ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-804/19 от 17.04.2019 Ленинскогого районного суда (город Севастополь)

Дело № 2-804/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 апреля 2019 года г. Севастополь

Ленинский районный суд города Севастополя в составе председательствующего судьи - Фисюк О.И. при секретаре – Цурцумия К.М. с участием истцов - Кучиной Л.А., Кузнецовой Н.Ю., Кузьминой Г.Л., Губанова В.М., Ковалишен И.М., Кузьминых Ю.С., Наумовой Л.Л., Чех Н.В., Мазного О.М., представителя ответчика Правительства Севастополя – Доденкова А.Ю., представителя ответчика ГУП «ЦЭИСГ» – Лукьянчиковой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кучиной Любови Алексеевны, Кузнецовой Наталии Юрьевны, Кузьминой Галины Леонидовны, Губанова Валентина Михайловича, Ковалишен Ивана Михайловича, Кузьминых Юрия Сергеевича, Наумовой Лидии Леонидовны, Чех Натальи Викторовны, Мазного Олега Михайловича к Правительству Севастополя, Государственному унитарному предприятию «Центр эффективного использования собственности города» о понуждении к увольнению, компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

07.02.2019 истцы обратились в суд с настоящим иском к Правительству Севастополя, просят обязать Правительство Севастополя уволить их из Государственного предприятия «Конструкторское бюро радиосвязи» (далее ГП «КБ радиосвязи) в связи с его национализацией ответчиком, а также взыскать в пользу каждого из истцов по 10 000 руб. в счет компенсации морального вреда.

Определением суда от 04 марта 2019 года с учетом мнения истцов к участию в деле в качестве соответчика привлечено Государственное унитарное предприятие «Центр эффективного использования собственности города» (далее – ГУП «ЦЭИСГ»).

Исковые требования обоснованы тем, что истцы являются работниками ГП «КБ радиосвязи» г. Севастополя по настоящее время. На момент вхождения Севастополя в состав Российской Федерации предприятие находилось в процедуре банкротства, у предприятия перед работающими и уволенными работниками имелась задолженность по заработной плате. Предприятие в переходный период до 01.03.2015 не перерегистрировалось в ЕГРЮЛ Российской Федерации, потому что Правительство Севастополя посчитало нецелесообразным создавать на базе ГП «КБ радиосвязи» государственное унитарное предприятие и не согласовало устав предприятия, что являлось обязательным условием для регистрации предприятия. Полагая, что собственником ГП «КБ радиосвязи» с 01.03.2015 является Правительство Севастополя, ГП «КБ радиосвязи» не было ликвидировано и работники не были уволены, следовательно, согласно ст.75 ТК РФ, между Правительством Севастополя и работниками «КБ радиосвязи» с 01.03.2015г. устанавливаются трудовые отношения. Правительство Севастополя является правопреемником ГП «КБ радиосвязи» в части обязательств, вытекающих из трудовых отношений. Вопрос погашения задолженности по заработной плате Правительством Севастополя был решен. Правительство Севастополя распоряжением №664-РП от 07.08.2015г. закрепило за ГУП «Центр эффективного использования собственности города» (ЦЭИСГ) имущество КБ на праве хозяйственного ведения и поручило ГУП «ЦЭИСГ» выплатить задолженность по заработной плате работникам ГП «КБ радиосвязи». Предприятие фактически ликвидировано, но документально ликвидация не оформлена, сотрудники не уволены, в связи с чем истцы обратились в суд с настоящим иском.

В судебном заседании истцы заявленные требования поддержали в полном объеме по изложенным доводам.

Представители ответчиков иск не признали в полном объеме, ссылаясь на отсутствие трудовых правоотношений с истцами, кроме того, заявили о пропуске срока обращения с данным иском в суд.

Заслушав истцов и представителей ответчиков, исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме исходя из следующего.

Согласно п. 6 Решения внеочередной сессии Севастопольского городского Совета от 17 марта 2014 года № 7156 «О статусе города-героя Севастополя» установлено, что государственная собственность Украины, находящаяся на день принятия настоящего решения на территории города Севастополя, является государственной собственностью города Севастополя.

