ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-801/18 от 19.06.2018 Новокубанского районного суда (Краснодарский край)

по делу № 2-801/18

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Новокубанск 19 июня 2018 года

Новокубанский районный суд Краснодарского края в составе председательствующего судьи Кувиковой И.А.

при секретаре Пучковой К.А.,

с участием прокурора Посевина Р.В., а также представителей ответчиков: администрации Новокубанского городского поселения Васильчикова Д.С., МБУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» Новокубанского городского поселения Новокубанского района Форманчука А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Новокубанского района в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования Новокубанский район к администрации Новокубанского городского поселения Новокубанского района и МБУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» Новокубанского городского поселения Новокубанского района о признании незаконным бездействия по оказания гарантированного перечня услуг по погребению и понуждении к организации и финансированию указанных услуг,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Новокубанского района в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования Новокубанское городское поселение обратился в суд с иском, по которому с учетом уточнения иска просит: 1. Признать незаконным бездействие администрации Новокубанского городского поселения Новокубанского района выраженное в необеспечении оказания муниципальным бюджетным учреждением «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» Новокубанского городского поселения Новокубанского района гарантированного перечня услуг по погребению. 2. Обязать муниципальное бюджетное учреждение «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» Новокубанского городского поселения Новокубанского района обеспечить оказание на безвозмездной основе услуг в соответствии с гарантированным перечнем услуг по погребению, а именно: 1) оформление документов, необходимых для погребения; 2) предоставление и доставка гроба с обивкой и других предметов, необходимых для погребения; 3) перевозка тела (останков) умершего (погибшего) на кладбище (в крематорий); 4) погребение умершего (погибшего) (копка могилы, захоронение в могилу, склеп или кремация с последующей выдачей урны с прахом умершего (погибшего) и захоронением ее на кладбище или в нише стены скорби); 5) предоставление и установка похоронного регистрационного знака с надписью (фамилия, имя, отчество погребенного, даты его рождения и смерти). 5. Обязать администрацию Новокубанского городского поселения Новокубанского района обеспечить финансирование затрат муниципального бюджетного учреждения «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» Новокубанского городского поселения Новокубанского района по оказанию услуг в соответствии с гарантированным перечнем по погребению, а именно по оформлению документов, необходимых для погребения; предоставлению и доставке гроба с обивкой и других предметов, необходимых для погребения; перевозке тела (останков) умершего (погибшего) на кладбище (в крематорий); погребению умершего (погибшего) (копка могилы, захоронение в могилу, склеп или кремация с последующей выдачей урны с прахом умершего (погибшего) и захоронением ее на кладбище или в нише стены скорби); предоставлению и установке похоронного регистрационного знака с надписью (фамилия, имя, отчество погребенного, даты его рождения и смерти). 6. Обязать муниципальное бюджетное учреждение «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» Новокубанского городского поселения Новокубанского района принять меры по противодействию коррупции в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции».

В обоснование своих доводов прокурор указывает, что в нарушение ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», МБУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» в связи с недостаточным финансированием со стороны администрации Новокубанского городского поселения и отсутствием материальных и технических ресурсов не оказывается весь гарантированный перечень услуг по погребению, а именно услуги по предоставлению и доставке гроба с обивкой и других предметов, необходимых для погребения; перевозке тела (останков) умершего (погибшего) на кладбище (в крематорий); предоставлению и установке похоронного регистрационного знака с надписью (фамилия, имя, отчество погребенного, даты его рождения и смерти). Кроме того, МБУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» Новокубанского городского поселения Новокубанского района не исполняет требования законодательства о противодействии коррупции, а именно в нарушение ст.13.3 Федерального закона от 25.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», а также Методических рекомендаций по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, разработанными 08.11.2013 Министерством труда и социального развития, организацией не принимается ни какие меры по предупреждению коррупции (например: должностное лицо, ответственное за профилактику коррупционных и иных правонарушений не назначено, стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации не разработаны, кодекс этики и служебного поведения работников организации не принят).

Прокурор Посевин Р.В. поддержал требования, дав пояснения аналогичные изложенным в заявлении, пояснив, что из-за отсутствия достаточного финансирования, получаемые денежные средства тратятся только на содержание кладбища и зарплату сотрудников службы, санитарные нужды.

