Дело № 2-804\2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 февраля 2012 года Бийский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего Иванниковой О.И.,
при секретаре Лебедевой Н.С.,
с участием прокурора Тайдаковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО7 об отмене решения избирательной комиссии муниципального образования город Бийск от 30 января 2012 года № 11/1 об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы г. Бийска Алтайского края шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 2,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО7 обратился в суд с настоящим заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить решение избирательной комиссии муниципального образования город Бийск от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе в регистрации заявителя кандидатом в депутаты Думы г. Бийска Алтайского края шестого созыва по одномандатному избирательному округу №, возложить на избирательную комиссию муниципального образования город Бийск (далее по тексту - ИКМО г. Бийск) обязанность зарегистрировать ФИО7 кандидатом в депутаты Думы г. Бийска Алтайского края шестого созыва. Обратить решение суда к немедленному исполнению.
В обоснование заявленных требований ссылался на то, что ДД.ММ.ГГГГ заявителем в ИКМО г. Бийск было подано заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Думы г. Бийска Алтайского края шестого созыва по одномандатному избирательному округу №, к указанному заявлению были представлены копии: паспорта, трудовой книжки, диплома, сведения о доходах и имуществе, принадлежащем заявителю на праве собственности.
Копии названных документов были переданы члену избирательной комиссии ИКМО г. Бийск ФИО1, при этом, последний отказался принимать копию паспорта на имя заявителя со ссылкой на её наличие в документах по одномандатному округу №.
На основании сданных документов ФИО1 заявителю была выдана справка на право открытия счета в Бийском отделении Сберегательного банка РФ, открыв который ФИО7 сдал в ИКМО г. Бийск первый авансовый отчет.
ДД.ММ.ГГГГ заявителем в ИКМО г. Бийск дополнительно была предоставлена копия паспорта, что не противоречит требованиям п. 10.1 ст. 49 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме и отзыве депутатов, устанавливающего сроки внесения уточнений и дополнений в представленные документы.
Однако на основании оспариваемого решения ИКМО г. Бийск ФИО7 было отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Думы г. Бийска шестого созыва со ссылкой на отсутствие копии паспорта.
Между тем, ИКМО г. Бийск по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ обладала копией паспорта заявителя, которая была представлена Бийским городским отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» ДД.ММ.ГГГГ в ИКМО г. Бийск для заверения списка кандидатов.
В этой связи находит оспариваемое решение ИКМО г. Бийск незаконным.
В судебном заседании ФИО7 на удовлетворении заявленных требований настаивал по приведенным основаниям, уточнил дату подачи им документов в ИКМО г. Бийск - ДД.ММ.ГГГГ.
Дополнительно просил учесть, что при приеме документов членом избирательной комиссии ИКМО г. Бийск ФИО1 было предложено ФИО7 представить подлинник диплома об образовании, что заявителем было сделано на следующий день. На вопрос ФИО7 о том, требуются ли еще какие - либо документы, ФИО1 ответил, что ничего не требуется. Несмотря на отказ ФИО1 принимать копию паспорта заявителя, ФИО7 оставил в ИКМО г. Бийск копию данного документа, однако подтверждение о получении документов после их передачи не изучил, будучи уверенным в том, что все необходимые документы в ИКМО г. Бийск ФИО7 представлены и в указанном подтверждении зафиксированы. ДД.ММ.ГГГГ секретарь Бийского горкома КПРФ ФИО2 уведомил заявителя о необходимости представить дополнительно копию паспорта, в тот же день ФИО7 представил копию требуемого документа в ИКМО г. Бийск.
Представитель заявителя ФИО8, действующая на основании устного заявления ФИО7, занесенного в протокол судебного заседания, поддержала доводы и требования заявителя по приведенным основаниям.
Дополнительно просила учесть, что в силу требований п. 5 ст. 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ФИО7, будучи выдвинутым кандидатом в депутаты Думы г. Бийска от избирательного объединения - Бийского городского отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», мог не представлять документы, перечисленные в ст. 33 указанного закона, поскольку они были представлены вместе со списком кандидатов в депутаты, выдвинутых указанным избирательным объединением, а также муниципальным списком кандидатов, поданными уполномоченным названного избирательного объединения.
Просила учесть показания свидетеля ФИО3 - члена ИКМО г. Бийск, пояснившей, что на вопрос заявителей о том, все ли в порядке, отвечала утвердительно, тем самым, обнадежив последних, либо преднамеренно введя их в заблуждение.
