ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-801/2023 от 07.12.2023 Кувандыкского районного суда (Оренбургская область)

дело № 2-801/2023

УИД 56RS0015-01-2023-001228-55

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Кувандык 7 декабря 2023 года

Кувандыкский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующей судьи Полтевой В.А.,

при секретаре Юдиной Т.С.,

с участием заместителя Орского межрайонного природоохранного прокурора Майданенко В.Н.,

представителя ответчика директора МУП «Кувандыкское коммунальное хозяйство» Арзамасцева А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Орского межрайонного природоохранного прокурора Оренбургской области в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Кувандыкское коммунальное хозяйство» об обязании устранить нарушения законодательства в области охраны вод и водных биологических ресурсов,

установил:

Орский межрайонный природоохранный прокурор Оренбургской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным иском к Муниципальному унитарному предприятию «Кувандыкское коммунальное хозяйство» (далее – МУП «ККХ»), в обоснование иска ссылаясь на то, что Орской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании решения № 58 от 31 мая 2023 года о проведении проверки, в период времени с 05 июня 2023 года по 04 июля 2023 года проведена проверка соблюдения законодательства об охране вод и об охране окружающей среды в деятельности МУП «ККХ». Данной проверкой установлено, что основным видом деятельности МУП «ККХ» является деятельность по производству, передаче и распределению пара в горячей воде, дополнительные виды деятельности - забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд, распределение воды для питьевых и промышленных нужд, сбор и обработка сточных вод.

Постановлением администрации Кувандыкского городского округа от 08 сентября 2021 года № 1142-п администрация передала МУП «ККХ» на праве хозяйственного ведения следующее недвижимое имущество: блок механической и биологической очистки (г. Кувандык, ул. Речная, д. 88/3), хлораторная (г. Кувандык, ул. Речная, д. 88/10), скважины насосных станций № № 1, 2, 3, 4 (Кувандыкский район, д. Гумарово, д. 49), скважины глубинные (г. Кувандык, ул. Кирпичный завод, д. 2/3) и др. В соответствии с постановлением администрации Кувандыкского городского округа от 15июля 2022 года № 809-п администрацией в МУП «ККХ» на праве хозяйственного ведения также передано недвижимое имущество – скважины в пос. Ибрагимово, пос. Большое Чураево, с. Краснощёково, с. Подгорное, с. Ильинка, с. Никольское, с. Краснознаменка, с. Новосамарск, с. Куруил, с. Кайракла, пос. Маячный, пос. Индустрия, с. Мухамедьярово, с. Новопокровка, пос. Подлесное, с. Карагай-Покровка, д. Новая Ракитянка, п. Мазово, п. Вьюжный, пос. Новосаринский, ст. Сара, с. Чукари-Ивановка, с. Новосимбирка, с/с Новосаринский, с. Новоуральск, пос. Залужье, с. Оноприеновка, с. Верхненазаргулово, д. Первомайск, с. Сара, с. Чеботарево, д. Русское Канчерово и др.

21 апреля 2022 года Министерство природного развития по Оренбургской области выдало МУП «ККХ» решение № 63 о предоставлении водного объекта в пользование, в целях сброса сточных вод, место водопользования: озеро «Безымянное», расположенное в 2 км. от г. Кувандыка, в южной части кадастрового квартала , со сроком действия решения с 28 апреля 2022 года по 22 апреля 2026 года. В соответствии с п. 4.5 указанного решения качество воды в месте (местах) сброса сточных вод в результате их воздействие на водный объект определяется требованиями к сбрасываемым сточным водам, обеспечивающим достижение нормативного качества воды в водном объекте.

По информации ФГБУ «Главрыбвод» от 10 марта 2022 года № 72 озеро «Безымянное» является рыбохозяйственным водоёмом 2 категории.

В соответствии с предоставленными сведениями государственной статистической отчетности (форма 2-ТП) «Водхоз», за 2022 год МУП «ККХ» произведен сброс 653,8 тыс. м? очищенных сточных вод.

Согласно форме 3.2, утвержденной Приказом Минприроды России от 09 ноября 2020 года № 903, в 1 и 2 квартале 2023 года МУП «ККХ» фактически отведено сточных вод в озеро «Безымянное» 156,23 тыс. м? и 153,86 тыс. м? соответственно.

В 2022 году МУП «ККХ» разработана программа производственного экологического контроля (ПЭК), согласно которой максимально возможный объем сброса 1853,03 тыс. куб.м./год, источники сбросов имеют один выпуск в озеро «Безымянное».

В ходе проведения проверки инженерами-лаборантами ГБУ «Экологическая служба Оренбургской области» 13 июня. 2023 года произведен отбор сточных очищенных вод в месте выпуска, сброса сточных вод МУП «ККХ» в озеро «Безымянное», пруд доочистки.

Разделом 3.8 ПЭК установлено, что контроль качества сточных вод ведется в соответствии с «Программой контроля качества сточных и (или) дренажных вод», утвержденной директором МУП «ККХ» 21 декабря 2021 года.

При проведении прокурорской проверки, в ходе изучения предоставленной МУП «ККХ» отчетной формы 3.3, утвержденной Приказом Минприроды России от 09 ноября 2020 года № 903, за 3-4 кварталы 2022 года и 1 квартал 2023 года, а также при сравнительном анализерезультатов испытаний проб вод, проведённом в месте выпуска, сброса сточных вод в озеро «Безымянное» (протокол отбора проб вод ГБУ «Экологическая служба Оренбургской области» № 03-В-25 от 13 июня 2023 года, протокол результатов испытаний проб вод № 03-В-25 от 15 июня 2023 года)с нормативами качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе, нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 13 декабря 2016 года № 552, установлено нарушение МУП «ККХ» п.п. 1 и 2 ч. 2 ст. 39, ч. 1 ст. 44, ч.ч. 1 и 2 ст. 55, ч.ч. 4 и 6 ст. 56, п. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ, приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 13 декабря 2016 года № 552, а именно, 03 апреля 2023 года выявлены факты превышения в период времени с 01 июля 2022 года по 31 декабря 2022 года, с 01 января 2023 года по 31 марта 2023 года (формы 3.3 за 3-4 кварталы 2022 года и за 1 квартал 2023 года), а также 15 июня 2023 года (протокол результатов испытаний проб вод ГБУ «Экологическая служба Оренбургской области» № 03-В-25) предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ при сбросе МУП «ККХ» в озеро «Безымянное», загрязняющих веществ в очищенных сточных водах: ионы аммония (в 1,2 ПДК), нитрит иона (в 6,8 ПДК), железа общего (в 3,5 ПДК).

В соответствии с формой государственной статистической отчетности 2-ТП «Водхоз», за 2022 год МУП «ККХ» произведен забор из реки Сакмара (водозабор «Сакмарский», в объеме 717,27 тыс.м?.

Из пояснительной записки МПУ «ККХ» к форме государственной статистической отчетности 2-ТП «Водхоз» за 2022 год следует, что документы на лицензию по водозабору «Сакмарский» находятся на подписи. Весь поднятый объем воды идет на хозяйственно-бытовые нужды населения.

