ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-801/2022 от 26.08.2022 Сафоновского районного суда (Смоленская область)

Дело № 2-801/2022

67RS0007-01-2022-001531-55

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Сафоново 26 августа 2022 года

Сафоновский районный суд Смоленской области в составе: председательствующего судьи Басуровой Е.Е., с участием помощника Сафоновского межрайонного прокурора Смоленской области Романенковой Э.Н., при секретаре Зуевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сафоновского межрайонного прокурора Смоленской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Сафоновский межрайонный прокурор Смоленской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области о понуждении к совершению действий. В обоснование иска указал, что Сафоновской межрайонной прокуратурой в рамках осуществления прокурорского надзора проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области требований законодательства о безопасности дорожного движения. В ходе проведенной проверки установлено, что в настоящее время в нарушение требований действующего законодательства, не разработана в установленном порядке, не согласована и не утверждена комплексная схема организации дорожного движения на территории Сафоновского района Смоленской области. Отсутствие утвержденной схемы организации дорожного движения влечет наличие препятствий в формировании комплексных решений об организации дорожного движения на территории одного или территориях нескольких муниципальных районов, городских округов или городских поселений либо их частей, имеющих общую границу, а также снижение обеспечения эффективности организации дорожного движения в совершенствовании деятельности в области организации дорожного движения. В связи с изложенным, истец просит обязать администрацию муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области в срок до дд.мм.гггг разработать, согласовать и утвердить комплексную схему организации дорожного движения на территории муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области.

Определением суда от дд.мм.гггг к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено ОГИБДД МО МВД России «Сафоновский».

Представитель истца – помощник Сафоновского межрайонного прокурора Смоленской области Романенкова Э.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, при этом просила установить срок для исполнения решения суда до дд.мм.гггг.

Представитель ответчика – администрации муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области по доверенности Федькина Н.В. возражала против удовлетворения иска.

Представитель третьего лица – ОГИБДД МО МВД России «Сафоновский» по доверенности Казаков Р.А. исковые требования прокурора поддержал.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив его письменные материалы, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесена к вопросам местного значения городского поселения.

Пункт 1 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2017 г. N 443-ФЗ "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 443-ФЗ) определяет, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют свои полномочия в области организации дорожного движения непосредственно или через уполномоченные ими подведомственные организации

Согласно части 4 статьи 16 Федерального закона N 443-ФЗ комплексные схемы организации дорожного движения и (или) проекты организации дорожного движения включаются в состав документации по организации дорожного движения.

Комплексные схемы организации дорожного движения разрабатываются в целях формирования комплексных решений об организации дорожного движения на территории одного или территориях нескольких муниципальных районов, городских округов или городских поселений либо их частей, имеющих общую границу, реализующих долгосрочные стратегические направления обеспечения эффективности организации дорожного движения и совершенствования деятельности в области организации дорожного движения (часть 1 статьи 17 Закона N 443-ФЗ).

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30 июля 2020 года N 274 утверждены Правила подготовки документации по организации дорожного движения (далее - Правила).

Комплексная схема организации дорожного движения для территории муниципального района, городского округа или городского поселения либо части муниципального района, городского округа или городского поселения разрабатываются и утверждаются органом местного самоуправления (п.5 Правил).

Комплексные схемы организации дорожного движения, разрабатываемые для территории муниципального района, городского округа или городского поселения либо их частей, а также для территорий нескольких муниципальных районов, городских округов или городских поселений, имеющих общую границу, подлежат согласованию. Утвержденная комплексная схема организации дорожного движения подлежит размещению на официальном сайте органа местного самоуправления, утвердившего данную схему, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (ч.9, 12 ст. 17 Закона N 443-ФЗ).

Как следует из материалов дела, Сафоновской межрайонной прокуратурой Смоленской области проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области требований законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе которой установлено, что до настоящего времени комплексная схема организации дорожного движения на территории Сафоновского района Смоленской области администрацией не разработана, в установленном порядке не согласована и не утверждена.

По результатам проверки дд.мм.гггг в адрес главы администрации муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области было внесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения.

Данное представление было рассмотрено дд.мм.гггг, признано законным.

При этом администрацией муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области указано, что комплексная схема организации дорожного движения находится в стадии разработки; выполнен запрос коммерческих предложений на разработку комплексной схемы, для обоснования цены и проведения аукциона, при выделении соответствующего финансирования. Бюджетом администрации муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области на год не предусмотрено финансирование для разработки указанной схемы.

В связи с невозможностью самостоятельно выполнить научно-исследовательскую работу по разработке комплексной схемы, в Департамент по транспорту и дорожному хозяйству неоднократно были направлены письма об оказании помощи в финансировании.

Из ответов следует, что рассмотреть вопрос о финансировании дополнительных расходов областного бюджета в настоящее время не представляется возможным.

Таким образом, комплексная схема организации дорожного движения в нарушение вышеуказанных требований законодательства не разработана, в установленном порядке не согласована и не утверждена.

При таких установленных по делу обстоятельствах, проанализировав приведенные выше положения федерального законодательства и установив, что отсутствие утвержденной комплексной схемы организации дорожного движения влечет нарушение прав граждан на безопасность дорожного движения, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь частью 1 статьи 206 ГПК РФ, исходя из того, что бюджетом администрации муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области на год не предусмотрено финансирование для разработки спорной схемы, суд считает возможным установить срок, до истечения которого ответчик обязан совершить определенные действия - до дд.мм.гггг.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать администрацию муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области в соответствии с установленными требованиями разработать, согласовать и утвердить комплексную схему организации дорожного движения на территории муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области в срок до дд.мм.гггг.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Сафоновский районный суд Смоленской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: Е.Е. Басурова