В соответствии с ч. 1 ст. 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» установлено, что до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики, Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Как следует из ч. 2 ст. 31 Устава города Севастополя Правительство Севастополя является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти города Севастополя, который управляет и распоряжается собственностью города Севастополя в соответствии с законами города Севастополя, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление города Севастополя в соответствии с федеральными законами и нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 8 Закона города Севастополя № 5-ЗС от 30 апреля 2014 года «О Правительстве Севастополя» правовые акты, имеющие нормативный характер, принимаются в форме постановлений Правительства. Правовые акты по вопросам организационно-распорядительного характера и не являющиеся нормативными принимаются в форме распоряжений Правительства.

В соответствии с п. 1 ст. 6 Закона города Севастополя № 56-ЗС "Об основах управления государственным имуществом города Севастополя" Правительство Севастополя в сфере управления государственным имуществом города Севастополя осуществляет государственную политику в сфере управления и распоряжения государственным имуществом города Севастополя, управляет и распоряжается государственным имуществом города Севастополя, в том числе земельными участками, охраняемыми природными комплексами и особо охраняемыми природными территориями местного значения, пакетами акций (долей) в уставных капиталах хозяйственных обществ, и в рамках своих полномочий осуществляет контроль за ее использованием, наделяет полномочиями по управлению и распоряжению государственным имуществом города соответствующие исполнительные органы государственной власти города Севастополя.

28 февраля 2015 года Постановлением Правительства Севастополя № 118-ПП «О некоторых вопросах национализации имущества» установлено, что государственной собственностью города федерального значения Севастополя являются движимое и недвижимое имущество, имущественные и нематериальные активы предприятий, в том числе ГП «КБ радиосвязи».

28 февраля 2015 года Постановлением Правительства г. Севастополя №119-ПП было создано ГУП «ЦЭИСГ», за которым на праве хозяйственного ведения было закреплено государственное имущество.

07 августа 2015 года по Распоряжению Правительства Севастополя № 664-РП за ГУП «ЦЭИСГ» на праве хозяйственного ведения была закреплена часть государственного имущества ГП «КБ радиосвязи».

Из материалов дела следует, что истец Кучина Л.А. в качестве председателя профкома ГП «КБ Радиосвязи» обращалась с различными заявлениями к Правительству Севастополя, в органы прокуратуры г. Севастополя, Государственную инспекцию труда города Севастополя, в ответах ей сообщалось, что ГП «КБ Радиосвязи» не имеет права вести какую-либо деятельность на территории Российской Федерации, в связи с чем назначение директора указанного предприятия является невозможным; уставные документы ГП «КП радиосвязи», бухгалтерский и кадровые документы по личному составу предприятия являются государственным имуществом города Севастополя; Правительство Севастополя и ГУП «ЦЭИСГ» не вправе увольнять работников ГП «КБ радиосвязи», поскольку не являются их работодателями.

Определением Арбитражного суда города Севастополя от 17 апреля 2014 года процедура банкротства ГП «КБ радиосвязи» прекращена, предприятие на сегодняшний день не перерегистрировано в качестве юридического лица в соответствии с требованиями Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".

Согласно положениям ст. 3, 81 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ТК РФ) индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.

По положениям ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Однако в нарушение ст. 56 ГПК РФ истцами не представлены какие-либо доказательства подтверждения о наличии трудовых отношений между истцами и ГУП «ЦЭИСГ», Правительством Севастополя, соответственно ответчики не состоят в трудовых отношениях с коллективом ГП «КБ радиосвязи» и не могут быть субъектом в индивидуальном трудовом споре.

Согласно ст. 20 ТК РФ по вытекающим из трудовых отношений обязательствам работодателя - юридического лица субсидиарную ответственность несут собственник имущества, учредитель (участник) юридического лица в случаях, в которых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлена субсидиарная ответственность собственника имущества, учредителя (участника) по обязательствам юридического лица.