Объем полученных подземных вод скважин № № 2-6 водозабора «Сакмарский», расположенного на территории Кувандыкского городского округа, в период времени с 01 октября 2022 года по 31 декабря 2022 составил 384 831 м?, за 1-2 кварталы 2023 года – 3 000 865 м?.

Согласно сопроводительным письмам МУП «ККХ» от 27 мая 2022 года №№ 211 и 212, в адрес отдела геологии и лицензирования по Оренбургской области Департамента по недропользованию по ПФО был направлен пакет документов на предоставление права пользования недрами для геологического изучения, разведки и добычи подземных вод водозабора «Сакмарский», а также на предоставление права пользования недрами для геологического изучения, разведки и добычи подземных вод водозабора пос. Машиностроитель.

По информации отдела геологии и лицензирования по Оренбургской области Департамента по недропользованию по ПФО в удовлетворении заявки МУП «ККХ» отказано в связи с отсутствием документов, подтверждающих наличие у заявителя технических средств, технологического оборудования и квалифицированных специалистов для осуществления эффективного и безопасного ведения работ на участке недр, а также в связи отсутствием реквизитов заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, несоответствием описи входящих в состав описи документов, перечня квалифицированных специалистов, являющихся сотрудниками МУП «ККХ», невозможностью определения целевого назначения участка недр.

В рамках проводимой проверки МУП «ККХ» представило в прокуратуру письмо от 03 апреля 2023 года № 151, согласно которому подтверждена приостановка работ по договору № 2022.57344, заключенному с ООО «Экостандарт», на разработку проектов геологического изучения недр, согласования проектов на геологическое изучение недр. Таким образом, в нарушение требований ст. 49 Гражданского кодекса РФ, ст. 9 Водного кодекса РФ, ст. 11 Закона РФ № 2395-1 «О недрах» МУП «ККХ» в период времени с 08 сентября 2021 года (с даты передачи администрацией Кувандыкского городского округа скважин на праве хозяйственного ведения) по настоящее время осуществляется деятельность по добыче подземных вод для целей питьевого водоснабжения населения на водозаборе «Сакмарский» в отсутствие лицензии на право пользования недрами.

В соответствии с выданным МУП «ККХ» решением о предоставлении водного объекта в пользование № 63 от 21 апреля 2022 года, последнее, в целях сброса сточных вод, использует место водопользования озеро «Безымянное», расположенное в 2 км. от г. Кувандыка в южной части кадастрового квартала 56:15:0424001. Согласно форме государственной статистической отчетности 2-ТП «Водхоз», за 2022 год МУП «ККХ» произведен сброс 653,8 тыс. м? очищенных сточных вод.В соответствии с формой 3.2, утвержденной Приказом Минприроды России от 09 ноября 2020 года № 903, в 1 и 2 квартале 2023 года МУП «ККХ» фактически отведено сточных вод в озеро «Безымянное»: 1 квартал 2023 года – 156,23 тыс. м?, 2 квартал 2023 года – 153,86 тыс. м?.

По информации отдела водных ресурсов Н-В БВУ Росводресурсов от 17 июля 2023 № СР-06/799, по состоянию на 17 июля 2023 года у МУП «ККХ» отсутствуют нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водный объект.

Таким образом, в нарушение требований с ч.1 ст. 21 и ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 44 и ч. 4 ст. 35, ст. 55, 56, 60 Водного кодекса РФ, п. 11 Методики разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей, утверждённого Приказом Минприроды России от 29.12.2020 N 1118, в период времени с 28 апреля 2022 года (с дата начала действия решения о предоставлении водного объекта в пользование) по 17 июля 2023 года МУП «ККХ» осуществляет сброс сточных вод в озеро «Безымянное»в отсутствие произведённого расчета нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водный объект, полученных в установленном законодательством порядке.

Также, в нарушение ст.ст. 31.2, 22 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» МУП «ККХ», осуществляющее хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, в Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области не представлена декларация о воздействии на окружающую среду.

Кроме того, в ходе проверки установлено, что МУП «ККХ» в 2022 году разработана программа производственного экологического контроля (ПЭК), согласно которой максимально возможный объем сброса 1 853,03 тыс. куб.м./год, источники сбросов имеют один выпуск в озеро «Безымянное».

В ходе проверки МУП «ККХ» представлен отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля за 2022 год. Вместе с тем, представленная МУП «ККХ» программа контроля качества сточных и (или) дренажных вод», утвержденная директором МУП «ККХ» 21 декабря 2021 года, содержит раздел 5 «Перечень форм учета и отчетности на объекте по вопросам производственного контроля», согласно которому, кроме иных форм, должны быть оформлены и результаты лабораторных исследований и испытаний (протоколы исследований, измерений).

МУП «ККХ» представлен график отбора проб сточной и природных поверхностных вод (приложение №1), в соответствии с которым место отбора - озеро Безымянное, кратность - 1 раз в 15 дней, в паводковый период - 1 раз в неделю, по следующим показателям: температура, окраска, запах, прозрачность, рН, взвешенные вещества, БПК5, ХПК, фосфат–ион Р, хлориды, ион–аммония, нитрит–ион, нитрат–ион, нефтепродукты, сульфаты, сухой остаток, железо общее, медь, цинк, растворенный кислород, фтор; река Сакмара выше, ниже ГОС, кратность 1 раз в квартал, по следующим показателям: температура, окраска, запах, прозрачность, рН, взвешенные вещества, БПК5, ХПК, фосфат–ион Р, хлориды, ион–аммония, нитрит–ион, нитрат–ион, нефтепродукты, сульфаты, сухой остаток, железо общее, медь, цинк, растворенный кислород, фтор.

Также, МУП «ККХ» представлен журнал сводный среднесуточной пробы, согласно которому, в нарушение ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и раздела 5 Программы контроля качества сточных и (или) дренажных вод», утвержденной директором МУП «ККХ» 21 декабря 2021 года, в данном журнале отсутствуют данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля (протоколы исследований, измерений сточных вод) за 2022 год, произведен отбор 21 декабря 2021 года и в последующем ежемесячно производится с января 2023 года по июнь 2023 года.

В ходе проверки также установлено, что МУП «ККХ» представлена декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2022 год, которая включает в себя плату за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, плату за сброс загрязняющих веществ в водные объекты (плата за сбросы, превышающие установленные НДС, сверх НДС), плату за размещение отходов производства и потребления.

Сумма платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты за 2022 год составила 467 261,16 руб. Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что в нарушение ст. 16.4 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» п. 5 Постановления Правительства РФ от 03 марта 2017 года № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» МУП «ККХ» не внесена плата за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе, за сброс загрязняющих веществ в водные объекты за 1 квартал 2023 года – не представлено платежное поручение, свидетельствующее об оплате.

