ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-804/2016Г от 23.08.2016 Ейского районного суда (Краснодарский край)

К делу № 2-804/2016 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 августа 2016 г. г. Ейск

Ейский районный суд Краснодарского края

в составе:

председательствующего Панченко С.Л.,

с участием прокурора Лобашовой Е.А.,

секретаря Коваленко А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ейского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию Должанского сельского поселения Ейского района «Должанское» о понуждении к устранению нарушений природоохранного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Ейский межрайонный прокурор обратился в суд, и просит обязать муниципальное унитарное предприятие Должанского сельского поселения Ейского района «Должанское» устранить нарушения природоохранного законодательства, а именно: разработать нормативы образования отходов и лимитов на их размещение; обучить лиц, допущенных к обращению с отходами I-IV классов опасности; разработать паспорта опасных отходов I-IV классов; получить лицензию на осуществление деятельности по транспортированию отходов I-IV классов опасности; разработать программу производственного экологического контроля; пройти подготовку руководителя и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Свои требования обосновывает тем, что Ейской межрайонной прокуратурой совместно с Ейским региональным отделом федерального экологического надзора Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея по поручению прокуратуры края проведена проверка исполнения хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по обращению с отходами, природоохранного законодательства. Проверкой установлено, что в результате осуществления уставной деятельности в области обращения с отходами производства и потребления муниципальное унитарное предприятие Должанского сельского поселения Ейского района «Должанское», расположенное по адресу: Краснодарский край, Ейский район, ст. Должанская, ул. Октябрьская, нарушает требования действующего природоохранного законодательства. При проведении проверки установлено, что основным и единственным учредителем предприятия МУП Должанского сельского поселения Ейского района «Должанское» является Должанское сельское поселение Ейского района, что подтверждается Уставом предприятия, утвержденным постановлением администрации Должанского сельского поселения Ейского района от 27.11.2013 № 97. Однако в нарушение указанных требований МУП Должанского сельского поселения Ейского района «Должанское» осуществляет хозяйственную деятельность в отсутствии нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных в соответствии с действующим законодательством РФ.

Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления» лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности.

В МУП Должанского сельского поселения Ейского района «Должанское» отсутствуют лица, прошедшие профессиональную подготовку в области обращения с отходами 1-4 класса опасности.

Правила проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности и типовая форма паспорта отходов I - IV классов опасности утверждены постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 №712 «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности».

В нарушение указанных требований МУП Должанского сельского поселения Ейского района «Должанское» паспортизация отходов до сих пор не проведена.

МУП Должанского сельского поселения Ейского района «Должанское» учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, соответствующий требованиям, утвержденным Приказом МПР РФ от 01.09.2011г. №721 не осуществляет.

МУП Должанского сельского поселения Ейского района «Должанское» осуществляет транспортирование твердых коммунальных отходов от населения Должанского сельского поселения Ейского района на городскую свалку, эксплуатируемую МУП Ейского городского поселения Ейского района «Комбинат коммунально-бытовых услуг». Передача отходов, подтверждается актами.

В нарушение указанных требований МУП Должанского сельского поселения Ейского района «Должанское» осуществляет вывоз твердых коммунальных отходов, то есть транспортирование, в отсутствии необходимой для этого вида деятельности лицензии.

Кроме того, программа производственного экологического контроля в МУП Должанского сельского поселения Ейского района «Должанское» - не разработана.

При проведении настоящей проверки установлено, что МУП Должанского сельского поселения Ейского района «Должанское» оказывает негативное воздействие на окружающую среды, а именно выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами (источниками), выбросы вредных веществ в атмосферный воздух передвижными объектами, размещение отходов производства и потребления, что подтверждается расчетами платы за негативное воздействие на окружающую среду 3,4 кварталы 2015г., а также актами приема-передачи отходов.

Руководитель и специалисты МУП Должанского сельского поселения Ейского района «Должанское» подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности не имеют.

В судебном заседании помощник Ейского межрайонного прокурора Лобашова Е.А. на удовлетворении исковых требованиях настаивала в полном объеме.

Ответчик – директор МУП Должанского сельского поселения Ейского района «Должанское» ФИО1 и его представитель ФИО2 в судебном заседании пояснили, что с исковыми требованиями не согласны, в связи с тем, что с отходами 4 класса опасности предприятие не работает. Доводы прокурора о том, что работа предприятия с отходами 4 класса опасности подтверждается представленным расчетом платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3-4 квартал 2015г., а также актами приема-передачи отходов, не являются доказательством. В расчете предприятие ошибочно указало класс опасности 4. Согласно Федеральному закону 1998 г. № 89-ФЗ «об отходах производства и потребления» ст.1, бытовой мусор практически является не опасным, также как и офисный мусор и относится к 5 классу опасности. Платным видом деятельности за негативное воздействие является хранение, захоронение (размещение) отходов производства и потребления. МУП «Должанское» не занимается хранением и захоронением отходов, осуществляет свою производственную деятельность только по транспортировке отходов, о чем заключило договора с населением ст. Должанской по вывозу бытовых отходов, образующихся в результате жизнедеятельности человека. По заданию потребителя, исполнитель МУП «Должанское» осуществляет вывоз ТКО на городскую свалку в места их складирования и захоронения. МУП «Должанское» заключило договор на размещение и захоронение коммунальных отходов с МУП «Комбинатом коммунально-бытовых услуг» о приеме на городской свалке бытовых отходов 5 класса. Передача отходов подтверждается актами, в которых и указан класс опасности переданного груза (отходов). МУП «Должанское» не является собственником отходов, образованных населением. МУП «Должанское» не наделено правом обучать собственников отходов по обращению с отходами 1-4 классов опасности, не должно разрабатывать паспорта на отходы населения 1-4 классов опасности. В соответствии со п.п. 30 п.1 ст. 12 ФЗ РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 4 мая 2011 г. № 99 - ФЗ - лицензированию подлежит деятельность только связанная с оборотом отходов 1 -4 классов опасности. Отходы 5 класса опасности лицензированию не подлежат. В соответствии с п.4 Постановления Правительства РФ от 16.08.2013 г. №712 «О порядке проведения паспортизации отходов 1-4 классов опасности» паспорт составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы 1-4 классов опасности. В соответствии с п. 5.3, 5.7 ГОСТ Р 53691-2009 паспорт отхода составляют и оформляют лица, уполномоченные собственником (в лице руководителя предприятия, владельца) отхода. Копия зарегистрированного паспорта отхода в обязательном порядке предоставляют предприятию, транспортирующему данную партию или любую часть партии отходов, а также каждому грузополучателю данной партии (части партии) отходов. Ответчик считает, что население потребляет продукты питания, бутилированную питьевую воду и другие необходимые вещи, которые имеют сертификат качества и неопасны для жизни, следовательно и отходы от них также не могут быть опасными. Считает, что отходы от населения могут иметь только 5 класс опасности и не оказывают негативное влияние на окружающую среду. В иске Ейского межрайонного прокурора вынесено требование к МУП «Должанское» разработать нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. МУП «Должанское», что предприятие не должно делать, так как МУП «Должанское» по численности работников не подходит к категории среднего и крупного предпринимательства, фактическая средняя численность работников предприятия составляет 17-19 человек, в том числе офисных работников 7 человек (установленный норматив к среднему предпринимательству по численности должен составлять более 100 человек), в результате объем офисных отходов незначителен и практически безопасен.