Представитель заинтересованного лица ИКМО г. Бийск ФИО9, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения требований заявителя со ссылкой на их необоснованность.
Просила учесть, что довод заявителя о том, что член ИКМО г. Бийск ФИО1 отказался принять у ФИО7 копию паспорта не соответствует фактическим обстоятельствам, голословен и не подкреплен допустимыми доказательствами.
К показаниям допрошенных свидетелей ФИО4, ФИО5, ФИО2 просила отнестись критически со ссылкой на их прямую заинтересованность в исходе дела вчасти создания в Бийском городском суде Алтайского края определенной положительной судебной практики, поскольку указанные лицав своих показаниях подтвердили, что являются заявителями по аналогичным делам, находящимся в производстве Бийского городского суда Алтайского края, в рамках которых указанные лица оспаривают отказ ИКМО г. Бийск в регистрации их в качестве кандидатов по аналогичным основаниям.
Обращала внимание на то, что в обязанности ФИО1 как лица, принимавшего документы, не входит их проверка, которая согласно ст. 49 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме и отзыве депутатов производится рабочей группой в течение 10 дней.
Кроме того, просила в силу требований ч. 1 ст. 69 ГПК РФ критически отнестись к показаниям свидетелей ФИО4 и ФИО5, поскольку последние ссылались как на источник своей осведомленности - непосредственное присутствие и одновременную подачу документов в ИКМО г. Бийск. Однако согласно подтверждениям о получении документов указанные свидетели и ФИО7 не одновременно сдавали документы, а потому очевидцами подачи заявителем документов данные свидетели не могли являться. На иной источник осведомленности названные свидетели не ссылались.
Обращала внимание на то, что довод заявителя о том, что копия паспорта наряду с другими документами ФИО7 была представлена, опровергается показаниями свидетелей ФИО3, ФИО1 Данное обстоятельство также подтверждается содержанием заявления ФИО7, поданным в ИКМО г. Бийск ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в ИКМО г. Бийск находятся две копии его паспорта, поданные со списком кандидатов, выдвинутых избирательным объединением Бийское городское отделение политической партии КПРФ по одномандатным избирательным округам, а также с муниципальным списком кандидатов, поданными уполномоченным КПРФ по одномандатным округам ФИО6
Ссылалась на необоснованность довода ФИО7 о его праве дополнительно представлять документы, необходимые для уведомления о выдвижении и регистрации его в качестве кандидата, поскольку врамках текущей избирательной компании представление необходимых для выдвижения и регистрации кандидата документов осуществляется до 18 часов ДД.ММ.ГГГГ.
Обращала внимание на то, что ответственность за представление документов, за полноту содержащихся в них сведений, а также за соответствие оформления представляемых документов требованиям законодательства возложена на кандидата, избирательное объединение.
Отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении, копии паспорта является согласно пп. «в» п.24 ст.38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основанием для отказа в регистрации кандидата. Кроме того, кандидат не вправе дополнительно представлять документы, необходимые для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, если они не были представлены ранее в установленные законом сроки, в данном случае, до 18 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ.
Обязанность уведомлять кандидата об отсутствии какого-либо документа, необходимого для выдвижения и регистрации, на избирательную комиссию не возложена, что следует из постановления Центризбиркома РФ от 23 марта 2007 года № 203/1272-4 «О разъяснении порядка применения … ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Поскольку ФИО7 копия паспорта в ИКМО г. Бийск была представлена ДД.ММ.ГГГГ, полагает, что заявителем пропущен пресекательный срок для подачи документов, установленный п.9 ст.33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», п.5 ст.48, ст. 161 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме и отзыве депутатов.
Просила учесть, что согласно п. 1.1 ст.38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в представленные ранее документы, в которых обнаруживается неполнота сведений о кандидате или форма которых не соответствует требованиям закона. Ситуация с непредставлением (отсутствием) документа к указанному положению Федерального закона не относится.
Полагает, что представление копии паспорта каждого кандидата, включенного в список кандидатов, выдвинутых избирательным объединением Бийское городское отделения политической партии КПРФ по одномандатным избирательным округам, а также в муниципальный список кандидатов, в ИКМО г. Бийска вместе с указанными списками, не освобождает кандидата от обязанности личного предоставления документов согласно п.2 ст.33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пп.3 п.3 ст. 123 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме и отзыве депутатов, поскольку указанные нормы какого-либо исключения по разрешаемым вопросам не содержат.