В нарушение требований, предусмотренных ст. 43 Водного кодекса РФ, ст. 22 Закона № 2395-1 «О недрах», ч.ч.1 и 3 ст. 18, ст.ст. 19 и 32 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 1.5 СП 1.1.1058-01. 1.1. «Общие вопросы. Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Санитарные правила», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 10 июля 2001 года, МУП «ККХ» в период времени с 14 июля 2022 года (с даты вынесения постановления администрации Кувандыкского городского округа о передаче скважин в хозяйственное ведение) и до 26 июня 2023 года (дата поступления информации Южного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области от 26 июня 2023 года) осуществляется забор питьевой подземной воды для питьевого водоснабжения в поселках и селах Кувандыкского городского округа Оренбургской области в отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии источников питьевого водоснабжения населенных пунктов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта в целях хозяйственно-питьевого водоснабжения, не осуществлялся производственный контроль качества питьевой воды в указанных населенных пунктах.

Также, в нарушение ст.ст. 50 и 53 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ, ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ, п.п. 1-3 Требований к материалам оценки воздействия на окружающую среду, утверждённых Приказом Минприроды России от 01 декабря 2020 года № 999, п. 4 Правил согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2013 года № 384, при осуществлении МУП «ККХ» деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы, в период времени с 28 апреля 2022 года (с даты регистрации решения о предоставлении водного объекта в пользование от 21 апреля 2022 года № 63) по настоящее время не произведена оценка воздействия деятельности на биоресурсы и среду их обитания в озере «Безымянное», не рассчитан ущерб, наносимый осуществляемой деятельностью водным биологическим ресурсам и среде их обитания, осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, согласованных с Федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

Непринятие мер к расчету вреда, наносимого водным биологическим ресурсам и среде их обитания, ведет к неосуществлению практических действий по компенсации данного вреда, что сказывается на сокращении объема и видового состава водных биоресурсов, обитающих в водоеме, и нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и права Российской Федерации как собственника данного водного объекта.

Со ссылкой на указанные обстоятельства, уточнив иск в части срока устранения выявленных нарушений, прокурор просит обязать МУП «ККХ» в срок до 01 июля 2024 года провести технические мероприятия, направленные на недопущение сброса недостаточно неочищенных сточных бытовых и промышленных вод при эксплуатации комплекса очистных сооружений г. Кувандыка, расположенных по адресу: г. Кувандык, ул. Речная, д. 88/3, в озеро «Безымянное», расположенное в 2 км. от г. Кувандыка, в южной части кадастрового квартала 56:15:0424001, путем прекращения доступа недостаточно неочищенных сточных вод в место выпуска в озеро «Безымянное» в соответствии с требованиями п.п. 4.5 решения о предоставлении водного объекта в пользование № 63 от 21 апреля 2022 года.

Обязать МУП «ККХ» осуществлять сброс неочищенных сточных бытовых и промышленных вод при эксплуатации комплекса очистных сооружений г. Кувандыка, расположенных по адресу: г. Кувандык, ул. Речная, д. 88/3, в озеро «Безымянное», расположенное в 2 км. от г. Кувандыка, в южной части кадастрового квартала 56:15:0424001, при наличии установленных нормативов допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей.

Обязать МУП «ККХ» осуществлять забор питьевой подземной воды для питьевого водоснабжения пос. Ибрагимово, пос. Большое Чураево, с. Краснощёково, с. Подгорное, с. Ильинка, с. Никольское, с. Краснознаменка, с. Новосамарск, с. Куруил, с. Кайракла, пос. Маячный, пос. Индустрия, с. Мухамедьярово, с. Новопокровка, пос. Подлесное, с. Карагай-Покровка, д. Новая Ракитянка, п. Мазово, п. Вьюжный, пос. Новосаринский, ст. Сара, с. Чукари- Ивановка, с. Новосимбирка, с/с Новосаринский, с. Новоуральск, пос. Залужье, с. Оноприеновка, с. Верхненазаргулово, д. Первомайск, с. Сара, с. Чеботарево, д. Русское Канчерово и др. при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии источников питьевого водоснабжения населенных пунктов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта в целях хозяйственно-питьевого водоснабжения, а также реализации производственного контроля качества питьевой в вышеуказанных населенных пунктах.

Обязать МУП «ККХ» в срок до 01 января 2024 года осуществить плату за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе за сброс загрязняющих веществ в водные объекты за 1 квартал 2023 года.

Обязать МУП «ККХ» в срок до 30 сентября 2024 года направить в Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области декларацию о воздействии на окружающую среду.

Обязать МУП «ККХ» осуществлять деятельность по добыче подземных вод для целей питьевого водоснабжения населения на водозаборе «Сакмарский» при наличии лицензии на право пользования недрами.

Обязать МУП «ККХ» в срок до 01 января 2025 года провести оценку воздействия деятельности на биоресурсы и среду их обитания в озере «Безымянное», рассчитать ущерб, наносимый осуществляемой деятельностью водным биологическим ресурсам и среде их обитания, осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, в соответствии с требованиями Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2013 года № 380, с последующим направлением заявки для согласования осуществления иной деятельности в Средневолжское территориальное управление Росрыболовства.

Определением суда от 7 декабря 2023 года производство по данному гражданскому делу в части требований об обязании МУП «ККХ» осуществлять сброс неочищенных сточных бытовых и промышленных вод при эксплуатации комплекса очистных сооружений г. Кувандыка, расположенных по адресу: г. Кувандык, ул. Речная, д. 88/3, в озеро «Безымянное», расположенное в 2 км. от г. Кувандыка, в южной части кадастрового квартала 56:15:0424001, при наличии установленных нормативов допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, а также об обязании МУП «ККХ» осуществлять деятельность по добыче подземных вод для целей питьевого водоснабжения населения на водозаборе «Сакмарский» при наличии лицензии на право пользования недрами прекращено, в связи с отказом истца от иска в указанной части.

В судебном заседании заместитель Орского межрайонного природоохранного прокурора Майданенко В.Н. уточненные исковые требования, с учетом отказа от иска в части, поддержал и просил удовлетворить. По требованию об обязании МУП «ККХ» осуществлять забор питьевой подземной воды для питьевого водоснабжения при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии источников питьевого водоснабжения населенных пунктов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта в целях хозяйственно-питьевого водоснабжения, а также реализации производственного контроля качества питьевой в вышеуказанных населенных пунктах в срок до 01 января 2025 года.

Представитель ответчика Арзамасцев А.А. в судебном заседании исковые требования с учетом уточнений признал. Дополнительно пояснил, что часть нарушений на сегодняшний день устранена, получена лицензия.

Представитель третьего лица администрации муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области Брылев А.И. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований не возражал, просил принять решение по имеющимся доказательствам.

Суд, выслушав прокурора, представителей ответчика и третьего лица, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, приходит к следующему.

Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.

В силу ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.

В ходе рассмотрения дела установлено и подтверждается материалами дела, что основным видом деятельности МУП «ККХ» является деятельность по производству, передаче и распределению пара в горячей воде, дополнительными видами: забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд, распределение воды для питьевых и промышленных нужд, сбор и обработка сточных вод.

