К делу №2-803/2022
УИД23RS0018-01-2022-000476-51
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ст.Калининская Краснодарского края 12 июля 2022 года
Калининский районный суд Краснодарского края в составе: председательствующего Чахова Г.Н., с участием старшего помощника прокурора Калининского района Краснодарского края Власенко А.Б., при секретаре Булгаковой М.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Калининского района Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Старовеличковского сельского поселения Калининского района Краснодарского края об обязании устранения нарушений законодательства об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам транспортной инфраструктуры,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Калининского района Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в Калининский районный суд Краснодарского края с исковым заявлением к администрации Старовеличковское сельское поселение Калининского района Краснодарского края об обязании устранения нарушений законодательства об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам транспортной инфраструктуры, в котором указано, что Прокуратурой района в целях реализации приказа Генеральной Прокуратуры РФ от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» проведена проверка обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. Установлено, что Администрация Старовеличковского сельского поселения является балансодержателем следующих объектов транспортной инфраструктуры: Остановочные пункты: «Центр», расположен на территории Старовеличковского сельского поселения по ул. Красная, «Поликлиника» расположен на территории Старовеличковского сельского поселения по ул. Красная.
В силу ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Проверкой соблюдения законодательства об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, установлено, что вышеуказанные объекты транспортной инфраструктуры не соответствуют требованиям действующего законодательства, а именно: СП 59.13330.2020 (СНиП 35-01-2001) Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп, утвержденных Приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30.12.2020 № 904/пр, ГОСТ Р 52875 «Технические требования и стандарты наземных тактильных указателей для инвалидов по зрению», МДС 35-2.2000 «Рекомендации по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения», ОДМ 218.2.007-2011 "Методические рекомендации по проектированию мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам дорожного хозяйства".
Названные нарушения имеют место в силу бездействия управления благоустройства и градостроительства администрации муниципального образования Калининский район, ответственного за реализацию данного направления и выполняющего контрольную функцию на территории муниципального образования Калининский район.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 04.07.2020 № 985 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», что выражается в следующем: Остановочный пункт «Центр»: нарушение п. 2.1 МДС 35-2.2000 на посадочной площадке и зоне ожидания отсутствует твердое, ровное, нескользкое покрытие; в нарушение п. 3.14, рис. 13 МДС 35-2.2000 не соответствует высота посадочной площадки 20-30 см., а также ширина зоны посадки (не менее 1,2 м); в нарушение п. 3.14, рис. 13 МДС 35-2.2000 отсутствует место для инвалида в кресло-коляске (не менее 0,9x1,2м); в нарушение п. 3.14, рис. 13 МДС 35-2.2000 отсутствует дублирование информации о транспортных маршрутах и возможных препятствиях по азбуке Брайля. Остановочный пункт «Поликлиника»: нарушение п. 2.1 МДС 35-2.2000 на посадочной площадке и зоне ожидания отсутствует твердое, ровное, нескользкое покрытие;
в нарушение п. 3.14, рис. 13 МДС 35-2.2000 не соответствует высота посадочной площадки 20-30 см.; в нарушение п. 3.14, рис. 13 МДС 35-2.2000 отсутствует место для инвалида в кресло-коляске (не менее 0,9x1,2м), в нарушение п. 3.14, рис. 13 МДС 35-2.2000 отсутствует информация о транспортных маршрутах и возможных препятствиях; в нарушение п. 3.14, рис. 13 МДС 35-2.2000 отсутствует дублирование информации о транспортных маршрутах и возможных препятствиях по азбуке Брайля.
Вышеуказанные нарушения СП 59.13330.2020 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», ГОСТ Р 52875 «Технические требования и стандарты наземных тактильных указателей для инвалидов по зрению», МДС 35-2.2000 «Рекомендации по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения», ГОСТ Р 52875 «Технические требования и стандарты наземных тактильных указателей для инвалидов по зрению», ОДМ 218.2.007-2011 "Методические рекомендации по проектированию мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам дорожного хозяйства" отражены в разделе 2 паспортов доступности выше названных объектов транспортной инфраструктуры, необходимые к их устранению мероприятия - в разделе 5 паспортов.
В силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В соответствии с правовой позицией Конституционного суда РФ, выраженной в определении от 13.05.2010 № 689-0-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы муниципального образования - городского округа города Зеленогорск Красноярского края на нарушение конституционных прав и свобод положениями ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению
доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений.
В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, в том числе инвалидов, круг которых постоянно меняется.
На основании изложенного прокурор Калининского района Краснодарского края просит обязать Администрацию Старовеличковского сельского поселения, во взаимодействии с управлением благоустройства и градостроительства администрации муниципального образования Калининский район, устранить нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», обустроить остановочные пункты в соответствии с СП 59.13330.2020 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», МДС 35-2.2000, ОДМ 218.2.007-2011 "Методические рекомендации по проектированию мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам дорожного хозяйства" путем проведения предусмотренных разделом 5 паспортов доступности мероприятий по созданию условий беспрепятственного доступа для маломобильных групп населения, включая инвалидов, к объектам транспортной инфраструктуры.
Старший помощник прокурора Калининского района Краснодарского края Власенко А.Б. в судебном заседании требования поддержал в полном объеме, просит их удовлетворить.
Представитель ответчика Старовеличковского сельского поселения Калининского района извещенный о месте и времени судебного заседания в суд не явился, согласно письменного заявления просит рассмотреть дело в его отсутствие, требования прокурора признают в полном объеме.