Кроме того, заверение списка кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, выдвижение муниципального списка кандидатов и выдвижение и регистрация кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, - это разные правовые процедуры, к которым закон предъявляет самостоятельные требования.
Также обращала внимание на то, что требования заявителя нарушают конституционный принцип равенства в отношении лиц, принадлежащих к одной категории, а именно лиц, выдвигающих свои кандидатуры для участия в выборах в депутаты Думы г.Бийска шестого созыва по одномандатным избирательным округам, что недопустимо.
Аналогичная позиция по существу требований содержится в представленных письменных возражениях председателя ИКМО г. Бийск ФИО10
Изучив материалы дела, выслушав пояснения заявителя ФИО7, его представителя ФИО8, представителя ИКМО г. Бийск ФИО9, выслушав показания свидетелей: ФИО2, ФИО5, ФИО4, ФИО3, ФИО1, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что в удовлетворении требований заявителя следует отказать, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований ФИО7 в связи с нижеследующим.
Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Настоящий Федеральный закон имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом (ч.ч. 1, 2 и 3 ст. 1 указанного Федерального закона).
Отношения, связанные с назначением, подготовкой и проведением выборов в органы местного самоуправления, регулируются Кодексом Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов и выборных должностных лиц (далее - Кодекс о выборах). Кодекс о выборах имеет прямое действие и применяется на всей территории Алтайского края (п.п.1 и 2 ст.1 Кодекса).
Согласно требованиям ст.4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации» гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, голосовать на референдуме, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, - быть избранным депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, выборным должностным лицом местного самоуправления. Гражданин Российской Федерации имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Аналогичная норма содержится в п.1 и п. 2 ст.4 Кодекса о выборах.
Согласно ст. 24 Устава муниципального образования город Бийск (в редакции от 01 июня 2011 года) депутатом Думы г. Бийска может быть избран гражданин, достигший 18-летнего возраста, обладающий избирательным правом. Выборы депутатов Думы г. Бийска осуществляются по смешанной избирательной системе. 15 депутатских мандатов распределяются в соответствии с законодательством о выборах между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов. 15 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам.
ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданин Российской Федерации, достиг возраста 18 лет, с которого гражданин имеет право быть избранным в представительный орган местного самоуправления.
В силу требований п.п.1 и 2 ст. 32 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными законами. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.
Пассивным избирательным правом является право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления), что предусмотрено п. 27 ст. 2 названного федерального закона.
П.п.1, 2, 3 ст.157 Кодекса о выборах также предусмотрено, что граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе муниципального списка кандидатов. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением. Выдвижение кандидатов в составе муниципального списка кандидатов может быть осуществлено избирательным объединением.
Условия выдвижения кандидатов предусмотрены ст.33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и ст.158 Кодекса о выборах.
Ст.ст.33, 35 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ст.ст.158- 160.1 Кодекса о выборах определен разный порядок представления документов, согласно которому о выдвижении кандидата уведомляется соответствующая окружная избирательная комиссия, в которую указанный кандидат обязан представить соответствующие документы, необходимые для выдвижения и регистрации; о выдвижении кандидатов избирательным объединением и в составе муниципального списка кандидатов уведомляется избирательная комиссия муниципального образования, в которую уполномоченный представитель избирательного объединения представляет необходимые документы для заверения списка кандидатов, выдвинутых по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, заверения муниципального списка кандидатов.
Решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов по выборам Думы г. Бийска» была утверждена схема одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Думы г. Бийска и определено их количество, составляющее 15 округов.
В соответствии с решением Думы г. Бийска от ДД.ММ.ГГГГ№ полномочия окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Думы г. Бийска шестого созыва были возложены на ИКМО г. Бийск, что не противоречит требованиям ч.1 ст. 25 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ч. 7 ст. 18 Кодекса о выборах.
Следовательно, как о непосредственном выдвижении кандидата, так и о выдвижении кандидатов в составе муниципального списка кандидатов должна уведомляться ИКМО г. Бийск.
По смыслу ч.2 ст.33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» уполномоченная избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом. В силу п.3 указанной статьи вместе с заявлением в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидатов (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах.
Аналогичные требования к условиям выдвижения кандидатов предусмотрены ст.158 Кодекса о выборах.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в ИКМО г. Бийск поступило заявление ФИО7, в котором он дал согласие баллотироваться кандидатом в депутаты Думы г. Бийска по одномандатному избирательному округу №.