В соответствии с постановлением администрации Кувандыкского городского округа от 8 сентября 2021 года № 1142-п МУП «ККХ» на праве хозяйственного ведения в числе прочего передано следующее недвижимое имущество: блок механической и биологической очистки (г. Кувандык, ул. Речная, д. 88/3), хлораторная (г. Кувандык, ул. Речная, д. 88/10), скважины насосных станций № № 1,2,3,4 (Кувандыкский район, д. Гумарово, д, 49), скважины глубинные (г. Кувандык, ул. Кирпичный завод, д. 2/3) и др.

В соответствии с постановлением администрации Кувандыкского городского округа от 15 июля 2022 года № 809-п МУП «ККХ» на праве хозяйственного ведения в числе прочего передано следующее недвижимое имущество: скважины пос. Ибрагимово, пос. Большое Чураево, с. Краснощёково, с. Подгорное, с. Ильинка, с. Никольское, с. Краснознаменка, с. Новосамарск, с. Куруил, с. Кайракла, пос. Маячный, пос. Индустрия, с. Мухамедьярово, с. Новопокровка, пос. Подлесное, с. Карагай-Покровка, д. Новая Ракитянка, п. Мазово, п. Вьюжный, пос. Новосаринский, ст. Сара, с. Чукари-Ивановка, с. Новосимбирка, с/с Новосаринский, с. Новоуральск, пос. Залужье, с. Оноприеновка, с. Верхненазаргулово, д. Первомайск, с. Сара, с. Чеботарево, д. Русское Канчерово и др.

Судом установлено, что в период времени с 5 июня 2023 года по 4 июля 2023 года Орской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об охране вод и об охране окружающей среды в деятельности МУП «ККХ».

По результатам проверки установлено следующее.

Согласно решению МПР по Оренбургской области от 21 апреля 2022 года № 63, МУП «ККХ» в целях сброса сточных вод предоставлен в пользование водный объект, место водопользования: озеро «Безымянное», расположенное в 2 км. от г. Кувандыка, в южной части кадастрового квартала 56:15:0424001, срок водопользования установлен - с 28 апреля 2022 года по 22 апреля 2026 года.

В соответствии с п. 4.5 вышеуказанного решения качество воды в месте (местах) сброса сточных вод в результате их воздействия на водный объект определяется требованиями к сбрасываемым сточным водам, обеспечивающим достижение нормативного качества воды в водном объекте.

Приказом Минсельхоза России от 13 декабря 2016 года № 552 утверждены нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения.

Согласно информации ФГБУ «Главрыбвод» от 10 марта 2022 года № 72, озеро «Безымянное» является рыбохозяйственным водоёмом 2 категории.

Из формы государственной статистической отчетности 2-ТП «Водхоз» следует, что за 2022 год МУП «ККХ» произведен сброс 653,8 тыс. м? очищенных сточных вод.

Из формы 3.2, утвержденной Приказом Минприроды России от 9 ноября 2020 года № 903, следует, что в 1 и 2 квартале 2023 года МУП «ККХ» фактически отведено сточных вод в озеро «Безымянное»: в 1 квартале 2023 года - 156,23 тыс. м?, во 2 квартале 2023 года - 153,86 тыс. м?.

Согласно программе производственного экологического контроля (ПЭК), разработанной МУП «ККХ» в 2022 году, максимально возможный объем сброса 1853,03 тыс. куб.м./год, источники сбросов имеют один выпуск в озеро «Безымянное».

Согласно разделу 3.8 ПЭК контроль качества сточных вод ведется в соответствии с «Программой контроля качества сточных и (или) дренажных вод», утвержденной директором МУП «ККХ» 21 декабря 2021 года.

Согласно разделов 5.2 и 7.2 ПЭК должностные лица ответственные за осуществление производственного контроля: директор МУП «ККХ» Прилепин А.А. Производственный контроль в области охраны и использования водных объектов включает учёт объема сброса другими методами; учет качества сточных вод. Перечень определяемых характеристик: БПК полн.; Нефтепродукты (нефть); Азот аммонийный; Взвешенные вещества; Железо; Медь; Нитраты; Нитриты; Сульфаты; Фосфаты; Фтор; Хлориды; Цинк; Сухой остаток. Периодичность - 1 раз в месяц, место отбора: контрольный створ озера «Безымянное».

Согласно разделу 7.2.3 Программы ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной, перечень включает в себя следующие определяемые показатели и характеристики: БПК5.; Нефтепродукты (нефть); Сульфаты; Хлориды; Ион аммония; Нитрат-ион; Нитрит-ион; Фосфат-ион; Железо; Сухой остаток; Фторид-ион; Медь; Цинк.

В ходе проведения проверки инженерами-лаборантами ГБУ «Экологическая служба Оренбургской области» 13 июня 2023 года произведен отбор сточных очищенных вод в месте выпуска, сброса сточных вод МУП «ККХ» в озеро «Безымянное», пруд доочистки.

В ходе изучения предоставленной МУП «ККХ» отчетной формы 3.3, утвержденной Приказом Минприроды России от 09 ноября 2020 года № 903, за 3-4 кварталы 2022 года и 1 квартал 2023 года, а также при сравнительном анализе результатов испытаний проб вод, проведённом в месте выпуска, сброса сточных вод в озеро «Безымянное» (протокол отбора проб вод ГБУ «Экологическая служба Оренбургской области» № 03-В-25 от 13 июня 2023 года, протокол результатов испытаний проб вод № 03-В-25 от 15 июня 2023 года) с нормативами качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе, нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, 3 апреля 2023 года выявлены факты превышения в период времени с 1 июля 2022 года по 31 декабря 2022 года, с 1 января 2023 года по 31 марта 2023 года (формы 3.3 за 3-4 кварталы 2022 года и за 1 квартал 2023 года), а также 15 июня 2023 года (протокол результатов испытаний проб вод ГБУ «Экологическая служба Оренбургской области» № 03-В-25) предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ при сбросе МУП «ККХ» в озеро «Безымянное», загрязняющих веществ в очищенных сточных водах: ионы аммония (в 1,2 ПДК), нитрит иона (в 6,8 ПДК), железа общего (в 3,5 ПДК).

Также по результатам проверки установлены следующие нарушения.