Представитель Управления благоустройства и градостроительства администрации МО Калининский район извещенный о месте и времени судебного заседания в суд не явился.
Представитель третьего лица ГКУ КК –Управление социальной защиты населения в Калининском районе извещенный о месте и времени судебного заседания в суд не явился и не сообщил о причине не явки.
Суд, выслушав мнение старшего помощника прокурора Калининского района Власенко А.Б., исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении требований по следующим основаниям:
Согласно (л.д.5-9) в адрес прокурора Калининского района, ГКУ КК –Управление социальной защиты населения в Калининском районе было направлено информационное письмо о нарушениях беспрепятственного доступа инвалидов к объектам транспортной инфраструктуры.
Как следует из представленных материалов дела, установлено, что Администрация Старовеличковского сельского поселения является балансодержателем следующих объектов транспортной инфраструктуры: Остановочные пункты: «Центр», расположен на территории Старовеличковского сельского поселения по ул. Красная, «Поликлиника» расположен на территории Старовеличковского сельского поселения по ул. Красная.
В силу ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Проверкой соблюдения законодательства об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, установлено, что вышеуказанные объекты транспортной инфраструктуры не соответствуют требованиям действующего законодательства, а именно: СП 59.13330.2020 (СНиП 35-01-2001) Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп, утвержденных Приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30.12.2020 № 904/пр, ГОСТ Р 52875 «Технические требования и стандарты наземных тактильных указателей для инвалидов по зрению», МДС 35-2.2000 «Рекомендации по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения», ОДМ 218.2.007-2011 "Методические рекомендации по проектированию мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам дорожного хозяйства".
Названные нарушения имеют место в силу бездействия управления благоустройства и градостроительства администрации муниципального образования Калининский район, ответственного за реализацию данного направления и выполняющего контрольную функцию на территории муниципального образования Калининский район.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 04.07.2020 № 985 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», что выражается в следующем: Остановочный пункт «Центр»: нарушение п. 2.1 МДС 35-2.2000 на посадочной площадке и зоне ожидания отсутствует твердое, ровное, нескользкое покрытие; в нарушение п. 3.14, рис. 13 МДС 35-2.2000 не соответствует высота посадочной площадки 20-30 см., а также ширина зоны посадки (не менее 1,2 м); в нарушение п. 3.14, рис. 13 МДС 35-2.2000 отсутствует место для инвалида в кресло-коляске (не менее 0,9x1,2м); в нарушение п. 3.14, рис. 13 МДС 35-2.2000 отсутствует дублирование информации о транспортных маршрутах и возможных препятствиях по азбуке Брайля. Остановочный пункт «Поликлиника»: нарушение п. 2.1 МДС 35-2.2000 на посадочной площадке и зоне ожидания отсутствует твердое, ровное, нескользкое покрытие;
в нарушение п. 3.14, рис. 13 МДС 35-2.2000 не соответствует высота посадочной площадки 20-30 см.; в нарушение п. 3.14, рис. 13 МДС 35-2.2000 отсутствует место для инвалида в кресло-коляске (не менее 0,9x1,2м), в нарушение п. 3.14, рис. 13 МДС 35-2.2000 отсутствует информация о транспортных маршрутах и возможных препятствиях; в нарушение п. 3.14, рис. 13 МДС 35-2.2000 отсутствует дублирование информации о транспортных маршрутах и возможных препятствиях по азбуке Брайля.
Вышеуказанные нарушения СП 59.13330.2020 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», ГОСТ Р 52875 «Технические требования и стандарты наземных тактильных указателей для инвалидов по зрению», МДС 35-2.2000 «Рекомендации по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения», ГОСТ Р 52875 «Технические требования и стандарты наземных тактильных указателей для инвалидов по зрению», ОДМ 218.2.007-2011 "Методические рекомендации по проектированию мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам дорожного хозяйства" отражены в разделе 2 паспортов доступности выше названных объектов транспортной инфраструктуры, необходимые к их устранению мероприятия - в разделе 5 паспортов.
В силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В соответствии с правовой позицией Конституционного суда РФ, выраженной в определении от 13.05.2010 № 689-0-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы муниципального образования - городского округа города Зеленогорск Красноярского края на нарушение конституционных прав и свобод положениями ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению
доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений.
В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, в том числе инвалидов, круг которых постоянно меняется.
Совокупность исследованных в судебном заседании доказательств, подтверждает наличие бездействия ответчика - администрации Старовеличковского сельского поселения Калининского района, нарушения не устранены, в связи с чем заявленный иск прокурора подлежит полному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Калининского района Краснодарского края к администрации Старовеличковского сельского поселения Калининский район об обязании устранения нарушений законодательства об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам транспортной инфраструктуры - удовлетворить полностью.
Обязать Администрацию Старовеличковского сельского поселения, во взаимодействии с управлением благоустройства и градостроительства администрации муниципального образования Калининский район, устранить нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», обустроить остановочные пункты в соответствии с СП 59.13330.2020 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», МДС 35-2.2000, ОДМ 218.2.007-2011 "Методические рекомендации по проектированию мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам дорожного хозяйства" путем проведения предусмотренных разделом 5 паспортов доступности мероприятий по созданию условий беспрепятственного доступа для маломобильных групп населения, включая инвалидов, к объектам транспортной инфраструктуры.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Калининский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной