ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-801/2022 от 16.03.2022 Ленинскогого районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

Дело № 2-801/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ленинский районный суд г.Ульяновска в составе

председательствующего судьи Денисовой М.А.,

при секретаре Дементьевой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Правительства Ульяновской области в лице Управления по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области к администрации города Ульяновска, индивидуальному предпринимателю Ионовой З.С., индивидуальному предпринимателю Аверьяновой М.И., Убе Э.Н., Карповой Т.Н., Мулюкову И.М., обществу с ограниченной ответственностью «Лилани», муниципальному бюджетному учреждению «Центр управления городом», Управлению жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Ульяновска о возложении обязанности произвести работы по сохранению объекта культурного наследия и работы по демонтажу инженерных оборудований в виде кондиционеров, установленных на фасадах объекта культурного наследия, провести техническое обследование состояния и конструкций объекта культурного наследия регионального значения, разработать проект реставрации фасадов объекта культурного наследия, провести историко-культурную экспертизу проекта реставрации и ремонтно–реставрационных работ объекта культурного наследия,

УСТАНОВИЛ:

Правительство Ульяновской области в лице Управления по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области обратилось в суд с исковыми требованиями к администрации г.Ульяновска, ИП Ионовой З.С., ИП Аверьяновой М.И., Убе Э.Н., Карповой Т.Н., Мулюкову И.М., ООО «Лилани», МБУ «Центр управления городом», Управлению жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации г.Ульяновска о возложении обязанности произвести работы по сохранению объекта культурного наследия и работы по демонтажу инженерных оборудований в виде кондиционеров, установленных на фасадах объекта культурного наследия, провести техническое обследование состояния и конструкций объекта культурного наследия регионального значения, разработать проект реставрации фасадов объекта культурного наследия, провести историко-культурную экспертизу проекта реставрации и ремонтно–реставрационных работ объекта культурного наследия, указав в обоснование следующее.

Распоряжением Губернатора Ульяновской области от 21.06.2016 № 382-р «Об утверждении Положения об управлении по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области» утверждено Положение об Управлении.

Сотрудниками Управления осуществлен визуальный осмотр объекта культурного наследия регионального значения «Доходный дом купцов Пожарских, 1830 г., 1881 г.» (<адрес>), подлежащего государственной охране на основании распоряжения Правительства Ульяновской области от 19.08.2019 № 414-пр «О включении выявленных объектов культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации».

По результатам осмотра специалистом Управления выявлено, что на фасадах объекта культурного наследия регионального значения без согласования с Управлением установлено инженерное оборудование в виде кондиционеров, не соответствующее требованиям действующего законодательства в сфере государственной охраны объектов культурного наследия. Кроме того, при осмотре установлено, что имеются деструкция и обрушение отделочных слоев, частичное отторжение штукатурки фасадов здания.

Согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним объект культурного наследия находится в собственности или законном владении ответчиков.

Ранее Управлением в адрес законных владельцев направлялись претензии, однако указанные работы по сохранению объекта культурного наследия не проведены.

Просили обязать законных владельцев провести техническое обследование состояния и конструкций объекта культурного наследия регионального значения, провести демонтаж инженерного оборудования в виде кондиционеров с фасадов объекта культурного наследия, разработать проект реставрации фасадов объекта культурного наследия регионального значения, провести историко-культурную экспертизу проекта реставрации и ремонтно-реставрационных работ, провести работы по сохранению объекта культурного наследия, а именно: по ремонту фасадов, цоколя и карниза здания на объекте культурного наследия регионального значения «Доходный дом купцов Пожарских, 1830 г., 1881 г.», расположенного по адресу: <адрес>.

Судом к участию в деле в качестве ответчика привлечено Управление имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска.

Представитель истца Силаев А.А., действующий на основании доверенности от 12.11.2021, выданной сроком до 31.12.2022, в судебном заседании 11.03.2022 представил заявление об уточнении исковых требований, в котором просит обязать ответчиков разработать и согласовать с региональным органом охраны объектов культурного наследия проект реставрации фасадов объекта культурного наследия регионального значения «Доходный дом купцов Пожарских, 1830 г., 1881 г.», расположенного по адресу: <адрес> течении 12 месяцев с момента вступления решения в законную силу; обязать ответчиков провести работы по сохранению объекта культурного наследия по ремонту фасадов, цоколя и карниза здания на объекте культурного наследия регионального значения «Доходный дом купцов Пожарских, 1830 г., 1881 г.», расположенного по адресу: <адрес> течении 24 месяцев с момента вступления решения в законную силу. Дополнительно пояснил, что качество и состояние объекта ухудшилось, а именно: покрасочный слой, также имеется отторжение штукатурки с фасада. После перерыва в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель ответчика администрации г.Ульяновска Ионова Н.С. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что часть нежилых помещений, расположенных по адресу: <адрес> переданы на праве оперативного управления, а также в безвозмездное пользование иным лицам, в связи с чем, обязанность по ремонту здания должна быть возложена на пользователей помещений. После перерыва в судебное заседание не явилась, подробно позиция ответчика изложена в отзыве на исковое заявление.

Представитель ответчика Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации г.Ульяновска, представляющая также интересы ответчика администрации г.Ульяновска, Алексеева Ю.В. в судебном заседании дала пояснения, аналогичные пояснениям представителя администрации г.Ульяновска Ионовой Н.С., представила письменный отзыв на иск, в котором просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель ответчика Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Ульяновска Смирнова С.И. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что Управление ЖКХ не является собственником нежилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>, в связи с чем является ненадлежащим ответчиком по данному делу. После перерыва в судебное заседание не явилась.

Представитель ответчика Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Ульяновска Ларионова Е.Н. в судебном заседании исковые требования не признала, дала пояснения, аналогичные ранее данным пояснениям представителем Смирновой С.И.

Представитель ответчика МБУ «Центр управления городом» Медведев М.В. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что МБУ «Центр управления городом» является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку нежилые помещения находятся в собственности муниципального образования г.Ульяновск. Кроме того, истцом была нарушена процедура выявления объекта культурного наследия и процедура уведомления законных владельцев о данном факте. Считает, что обязательств по проведению работ в данном случае не возникло. После перерыва в судебное заседание не явился.

Ответчик Карпова Т.Н. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что является собственником помещения (склад-гараж), которое не имеет отношения к объекту культурного наследия. В ее помещении имеется отдельный вход, независимый фундамент, отдельные коммуникации. После перерыва в судебное заседание не явилась.

Представитель ответчика ООО «Лилани» Лебедева О.Н. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что проведение ремонта фасадов здания не решит проблему в целом, поскольку здание неустойчиво, движется фундамент, крыша протекает, канализация не работает. Также считает, что все ответчики должны договориться, в каких долях будут участвовать в ремонте здания.

Представитель ответчика ИП Аверьяновой М.И. Развожаева Ю.А. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что ИП Аверьянова М.И. является собственником нежилого помещения, в частности, части цоколя, расположенного по адресу: <адрес>. Считает исковые требования не основанными на нормах закона, нарушающими права граждан и собственников нежилых помещений. Поскольку объект находится в долевой собственности ответчиков, необходимо определить, в каком объеме каждый из ответчиков обязан исполнить требования. Фасад, цоколь, карниз и иные конструктивные элементы здания являются общим имуществом собственников. Порядок пользования общим имуществом ответчиками в письменном виде не согласован, соответственно и обязанности по несению расходов на содержание общего имущества не определены. Считает, что требование об обязании провести ремонтные работы является вмешательством в законные права собственника, что является недопустимым. Истцом не представлены доказательства того, что ответчиками осуществлены действия по ухудшению объекта культурного наследия и невыполнению требований к сохранению объекта. Истцом не представлено доказательств необходимости реставрации объекта, объем ремонтных работ, основания возложения на ответчиков обязанности разработки проекта реставрации, проведения историко-культурной экспертизы, объем требований к каждому из ответчиков и порядок выполнения требований каждым из них. Кроме того, решениями Арбитражного суда Ульяновской области неоднократно разрешались споры между истцом и ИП Аверьяновой М.И. в отношении данного объекта культурного наследия, все обстоятельства установлены данными решениями и не подлежат доказыванию вновь. Просила в удовлетворении исковых требований отказать, подробно позиция изложена в письменном отзыве на иск. После перерыва в судебное заседание не явилась.