По состоянию на 17 июля 2023 года у МУП «ККХ» отсутствуют нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водный объект;

санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии источников питьевого водоснабжения населенных пунктов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта в целях хозяйственно-питьевого водоснабжения у МУП «ККХ» отсутствует, МУП «ККХ» не осуществляет производственный контроль качества питьевой воды;

МУП «ККХ» не внесена плата за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе за сбор загрязняющих веществ в водные объекты за 1 квартал 2023 года;

декларация о воздействии на окружающую среду в ходе проверки МУП «ККХ» не предоставлена;

МУП «ККХ» осуществляет деятельность по добыче подземных вод для целей питьевого водоснабжения населения на водозаборе «Сакмарский» при отсутствии лицензии на право пользования недрами;

МУП «ККХ» не представлены (отсутствуют) данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля (протоколы исследований, измерений сточных вод) за 2022 год;

МУП «ККХ» не произведена оценка воздействия деятельности на биоресурсы и среду их обитания в озере «Безымянное», не рассчитан ущерб, наносимый осуществляемой деятельностью водным биологическим ресурсам и среде их обитания, осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, согласованный с Федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

По результатам проверки 20 июля 2023 года Орской межрайонной природоохранной прокуратурой в адрес директора МУП «ККХ» Прилепина А.А. было внесено представление об устранении выявленных нарушений закона, содержащее требования об устранении вышеуказанных нарушений.

По информации МУП «КХХ» от 11 августа 2023 года № 438 выявленные нарушения закона находятся в стадии устранения.

Распоряжением администрации муниципального образования Кувандыкский городской округ от 12 октября 2023 года № 76-р, с 13 октября 2023 года Арзамасцев А.А. назначен исполняющим обязанности директора МУП «КХХ».

Из письма и.о. директора МУП «КХХ» Арзамасцева А.А. от 29 ноября 2023 года следует, что на указанную дату усилен контроль по недопущению сброса недостаточно неочищенных сточных бытовых и промышленных вод при эксплуатации комплекса очистных сооружений г. Кувандыка; МУП «КХХ» получен разработанный проект нормативов допустимых сбросов веществ (НДС) и уже осуществляется сброс сточных бытовых и промышленных вод согласно НДС; МУП «КХХ» обязуется разработать и получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии источников питьевого водоснабжения населенных пунктов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта в целях хозяйственно-питьевого водоснабжения в срок до 30 декабря 2024 года; МУП «КХХ» обязуется произвести плату за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе за сброс загрязненных веществ в водные объекты за 1 квартал 2023 года в срок до 1 января 2024 года; МУП «КХХ» обязуется направить в Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области декларацию о воздействии на окружающую среду, при наличии доработанного проекта допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ), в срок до 30 сентября 2024 года; в связи с тяжелым финансовым положением МУП «КХХ» работы по оценке воздействия деятельности на биоресурсы и среду их обитания в озере «Безымянное» возможны в срок до 30 декабря 2024 года.

В судебном заседании исследовались документы, направленные МУП «ККХ» в адрес отдела геологии и лицензирования по Оренбургской области Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу на предоставление права пользования недрами для геологического изучения, разведки и добычи подземных вод водозабора «Сакмарский», а также полученные ответы.

Установлено, что 5 декабря 2023 года Департаментом по недропользованию по Приволжскому федеральному округу МУП «ККХ» выдана лицензия на пользование недрами серии ОРБ 020009 ВР; вид пользования недрами: геологическое изучение, разведка и добыча подземных вод; наименование участка недр: Сакмарский; расположение участка недр: Кувандыкский городской округ Оренбургской области; срок окончания пользования участком недр: 5 декабря 2053 года.

В судебном заседании также исследовался подготовленный МУП «ККХ» проект нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ и микроорганизмов с очищенными сточными водами очистных сооружений г. Кувандыка Кувандыкского района Оренбургской области в озеро «Безымянное».

В соответствии с ч. 1 ст. 44 и ч. 4 ст. 35 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе, дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

В соответствии с п.п. 1 и 2 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны: не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия); содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения.

В соответствии с ч.ч. 4,6 ст. 56 Водного кодекса РФ содержание радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений в водных объектах не должно превышать соответственно предельно допустимые уровни естественного радиационного фона, характерные для отдельных водных объектов, и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативы. Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

В соответствии с ч. 1 ст. 60 Водного кодекса РФ, при эксплуатации гидротехнических сооружений должно учитываться их влияние на состояние водных объектов, должны соблюдаться нормативы допустимого воздействия на водные объекты, технологические нормативы, установленные в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Приказом Минсельхоза России от 13 декабря 2016 № 552 утверждены нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения.

Согласно п.п 3, 4 и 5 Правил охраны поверхностных водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2020 № 1391, мероприятия по охране поверхностных водных объектов осуществляются лицом, использующим поверхностный водный объект (водопользователем), которому предоставлено право пользования поверхностным водным объектом на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование, - в отношении такого поверхностного водного объекта. Мероприятия по охране поверхностных водных объектов включают в себя, в том числе, оборудование хозяйственных объектов сооружениями, обеспечивающими охрану поверхностных водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, в соответствии со статьей 65 Водного кодекса РФ, а также предотвращение загрязнения, засорения поверхностных водных объектов и истощения вод. Мероприятия по охране поверхностного водного объекта осуществляются водопользователем в соответствии с условиями договора водопользования или решением о предоставлении водного объекта в пользование.

На основании ч. 3 ст. 47, ч.ч. 1 и 3 ст. 50, ст. 53 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Правительством Российской Федерации. Размер вреда, причиненного водным биоресурсам, определяется в соответствии с таксами для исчисления размера причиненного водным биоресурсам вреда, утвержденными Правительством Российской Федерации, и методиками исчисления размера причиненного водным биоресурсам вреда, утвержденными федеральным органом исполнител��������������������������������������������������������������������������������������������?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�

Пункт 2 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 29 апреля 2013 № 380, определяет, что мерами по сохранению биоресурсов и среды их обитания являются: оценка воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания, производственный экологический контроль за влиянием осуществляемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания, предупреждение и устранение загрязнений водных объектов рыбохозяйственного значения, соблюдение нормативов качества воды и требований к водному режиму таких водных объектов, установка эффективных рыбозащитных сооружений в целях предотвращения попадания биоресурсов в водозаборные сооружения и оборудование гидротехнических сооружений рыбопропускными сооружениями в случае, если планируемая деятельность связана с забором воды из водного объекта рыбохозяйственного значения и (или) строительством и эксплуатацией гидротехнических сооружений, выполнение условий и ограничений планируемой деятельности, необходимых для предупреждения или уменьшения негативного воздействия на биоресурсы и среду их обитания (условий забора воды и отведения сточных вод, выполнения работ в водоохранных, рыбоохранных и рыбохозяйственных заповедных зонах, а также ограничений по срокам и способам производства работ на акватории и других условий), исходя из биологических особенностей биоресурсов (сроков и мест их зимовки, нереста и размножения, нагула и массовых миграций).

Судом установлено, что ответчиком МУП «ККХ» допущено нарушение п.п. 1 и 2 ч. 2 ст. 39, ч. 1 ст. 44, ч.ч. 1 и 2 ст. 55, ч.ч. 4 и 6 ст. 56, п. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ, приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 13 декабря 2016 года № 552, а именно, 3 апреля 2023 года выявлены факты превышения в период времени с 1 июля 2022 года по 31 декабря 2022 года, с 1 января 2023 года по 31 марта 2023 года (формы 3.3 за 3-4 кварталы 2022 года и 1 квартал 2023 года), а также 15 июня 2023 (протокол результатов испытаний проб вод ГБУ «Экологическая служба Оренбургской области» № 03-В-25) предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ при сбросе МУП «ККХ» в озеро «Безымянное», следующих загрязняющих веществ в очищенных сточных водах: ион аммония, нитрит ион, железо общее и др.