Согласно подтверждению о получении документов ФИО7 в ИКМО г. Бийск ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 05 минут помимо заявления на выдвижение были представлены следующие документы: копия трудовой книжки на 5 л., справка о принадлежности к партии на 1 л., справка о доходах на 1 л., сведения об имуществе на 1 л., копия диплома на 1 л.
Следовательно, копия паспорта, представление которой необходимо в силу п.2 ст.33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и п.п. 3 п.3 ст.158 Кодекса о выборах, ФИО7 в ИКМО г. Бийск ДД.ММ.ГГГГ представлена не была.
Ссылку заявителя и его представителя ФИО8 на то, что копия паспорта представлялась в ИКМО г. Бийск ДД.ММ.ГГГГ, суд находит не нашедшей подтверждения в судебном заседании, опровергнутой показаниями свидетелей ФИО1 и ФИО3, не доверять которым у суда оснований не имеется, а также подтверждением о получении документов, согласно которому ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 в ИКМО г. Бийск копия паспорта не передавалась. О непредоставлении ДД.ММ.ГГГГ заявителем в ИКМО г. Бийск копии паспорта свидетельствует заявление ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ с просьбой принять копию данного документа.
Показания свидетелей ФИО2, ФИО5, ФИО4 опровергаются указанными выше письменными доказательствами. Кроме того, к показаниям свидетелей ФИО5, ФИО4, ссылавшихся на источник своей осведомленности - непосредственное присутствие в ИКМО г. Бийск и одновременную передачу документов в комиссию, суд относится критически, поскольку как следует из подтверждений о получении документов заявителем данные документы были переданы в ИКМО г. Бийск в <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ, свидетелем ФИО4 - ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>, свидетелем ФИО5 - ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>, при этом, свидетели ссылались на то, что документы у каждого принимались во временной период от 20 до 40 минут. На иной источник осведомленности свидетели не ссылались, а потому их показания в силу требований ч.1 ст. 69 ГПК РФ не могут быть расценены судом в качестве доказательства по делу, подтверждающего передачу ФИО7 копии паспорта в ИКМО г. Бийск ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п.9 ст.33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установленный законом период, включающий в себя выдвижение кандидатов, списков кандидатов, а также сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов либо иные формы поддержки выдвижения, при выборах в федеральные органы государственной власти должен составлять не менее 40 дней (при досрочных выборах - не менее 30 дней), при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации - не менее 30 дней, при выборах в органы местного самоуправления - не менее 20 дней.
В силу п.5 ст.48 Кодекса о выборах представление документов в комиссию осуществляется до 18 часов по местному времени последнего дня периода сбора подписей, установленного настоящим Кодексом.
Как следует из п.п.4, 5 ст.161 Кодекса о выборах подписи могут собираться со дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата, заверения муниципального списка кандидатов. Сбор подписей должен быть закончен не позднее чем за 40 дней со дня голосования.
Решением Думы города Бийска от ДД.ММ.ГГГГ№ выборы депутатов Думы г. Бийска шестого созыва назначены на ДД.ММ.ГГГГ, соответственно, представление необходимых документов для выдвижения и регистрации кандидатов должно быть осуществлено до 18 часов ДД.ММ.ГГГГ.
В установленный срок ФИО7 копию паспорта в ИКМО г. Бийск не представил, копия указанного документа была представлена в ИКМО г. Бийск ДД.ММ.ГГГГ, что свидетельствует о пропуске заявителем пресекательного срока для подачи документов, установленного п.9 ст.33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», п.5 ст.48, п.5 ст.161 Кодекса о выборах.
В соответствии с п.1 ст.38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в п. 2 и п. 3 ст.33 названного Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с п.17 настоящей статьи), либо при наличии решения политической партии, указанной в п.16, 16.2 или 16.4 настоящей статьи.
Ответственность за представление документов, за полноту содержащихся в них сведений, а также за соответствие оформления представленных документов требованиям Федерального закона, иного закона, возложена на кандидата, избирательное объединение.
Отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, списка кандидатов, в силу подпункта «в» п.24 ст.38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», п.п. 3.2 п.3 ст.52 Кодекса о выборах является основанием для отказа в регистрации кандидата.
ДД.ММ.ГГГГ ИКМО г. Бийск было принято оспариваемое заявителем решение №, на основании которого ФИО7 было отказано в регистрации кандидатом в депутаты Думы <адрес> шестого созыва по одномандатному избирательному округу № в связи с непредоставлением в срок до <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ копии паспорта.
