Дело № 2-86/2024
УИД 37RS0016-01-2023-001083-39
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 февраля 2024 года г. Пучеж Ивановской области
Пучежский районный суд Ивановской области в составе председательствующего судьи Федичевой И.Ю.,
с участием заместителя прокурора Юрьевецкого района Нечаева Д.П.,
представителя ответчика - Администрации Юрьевецкого муниципального района Платонова Л.А.,
при секретаре Абрамовой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора Юрьевецкого района Ивановской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области об обязании организовать ремонт автомобильной дороги у д. Люхино Соболевского сельского поселения Юрьевецкого муниципального района Ивановской области,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Юрьевецкого района Ивановской области (далее - истец) обратился в суд с иском к администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области (далее - администрация) с учетом уточненных в порядке ст. 39 ГПК РФ исковых требований об обязании в срок до 01 марта 2025 года организовать ремонт автомобильной дороги к деревне Люхино Соболевского сельского поселения Юрьевецкого муниципального района протяженностью 0,5 км на участке дороги, состоящем из разрушенных бетонных плит, с целью проведения элементов дороги в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-17.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, в ходе которой выявлены нарушения указанного законодательства в деятельности администрации Юрьевецкого муниципального района. Проверкой установлено, что согласно Перечню автомобильных дорог местного значения Юрьевецкого муниципального района, утвержденному постановлением администрации Юрьевецкого муниципального района от 01.04.2016 г. №96, грунтовая дорога к деревне Люхино Соболевского сельского поселения протяженностью 0,5 км, класс дороги -3, вид разрешенного использования - общественное пользование, входит в перечень дорог общего пользования местного значения Юрьевецкого муниципального района. В зимнее время данная дорога является единственным проездом к деревне Люхино. В районе реки Люхино данная дорога оборудована бетонными плитами, которые имеют существенное разрушение. Меры к ремонту плит, являющихся частью дороги, уполномоченным органом местного самоуправления не принимаются. 12.01.2022 г. между администрацией Юрьевецкого муниципального района и администрацией Соболевского сельского поселения заключено соглашение о передаче полномочий в области автомобильных дорого только в части дорог в границах населенных пунктов поселения.
В судебном заседании заместитель прокурора Юрьевецкого района Нечаева Д.П. уточненные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика - Администрации Юрьевецкого муниципального района Платонов Л.А. уточненные исковые требования прокурора признал. Факт принадлежности спорного участка автодороги к дорогам общего пользования местного значения Юрьевецкого муниципального района, а также факт ненадлежащего состояния указанной автодороги не оспаривал. Указал, что заявленный прокурором срок - до 01.03.2025 г. является разумным, в указанный срок возможно исполнение решения суда.
В судебное заседание представитель третьего лица администрации Соболевского сельского поселения Юрьевецкого муниципального района Ивановской области не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, об отложении дела не просил, просил суд рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, иск прокурора поддержал.
В соответствии со статьей 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие не явившегося в судебное заседание представителя третьего лица.
Заслушав заместителя прокурора, представителя ответчика, изучив письменные материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ч.1,2 ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.
В соответствии с ч.1 ст. 51 Закона Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон №131-ФЗ) органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно п. 1 ч.1 ст. 50 Закона №131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных названным федеральным законом вопросов местного значения.
В соответствии с п. 3 ч.1 ст. 15 Закона №131-ФЗ владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее ФЗ № 196) основополагающей задачей по обеспечению безопасности дорожного движения на территории РФ является: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог определены ст. 12 Закона №196-ФЗ, в соответствии с которой ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
На основании п. 4 ст. 6 Закона № 196-ФЗ органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В силу ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее Закон №257-ФЗ), осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
Из п.6 ст. 3 Закона №257-ФЗ следует, что дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. В свою очередь, под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке её технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п.12 ст.3 Закона №257-ФЗ).
Согласно п. 5 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (далее Закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковых (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В части 3 статьи 14 Закона №131-ФЗ закреплен минимальный гарантированный перечень вопросов местного значения сельского поселения. В указанный перечень вопросы, предусмотренные подпунктом 5 части 1 статьи 14 Закона №131-ФЗ, не включены.
Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 названной статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 указанной статьи).
В силу части 4 статьи 14 этого же закона только в случае отсутствия указания об отнесении иных вопросов местного значения, предусмотренных частью 1 данной статьи для городских поселений, к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 поименованной статьи они решаются на территориях сельских поселений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов установлены «ГОСТ Р 50597-2017. «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного Приказом Росстандарта от 26.09.2017 №1245-ст (далее - ГОСТ Р 50597).
Требования ГОСТ Р 50597 являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды, что прямо указано в ГОСТе.
Пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 установлено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.
В судебном заседании установлено и сторонами по делу не оспаривается, что в состав автомобильных дорог общего пользования местного значения Юрьевецкого муниципального района Ивановской области входит грунтовая дорога к деревне Люхино Соболевского сельского поселения протяженностью 0,5 км, класс дороги -3, вид разрешенного использования - общественное пользование (идентификационный номер 24 637 101 ОП МР 240), что подтверждается Перечнем автомобильных дорог местного значения Юрьевецкого муниципального района, утвержденным постановлением администрации Юрьевецкого муниципального района от 01.04.2016 г. №9 (л.д. 9-17).
В результате проведенной прокуратурой Юрьевецкого района Ивановской области проверки, установлено, что вышеуказанная грунтовая дорога к деревне Люхино Соболевского сельского поселения протяженностью 0,5 км, не соответствует требованиям ГОСТ Р 50597-2017, поскольку имеет плиты с выступами и впадинами относительно дорожного покрытия на расстоянии более 15 см. Дорожное покрытие через ручей не имеет ограждение, что подтверждено актом осмотра (л.д. 35) и ответчиком в судебном заседании не оспаривалось.
Согласно п. 9 Устава Соболевского сельского поселения Юрьевецкого муниципального района дорожная деятельность к вопросам местного значения поселения не отнесена.
В соответствии с соглашением между администрациями Юрьевецкого муниципального района и администрацией Соболевского сельского поселения от 09.01.2023 г. вопросы о дорожной деятельности в границах Соболевского сельского поселения переданы администрации Соболевского сельского поселения только в части зимнего содержания дорог.
Ввиду указанного, вопросы о дорожной деятельности в силу вышеприведенных норм права относятся к ведению Администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области.
Учитывая, что спорный отрезок грунтовой дороги к деревне Люхино Соболевского сельского поселения протяженностью 0,5 км, класс дороги -3, вид разрешенного использования - общественное пользование по своему техническому состоянию не соответствует п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Юрьевецкого района Ивановской области к администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области о возложении обязанности организовать ремонт вышеуказанной автомобильной дороги в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-17.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Истцом заявлен срок исполнения решения суда для до 01.03.2025 г.
Исходя из объема работ, которые необходимо провести в целях исполнения решения суда, суд приходит к выводу, что срок исполнения решения суда является разумным и обоснованным. Возражений относительно данного срока ответчиком не заявлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Юрьевецкого района Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц (ОГРН 1023700556725) к Администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области (ОГРН 1023701728478) удовлетворить.
Обязать Администрацию Юрьевецкого муниципального района Ивановской области в срок до 01 марта 2025 года организовать ремонт автомобильной дороги к деревне Люхино Соболевского сельского поселения Юрьевецкого муниципального района протяженностью 0,5 км на участке дороги, состоящем из разрушенных бетонных плит, с целью проведения элементов дороги в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-17.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Пучежский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: подпись И.Ю. Федичева
Решение в окончательной форме изготовлено 07 февраля 2024 года