На основании ст.ст. 21 и 22 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе, нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды. Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов производится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, планирующими строительство объектов I и II категорий (при проведении оценки воздействия на окружающую среду), а также осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории. Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, является приложением к декларации о воздействии на окружающую среду, представляемой соответственно в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 31.2 настоящего Федерального закона, кроме случаев, предусмотренных статьей 23.1 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 11 Методики разработки нормативов допустимых сбросов (НДС) загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей, утвержденной Приказом Минприроды России от 29 декабря 2020 года № 1118, величины НДС разрабатываются и утверждаются для действующих и проектируемых организаций-водопользователей. Разработка величин НДС осуществляется как организацией-водопользователем, так и по его поручению проектной или научно- исследовательской организацией.

Порядок расчета различается: для выпусков сточных вод в водотоки - расчет для них проводится по правилам гл. III Методики разработки НДС для водопользователей; для выпусков сточных вод в водоемы -расчет для них проводится по правилам гл. IV Методики разработки НДС для водопользователей.

Согласно свидетельству об актуализации сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду № 5253246 от 20 декабря 2021 года, промплощадка - котельная № 10 очистных сооружений, с местом нахождения: г. Кувандык, отнесена ко 2 категории негативного воздействия на окружающую среду с кодом объекта: 53-0256-001543-П.

По информации отдела водных ресурсов Н-В БВУ Росводресурсов от 17 июля 2023 года № СР-06/799, по состоянию на 17 июля 2023 года у МУП «ККХ» отсутствуют нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водный объект.

Таким образом, в нарушение требований ч. 1 ст. 21 и ст. 22 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 4 ст. 35, ст. ст. 44, 55, 56, 60 Водного кодекса РФ, п. 11 Методики разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей, утверждённого Приказом Минприроды России от 29 декабря 2020 года № 1118, в период времени с 28 апреля 2022 года (дата начала действия решения о предоставлении водного объекта в пользование) по 17 июля 2023 года (дата предоставления информации отделом водных ресурсов Н-В БВУ Росводресурсов от 17 июля 2023 года № СР-06/799) МУП «ККХ» осуществляет сброс сточных вод в озеро «Безымянное» в отсутствие произведенного расчета нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водный объект, полученных в установленном законодательством порядке.

Согласно ч.ч. 1, 3, 6, 9 ст. 31.2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду.

Декларация о воздействии на окружающую среду должна содержать следующие сведения: наименование, организационно-правовая форма и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства индивидуального предпринимателя; код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду; вид основной деятельности, виды и объем производимой продукции (товара); информация о реализации природоохранных мероприятий; данные об авариях и инцидентах, повлекших за собой негативное воздействие на окружающую среду и произошедших за предыдущие семь лет; декларируемые объем или масса выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образовываемых и размещаемых отходов; информация о программе производственного экологического контроля. Декларация о воздействии на окружающую среду представляется один раз в семь лет при условии неизменности технологических процессов основных производств, качественных и количественных характеристик выбросов, сбросов загрязняющих веществ и стационарных источников.

В нарушение требований ст.ст. 31.2, 22 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», МУП «ККХ» осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах 2 категории, в Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области не предоставлена декларация о воздействии на окружающую среду.

сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников; об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения; о побочных продуктах производства, в том числе информацию о видах таких продуктов производства, об объемах их образования, о дате их образования, планируемых сроках использования в собственном производстве либо о передаче другим лицам для потребления в качестве сырья или продукции и результатах таких использования либо передачи; о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля; о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации; о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.

Из программы контроля качества сточных и (или) дренажных вод», утвержденной директором МУП «ККХ» 21 декабря 2021 года, следует, что она содержит раздел 5 «Перечень форм учета и отчетности на объекте по вопросам производственного контроля», согласно которому, кроме иных форм, должны быть оформлены и результаты лабораторных исследований и испытаний (протоколы исследований, измерений).

Согласно графику отбора проб сточной и природных поверхностных вод (приложение №1), предоставленного МУП «ККХ», место отбора - озеро Безымянное, кратность - 1 раз в 15 дней, в паводковый период - 1 раз в неделю, по следующим показателям: температура, окраска, запах, прозрачность, рН, взвешенные вещества, БПК5, ХПК, фосфат-ион Р, хлориды, ион-аммония, нитрит-ион, нитрат-ион, нефтепродукты, сульфаты, сухой остаток, железо общее, медь, цинк, растворенный кислород, фтор; река Сакмара - выше, ниже ГОС, кратность - 1 раз в квартал, по следующим показателям: температура, окраска, запах, прозрачность, рН, взвешенные вещества, БПК5, ХПК, фосфат-ион Р, хлориды, ион-аммония, нитрит-ион, нитрат-ион, нефтепродукты, сульфаты, сухой остаток, железо общее, медь, цинк, растворенный кислород, фтор.

Согласно сводному журналу среднесуточной пробы, предоставленному МУП «ККХ», произведен отбор: 21 декабря 2021 года, 11 января 2023 года, 25 января 2023 года, 08 февраля 2023 года, 22 февраля 2023 года, 09 марта 2023 года, 22 марта 2023 года, 05 апреля 2023 года, 19 апреля 2023 года, 10 мая 2023 года, 24 мая 2023 года, 07 июня 2023 года.

В ходе проводимой проверки МУП «ККХ» не представлены данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля (протоколы исследований, измерений сточных вод) за 2022 год.

Таким образом, в нарушение требований ст. 67 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», раздела 5 Программы контроля качества сточных и (или) дренажных вод», утвержденной директором МУП «ККХ» 21 декабря 2021 года. МУП «ККХ» не осуществлялся производственный экологического контроль в 2022 году, соответствующие протоколы исследований, измерений сточных вод не представлены.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Согласно пункту 1 статьи 16.1 данного Федерального закона, плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Согласно ст. 16.4 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника. Плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления. Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год. Плата за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 Федеральным законом № 7 от 10 января 2002 года, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом. Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода.

В судебном заседании также установлено, что в нарушение ст. 16.4 Федерального закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 5 Постановления Правительства РФ от 03 марта 2017 года № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду», МУП «ККХ» не внесена плата за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе, за сброс загрязняющих веществ в водные объекты за 1 квартал 2023 года.

Согласно ст. 22 Закона РФ от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить соблюдение законодательства в области использования и охраны недр.

Согласно п. 1 ст. 39 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст.ст. 11 и 18 Федерального закона от 30 марта 1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. Водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Согласно ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Согласно ст. 32 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» производственный контроль, в том числе, проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.

Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом.