Допрошенный в судебном заседании специалист – эксперт РОФЭН (г. Ейск) старший государственный инспектор ФИО3 пояснил, что в ходе проверки МУП «Должанское» были выявлены нарушения природоохранного законодательства. На самом деле предприятие образует отходы 4 класса опасности, что подтверждается расчетами платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3,4 квартал 2015 года и за 1,2 квартал 2016года, данные документы имеются в материалах дела. Согласно №89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления» предприятия, которые образуют отходы 4 класса опасности должны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. При проверке установлено, что в данном предприятии имеются расхождения: предприятие берет отходы от населения и занимается их транспортировкой, указывая в документах произвольно, что это, якобы, отходы 5 класса. На те отходы, которые образуются в процессе деятельности самой же организацией, это предприятие также должно предоставлять расчеты платы. Из этих расчетов и следует, что в них идет речь об отходах 4 класса опасности. Так, из расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду ( раздел №4) видно, что отходы МУП «Должанское» 4 класса опасности. Это данные как 3, 4 квартал 2015 года, так и за 1,2 квартал 2016 года. Расчеты руководитель организации подписывают, скрепляет печатью. Предприятие платит за негативное воздействие на окружающую среду по сверхнормативу (коэффициент №5), у него нет лимитов, так как они до сих пор не разработаны, поэтому с предприятия берут плату за сверхлимит по коэффициенту №5. Ответчик сознательно не упоминает и о предоставлении услуг населению по вывозу хозяйственно-фекальных стоков на Ейский водоканал. Это отходы безусловно 4 класса опасности, значит на предприятие однозначно распространяется действие ФЗ №99 от 04.05.2011года «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также ФЗ №89 от 24.06.1998года «Об отходах производства и потребления», где говорится, что предприятия, осуществляющие транспортирование отходов 1-4 класса опасности обязательно должны иметь лицензию на осуществление данного вида деятельности. Однако предприятие МУП «Должанское» осуществляет вывоз хозяйственно-фекальных отходов без лицензии. Это грубое нарушение природоохранного законодательства, за что предусмотрена ответственность по ст. 8.2 КоАП РФ. Данная норма вступила в силу с 01.07.2016 года, у предприятия была до этого возможность на получение необходимых документов, требуемых природоохранным законодательством, но никто этим не занимался.

Выслушав стороны, специалиста, исследовав материалы дела, суд считает исковое заявление прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что Ейской межрайонной прокуратурой совместно с Ейским региональным отделом федерального экологического надзора Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея по поручению прокуратуры края проведена проверка исполнения хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по обращению с отходами, природоохранного законодательства.

Проверкой установлено, что в результате осуществления уставной деятельности в области обращения с отходами производства и потребления муниципальное унитарное предприятие Должанского сельского поселения Ейского района «Должанское» (далее – МУП «Должанское»), расположенное по адресу: Краснодарский край, Ейский район, ст. Должанская, ул. Октябрьская, нарушает требования действующего природоохранного законодательства.

Согласно ч.3 ст.18 Федерального закона РФ от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

В целях реализации статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» Приказом МПР и экологии РФ от25.02.2010г. №50 утвержден порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

В соответствии с п.1 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов.

При проведении проверки установлено, что основным и единственным учредителем предприятия МУП Должанского сельского поселения Ейского района «Должанское» является Должанское сельское поселение Ейского района, что подтверждается уставом предприятия, утвержденным постановлением администрации Должанского сельского поселения Ейского района от 27.11.2013 № 97.

МУП Должанского сельского поселения Ейского района «Должанское» осуществляет хозяйственную деятельность в отсутствии нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных в соответствии с действующим законодательством РФ.

Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления» лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности. В МУП Должанского сельского поселения Ейского района «Должанское» отсутствуют лица прошедшие профессиональную подготовку в области обращения с отходами 1-4 класса опасности.

Указанные обстоятельства ответчиком не опровергаются и не отрицаются.

Согласно ч.1 и ч.3 ст.14 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

Правила проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности и типовая форма паспорта отходов I - IV классов опасности утверждены постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 №712 «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности».

В нарушение указанных требований МУП Должанского сельского поселения Ейского района «Должанское» паспортизация отходов не проведена, представленные суду паспорта не дооформлены и не согласованы в установленном законом порядке, что ответчиком и не оспаривается..

В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998г. «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Так, в целях реализации п.1 ст.19 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998г. «Об отходах производства и потребления» приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.09.2011г. №721 утвержден порядок учета в области обращения с отходами (зарегистрировано в Минюсте РФ 14.10.2011 N 22050).

МУП Должанского сельского поселения Ейского района «Должанское» учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, соответствующий требованиям, утвержденным Приказом МПР РФ от 01.09.2011г. №721 не осуществляет.

В соответствии со ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Согласно п.30 ч.1 ст.12 Федеральный закон от 04.05.2011г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (п. 30 в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ).

МУП Должанского сельского поселения Ейского района «Должанское» осуществляет транспортирование твердых коммунальных отходов от населения Должанского сельского поселения Ейского района на городскую свалку, эксплуатируемую МУП Ейского городского поселения Ейского района «Комбинат коммунально-бытовых услуг». Передача отходов, подтверждается актами.

