ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-803/15 от 21.01.2015 Центрального районного суда г. Кемерова (Кемеровская область)

Дело № 2-803/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд города Кемерово Кемеровской области

в составе председательствующего Ларченко М.В.

при секретаре Игнатьевой Е.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово

«21» января 2015г.

гражданское дело по заявлению Прокурора города Кемерово о признании постановления администрации города Кемерово от **.**.****. ### «Об утверждении перечня видов общественных работ, имеющих социально полезную направленность и организуемых в качестве дополнительной социальной поддержки граждан на территории г. Кемерово на 2014 год» противоречащим федеральному закону и недействующим с момента принятия,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор города Кемерово обратился в суд с заявлением о признании постановления администрации города Кемерово от **.**.****. ### «Об утверждении перечня видов общественных работ, имеющих социально полезную направленность и организуемых в качестве дополнительной социальной поддержки граждан на территории г. Кемерово на 2014 год» противоречащим федеральному закону и недействующим с момента принятия.

Требования мотивировал тем, что Постановлением администрации города Кемерово от **.**.**** ### утвержден перечень видов общественных работ, имеющих социально полезную направленность и организуемых в качестве дополнительной социальной поддержки граждан на территории г. Кемерово на 2014 год.

Постановление опубликовано в приложении «Официально» к газете «Кемерово», № ###, **.**.**** г.

Полагает, что постановление противоречит федеральному законодательству по следующим основаниям.

Услуга по организации проведения оплачиваемых общественных работ в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 7.1.-1. Закона Российской Федерации от **.**.**** ### «О занятости населения» является государственной и реализуется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Право органов местного самоуправления участвовать в организации и финансировании проведения общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, закреплено в ст. 7.2 Закона Российской Федерации от **.**.**** ### и ч. 2 ст. 16.1 Федерального закона от **.**.**** № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», предусматривающей что органы местного самоуправления городского округа вправе решать вопросы, указанные в ч. 1 и 1.1 настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со ст. 19 настоящего Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных

трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Механизм реализации этого правомочия органов местного самоуправления конкретизирован в Положении об организации общественных работ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от **.**.**** ###

Согласно пункту 8 названного Положения органы местного самоуправления по предложению и при участии органов службы занятости ежегодно:

1) принимают решения об организации общественных работ и

2) определяют объемы и виды общественных работ исходя из необходимости развития социальной инфраструктуры конкретной территории с учетом количества и состава незанятого населения, проводят работу по информированию незанятого населения о порядке организации общественных работ и условиях участия в этих работах.

Определение объема общественных работ:

- подтверждает необходимость направленности определяемого вида общественных работ,

- является условием для последующего в соответствии с пунктом 10 Положения ### заключения органом местного самоуправления с органами службы занятости и предприятиями-работодателями договоров о совместной деятельности по организации и проведению общественных работ, определяющих производственные возможности. количество создаваемых рабочих мест и численность участников, место проведения и характер работ, сроки начала и окончания работ, уровень оплаты труда, стоимость выполнения работ, размеры и порядок их финансирования, требования по обеспечению условий охраны труда.

Однако органами местного самоуправления муниципального образования в 2014 г. «решение», как правовой акт в соответствии со ст. 43 ФЗ от **.**.**** ###, ст. 45 Устава города Кемерово, принятого постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов от **.**.**** ### об организации общественных работ на 2014 год не принималось, объем общественных работ не определялся; договоры о совместной деятельности органами местного самоуправления с органами службы занятости и предприятиями-работодателями по организации и проведению общественных работ не заключались.

Органам местного самоуправления городского округа город Кемерово законом субъекта Российской Федерации полномочия на осуществление государственной услуги «организация проведения оплачиваемых общественных работ» не передавались, субсидии не предоставлялись (ответ Главы города Кемерово лицо от **.**.**** ###).

Соответственно полагает, что правовые основания участия органов местного самоуправления в рамках организации мероприятий региональных программ также отсутствуют.

Кроме того, виды общественных работ Постановлением ### утверждены без учета видов деятельности, определенных ###). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от **.**.**** ###, введенного в действие **.**.**** на период до **.**.****

В соответствии с пунктом 6 Положения о разработке, принятии, введении в действие, ведении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от **.**.**** ### применение общероссийских классификаторов является обязательным в правовых актах в социально-экономической области для однозначной идентификации объектов правоотношений. На необходимость использования видов экономической деятельности при конкретизации видов общественных работ, обращено внимание в письме Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации от **.**.**** ###

Согласно пункту 2.2.2. ГОСТ Р###. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Термины и определения, утвержденные приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от **.**.**** ###, под «социально-экономической услугой» понимается «социальная услуга, предоставляемая клиентам с целью поддержать и улучшить их жизненный уровень путем оказания материальной помощи, консультирования, содействия в трудоустройстве, в решении других социально-экономических проблем жизнедеятельности».

Вместе с тем, например, утвержденный Постановлением ### вид общественных работ «3. Содержание в чистоте автобусных остановок, остановочных павильонов и площадок. Благоустройство обочин»:

- не соответствует виду общественных работ, определенных Каталогом видов общественных работ в соответствии с письмом Министра труда и социального развития от **.**.**** ### - ВР, -«Благоустройство и уборка автобусных остановок»;

- не определен в качестве вида экономической деятельности в ###.

Утвержденный Перечень позволяет чрезвычайно широко варьировать усмотрение правоприменителями, повышает вероятность произвольного применения нормы права, в том числе при:

- определении в договорах о совместной деятельности с работодателем, таких условий как характера работ, уровня оплаты труда, стоимости выполнения работ, требования по обеспечению условий охраны труда;

- использовании бюджетных средств.

Отсутствие или неопределенность, условий или оснований принятия решения, недостатки юридической техники в нормативном правовом акте в соответствии с пунктами 3, 4. Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от **.**.**** ###, определяются коррупциогенными факторами.

Наличие коррупциогенных факторов в нормативном правовом акте свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправлении обязанностей, предусмотренных статьями 5, 6 Федерального закона от **.**.**** ### «О противодействии коррупции».

Полагает, что неоднозначное толкование правового акта является основанием для суда признать оспариваемый акт в такой редакции недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения (пункт 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от **.**.**** ### «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части»).

Указанные выше нарушения федерального законодательства являлись предметом представления прокурора города, направленного на имя Главы города Кемерово лицо**.**.**** за ### об их устранении. Ответами Главы города Кемерово от ###, **.**.**** в удовлетворении требований прокурора отказано.

Учитывая изложенное, просит признать постановление администрации города Кемерово от **.**.**** ### «Об утверждении перечня видов общественных работ, имеющих социально полезную направленность и организуемых в качестве дополнительной социальной поддержки граждан на территории г. Кемерово на 2014 год» противоречащим федеральному закону и недействующим с момента принятия.

В судебном заседании старший помощник прокурора г. Кемерово прокурор на требованиях настаивала.

Представители Администрации г. Кемерово ФИО1, действующая на основании доверенности ### от **.**.****г., и ФИО2, действующая на основании доверенности ### от **.**.****г., заявленные требования считают необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Суд, выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Из материалов дела следует, что Постановлением администрации города Кемерово от **.**.**** ### утвержден перечень видов общественных работ, имеющих социально полезную направленность и организуемых в качестве дополнительной социальной поддержки граждан на территории г. Кемерово на 2014 год (л.д. 8).

**.**.**** Постановление опубликовано в приложении «Официально» к газете «Кемерово», № ###.

Согласно ст. ст. 15, 76, 115 Конституции РФ, ст. 7 ФЗ от 06.19.2003 №131-Ф3, ст. 9 Устава города Кемерово органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать федеральные законы, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.

Услуга по организации проведения оплачиваемых общественных работ в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 7.1.-1. Закона Российской Федерации от **.**.**** ### «О занятости населения» является государственной и реализуется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Механизм реализации правомочия органов местного самоуправления участвовать в организации и финансировании проведения общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, закреплено в статье 7.2 Закона Российской Федерации от **.**.**** ### и части 2 статьи 16.1 Федерального закона от **.**.**** № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - от **.**.**** №131-Ф3), определен в соответствии со ст. 24 ФЗ ### постановлением Правительства Российской Федерации от **.**.**** ### в Положении об организации общественных работ.

Пунктом 8 названного Положения установлено, что органы местного самоуправления по предложению и при участии органов службы занятости ежегодно:

1) принимают решения об организации общественных работ и

2) определяют объемы и виды общественных работ исходя из необходимости развития социальной инфраструктуры конкретной территории с учетом количества и состава незанятого населения, проводят работу по информированию незанятого населения о порядке организации общественных работ и условиях участия в этих работах.

Определение объема общественных работ:

- подтверждает необходимость направленности определяемого вида общественных работ,

- является условием для последующего в соответствии с пунктом 10 Положения ### заключения органом местного самоуправления с органами службы занятости и предприятиями-работодателями договоров о совместной деятельности по организации и проведению общественных работ, определяющих производственные возможности. количество создаваемых рабочих мест и численность участников, место проведения и характер работ, сроки начала и окончания работ, уровень оплаты труда, стоимость выполнения работ, размеры и порядок их финансирования, требования по обеспечению условий охраны труда.

Таким образом, для реализации названного правомочия органы местного самоуправления управомочиваются на осуществление данной деятельности при наличии свободных финансовых ресурсов.

Изменение порядка, установленного ФЗ №1032-1, Правительством РФ в части последовательности и содержания организации общественных работ, предусмотренных пунктами 8, 10 соответствующего Положения, (1. принятие по предложению органов занятости решения об организации на территории муниципального образования общественных работ, 2. определении их объемов и видов общественных работ, исходя из необходимости развития социальной инфраструктуры конкретной территории с учетом количества и состава незанятого населения; 3. заключение между органами местного самоуправления и органами службы занятости и организациями договоров о совместной деятельности по организации и проведению общественных работ, которыми определяются права и обязанности сторон по выполнению договоров об организации и проведении общественных работ) в силу ст. 7 от **.**.**** ФЗ №131-Ф3, ст. 9 Устава города Кемерово органам местного самоуправления не предоставлены.

Согласно п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от **.**.**** ### «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» при «рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности:

- полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы;

- форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты;

- предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.

С учетом требований пункта 3 федерального государственного стандарта государственной услуги по организации проведения оплачиваемых общественных работ, утвержденных приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от **.**.**** ###, изданного в соответствии со статьей 15.1 и пунктом 8 части 1 статьи 7.1.1 ФЗ от **.**.**** ###, органы местного самоуправления вправе реализовывать дополнительные мероприятия, направленные на привлечение трудовых ресурсов, и осуществлять расходы за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) на осуществление полномочий, не переданных им в соответствии со ст. 19 ФЗ от **.**.**** ###, в порядке, предусмотренном п. 5 ст. 20 ФЗ от **.**.**** ### с учетом требований п. 8 Положения ### по предложению и при участии органов службы занятости.

Кроме того Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от **.**.**** ### «Об утверждении перечня приоритетных видов общественных работ, организуемых на территории Кемеровской области в 2014 году», на которое имеется ссылка в преамбуле Постановления № ###, принято с учетом положений абзаца 7 пункта 8 части 1 статьи 7.1.-1. ФЗ от **.**.**** ### по реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации «по организации проведения оплачиваемых общественных работ». Осуществление указанных полномочий в силу Положения ### представляет собой исполнение субъектом Российской Федерации государственной услуги «по организации проведения оплачиваемых общественных работ». По определению ст. 2 Федерального закона от **.**.**** № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» «государственная услуга» является деятельностью органа власти по реализации функций этого органа в пределах его полномочий. В связи с чем, основанием предоставления государственной услуги является нормативный правовой акт, закрепляющий соответствующие функции и полномочия органа власти по предоставлению государственной услуги.

Таким образом, исполнение органами местного самоуправления государственной услуги, принятие ими соответствующих правовых актов возможно лишь при передаче ему указанных государственных полномочий в порядке, установленном законом Российской Федерации, законом субъекта Российской Федерации.

При исполнении государственной услуги субъектом Российской Федерации, органы местного самоуправления в рамках организации мероприятий региональных программ вправе осуществлять действия в пределах полномочий, установленных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, и за счет средств субсидий, предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации бюджету муниципального образования.

Согласно ответа Главы города Кемерово лицо от **.**.**** ### органам местного самоуправления городского округа город Кемерово законом субъекта Российской Федерации полномочия на осуществление государственной услуги «организация проведения оплачиваемых общественных работ» не передавались, субсидии не предоставлялись. Данный факт представителями Администрации г. Кемерово не оспаривался. Никаких доказательств в опровержение данных обстоятельств в материалы дела в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено.

При таких обстоятельствах, правовых оснований для участия органов местного самоуправления в рамках организации мероприятий региональных программ отсутствовали.

Кроме того, виды общественных работ Постановлением ### утверждены без учета видов деятельности, определенных ### (КДЕС Ред. 1.1). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от **.**.**** ###, введенного в действие **.**.**** на период до **.**.****

Приняв постановление ### при неисполнении иных действий, предусмотренных постановлением Правительства № ###, Администрацией г. Кемерово фактически определен новый порядок их организации, на установление которого она не уполномочена. Принятием постановления ### администрация города Кемерово превысила предоставленные ей полномочия, нарушив принципы разделения компетенции, установленные ст. 71, Конституции РФ.

В связи с этим оспариваемое Постановление по своему содержанию не отвечает критериями определенности, ясности и недвусмысленности законодательного регулирования, не обеспечивает единообразного понимания и толкования правоприменителями, что приводит к нарушению установленного статьей 19 Конституции Российской Федерации принципа равенства всех перед законом и верховенства закона.

Неоднозначное толкование правового акта является основанием для суда признать оспариваемый акт в такой редакции недействующим (пункт 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от **.**.**** ### «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части»).

Согласно ч. 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

При таких обстоятельствах, исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд считает, что Постановление администрации города Кемерово от **.**.****. ### «Об утверждении перечня видов общественных работ, имеющих социально полезную направленность и организуемых в качестве дополнительной социальной поддержки граждан на территории г. Кемерово на 2014 год» противоречит федеральному закону и его следует признать недействующим с момента принятия.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Прокурора города Кемерово удовлетворить.

Постановления администрации города Кемерово от **.**.****. ### «Об утверждении перечня видов общественных работ, имеющих социально полезную направленность и организуемых в качестве дополнительной социальной поддержки граждан на территории г. Кемерово на 2014 год» признать противоречащим федеральному закону и недействующим с момента принятия.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Кемерово.

Решение в мотивированной форме изготовлено «05» февраля 2015г.

Судья М.В. Ларченко