Представитель ответчика ИП Аверьяновой М.И. Толстова Д.В. в судебном заседании исковые требования не признала, поддержав доводы представителя Развожаевой Ю.А.

Ответчик ИП Ионова З.С. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом.

Ответчик Уба Э.Н. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом.

Ответчик Мулюков И.М. умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается актовой записью о смерти.

Определением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 16.03.2022 производство по делу в части требований к ответчику Мулюкову И.М. было прекращено в связи с его смертью.

Определением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 16.03.2022 производство по делу в части требований о возложении обязанности провести техническое обследование состояния и конструкций объекта культурного наследия регионального значения, провести демонтаж инженерного оборудования в виде кондиционеров с фасадов объекта культурного наследия, возложении на ответчиков обязанности провести историко-культурную экспертизу проекта реставрации и ремонтно-восстановительных работ объекта культурного наследия регионального значения, а также в части требований к ответчику Карповой Т.Н. прекращено в связи с отказом истца от данной части исковых требований.

Суд, с учетом мнения участников процесса, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ - по имеющимся в материалах дела доказательствам.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Отношения в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ регламентированы ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ».

Согласно ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Как следует из преамбулы к данному Федеральному закону, он регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.

Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.

В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В целях исполнения подпункта статьи 10 Федерального закона от 22.10.2014 № 315-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» меры по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо структурные подразделения высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, не наделённые функциями, не предусмотренными указанным Законом.

В связи с совершенствованием государственного управления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия создано соответствующее структурное подразделение администрации Губернатора Ульяновской области - управление по охране объектов культурного наследия (далее - Управление).

Распоряжением Губернатора Ульяновской области от 21.06.2016 № 382-р «Об утверждении Положения об управлении по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области» утверждено Положение об Управлении.

Полномочия в области охраны объектов культурного наследия Управление осуществляет с 05.08.2016.

В соответствии с пунктом «д» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы охраны памятников истории и культуры находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Правительство является правопреемником Департамента по культурному наследию Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области - Управления.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, на основании распоряжения Правительства Ульяновской области № 414-пр от 19.08.2019 выявленный объект культурного наследия «Доходный дом купцов Пожарских, 1830 г., 1881 г.», расположенный по адресу: <адрес>, включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения.

Согласно материалам дел правоустанавливающих документов и выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об объектах недвижимости Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Ульяновской области, собственниками и законными владельцами нежилых помещений, входящих в состав здания, расположенного по адресу: <адрес>, являются:

- нежилое помещение с кадастровым номером – собственник МО «г.Ульяновск» с 28.02.2012.

- нежилое помещение с кадастровым номером – собственник МО «г.Ульяновск» с 12.03.2010 на основании передаточного акта от 20.08.2019 произведена государственная регистрация права оперативного управления Управления имущественных отношений экономики и развития конкуренции администрации г.Ульяновска. Кроме того, на основании договора безвозмездного пользования имуществом от 23.12.2019 Управление имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации г.Ульяновска передало Ульяновской городской общественной организации по содействию защите прав ветеранов Всесоюзного Ленинского Коммунистического союза молодежи помещения , расположенные на втором этаже здания. На основании договора безвозмездного пользования имуществом от 15.12.2020 Управление имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации г.Ульяновска передало Автономной некоммерческой организации «Студия детского архитектурного творчества «Архитектурный сад» помещения , расположенные на втором этаже здания.

