Дело № 2-801/2021 КОПИЯ
78RS0007-01-2020-004898-26 17 марта 2021 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Колпинский районный суд Санкт-Петербурга
в составе председательствующего судьи Федоришкиной Е.В.
при секретаре Грачёвой И.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Колпинском районе Санкт-Петербурга о признании незаконным решения и обязании назначить страховую пенсию по старости,
Установил:
Истец ФИО1 обратился в суд с названным иском, уточнив исковые требования в порядке статьи 39 ГПК РФ, просит суд признать незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Колпинском районе Санкт-Петербурга от 14 сентября 2020 года № 754423/20 об отказе в назначении страховой пенсии по старости; обязать включить в стаж, дающий право на назначение пенсии лицам, имеющим длительный страховой стаж (более 42 лет), период службы в Советской Армии с 10 ноября 1978 года по 17 октября 1980 года; обязать ответчика назначить страховую пенсию по старости с 17 августа 2020 года.
В обоснование требований указав, что 17 августа 2020 года обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. 14 сентября 2020 года ответчиком было принято решение об отказе в назначении страховой пенсии по старости по той причине, что на дату обращения за назначением указанной пенсии, отсутствует требуемое количество страхового стажа – 42 года. Общая продолжительность его страхового стажа по расчетам ГУ УПФ России по Колпинскому району составляет 40 лет 10 месяцев 11 дней. Период 10 ноября 1978 года по 17 октября 1980 года (01 год 11 месяцев 08 дней) в календарном исчислении, когда он был призван в ряды Советской Армии, был повторно рассмотрен и включен решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Колпинском районе Санкт-Петербурга от 26 ноября 2020 года № 772013/20, поскольку общая продолжительность его страхового стажа по расчетам ГУ УПФ России по Колпинскому району составляет 42 года 09 месяцев 18 дней.
В судебном заседании истец ФИО1 и его представитель ФИО2 по доверенности в судебное заседание явились, истец заявленные требования поддержал, поскольку в трудовой книжке АТ-I № 7438736 имеется запись о выдаче истцу военного билета серии НЛ № 3657641 от 09 ноября 1978 года и призыве истца в ряды Советской Армии 10 ноября 1978 года, окончание службы 17 октября 1980 года.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Колпинском районе Санкт-Петербурга ФИО3 по доверенности в судебное заседание явилась, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований. Представила в суд письменный отзыв на иск, из которого следует, что право назначения пенсии по старости на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1. статьи 08 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ 60 лет мужчинам и 55 лет женщинам, представлено мужчинам, имеющим страховой стаж не менее 42 лет, женщинам соответственно не менее 37 лет. К периоду прохождения военной службы приравнивается служба в органах внутренних дел, в государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и не приравнивается прохождение военной службы по призыву (л.д.32-35). При наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 06 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет (пункт 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ) период службы по призыву с 10 ноября 1978 года по 17 октября 1980 года (01 год 11 месяцев 08 дней) в льготном исчислении был засчитан в страховой стаж истца по Списку №2 Перечня производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по старости на льготных условиях, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 26 января 1991 года №10, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 и статьей 30 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 (л.д.55).
Принимая во внимание явку лиц, участвующих в деле, учитывая, что ходатайств об отложении слушания дела в суд первой инстанции не поступало, доказательств уважительности причин неявки суду не представлено, суд считает возможным в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело при объявленной явке.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения истца, возражения представителя ответчика, суд приходит к следующему.
На основании ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии со ст. 19 Конституции Российской Федерации равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 55 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Судом установлено, что спорным периодом является период службы истца по призыву (действительная военная служба) с 10 ноября 1978 года по 17 октября 1980 года (01 год 11 месяцев 08 дней).
Решением ГУ УПФ России в Колпинском районе Санкт-Петербурга от 14 сентября 2020 года № 754434/20 отказано в назначении страховой пенсии по старости по статье 08 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ по той причине, что на дату обращения за назначением указанной пенсии, у истца отсутствует требуемое количество страхового стажа – 42 года. Общая продолжительность страхового стажа составляет 40 лет 10 месяцев 11 дней (л.д.49-46).
В решении от 14 сентября 2020 года № 754434/20 содержится вывод о не включении периода службы истца по призыву (действительная военная служба) в страховую пенсию по старости лицам, имеющим длительный страховой стаж 42 года для мужчин.
С данным утверждением истец не согласен.
Решением ГУ УПФ России в Колпинском районе Санкт-Петербурга от 26 ноября 2020 года № 772013/20 период службы истца по призыву (действительная военная служба) с 10 ноября 1978 года по 17 октября 1980 года (01 год 11 месяцев 08 дней) в календарном исчислении включен в страховой стаж. Общая продолжительность страхового стажа составляет 42 года 09 месяцев 18 дней; специальный стаж составляет с 01.01.1997 года по 11.09.1998 года (01 год 08 месяцев 11 дней) (л.д.51-57).
