Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Домодедово 24 марта 2017 года
Домодедовский городской суд Московской области в составе:
Председательствующего ФИО3
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску заместителя Московского прокурора по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте к ООО «Международный аэропорт «Домодедово», ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Московской области» о признании незаконными бездействий в части не обеспечения охраны границ международного аэропорта «Домодедово», обязании обеспечить физическую охрану периметра международного аэропорта «Домодедово»,
У С Т А Н О В И Л :
Заместитель Московского прокурора по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации, обратился в суд с исковым заявлением к ООО «Международный аэропорт «Домодедово», ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Московской области» (далее - ФГКУ «УВО ВНГ России по Московской области») о признании незаконными бездействий в части необеспечения охраны границ международного аэропорта «Домодедово», обязании обеспечить физическую охрану периметра международного аэропорта «Домодедово».
В обоснование требований указал, что Московской прокуратурой по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте проведена проверка в области обеспечения транспортной безопасности, в том числе на поднадзорных объектах транспортной инфраструктуры, через которые ожидается прибытие и перемещение гостей и участников чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года. В ходе проверки установлено, что физическая охрана периметра международного аэропорта «Домодедово» не обеспечивается подразделениями вневедомственной охраны. В соответствии с условиями заключенного между ООО «Международный аэропорт «Домодедово» и ФГКУ «УВО ВНГ России по Московской области» договором последний осуществляет охрану периметра аэропорта «Домодедово» лишь путем оперативного реагирования на сигналы «Тревога» нарядами вневедомственной охраны, принятия «тревожных» сообщений и направления группы задержания. Установлено, что физическая охрана периметра аэропорта подразделениями вневедомственной охраны не обеспечена, патрулирование и контроль пропускного режима не осуществляется. Имеющиеся взаимоотношения между ответчиками не могут гарантировать неприкосновенность, безопасность и защиту охраняемых объектов, что снижает уровень антитеррористической защищенности. Кроме того, реагирование посредством тревожной кнопки не является мероприятием по охране периметра. Таким образом, отсутствие надлежащей защиты периметра международного аэропорта Домодедово противоречит закону и создает условия для возможного причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, пользующихся услугами аэропорта Домодедово. В силу прямого указания закона подразделения вневедомственной охраны обязаны осуществлять охрану периметра международных аэропортов, при этом, данная охрана должна быть надежной. Однако, ответчиками вопреки законодательству не обеспечена физическая охрана границ аэропорта Домодедово, способствуя тем самым, созданию условий для актов незаконного вмешательства в деятельность объекта транспортной инфраструктуры и создавая угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенному кругу лиц.
В судебном заседании помощник заместителя Московского прокурора по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте Московской межрегиональной транспортной прокуратуры ФИО5 исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Пояснила, что в ходе проверки в области обеспечения транспортной безопасности было установлено, что физическая охрана периметра аэропорта не обеспечивается. ООО «МАД» является международным аэропортом и держателем сертификата соответствия на аэропортовый вид деятельности, в связи с чем должен обеспечивать авиационную безопасность. Управление вневедомственной охраны является единственным органом, который в силу закона может осуществлять охрану данных объектов. В настоящее время охрана периметра аэропорта «Домодедово» осуществляется только по сигналу «Тревога», что не является гарантией надлежащей охраны, поскольку время, отведенное на оперативное реагирование, составляет 20 минут, следовательно, наряд может прибыть в аэропорт несвоевременно. Такой способ охраны, как реагирование на сообщения о срабатывании сигнализации, не противоречит действующему законодательству, однако является недостаточным для обеспечения в должной мере безопасности и защиты охраняемых объектов. Патрулирование периметра аэропорта посредством использования автомобиля позволит выявить проникновение посторонних лиц на территорию аэропорта с наименьшими временными затратами, что является наиболее целесообразным способом охраны. Осуществление охраны периметра аэропорта «Домодедово» с помощью экстренного выезда наряда вневедомственной охраны по сигналу «Тревога» (при срабатывании тревожной кнопки) не является надлежащим.
Представитель ответчика ООО «Международный аэропорт «Домодедово» ФИО6, действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, представил письменные возражения. Пояснил, что в соответствии с действующим законодательством между ООО «МАД» и ФГКУ «УВО ГУ МВД по Московской области», являющимся правопредшественником Национальной гвардии, заключен договор на оказание охранных услуг путем оперативного реагирования на сигналы «Тревога». По условиям указанного договора ФГКУ УВО нацгвардии оказывает услуги по охране границ территории аэропорта (периметра), оборудованном комплексом технических средств. По сигналу «Тревога», то есть при нажатии тревожной кнопки осуществляется экстренный выезд наряда войск нацгвардии и проводится осмотр территории, в том числе и периметра аэропорта. Обязанность по охране здания аэровокзала исполняется сотрудниками полиции путем круглосуточного дежурства, что не распространяется на сотрудников войск нацгвардии. Полагал, что охрана периметра аэропорта «Домодедово» осуществляется надлежащим способом с соблюдением действующего воздушного законодательства. Действующее законодательство не содержит требований о заключении иных договоров на оказание услуг по охране границ территории аэропорта, а также не регламентирует конкретный способ охраны периметра аэропорта. Просил в удовлетворении иска отказать.