На основании п. 1.5 СП 1.1.1058-01. 1.1. «Общие вопросы. Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Санитарные правила» (утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 10 июля 2001 года), юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно- эпидемиологический надзор, осуществлять производственный контроль, в том числе, посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарнопротивоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

В судебном заседании установлено, что в нарушение требований, предусмотренных ст. 43 Водного кодекса РФ, ст. 22 Закона РФ от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах», ч.ч.1 и 3 ст. 18, ст.ст. 19 и 32 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 1.5 СП 1.1.1058-01. 1.1. «Общие вопросы. Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Санитарные правила», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 10 июля 2001 года, МУП «ККХ» в период времени с 14 июля 2022 года (дата постановления администрации Кувандыкского городского округа о передаче скважин в хозяйственное ведение) по 26 июня 2023 года (дата поступления информации Южного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области от 26 июня 2023 года) осуществляется забор питьевой подземной воды для питьевого водоснабжения пос. Ибрагимово, пос. Большое Чураево, с. Краснощёково, с. Подгорное, с. Ильинка, с. Никольское, с. Краснознаменка, с. Новосамарск, с. Куруил, с. Кайракла, пос. Маячный, пос. Индустрия, с. Мухамедьярово, с. Новопокровка, пос. Подлесное, с. Карагай-Покровка, д. Новая Ракитянка, п. Мазово, п. Вьюжный, пос. Новосаринский, ст. Сара, с. Чукари- Ивановка, с. Новосимбирка, с/с Новосаринский, с. Новоуральск, пос. Залужье, с. Оноприеновка, с. Верхненазаргулово, д. Первомайск, с. Сара, с. Чеботарево, д. Русское Канчерово и др. в отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии источников питьевого водоснабжения населенных пунктов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта в целях хозяйственно-питьевого водоснабжения, не осуществлялся производственный контроль качества питьевой воды в вышеуказанных населенных пунктах.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» водные биологические ресурсы — это рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы.

На основании ч.ч. 1 и 3 ст. 50, ст. 53 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ, при осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Правительством Российской Федерации. Размер вреда, причиненного водным биоресурсам, определяется в соответствии с таксами для исчисления размера причиненного водным биоресурсам вреда, утвержденными Правительством Российской Федерации, и методиками исчисления размера причиненного водным биоресурсам вреда, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства, а при отсутствии указанных такс и методик - исходя из затрат на восстановление водных биоресурсов.

Пунктами 2, 4, 5 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 29 апреля 2013 года № 380, определено, что мерами по сохранению биоресурсов и среды их обитания являются: оценка воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания, производственный экологический контроль за влиянием осуществляемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания, предупреждение и устранение загрязнений водных объектов рыбохозяйственного значения, соблюдение нормативов качества воды и требований к водному режиму таких водных объектов, установка эффективных рыбозащитных сооружений в целях предотвращения попадания биоресурсов в водозаборные сооружения и оборудование гидротехнических сооружений рыбопропускными сооружениями в случае, если планируемая деятельность связана с забором воды из водного объекта рыбохозяйственного значения и (или) строительством и эксплуатацией гидротехнических сооружений, выполнение условий и ограничений планируемой деятельности, необходимых для предупреждения или уменьшения негативного воздействия на биоресурсы и среду их обитания (условий забора воды и отведения сточных вод, выполнения работ в водоохранных, рыбоохранных и рыбохозяйственных заповедных зонах, а также ограничений по срокам и способам производства работ на акватории и других условий), исходя из биологических особенностей биоресурсов (сроков и мест их зимовки, нереста и размножения, нагула и массовых миграций), определение последствий негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания и разработка мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, направленных на восстановление их нарушенного состояния, по методике, утверждаемой Федеральным агентством по рыболовству, в случае невозможности предотвращения негативного воздействия, проведение мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания посредством искусственного воспроизводства, акклиматизации биоресурсов или рыбохозяйственной мелиорации водных объектов, в том числе создания новых, расширения или модернизации существующих производственных мощностей, обеспечивающих выполнение таких мероприятий.

При архитектурно-строительном проектировании, а также планировании внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обеспечивают предусмотренную подпунктом «б» пункта 2 настоящего Положения оценку воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания, требования к материалам которой устанавливаются в соответствии с пунктом 3 статьи 32 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ.

При установлении по результатам оценки воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания, указанной в подпункте «б» пункта 2 настоящего Положения, прямого или косвенного негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания, юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, предусматривают в проектной документации, а также документации, обосновывающей внедрение новых технологических процессов и осуществление иной деятельности, которая может оказать негативное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, осуществление мер по сохранению биоресурсов и среды их обитания, предусмотренных подпунктами «в» - «з» пункта 2 настоящего Положения.

Согласно ч. 3 ст. 32 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В соответствии с п.п. 5.1 и 5.2 Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденной Приказом Госкомэкологии РФ от 16 мая 2000 года № 372, действовавшего до 1 сентября 2021 года, а также на основании п.п. 1-3 Требований к материалам оценки воздействия на окружающую среду, утвержденных Приказом Минприроды России от 01 декабря 2020 года № 999, материалы оценки воздействия на окружающую среду включают в себя комплект документации, подготовленной при проведении оценки воздействия на окружающую среду планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности. Материалы оценки воздействия на окружающую среду разрабатываются в целях обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды, предотвращения и (или) уменьшения воздействия планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и связанных с ней социальных, экономических и иных последствий, а также выбора оптимального варианта реализации такой деятельности с учетом экологических, технологических и социальных аспектов или отказа от деятельности. В материалах оценки воздействия на окружающую среду обеспечивается выявление характера, интенсивности и степени возможного воздействия на окружающую среду планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности, анализ и учет такого воздействия, оценка экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий реализации такой деятельности и разработка мер по предотвращению и (или) уменьшению таких воздействий с учетом общественного мнения. Материалы оценки воздействия на окружающую среду являются основанием для разработки обосновывающей документации по планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности, в том числе по объектам государственной экологической экспертизы в соответствии со статьями 11, 12 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174- ФЗ «Об экологической экспертизе».

Подготовка материалов оценки воздействия на окружающую среду осуществляется заказчиком (юридическое или физическое лицо, отвечающее за подготовку документации по планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности, в том числе, в определенных Федеральным законом от 23 ноября 1995 № 174-ФЗ случаях, представляющим документацию по планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности на экологическую экспертизу) или исполнителем работ по оценке воздействия на окружающую среду планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности (заказчик или физическое или юридическое лицо, которому заказчик предоставил право на проведение работ по оценке воздействия на окружающую среду планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности).

Материалы оценки воздействия на окружающую среду должны обеспечить учет потенциальной экологической опасности планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности, включая возможное трансграничное воздействие.

Материалы оценки воздействия на окружающую среду должны быть научно обоснованы, достоверны и отражать результаты комплексных исследований прогнозируемых воздействий на окружающую среду и их последствий, выполненных с учетом взаимосвязи различных экологических, социальных и экономических факторов.