- нежилое помещение с кадастровым номером – собственник ООО «Лилани» с 29.12.2018.

- нежилое помещение с кадастровым номером – собственник МО «г.Ульяновск» с 12.03.2010.

- нежилое помещение с кадастровым номером – собственник МО «г.Ульяновск» с 12.03.2010. 02.02.2016 произведена государственная регистрация права оперативного управления 9/72 долей МБУ «Контакт-центр при Главе г.Ульяновска». 11.12.2018 произведена государственная регистрация права оперативного управления 53/72 долей Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации г.Ульяновска.

- нежилое помещение с кадастровым номером – собственник МО «г.Ульяновск» с 28.02.2012. 28.11.2013 произведена государственная регистрация права оперативного управления 2/19 долей МБУ «Контакт-центр при Главе г.Ульяновска».

- нежилое помещение с кадастровым номером – собственники Ионова З.С. (2/3 доли) с 25.12.2020, Уба Э.Н. (1/3 доля) с 12.08.2010.

- нежилое помещение с кадастровым номером – собственник МО «г.Ульяновск» с 12.03.2010.

- нежилое помещение с кадастровым номером – собственник Мулюков И.М. с 18.11.2010. На основании договора аренды от 01.10.2019 нежилые помещения на первом этаже номера на поэтажном плане 1-21, 52, 56-61 переданы ООО «Формула». На основании договора субаренды нежилого помещения от 10.08.2021 ООО «Формула» передало ООО «Вектор» в субаренду нежилые помещения общей площадью 180 кв.м.

- нежилое помещение с кадастровым номером – собственник МО «г.Ульяновск» с 12.03.2010.

- нежилое помещение с кадастровым номером – собственник МО «г.Ульяновск» с 28.02.2012. 28.11.2013 произведена государственная регистрация права оперативного управления 70/88 долей МБУ «Контакт-центр при Главе г.Ульяновска». 12.12.2018 произведена государственная регистрация права оперативного управления 18/88 долями Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации г.Ульяновска.

- нежилое помещение с кадастровым номером – собственник МО «г.Ульяновск» с 12.03.2010. 17.02.2014 произведена государственная регистрация права оперативного управления МБУ «Контакт-центр при Главе г.Ульяновска».

- нежилое помещение с кадастровым номером – собственник Аверьянова М.И. с 21.02.2014.

- нежилое помещение с кадастровым номером – собственник МО «г.Ульяновск» с 12.03.2010. 28.11.2013 произведена государственная регистрация права оперативного управления 73/679 долей МБУ «Контакт-центр при Главе г.Ульяновска». 11.12.2018 произведена государственная регистрация права оперативного управления 606/679 долей Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации г.Ульяновска.

Таким образом установлено, что ответчики являются собственниками и законными владельцами нежилых помещений, расположенных в здании по адресу: <адрес>.

В силу пункта 1 статьи 33 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон № 73-ФЗ) объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Согласно пункту 1 статьи 45 Закона № 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

В силу подпункта 3 пункта 3 статьи 47.2 Закона № 73-ФЗ собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия обязан организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 45 настоящего Федерального закона.

Согласно статьи 47.3 Закона № 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, которому объект культурного наследия принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен.

В соответствии с пунктом 1 статьи 63 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации" и пунктом 59 Положения об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 16.09.1982 № 865 (далее - Положение), государственная охрана объектов культурного наследия осуществляется путем заключения государственным органом охраны объектов культурного наследия с пользователем памятника истории и культуры, в частности, охранного обязательства, в котором устанавливаются порядок и условия использования памятника.