Представители ответчика ФГКУ «УВО ВНГ России по Московской области» области» ФИО7 и ФИО8, действующие на основании доверенности, исковые требования не признали по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск. Пояснили, что между ООО «Международный аэропорт «Домодедово» и ФГКУ «УВО ГУ МВД России по Московской области» был заключен договор № от ДД.ММ.ГГГГ на оказание комплекса услуг по охране границ территории аэропорта, на основании которого охрана периметра аэропорта осуществлялась автопатрулем. В связи с сокращением численности сотрудников вневедомственной охраны полиции на 40 % и проведением организационно-штатных мероприятий, договор с ООО «МАД» на физическую охрану расторгнут с ДД.ММ.ГГГГ. Этим же числом с ООО «МАД» заключен новый договор на оказание охранных услуг путем оперативного реагирования на сигналы «Тревога» нарядом вневедомственной охраны. В соответствии с условиями договора, при срабатывании сигнала «Тревога» Управление направляет вооруженный наряд сотрудников для принятия мер по пресечению противоправных действий лиц, нарушивших общественный порядок и общественную безопасность. Охрана международного аэропорта, исходя из положений п. 2 ст. 83 Воздушного кодекса РФ, п.п. 3, 6 Постановления Правительства РФ от 01.02.2011 № 42 «Об утверждении правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры» с помощью технических средств не противоречит действующему федеральному законодательству. ФГКУ «УВО ВНГ России по Московской области» добросовестно оказывает услуги охраны международного аэропорта «Домодедово» с помощью технических средств охраны и реагирования нарядами войск нацгвардии на тревожные сообщения. В настоящее время положения действующего законодательства не предписывают в обязательном порядке одновременного оказания услуг физической и технической охраны.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ч. 4 ст. 40 Воздушного кодекса РФ международный аэропорт - аэропорт, который открыт для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, и в котором в установленном законодательством Российской Федерации порядке функционирует пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
В соответствии со ст. 83 Воздушного кодекса РФ под авиационной безопасностью понимается состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации. Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.
В силу положений ч. 1 ст. 84 Воздушного кодекса РФ обеспечение авиационной безопасности возлагается на лиц, осуществляющих прием, отправку или обслуживание воздушного судна.
Охрана аэропортов и объектов их инфраструктуры осуществляется подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, и органами внутренних дел в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п. 6 ст. 84 Воздушного кодекса РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2011 № 42 утверждены Правила охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, определяющие порядок охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры в целях обеспечения авиационной безопасности (п. 1 Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры).
Согласно п. 3 Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры организация охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры возлагается на лиц, осуществляющих эксплуатацию аэропортов и объектов их инфраструктуры.
В силу п. 25 ст. 12 Федерального закона «О полиции» на полицию возлагается обязанность охранять на договорной основе имущество граждан и организаций, а также объекты, подлежащие обязательной охране полицией в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации; обеспечивать оперативное реагирование на сообщения о срабатывании охранно-пожарной и тревожной сигнализации на подключенных к пультам централизованного наблюдения объектах, охрана которых осуществляется с помощью технических средств охраны.
Согласно Перечню объектов, подлежащих обязательной охране полицией, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.11.2009 N 1629-p международные аэропорты подлежат обязательной охране полицией (п. 10).
Из содержания приведенных норм права следует, что на ООО «Международный аэропорт «Домодедово» как лицо, осуществляющее эксплуатацию аэропорта «Домодедово» возлагается организация охраны аэропорта и объектов его инфраструктуры путем заключения возмездного договора с подразделениями вневедомственной охраны полиции.
Войска Национальной гвардии РФ были созданы путем преобразования внутренних войск МВД России. В структуру Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации включены, в том числе, органы управления и подразделения Министерства внутренних дел Российской Федерации, осуществляющие федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере оборота оружия и в сфере частной охранной деятельности, а также вневедомственная охрана, в том числе Центр специального назначения вневедомственной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации (Указ Президента РФ от 05.04.2016 N 157 (ред. от 30.09.2016) "Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации").