Пунктами 3 и 4 Методики исчисления размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам, утверждённой Приказом Минсельхоза России от 31 марта 2020 № 167, определено, что размер вреда, причиненного водным биоресурсам, исчисляется в стоимостном выражении (рубли) утраченных водных биоресурсов и необходимых затрат на восстановление их нарушенного состояния, в том числе упущенной выгоды (размера вреда от утраты потомства погибших водных биоресурсов).

Из приведенных положений нормативных актов следует, что обязанность по оценке воздействия деятельности на биоресурсы и среду их обитания возникает у юридических лиц, использующих водные объекты рыбохозяйственного значения в силу закона при осуществлении такой деятельности и не зависит от указания данной обязанности в разрешительных документах на право пользования водным объектом.

В соответствии с ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ, при осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, которые применяются только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

П.п. 4 Правил согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2013 года № 384, установлено, что юридические лица для строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности представляют в Федеральное агентство по рыболовству (его территориальные органы) заявку о согласовании. По результатам рассмотрения заявки Федеральное агентство по рыболовству и его территориальные органы принимают решение о согласовании либо об отказе в согласовании строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности.

В судебном заседании установлено, что в нарушение ст.ст. 50 и 53 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ, ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ, п.п. 1-3 Требований к материалам оценки воздействия на окружающую среду, утверждённых Приказом Минприроды России от 01 декабря 2020 года № 999, п. 4 Правил согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2013 года № 384, при осуществлении МУП «ККХ» деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы, в период времени с 28 апреля 2022 года (дата регистрации решения о предоставлении водного объекта в пользование от 21 апреля 2022 года № 63) по настоящее время не произведена оценка воздействия деятельности на биоресурсы и среду их обитания в озере «Безымянное», не рассчитан ущерб, наносимый осуществляемой деятельностью водным биологическим ресурсам и среде их обитания, осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, согласованные с Федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

Непринятие указанных мер ведет к отсутствию компенсации данного вреда, что сказывается на сокращении объема и видового состава водных биоресурсов, обитающих в водоемах, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и права Российской Федерации как собственника данных водных объектов. Кроме того, непринятие водопользователем мер по оценке воздействия осуществляемой деятельности на водные биологические ресурсы и среду их обитания, в том числе, к расчету вреда, наносимого водным биологическим ресурсам и среде их обитания, сказывается на сокращении объема и видового состава водных биоресурсов, обитающих в водоемах и нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и права Российской Федерации как собственника данных водных объектов.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга.

В судебном заседании установлено, что требования Орского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации, неопределённого круга лиц, к МУП «Кувандыкское коммунальное хозяйство» законны и обоснованы, выявленные нарушения действующего законодательства в области охраны окружающей среды влекут за собой нарушение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, в связи с чем, указанное исковое заявление подлежит удовлетворению.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Представителем ответчика и третьего лица не представлено доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения решения суда в сроки, предложенные истцом.

При этом суд считает, что в части требований истца об обязании ответчика разработать и получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии источников питьевого водоснабжения населенных пунктов городского округа санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта в целях хозяйственно-питьевого водоснабжения необходимо установить срок до 30 декабря 2024 года.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Орского межрайонного природоохранного прокурора следует удовлетворить в полном объеме.

Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, пп. 8 ч. 1 ст. 333.20 Налогового кодекса РФ государственная пошлина, от которой истец был освобожден, взыскивается в соответствующий бюджет с ответчика, если он не освобожден от уплаты государственной пошлины, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Прокуроры, обратившиеся в суд с заявлениями в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в силу п. 9 ч. 1 ст.333.36. НК РФ освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Суд удовлетворяет исковые требования прокурора к МУП «ККХ», не освобожденного от уплаты госпошлины, поэтому с ответчика в доход бюджета необходимо взыскать государственную пошлину в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Орского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации, неопределённого круга лиц, к Муниципальному унитарному предприятию «Кувандыкское коммунальное хозяйство» удовлетворить.

Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Кувандыкское коммунальное хозяйство» (ОГРН 11556580307003, ИНН 5605022182):

в срок до 01 июля 2024 года провести технические мероприятия, направленные на недопущение сброса недостаточно неочищенных сточных бытовых и промышленных вод при эксплуатации комплекса очистных сооружений г. Кувандыка, расположенных по адресу: г. Кувандык, ул. Речная, д. 88/3 в озеро «Безымянное», расположенное в 2 км. от г. Кувандыка в южной части кадастрового квартала , путем прекращения доступа недостаточно неочищенных сточных вод в место выпуска в озеро «Безымянное» в соответствии с требованиями п.п. 4.5 решения о предоставлении водного объекта в пользование № 63 от 21 апреля 2022 года;

в срок до 1 января 2024 года осуществлять сброс неочищенных сточных бытовых и промышленных вод при эксплуатации комплекса очистных сооружений г. Кувандыка, расположенных по адресу: г. Кувандык, ул. Речная, д. 88/3 в озеро «Безымянное», расположенное в 2 км. от г. Кувандыка в южной части кадастрового квартала при наличии установленных нормативов допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей;

в срок до 30 декабря 2024 года разработать и получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии источников питьевого водоснабжения населенных пунктов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта в целях хозяйственно-питьевого водоснабжения, а также реализации производственного контроля качества питьевой воды при осуществлении забора питьевой подземной воды для питьевого водоснабжения пос. Ибрагимово, пос. Большое Чураево, с. Краснощёково, с. Подгорное, с. Ильинка, с. Никольское, с. Краснознаменка, с. Новосамарск, с. Куруил, с. Кайракла, пос. Маячный, пос. Индустрия, с. Мухамедьярово, с. Новопокровка, пос. Подлесное, с. Карагай-Покровка, д. Новая Ракитянка, п. Мазово, п. Вьюжный, пос. Новосаринский, ст. Сара, с. Чукари-Ивановка, с. Новосимбирка, с/с Новосаринский, с. Новоуральск, пос. Залужье, с. Оноприеновка, с. Верхненазаргулово, д. Первомайск, с. Сара, с. Чеботарево, д. Русское Канчерово;

в срок до 01 января 2024 года осуществить плату за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе за сброс загрязняющих веществ в водные объекты за 1 квартал 2023 года;

в срок до 30 сентября 2024 года направить в Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области декларацию о воздействии на окружающую среду;

в срок до 01 января 2025 года провести оценку воздействия деятельности на биоресурсы и среду их обитания в озере «Безымянное», рассчитать ущерб, наносимый осуществляемой деятельностью водным биологическим ресурсам и среде их обитания, осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, в соответствии с требованиями Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2013 года № 380, с последующем направлением заявки для согласования осуществления иной деятельности в Средневолжское территориальное управление Росрыболовства.

Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Кувандыкское коммунальное хозяйство» (ОГРН 11556580307003, ИНН 5605022182) в доход бюджета государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме в Оренбургский областной суд через Кувандыкский районный суд.

Председательствующий: В.А. Полтева

В окончательной форме решение принято 15 декабря 2023 года.

Председательствующий: В.А. Полтева