Решением ГУ УПФ России в Колпинском районе Санкт-Петербурга от 26 ноября 2020 года № 772013/20 истцу отказано в назначении специальной страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ по той причине, что на дату обращения за назначением указанной пенсии, у истца отсутствует требуемое количество специального страхового стажа – не менее 06 лет 03 месяцев.
В решении от 26 ноября 2020 года № 772013/20 содержится вывод о включении периода службы истца по призыву (действительная военная служба) в специальную страховую пенсию по старости лицам, имеющих полную занятость на горячих участках в производстве.
С данным утверждением истец согласен.
В пункте 1.2 статьи 08 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ указано, что лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
Пенсионное обеспечение военнослужащих, в том числе и исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регламентируются специальным Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В соответствии со ст. 1 указанного Закона его действие не распространяется на военнослужащих, проходивших военную службу по призыву (действительную срочную военную службу). Исключение составляет лишь время прохождения военной службы в особых условиях (ч. 2 ст. 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года).
Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (действительную военную службу) осуществлялось до 01 января 2015 года на основании Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (ч. 2 ст. 2 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года), а с 01 января 2015 года Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ применяется в части исчисления размера страховой пенсии, не противоречащей порядку установленного Федеральным законом «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ; в настоящее время пенсионное обеспечение указанных лиц происходит в порядке, установленном Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 1 января 2015 года.
Таким образом, при исчислении 42-летнего страхового стажа, дающего право на льготное назначение страховой пенсии по старости, включение в стаж иных не страховых периодов, предусмотренных статьей 12 Федерального закона № 400-ФЗ, к которым относятся периоды прохождения службы в армии по призыву и учебы в учебных заведениях, законодатель не предусмотрел.
В связи с чем, спорный период не может быть включен в страховой стаж для назначения пенсии мужчинам, имеющим страховой стаж не менее 42, ранее достижения установленного возраста. В признании незаконным оспариваемого истцом решения от 14 сентября 2020 года № 754434/20 надлежит отказать.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
С 01 января 2015 года Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ применяется в части исчисления размера страховой пенсии, не противоречащей порядку установленного Федеральным законом «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.
В настоящее время применяется порядок, установленный Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 1 января 2015 года.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ так же как и Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ применяет при досрочном назначении страховой пенсии по старости по статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Списки N 1 и N 2, утвержденные Постановление Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10, в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 N 665.
В раздел XIV «Металлообработка» Списка № 2, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года № 10, Постановлением Кабинета Министров СССР от 09.08.1991 года № 591, включена позиция 2150200А-18590, согласно которой право на досрочное назначение страховой пенсии по старости предоставлено слесарям- электрикам по ремонту электрооборудования, постоянно и непрерывно занятых на горячих участках работ в кузнечно - прессовом производстве.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение специальной страховой пенсии по старости в льготном исчислении имеют лица, указанные в статье 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, которые проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно мужчины не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет.
При этом законодатель предусмотрел для специальной страховой пенсии по старости в льготном исчислении включение в стаж иных не страховых периодов, предусмотренных статьей 12 Федерального закона № 400-ФЗ, к которым относятся периоды прохождения службы в армии по призыву и учебы в учебных заведениях.
Несмотря на то, что решение от 26 ноября 2020 года № 772013/20 истец не оспаривает, суд считает возможным согласиться с правильным выводом Пенсионного Фонда о том, что спорный период подлежит включению в специальный страховой стаж по старости в льготном исчислении для истца, имеющего страховой стаж более 25 лет.
При этом связи между льготным 42-летним страховым стажем и специальным 25-летним страховым стажем по старости в льготном исчислении нет, что подтверждает, например, период службы по призыву (действительная военная служба).
В связи с включением периода службы по призыву (действительная военная служба) в специальный 25-летний страховой стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по подпункту 2 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", по состоянию на 17 августа 2020 года период работы с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев лет в льготном исчислении не менее 06 лет и 03 месяцев не выработан, то есть право на такую пенсию и на спорную пенсию не возникло, надлежит отказать в удовлетворении исковых требований о назначении досрочной страховой пенсии по старости по основанию наличия спорного льготного 42-летнего страхового стажа.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Колпинском районе Санкт-Петербурга о признании решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Колпинском районе Санкт-Петербурга от 14 сентября 2020 года № 754423/20 об отказе в назначении страховой пенсии по старости незаконным; обязании зачесть период службы в Советской Армии по призыву с 10 ноября 1978 года по 17 октября 1980 года (01 год 11 месяцев 08 дней) в стаж, дающий право на назначение пенсии лицам, имеющим длительный страховой стаж, обязании назначить страховую пенсию по старости с 17 августа 2020 года отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Санкт-Петербургский городской суд через Колпинский районный суд Санкт-Петербурга в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Федоришкина Е.В.