Представитель ответчика – администрации Новокубанского городского поселения Васильчиков Д.С. в судебном заседании возражал против заявленных требований, настаивая на том, что администрация осуществляет финансирование МБУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» на содержание место захоронения, санитарные нужды, зарплату. В случае возникновения необходимости оказания гарантированных услуг, МБУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» окажет гарантированные услуги за счет средств, полученных от оказания платных ритуальных услуг, а затем администрация города их возместит. Несмотря на отсутствие транспорта, все услуги могут оказываться путем заключения МБУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» договоров с третьими лицами.

Представитель МБУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» Форманчук А.А. возражал против удовлетворения требований, поскольку ни кто к ним с заявлением об оказании гарантированных бесплатных услуг не обращался. Вместе с тем подтвердил, что финансирование производится только на благоустройство кладбища, санитарные нужды, зарплату сотрудников. Бесплатно производится только захоронение безродных за счет предпринимателей района. Транспорта и возможности оказывать гарантированные услуги своими силами, не имеют. Договора на оказание услуг с третьими лицами не заключены.

Выслушав объяснения сторон, исследовав доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствие со ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению: 1) оформление документов, необходимых для погребения; 2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; 3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); 4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом). Услуги по погребению, указанные в пункте 1 настоящей статьи, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела. Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы.

Согласно ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

В судебном заседании установлено, что для осуществления на территории Новокубанского городского поселения Новокубанского района деятельности по осуществлению погребения умерших (погибших), в том числе по предоставлению гражданам гарантированного перечня услуг по погребению, администрацией Новокубанского городского поселения Новокубанского района создана МБУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела».

Однако, прокуратурой Новокубанского района установлено, что МБУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» в связи с недостаточным финансированием и отсутствием материальных и технических ресурсов не оказывается весь гарантированный перечень услуг по погребению, а именно услуги по предоставлению и доставке гроба с обивкой и других предметов, необходимых для погребения; перевозке тела (останков) умершего (погибшего) на кладбище (в крематорий); предоставлению и установке похоронного регистрационного знака с надписью (фамилия, имя, отчество погребенного, даты его рождения и смерти).

Согласно п. 2 Указа Президента РФ от 29.06.1996 N 1001 органам местного самоуправления предписано выделять специализированным службам по вопросам похоронного дела необходимые средства для оказания на безвозмездной основе услуг, предусмотренных ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".

В силу ч.2 ст.9.2 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.

Согласно ч. 6 ст. 9.2 указанного Федерального закона финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, на администрацию Новокубанского городского поселения Новокубанского района возлагается обязанность обеспечить финансирование затрат связанных с оказанием МБУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» услуг в соответствии с гарантированным перечнем, с целью обеспечения возможности данной службой оказания их родственникам умерших, а также иным лицам на безвозмездной основе.

В судебном заседании исследовались соглашения о предоставлении субсидий в 2016, 2017, 2018 году, согласно которым субсидии МБУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» предоставляются администрацией Новокубанского городского поселения в соответствие с муниципальным заданием.

Вместе с тем из муниципальных заданий на 2017 и 2018 годы и планов финансово-хозяйственной деятельности МБУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» за указанный период следует, что муниципальные задания, финансируемые администрацией Новокубанского городского поселения, ограничиваются только заданиями по содержанию и уходу за местами захоронений, могилами и надгробиями. Финансирование

В судебном заседании установлено, и не оспаривалось ответчиками, что услуги в соответствие с гарантированным перечнем услуг МБУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» не оказывались. Материальная база, позволяющая оказывать указанные услуги своими силами у МБУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» отсутствует.

Таким образом, недостаточное финансирование указанной деятельности со стороны администрации Новокубанского городского поселения Новокубанского района не позволяет МБУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» выполнить возложенные него задачи и функции, что влечет нарушение гарантированных государством права граждан в сфере погребения и не способствует реализации возложенных на органы местного самоуправления Новокубанского городского поселения Новокубанского района полномочий в данной сфере.

Кроме того, МБУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» Новокубанского городского поселения Новокубанского района не исполняет требования законодательства о противодействии коррупции, а именно в нарушение ст.13.3 Федерального закона от 25.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», а также Методических рекомендаций по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, разработанными 08.11.2013 Министерством труда и социального развития, организацией не принимается никакие меры по предупреждению коррупции (например: должностное лицо, ответственное за профилактику коррупционных и иных правонарушений не назначено, стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации не разработаны, кодекс этики и служебного поведения работников организации не принят).