В нарушение указанных требований МУП Должанского сельского поселения Ейского района «Должанское» осуществляет вывоз твердых коммунальных отходов, то есть транспортирование, в отсутствии соответствующей лицензии.

Отсутствие лицензии ответчик объясняет тем, что на ее оформление необходимы большие временные и материальные затраты, но работа по получению лицензии на предприятии проводится.

Согласно ст.26 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998г. «Об отходах производства и потребления» юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства РФ в области обращения с отходами.

Согласно ч. 3 ст. 67 Федерального закона РФ от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» программа производственного экологического контроля содержит сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников, об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения, о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля, о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.

В нарушение указанных требований МУП Должанского сельского поселения Ейского района «Должанское» программа производственного экологического контроля до сих не разработана, что ответчиком не отрицается.

В соответствии с требованиями ст.73 Федерального закона РФ от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Таким образом, МУП Должанского сельского поселения Ейского района «Должанское» оказывает негативное воздействие на окружающую среды, а именно выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами (источниками), выбросы вредных веществ в атмосферный воздух передвижными объектами, размещение отходов производства и потребления, что подтверждается расчетами платы за негативное воздействие на окружающую среду 3,4 кварталы 2015г.

При этом в нарушении указанных требований руководитель и специалисты МУП Должанского сельского поселения Ейского района «Должанское» специальной подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности не имеют.

Ответчик - директор МУП Должанского сельского поселения Ейского района «Должанское» ФИО1 считает, что предприятие образует отходы только 5 класса опасности.

Однако суд не может согласиться с этими доводами в силу того, что согласно акту об оказанных услугах от 29.02.2016 года №2366 МУП «Должанское» заказывает услугу «вывоз хозяйственно-фекальных стоков» в ООО «ЕйскВодоканал». При этом согласно приказу Росприроднадзора №445 от 18.07.2014года «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» данная категория отходов однозначно относится к 4 классу опасности.

В судебном заседании директор МУП Должанского сельского поселения Ейского района «Должанское» ФИО1 не отрицал, что в представленных расчетах за негативное воздействие на окружающую среду за 2 квартал 2016 года стоит его подпись, а в разделе 4 указаны отходы 4 класса опасности. Этот документ заверен его подписью и печатью организации, но он тогда не вникал, что им подписывается, так как только вступил в должность директора МУП «Должанское».

Директор МУП Должанского сельского поселения Ейского района «Должанское» считает, что предприятие не обязано разрабатывать нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, так как МУП «Должанское» является коммерческой организацией, что указано в Уставе и Законе №89-ФЗ. МУП «Должанское» по численности штата и по выручке не подходит даже к категории микропредприятия.

Суд не может согласиться с данным доводами, так как согласно п. 1 ч. 1 ст. 4 ФЗ №209 «О развитии малого и среднего предпринимательства» для того, чтобы предприятие относилось к малому, должно отвечать следующим условиям: для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов акционерных инвестиционных фондов, состав имущества закрытых паевых инвестиционных фондов, состав общего имущества инвестиционных товариществ), а суммарная доля участия иностранных юридических лиц, суммарная доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должны превышать сорок девять процентов каждая. Учредителями МУП «Должанское» является исключительно администрация Должанского сельского поселения.

При таких обстоятельствах суд считает, что исковые требования Ейского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга подлежат удовлетворению, а предлагаемые истцом меры будут способствовать соблюдению законодательства в области охраны окружающей среды и экологической безопасности в ст.Должанской Ейского района Краснодарского края.

Руководствуясь ст.ст. 45, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

иск Ейского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц – удовлетворить.

Обязать муниципальное унитарное предприятие Должанского сельского поселения Ейского района «Должанское» устранить нарушения природоохранного законодательства, а именно: разработать нормативы образования отходов и лимитов на их размещение; обучить лиц, допущенных к обращению с отходами I-IV классов опасности; разработать паспорта опасных отходов I-IV классов; получить лицензию на осуществление деятельности по транспортированию отходов I-IV классов опасности; разработать программу производственного экологического контроля; пройти подготовку руководителя и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Краснодарский краевой суд через Ейский районный суд с момента вынесения решения суда в окончательной форме, начиная с 30 августа 2016 года.

Председательствующий