Ссылку заявителя и его представителя на обязанность ИКМО г. Бийск в соответствии с требованиями п.1.1 ст.38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» известить заявителя об отсутствии копии паспорта и возможности у заявителя ее представить до дня заседания комиссии, на котором должен был рассматриваться вопрос о регистрации, суд находит необоснованной в связи с нижеследующим.
Действительно, п.1.1 ст.38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусматривает, что при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с п. 2 и п. 3 ст. 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, участников референдума), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.
Следовательно, на избирательную комиссию возложена обязанность не позднее чем за три дня до дня заседания известить кандидата при выявлении неполноты сведений о кандидате в уже представленных в установленный срок документах или несоблюдения требований закона к оформлению таких документов. При этом, норма п.п. 1.1 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не предоставляет кандидату возможность представлять дополнительно документы, которые не были представлены ранее в сроки, установленные законом соответственно для уведомления о выдвижении и регистрации.
Представление ФИО7 копии паспорта ДД.ММ.ГГГГ - по истечении срока для подачи документов - и принятие ее ИКМО г. Бийск не имеет правового значения для разрешения данного заявления, поскольку данное обстоятельство не могло повлиять на результат принятого решения о регистрации заявителя как кандидата в депутаты Думы г. Бийска шестого созыва по одномандатному избирательному округу №.
Доводы заявителя и его представителя на отсутствие необходимости представления копии паспорта при непосредственном выдвижении, так как она была представлена со списком кандидатов, выдвинутых избирательным объединением Бийское городское отделение политической партии Коммунистическая партия РФ по одномандатным избирательным округам, а также с муниципальным списком кандидатов, поданных уполномоченным Коммунистической партии РФ по одномандатным округам со ссылкой на норму п. 5 ст. 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» суд находит ошибочными в связи с нижеследующим.
П.5 ст.33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлено, что документы, указанные в пунктах 1, 2 и 3 настоящей статьи, кандидат (кроме кандидата, выдвинутого в списке кандидатов) обязан представить лично.
Следовательно, данная норма определяет порядок предоставления документов - лично либо уполномоченным лицом в случае выдвижения кандидата в списке кандидатов.
П.8 ст.158 Кодекса о выборах также предусмотрено, что документы, указанные в пунктах 2.1 и 3 настоящей статьи, кандидат (кроме кандидата, выдвинутого в составе муниципального списка кандидатов) обязан представить в окружную избирательную комиссию лично.
В связи с этим кандидат не освобожден от обязанности личного представления документов независимо от того, является ли он кандидатом, выдвинутым избирательным объединением.
Заверение списка кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, выдвижение муниципального списка кандидатов, а также непосредственное выдвижение и регистрация кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам представляют собой разные правовые процедуры, к которым закон предъявляет самостоятельные требования (ст.ст.33, 35 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ст.ст.158-160.1 Кодекса о выборах).
Ст.ст.33, 35 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ст.ст.158- 160.1 Кодекса о выборах определен разный порядок представления документов, согласно которому о выдвижении кандидата уведомляется соответствующая окружная избирательная комиссия, в которую указанный кандидат обязан представить соответствующие документы, необходимые для выдвижения и регистрации; о выдвижении кандидатов избирательным объединением и в составе муниципального списка кандидатов уведомляется избирательная комиссия муниципального образования, в которую уполномоченный представитель избирательного объединения представляет необходимые документы для заверения списка кандидатов, выдвинутых по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, заверения муниципального списка кандидатов.
В г.Бийске окружные избирательные комиссии по 15 одномандатным избирательным округам сформированы не были, их полномочия возложены на ИКМО г. Бийск. Следовательно, в случае формирования в г. Бийске окружных избирательных комиссий ФИО7 как кандидату, непосредственно выдвинутому по одномандатному избирательному округу №, документы, указанные в п.п.1, 2 и 3 ст.33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и п.п.2.1, 3 ст.158 Кодекса о выборах, необходимо было представить в соответствующую окружную избирательную комиссию, а не в ИКМО г. Бийск.
Отсутствие документа, необходимого для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, в том числе, копии паспорта, не является формальностью, в противном случае требование предоставления для регистрации соответствующих документов было бы лишено какого-либо значения.
На основании изложенного суд пришел к выводу о том, что решение ИКМО г. Бийск от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе в регистрации ФИО7 в качестве кандидата в депутаты Думы г.Бийска шестого созыва по одномандатному избирательному округу № является законным, а потому требования заявителя подлежат отклонению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований ФИО7 отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Бийский городской суд Алтайского края в течение 5 дней со дня его принятия.
Судья О.И. Иванникова