Вместе с тем, как следует из материалов дела, а также не оспаривается истцами, что ГП «КБ радиосвязи» не является юридическим лицом в Российской Федерации, соответственно Правительство Севастополя, как собственник имущества ГП «КБ радиосвязи», не может нести субсидиарную ответственность по обязательствам иностранного юридического лица.

Согласно требованиям ст. 75 ТК РФ при смене собственника имущества организации новый собственник не позднее трех месяцев со дня возникновения у него права собственности имеет право расторгнуть трудовой договор с руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером. Смена собственника имущества организации не является основанием для расторжения трудовых договоров с другими работниками организации.

Данный перечень является исчерпывающим. В случае отказа работника от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 6 статьи 77 настоящего Кодекса.

Согласно п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 (ред. от 24.11.2015) "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" судам необходимо иметь в виду, что увольнение по пункту 4 части первой статьи 81 Кодекса в связи со сменой собственника имущества организации допустимо лишь в отношении руководителя организации, его заместителей и главного бухгалтера. При этом следует учитывать, что расторжение трудового договора по названному основанию возможно лишь в случае смены собственника имущества организации в целом. Указанные лица не могут быть уволены по пункту 4 части первой статьи 81 Кодекса при изменении подведомственности (подчиненности) организации, если при этом не произошла смена собственника имущества организации. Под сменой собственника имущества организации следует понимать переход (передачу) права собственности на имущество организации от одного лица к другому лицу или другим лицам, в частности при приватизации государственного или муниципального имущества, т.е. при отчуждении имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц (статья 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", статья 217 ГК РФ); при обращении имущества, находящегося в собственности организации, в государственную собственность (последний абзац пункта 2 статьи 235 ГК РФ); при передаче государственных предприятий в муниципальную собственность и наоборот; при передаче федерального государственного предприятия в собственность субъекта Российской Федерации и наоборот.

Как следует из материалов дела, и пояснений истцов, с заявлениями об увольнении к собственнику имущества они не обращались.

Согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

В соответствии со вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Севастополя по делу № 2-5590/2015 от 30 марта 2016 года Правительство Севастополя и ГУП «Центр эффективного использования собственности города» являются ненадлежащими ответчиками по данному делу, поскольку в трудовых отношениях с коллективом ГП «КБ Радиосвязи» не состояли.

Поскольку истцами не доказан факт того, что национализация имущества ГП «КБ Радиосвязи» повлекла за собой нарушения их неимущественных прав, то требования в части взыскания морального вреда также не подлежат удовлетворению.

Согласно Закону Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» от 14.05.1992 № 2343-ХП увольнение работников должника может осуществляться после открытия производства (производств) по делу о банкротстве и назначении хозяйственным судом распорядителя имущества в соответствии с требованиями законодательства Украины о труде с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Законом.

Учитывая изложенное, суд полагает, что увольнять работников ГП «КБ Радиосвязи» был уполномочен конкурсный управляющий предприятия, к которому истцы, как они пояснили, также с заявлениями об увольнении не обращались, кроме того, истцы не обращались и к арбитражному управляющему в период действия законодательства Украины.

Согласно ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. Учитывая, что истцы не обращались с заявлениями об увольнении ни к работодателю, ни к арбитражному (конкурсному) управляющему, ни к собственнику имущества предприятия, ни к ответчикам, довод ответчика о том, что истцами пропущен срок обращения с данным иском в суд, является несостоятельным, поскольку отсутствует спор об увольнении в смысле ст. 392 ТК РФ.

Поскольку истцами не доказана обязанность ответчиков уволить их, а также факт нарушения их прав действиями ответчиков, то суд полагает, что исковые требования не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска Кучиной Любови Алексеевны, Кузнецовой Наталии Юрьевны, Кузьминой Галины Леонидовны, Губанова Валентина Михайловича, Ковалишен Ивана Михайловича, Кузьминых Юрия Сергеевича, Наумовой Лидии Леонидовны, Чех Натальи Викторовны, Мазного Олега Михайловича к Правительству Севастополя, Государственному унитарному предприятию «Центр эффективного использования собственности города» отказать.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято 22.04.2019.

Судья – подпись

Копия верна:

Судья Ленинского районного

суда города Севастополя О.И. Фисюк