Согласно ст. 2 Федерального закона N 226-ФЗ к задачам данных войск относятся, в том числе, участие в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности; охрана важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством РФ; охрана особо важных и режимных объектов, объектов, подлежащих обязательной охране войсками Национальной гвардии РФ, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ, охрана имущества физических и юридических лиц по договорам.
В целях выполнения возложенных задач указанные войска осуществляют: общие полномочия, перечисленные в ст. 9 Федерального закона N 226-ФЗ; специальные полномочия (меры принуждения); иные полномочия, предусмотренные федеральными конституционными законами, Федеральным законом N 226-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Федеральная служба войск Национальной гвардии РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск Национальной гвардии РФ, оборота оружия, частной охранной деятельности и вневедомственной охраны.
В судебном заседании установлено, что аэропорт «Домодедово» имеет статус международного аэропорта.
ДД.ММ.ГГГГ между ФГКУ УВО ГУ МВД России по Московской области и ЗАО «Международный аэропорт Домодедово» был заключен договор № на оказание комплекса услуг по обеспечению охраны периметра аэропорта Домодедово. Данный договор расторгнут сторонами ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Международный аэропорт «Домодедово» и ФГКУ «УВО ГУ МВД России по Московской области» заключен договор № на оказание охранных услуг путем оперативного реагирования на сигналы «Тревога» нарядами полиции вневедомственной охраны.
В соответствии с положениями Договора ФГКУ «УВО ГУ МВД России по Московской области» приняло на себя обязательства по охране «Объекта» - Международного аэропорта «Домодедово» (периметра) с помощью комплекса технических средств тревожной сигнализации путем приема и регистрации «тревожных» сообщений (сигналов «Тревога»), поступающих с «Объекта», и прибытия группы задержания при получении сигнала «Тревога» не позднее расчетного времени (15 мин.) для выяснения причины его поступления, а при необходимости - для приятия мер к пресечению противоправных действий в отношении охраняемого «Объекта» и задержанию лиц, их совершающих. ООО «Международный аэропорт «Домодедово» обязалось обеспечить оплату вышеуказанных услуг. Данный договор заключен сроком на один год (п. 8.1.).
Кроме того, между ЗАО «Международный аэропорт «Домодедово» (Заказчик) и ЗАО «Домодедово ФИО2» (Исполнитель) заключен договор №И на оказание услуг по охране объектов инфраструктуры аэропорта от ДД.ММ.ГГГГ, по условиям которого Заказчик предоставляет услуги по охране объекта инфраструктуры аэропорта, расположенного по адресу: <адрес> в том числе: осуществляет обеспечение внутриобъектового и пропускного режима в помещениях/на территории объектов инфраструктуры, в случае нарушения целостности ограждения охраняемого объекта принимает меры по выставлению дополнительного поста охраны, в случае нарушения пропускного и внутриобъектового режима принимает законные меры к пресечению такой деятельности, задержанию и незамедлительной передаче в правоохранительные органы виновных лиц, при обнаружении в зоне ответственности поста взрывоопасных и других предметов, представляющих опасность для окружающих, принимает все возможные меры по недопущению к ним людей и транспорта, немедленно сообщает о происшедшем в правоохранительные органы, Заказчику. Охрана объекта инфраструктуры одним сотрудником САБ обеспечивается круглосуточно (п. 2 Договора).
В целях исполнения требований Воздушного кодекса РФ, ФЗ от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» и иных требований законодательства в области обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта, ЗАО «Международный аэропорт «Домодедово» и ЗАО «Домодедово ФИО2» ДД.ММ.ГГГГ заключили Соглашение.
Обращаясь в суд с настоящим исковым заявлением, Заместитель Московского прокурора по надзору на исполнением законов на воздушном и водном транспорте указал на то, что охрана периметра международных аэропортов должна осуществляться путем непосредственного нахождения на указанных объектах транспортной инфраструктуры сотрудников вневедомственной охраны, обеспечивающих физическую защиту объекта, а установление кнопки экстренного вызова наряда войск нацгвардии как средство технической защиты объекта указанную функцию не обеспечивает.
Данный довод истца заслуживает внимания, поскольку как следует из п. 4 Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры определяющие порядок охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2011 № 42, охрана границ территории (далее - периметр) в отношении международных аэропортов осуществляется подразделениями вневедомственной охраны полиции. Охрана периметра аэропорта осуществляется на основании возмездного договора с лицами, осуществляющими эксплуатацию аэропорта.
ООО «Международный аэропорт «Домодедово», будучи юридическим лицом и в силу закона ответственным за транспортную безопасность, обязано реализовывать определенную государством систему правовых, экономических, организационных и иных мер, которые соответствуют угрозам совершения актов незаконного вмешательства. Охрана границ территории международного аэропорта именно подразделениями вневедомственной охраны полиции установлена нормативным правовым актом федерального уровня, и вопрос ее целесообразности не входит в компетенцию ООО «Международный аэропорт «Домодедово».