Имеется утвержденное охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации «Доходный дом купцов Пожарских, 1830 г., 1881 г.», расположенного по адресу <адрес>, от 23.09.2020 № 547-пр, которое выдано собственникам и иным законным владельцам нежилых помещений.

Кроме того, собственникам и иным законным владельцам нежилых помещений Правительством направлялись уведомления о проведении работ по сохранению объекта культурного наследия.

В соответствии с п. 11 ст. 47.6 Закона № 73-ФЗ если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.

В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, охранное обязательство подлежит выполнению унитарным предприятием или учреждением.

В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, находится соответственно в федеральной собственности, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности и не передан на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению либо не передан в безвозмездное пользование, от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования охранное обязательство подлежит выполнению федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, уполномоченными на осуществление полномочий собственника соответствующего имущества.

В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, находится соответственно в федеральной собственности, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, не передан на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, а передан в безвозмездное пользование на основании гражданско-правового договора юридическому лицу, охранное обязательство подлежит выполнению таким лицом.

В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности нескольким лицам, охранное обязательство подлежит выполнению каждым из указанных лиц.

В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления нескольким унитарным предприятиям и (или) учреждениям, охранное обязательство подлежит выполнению каждым унитарным предприятием и (или) учреждением.

В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, находится соответственно в федеральной собственности, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, не передан на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, а передан в безвозмездное пользование на основании гражданско-правовых договоров нескольким юридическим лицам, охранное обязательство подлежит выполнению каждым из таких лиц.

Пунктом 13 ст. 47.6 Закона №73-ФЗ предусмотрено, что в случае, если к моменту перехода права владения объектом культурного наследия, включенным в реестр, в отношении указанного объекта оформлено охранное обязательство, обязанность нового владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, по выполнению такого охранного обязательства возникает с момента перехода к нему права владения указанным объектом культурного наследия.

Как следует из акта осмотра по состоянию на 12.01.2022 объекта культурного наследия специалистами Управления установлено: цоколь кирпичный, со стороны уличных фасадов оштукатурен и окрашен; зафиксированы многочисленные волосяные трещины, сколы, утрата фрагментов отделочных слоев; стены – кирпичные, штукатурены и окрашены; лепной декор фасадов утрачен; выявлены многочисленные трещины, фрагментарная утрата отделочных слоев, следы потеков от кондиционеров, повреждение покрасочного и штукатурного слоев от демонтажа пристроенных конструкций; состояние наружных стен неудовлетворительное; кровля – вальмовая; покрытие металлическое, доступ к чердачным помещениям ограничен, зафиксированы следы протечек на потолках 3 этажа; перекрытия – оштукатурены и окрашены, подвесные потолки, потолочная плитка. Зафиксированы трещины на оштукатуренных потолках, деструкция отделочных материалов, следы протечек кровли; полы – покрытие паркет, керамогранитная плитка, линолеум; зафиксирован износ покрытия; наблюдаются трещины, потертости, деформация материала, утрата фрагментов плитки; стены, их состояние, связи – в интерьере помещений стены оштукатурены и окрашены, облицованы плиткой и стеновыми панелями; зафиксированы многочисленные трещины, деструкция отделочных материалов, грибок в помещении магазина; лестницы – бетонные, облицованы плитами; зафиксированы многочисленные сколы ступеней, износ материала, потертости.

При этом, ответчиками допустимых доказательств отсутствия на фасаде, цоколе и карнизе здания указанных в акте разрушений в материалы дела не представлено.

В соответствии со ст. 45 Федерального закона от 22.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, а также проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной с региональным органом охраны объектов культурного наследия.

В соответствии со ст. 47.3 Закона № 73-ФЗ, собственнику или иному законному владельцу запрещается проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения, структуры и интерьер объекта культурного наследия. Более того, собственник жилого помещения, являющегося объектом культурного наследия, включенным в реестр, или частью такого объекта, обязан выполнять требования к сохранению объекта культурного наследия в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия или части объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия.

