкции межевание земель включает:
- подготовительные работы по сбору и изучению правоустанавливающих, геодезических, картографических и других исходных документов;
- полевое обследование границ размежевываемого земельного участка с оценкой состояния межевых знаков.
Согласно п. 9.3. Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства (утвержденных Росземкадастром 17 февраля 2003 года) полевое обследование территории объекта землеустройства при проведении подготовительных работ включает выявление состояния межевых знаков, пунктов опорной межевой сети и иной геодезической основы.
Как указано в п. 1 ст. 42.8 Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее – Закон о кадастре) при выполнении комплексных кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельных участков границы участка определяются исходя из сведений, содержащихся в документах, предусмотренных частью 10 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее – Закон о регистрации).
В соответствии с п. 10.6. "Методических рекомендаций по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства" (утв. Росземкадастром 17 февраля 2003 года) границы земельного участка также определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка и ситуации, отображенной на картографическом материале (реки, ручьи, каналы, лесополосы, дороги, дорожные сооружения, заборы, изгороди, фасады зданий и другие природные и созданные трудом человека объекты).
Согласно письма Минэкономразвития №27701-ПК/Д23и от 14 декабря 2012 г. (п.3): «при проведении кадастровых работ по уточнению местоположения границ и площади земельного участка перечень документов, определяющих местоположение границ земельного участка при его образовании или подтверждающих фактическое местоположение границ земельного участка на местности 15 и более лет, указанный в утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 года № 412 «Требованиях к подготовке межевого плана, в том числе особенностями подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в части 10 статьи 25 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"», не является исчерпывающим».
Документами, подтверждающими местонахождение границ участка, могут являться любые материалы, планы и прочие документы.
По положениям ст. 36 Конституции РФ: «Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц».
Согласно п. 1 и п. 2 ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Согласно ст. 70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом № 218-ФЗ от 13 июля 2015 года «О государственной регистрации недвижимости».
В соответствии с ч. 7 ст. 1 Закона «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет сведений о земельных участках и иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим законом сведений осуществляется путем внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 8 Закона «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям о земельных участках относятся характеристики, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения их границ.
На основании п.п. 3, 9 ч. 4 ст. 8 Закона «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся, в числе прочих, сведения о площади земельного участка и описание местоположения объекта недвижимости.
Часть 8 ст. 22 Закона «О государственной регистрации недвижимости» корреспондируя норме ч. 3 ст. 6 ЗК РФ, определила, что земельным участком признается часть земной поверхности, имеющая характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Границы являются главным индивидуализирующим признаком земельного участка и определяются при выполнении кадастровых работ по межеванию (ч. 2 ст. 8 Закона «О государственной регистрации недвижимости»).
В соответствии с ч. 8 ст. 22 Закона «О государственной регистрации недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Согласно ст. 21 Закона «О государственной регистрации недвижимости» одним из необходимых документов для кадастрового учета является межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка).
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона «О государственной регистрации недвижимости» межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения об образуемом земельном участке либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения о земельном участке.
На основании ч. 3 ст. 22 Закона «О государственной регистрации недвижимости» в случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
Согласно п. 6 ч. 5 ст. 14 Закона «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав в случаях, если он осуществляется в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.
Однако в соответствии с п.п. 5, 7 ч. 1 ст. 26 Закона «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
На основании ч. 10 ст. 22 Закона «О государственной регистрации недвижимости» при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
При этом согласно п. 32 ч. 1 ст. 26 Закона «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета невозможно в случае, если в результате учета в связи с уточнением сведений о площади земельного участка такая площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в ЕГРН.
Кроме того, в силу п. 20 ч. 1 ст. 26 Закона «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета невозможно в случае, если границы земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, пересекают границы другого земельного участка, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии с ч. 1 ст. 11.9 ЗК РФ, ч. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими регламентами.
Согласно Правилам землепользования и застройки, утвержденными Решением Совета МО г. Анапа «Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования г. Анапа» от 26 декабря 2013 года № 424, уточняемый земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-1Б (зона застройки индивидуальными жилыми домами с содержанием домашнего скота и птицы), минимальная площадь земельного участка в которой составляет 400 кв.м.
Как указано в Обзоре судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 ноября 2016 года) в результате кадастрового учета уточнения границ земельного участка увеличение его площади не должно превышать предельный минимальный размер земельного участка, а если он не установлен – десять процентов от указанной в государственном кадастре недвижимости площади этого земельного участка. Отсутствие обоснования увеличения площади земельного участка не является основанием для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета.
Из системного толкования указанных правовых норм можно сделать вывод о том, что если реальные границы участка и его площадь не совпали с имеющимися в правоустанавливающих документах, право на получение земельной площади в большем размере возможно, если при межевании земельного участка, в отношении которого должен проводиться государственный кадастровый учет, не нарушаются права смежных землепользователей; увеличение площади земельного участка, произведенное в результате уточнения, не превышает минимальный размер, установленный в соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления для земель различного целевого назначения и разрешенного использования.
Приведенные в межевом плане от 24 июня 2017 года и заключении кадастрового инженера ФИО9 сведения о границах и площади земельного участка с кадастровым номером 000, площадью 000 кв.м., с категорией земель - земли населенных пунктов, видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: (...), соответствуют длительно сложившемуся фактическому землепользованию, установление границ и площади земельного участка таким образом не будет противоречить требованиям земельного и градостроительного законодательства, и одновременно не будут нарушены права и законные интересы иных лиц, в том числе смежных землепользователей.
Правильное распределение бремени доказывания между сторонами - один из критериев справедливого и беспристрастного рассмотрения дел судом, предусмотренного ст. 6 Европейской Конвенции от 04 ноября 1950 года "О защите прав человека и основных свобод".
В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
Анализируя представленные доказательства, суд считает необходимым удовлетворить заявленные требования ФИО1 к ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, об установлении границ земельного участка.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 39, 173, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявленные исковые требования ФИО1 к ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 об установлении границ земельного участка - удовлетворить.
Установить границы и размеры, координаты опорно-поворотных точек земельного участка с кадастровым номером 000, площадью 000 кв.м., с категорией земель - земли населенных пунктов, видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: (...), принадлежащего на праве собственности ФИО1, по координатам поворотных точек:
Признать согласованными границы земельного участка с кадастровым номером 23:37:0812001:2300 по узловым смежным точкам без дополнительных согласований в соответствии с межевым планом б/н от 24 июня 2017 года, подготовленным кадастровым инженером ФИО9
Решение суда является основанием для внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости относительно границ и площади земельного участка с кадастровым номером 000, площадью 000 кв.м., категорией земель - земли населенных пунктов, видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: (...), принадлежащего на праве собственности ФИО1, в соответствии с межевым планом б/н от 24 июня 2017 года, подготовленным кадастровым инженером ФИО9 и являющимся неотъемлемой частью решения суда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца через Анапский районный суд Краснодарского края.
Судья Анапского районного суда Н.В. Холодова