Ссылка представителя ответчика ООО «Международный аэропорт «Домодедово» относительно обеспечения охраны периметра аэропорта Домодедово путем заключения договора от 31.12.2015 г. на оказание охранных услуг путем оперативного реагирования на сигналы «Тревога» нарядами полиции вневедомственной охраны несостоятельна, поскольку система экстренного вызова при поступлении сигнала «Тревога» фактически применяется для разового вызова наряда ФГКУ «УВО ВНГ России по Московской области» для принятия мер к пресечению противоправных действий и задержанию лиц, их совершающих, без осуществления данным нарядом охраны периметра аэропорта Домодедово и выявления фактов незаконного вмешательства угрожающих безопасной деятельности транспортного комплекса.
При этом, суд не может согласиться с заявленным истцом способом охраны периметра международного аэропорта Домодедово.
В судебном заседании помощник Заместителя Московского прокурора по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте ФИО5 пояснила, что, исходя из положений п.п. 4.3 Правил организации охраны объектов, подлежащих обязательной охране полицией, утвержденных приказом МВД России от 07.05.2014 № 410, охрана периметра международных аэропортов должна быть надежной, в связи с чем, ФГКУ «УВО ВНГ России по Московской области» обязано обеспечить физическую охрану периметра аэропорта «Домодедово». Полагала, что именно такой способ охраны периметра аэропорта будет являться наиболее надежным и эффективным.
В соответствии с п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.02.2011 N 42 "Об утверждении Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры" охрана границ территории международных аэропортов осуществляется в отношении международных аэропортов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации - подразделениями войск национальной гвардии Российской Федерации.
Как уже обозначено выше, исключительное правомочие по охране территории периметра международного аэропорта принадлежит подразделениям войск национальной гвардии РФ. Определяющим в понятии охрана является обеспечение безопасности охраняемого объекта.
Ни законом, ни подзаконными актами не установлен конкретный вид охраны (технический и/или физический), периметра международного аэропорта. Такой способ, как физическая охрана периметра международного аэропорта не предусмотрен нормами действующего законодательства.
Вместе с тем, как следует из п. 6 Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры в целях осуществления охраны периметра аэропорта устанавливается ограждение, а также организуются контрольно-пропускные пункты.
Ограждение аэропорта оборудуется инженерно-техническими системами, обеспечивающими воспрепятствование несанкционированному проникновению лиц и транспортных средств на территорию аэропорта. На территории международного аэропорта создаются непрерывно функционирующие посты (пункты) управления охраной аэропорта и объектов его инфраструктуры, оборудованные техническими средствами для сбора, обработки и хранения в электронном виде данных со всех инженерно-технических систем охраны, с автоматической передачей этих данных в режиме реального времени органам федеральной службы безопасности и органам внутренних дел Российской Федерации, а также Федеральной службе по надзору в сфере транспорта (п. 9 Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры).
Кроме того, суд полагает, что заявленный Зам. Московского прокурора по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте способ охраны периметра международного аэропорта Домодедово путем обеспечения физической охраны периметра аэропорта не отвечает требованиям надежности и эффективности, учитывая общую протяженность периметра аэропорта Домодедово не менее 26 км, сокращение штатной численности сотрудников вневедомственной охраны, отсутствие патрульного автомобиля в течение некоторого времени на определенных участках по периметру аэропорта, что не исключает возможности проникновения за периметральное ограждение аэропорта посторонних лиц. Данный способ не обеспечивает непрерывный постоянный контроль границ территории аэропорта сотрудниками вневедомственной охраны войск национальной гвардии.
Таким образом, учитывая, что заявленный Зам. Московского прокурора по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте способ охраны периметра международного аэропорта не предусмотрен нормами действующего законодательства, не отвечает требованиям надежности и эффективности охраны периметра аэропорта, исковые требования Заместителя Московского прокурора по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации к ООО «Международный аэропорт «Домодедово», ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Московской области» о признании незаконными бездействий в части не обеспечения охраны границ международного аэропорта «Домодедово», обязании обеспечить физическую охрану периметра международного аэропорта «Домодедово» нс подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований заместителя Московского прокурора по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте к ООО «Международный аэропорт «Домодедово», ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Московской области» о признании незаконными бездействий в части не обеспечения охраны границ международного аэропорта «Домодедово», обязании обеспечить физическую охрану периметра международного аэропорта «Домодедово» отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в месячный срок путем подачи апелляционной жалобы через Домодедовский городской суд.
Председательствующий ФИО10а