Суд соглашается с доводами истца о необходимости возложения на ответчиков, как собственников и иных законных владельцев помещений в задании объекта культурного наследия, обязанности по проведению ремонтно-реставрационных работ по фасаду, цоколю и карнизу, поскольку необходимость таких работ установлена в ходе судебного разбирательства, подтверждена представленными доказательствами и не оспаривается ответчиками.

Согласно п. 1 ст. 40 Закона № 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

В силу п. 1 ст. 45 Закона № 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением. В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия. Прием документов, необходимых для получения задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, и выдача задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия могут осуществляться через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. Работы по реставрации выявленного объекта культурного наследия проводятся по инициативе собственника или иного законного владельца выявленного объекта культурного наследия в порядке, установленном настоящей статьей.

Поскольку в силу приведенных выше норм проведение ремонтно-реставрационных работ в отношении объекта культурного наследия возможно только после согласования проекта реставрации и акта экспертизы с Управлением, а также соответствующего обследования самого здания, то при таком положении суд находит возможным удовлетворить требования и обязать также всех собственников и законных владельцев данного здания в срок до 28 апреля 2023 года разработать и согласовать с региональным органом охраны объектов культурного наследия проект реставрации фасадов объекта культурного наследия регионального значения и провести работы по сохранению объекта культурного наследия по ремонту фасадов, цоколя и карниза здания на объекте культурного наследия регионального значения «Доходный дом купцов Пожарских, 1830 г., 1881 г.», расположенного по адресу: <адрес>.

При этом, по мнению суда, срок до 28.04.2023 будет в данном случае разумным и достаточным для исполнения ответчиками указанных обязанностей.

При этом конкретные виды работ, которые необходимо произвести для сохранения объекта культурного наследия, в соответствии со статьей 45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" определяются на стадии разработки научно-проектной документации по сохранению памятника на основании задания, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия.

Поскольку ответчики не обращаются в уполномоченный орган за получением таких заданий, научно-проектная документация ответчиками не разрабатывалась, в настоящее время не представляется возможным определить конкретные работы, которые необходимо провести для сохранения объекта культурного наследия, в связи с чем, довод ответчиков об отсутствии указания конкретных видов ремонтных работ судом отклоняются.

Доводы ответчиков о том, что истцом не определена доля каждого собственника помещений и степень участия каждого собственника и иного законного владельца в проведении работ, отклоняются, исходя из следующего. В настоящий момент конкретный перечень работ не может быть установлен, а значит, не может быть определена стоимость работ в твердой денежной сумме, приходящаяся на конкретного собственника или иного законного владельца. Кроме того, так как предмет данного обязательства - объект культурного наследия - неделим, то при наличии нескольких сособственников и иных законных владельцев помещений их обязанность по выполнению требований охранного обязательства является солидарной.

Иные доводы ответчиков не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, в целом основаны на неверном толковании действующего гражданского законодательства с учетом обстоятельств, имеющих значение для настоящего дела, в связи с чем признаются судом несостоятельными.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 12,56, 194-199 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

исковые требования Правительства Ульяновской области в лице Управления по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области – удовлетворить.

Обязать администрацию города Ульяновска, индивидуального предпринимателя Ионову З.С., индивидуального предпринимателя Аверьянову М.И., Уба Э.Н., общество с ограниченной ответственностью «Лилани», муниципальное бюджетное учреждение «Центр управления городом», Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Ульяновска, Управление имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска в срок до 28 апреля 2023 года разработать и согласовать с региональным органом охраны объектов культурного наследия проект реставрации фасадов объекта культурного наследия регионального значения и провести работы по сохранению объекта культурного наследия по ремонту фасадов, цоколя и карниза здания на объекте культурного наследия регионального значения «Доходный дом купцов Пожарских, 1830 г., 1881 г.», расположенного по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: М.А. Денисова

Мотивированное решение составлено 18.03.2022.