Между тем, в соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

В силу ст.13.3 названного Федерального закона, организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции, которые могут включать: определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Из изложенного следует, что независимо от организационно-правовой формы, в каждой организации должны быть приняты меры по предупреждению коррупции.

Однако, как установлено в судебном заседании данные меры в МБУ «Специализированая служба по вопросам похоронного дела» не предприняты. Ответчиками не представлено доказательств, подтверждающих их доводы о предпринятых мерах по противодествию коррупции в МБУ «Специализированая служба по вопросам похоронного дела».

провергающих доводы прокурора

С учетом изложенного, суд находит надуманными доводы ответчиков о том, что дополнительные меры по предупреждению коррупции предпринимать нет необходимости, поскольку директор МБУ «Специализированая служба по вопросам похоронного дела» назначается главой администрации Новокубанского района, а бухгалтерскую отчетность осуществляет МБУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела Новокубанского городского поселения Новокубанского района» осуществляет МКУ «ЦБ Новокубанского городского поселения Новокубанского района».

При этом, деятельность МБУ «Специализированая служба по вопросам похоронного дела» сопровождается повышенным коррупционным риском, поскольку связана с предоставлением ритуальных услуг и оборотом бюджетных денежных средств, в том числе от оказанных платных услуг, которые принимаются непосредственно сотрудниками МБУ «Специализированая служба по вопросам похоронного дела».

Несоблюдение требований законодательства о противодействии коррупции, создает угрозу для неопределенного круга лиц, так как основным кругом лиц, подпадающим под действие статьи 13.3 Федерального закона № 273-ФЗ, являются работники организации, находящиеся с ней в трудовых отношениях, вне зависимости от занимаемой должности и выполняемых функций, а также другие лица, с которыми организация вступает в иные договорные отношения, например физические и (или) юридические лица, круг которых невозможно определить.

С учетом изложенного, суд считает необходимым удовлетворить заявленные прокурором требования в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194- 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным бездействие администрации Новокубанского городского поселения Новокубанского района выраженное в необеспечении оказания муниципальным бюджетным учреждением «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» Новокубанского городского поселения Новокубанского района гарантированного перечня услуг по погребению.

Обязать муниципальное бюджетное учреждение «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» Новокубанского городского поселения Новокубанского района обеспечить оказание на безвозмездной основе услуг в соответствии с гарантированным перечнем услуг по погребению, а именно:

1) оформление документов, необходимых для погребения;

2) предоставление и доставка гроба с обивкой и других предметов, необходимых для погребения;

3) перевозка тела (останков) умершего (погибшего) на кладбище (в крематорий);

4) погребение умершего (погибшего) (копка могилы, захоронение в могилу, склеп или кремация с последующей выдачей урны с прахом умершего (погибшего) и захоронением ее на кладбище или в нише стены скорби);

5) предоставление и установка похоронного регистрационного знака с надписью (фамилия, имя, отчество погребенного, даты его рождения и смерти).

Обязать администрацию Новокубанского городского поселения Новокубанского района обеспечить финансирование затрат муниципального бюджетного учреждения «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» Новокубанского городского поселения Новокубанского района по оказанию услуг в соответствии с гарантированным перечнем по погребению, а именно по оформлению документов, необходимых для погребения; предоставлению и доставке гроба с обивкой и других предметов, необходимых для погребения; перевозке тела (останков) умершего (погибшего) на кладбище (в крематорий); погребению умершего (погибшего) (копка могилы, захоронение в могилу, склеп или кремация с последующей выдачей урны с прахом умершего (погибшего) и захоронением ее на кладбище или в нише стены скорби); предоставлению и установке похоронного регистрационного знака с надписью (фамилия, имя, отчество погребенного, даты его рождения и смерти).

Обязать муниципальное бюджетное учреждение «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» Новокубанского городского поселения Новокубанского района принять меры по противодействию коррупции в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд путем подачи жалобы через Новокубанский районный суд, в течение одного месяца, со дня его изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 24.06.2018 года.

Судья подпись И.А. Кувикова